Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 9:30

Великий Устюг — Россия Март 2021

На наберезной реки Суконы, на берегу которой раскинулся Великий Устюг, красуется приметная старинная усадьба, в ней расположился Великоустюгский историко-архитектурный и Художественный музей-заповедник. Конкретно в этом здании только краеведческий музей, а сам заповедник совсем не ограничивается этими стенами.

Музей-заповедник Великого устюга объединил 15 памятников архитектуры, самые интересные из них — собор Успения Пресвятой Богородицы (XVII—XVIII вв.), Михайло-Архангельский собор (XVII в.), Троицкий собор Троице-Гледенского монастыря (XVII—XVIII вв.), церковь Вознесения (XVII в.), церковь Дмитрия Солунского (XVIII в.). И семь музеев: Музей истории Великого Устюга, Музей природы края, Музей этнографии, Музей древнерусского искусства, Музей новогодней игрушки, депозитарий, Детский центр.

На календаре весна, а весь город укрыт толстым слоем белоснежного снежного покрова. Великий Устюг стал белым, но не утратил своего исторического величия. Еще один короткий переход по набережной, вот и пришли к самому историческому сердцу города — Соборному дворищу. Интересное и подходящее название: на маленьком пятачке «жмутся друг к другу» несколько храмов, а их стены образуют узкий дворик.

Самый большой и главный — Собор Успения Пресвятой Богородицы со сдвоенной колокольней. Он очень похож на Успенский храм Кремля. Надо заметить, что храму сильно не везло — на этом месте за века уже сгорело пять деревянных храмов. Построенный позже каменный храм тоже сгорел, что мы видим сегодня — 7я реинкарнация.

Великий белый Устюг и большой черный паровоз

В старину храм гордился святыней — иконой «Богоматерь Одигитрия». Как-то раз новгородцы напали на город, сожгли храм и захватили святыню, только ладьи захватчиков не смогли сдвинуться с места, пока ушлый морячок не додумался связать веревкой икону. Позже новгородцы одумались, морячка жестоко казнили, икону вернули, храм с извинениями восстановили за свой счет. После революции икона исчезла, а красные голодранцы решили еще и скинуть с колокольни самый большой колокол «Варлаам» весом 1054 пуда 1754 г. отливки.

Бесценный колокол, звон которого слышали за 50 верст, упал с высоты, но не разбился! Потом босяки долго изгалялись в святотатстве — калили колокол на огне, разбивали его, пилили. По воспоминаниям, все, кто был замешан в этом богомерзком деле, в течение короткого времени померли. В летнее время на колокольню можно подняться, но зимой она закрыта, как и храм — до конца реставрации очень далеко.

Великий белый Устюг и большой черный паровоз

Напротив Успенского собора — богатый дом Аленёвых-Чебаевских, XIX в. Первый хозяин здания — Аленев, был протоиереем Успенского собора, а еще и иконописцем. Сейчас в доме музейный центр, созданный персонально для детей.

Великий белый Устюг и большой черный паровоз

Через дорожку от Детского центра — приметный деревянный купеческий домик с резными наличниками. Он интересен не только декором, но и сереньким котищем, что живет в нем, я его лично видел за стеклом! Для кота в окне сделана дверца, от которой до земли проложены мостки, чтобы котяр спокойно гулял по улицам и возвращался, не беспокоя хозяев! До чего же я люблю такие городки — маленькие, тихие, провинциальные и патриархальные.

Тишь, спокойствие, умиротворение, — что еще нужно для размеренной и счастливой жизни? Однако, идиллия, что видим мы, обманчива: здесь нет главного — как и во многих других городах, отсутствует работа. Потому жителям приходится уезжать на заработки в другие регионы, а это ужасно, что не работает старинная поговорка — «Где родился, там и пригодился»(((

Великий белый Устюг и большой черный паровоз

В Соборное городище также входит Собор чудотворца Прокопия Праведного (единственный, куда можно зайти), но, его чудесный иконостас в пять ярусов с резьбой с позолотой, тоже не увидать, он в реставрации. У входа цыганки пытаются развести приезжих на деньги — неприятно это. Перед храмом лежит «камень желаний» — сядь на него и вуаля, исполнятся все мечты! По легенде на Устюг надвигалась грозная огненная туча, нашпигованная камнями — апокалиптическая картина, если представить ее в натуре.

Молитвами Прокопия камнепад случился в лесах да болотах, а город остался невредим, одно только не пойму, как народ понял, что туча камнями «заряжена»? Говорят, что камень желаний именно с той тучи, и привезен с места падения. У нас народ тоже к камню потянулся, правда, перед нами собачка зачем-то камень пометила. Стена к стене с Прокопием стоят Церковь Иоанна праведного и Богоявленская церковь — туда не пускают.

Городище находится прямо на берегу реки Сухоны, порой там бывают мощные ледоходы. Можно видеть фото, как огромные торосы из толстых льдин громоздятся прямо у стен церквей, но, ледоход ни разу не повредил святых стен.

Великий белый Устюг и большой черный паровоз

Через замерзшую реку на другой берег протоптана тропинка, по которой снуют местные и туристы, несмотря на строгий запрет выхода на лед. Напротив Соборного городища виднеются силуэты Дымковской слободы — 10 минут приятной прогулки по снегам, что полностью скрыли лед, и мы на другой стороне реки Сухоны.

К осмотру просится холодная церковь Дмитрия Солунского, на ее фасаде Образ Спаса Вседержителя. Говорят, что огромная фреска, подсвеченная лампадой, служила маяком для речных капитанов. Зимой храм закрыт и выглядит неважно.

Великий белый Устюг и большой черный паровоз

Второй храм теплый — Сергия Радонежского, состояние храма чуть лучше, радует, что церковная жизнь затеплилась и здесь. Появилась надежда, что древние церкви не станут убогими заброшками, пугая прохожих выбитыми рамами. Есть версия, что первые храмы на этом месте возвели в честь участия устюжан аж в Куликовской битве!

Пытаясь вместить храмы в объектив, чуть отошел, а вокруг-то глубокие снега, тут же провалился и набрал снега в ботинки))) С этой стороны реки открывается замечательный вид на Соборное городище, что на противоположном берегу.

Великий белый Устюг и большой черный паровоз

Вернувшись в городок, мальчишкам и девчонкам, а также их родителям, стоит заглянуть в городскую Резиденцию Деда Мороза, а также на его почту, что рядом. Удивительно, что именно на эту почту со всего мира приходят письма, адресованные самому доброму зимнему Волшебнику. На конверте можно даже не мудрить с адресом, достаточно написать два слова — Деду Морозу!

Как же это возможно, не иначе волшебство? — на самом деле все просто и сложно. Когда начали раскручивать проект Вотчина Деда Мороза, местные почтари заключили с Почтой России соглашение, что любые письма, где указан Дедушка, обязательно будут пересылать только в В.Устюг. На почте хранятся тысячи писем со всего мира, ребятня активно пишет, даже несмотря на развитие и-нета и общее неверие в чудеса.

Великий белый Устюг и большой черный паровоз

За городом находится Троицко-Гледенский монастырь, но, у меня не хватило времени попасть туда, хотя в городе поезд стоял 7,5 часов. Для будущих путешественников монастырь может быть интересен.

Я сладкоежка, потому в любых краях пробую местные вкусности. После обеда зашел в рекомендованный магазин Устюг-хлеб, что на ул. Красная, 90, и купил пирожное картошку. Скажу без сомнений: вкуснее картошки я не ел никогда в жизни. Могу говорить это с полной уверенность, ибо, уже три десятка лет делаю картошку самолично — хэндмейд))). Перед отъездом планировал еще прикупить вкусняшек в дорогу, вот обида была, что магазин перед носом закрыли…

В теплый, уютный и обжитый вагон, с самого утра ждущий нас на вокзале Великого Устюга, вернулся на такси — автобусов после обеда туда не сыскать. Вагончик тронулся, а перрон вместе с одиноким вокзалом, как в песне, остался на месте.

До следующего утра можно бы расслабится, если бы не одно «но» … В 6–20, когда поздний зимний рассвет лишь вступает в свои права, на станции Галич предстоит невероятная развлекуха — к нашему поезду подцепят настоящий ПАРОВОЗ!!!

Великий белый Устюг и большой черный паровоз

Темным морозным утром вдоль всего длиннющего состава растянулась цепочка полусонных и полуодетых пассажиров, спешащих к голове поезда. А там движуха — к составу прицепляют огромный черный паровоз. Еще 50 лет назад это была обыденность, а нынче раритетная диковинка. Огромный черный котел вознесен на мощных колесах, выкрашенных красной краской. Из трубы валит столб густого дыма, изо всех дырок диковинного агрегата пышет белый пар. Нижняя решетка и лобовая часть паровоза заиндевела от белого инея: локомотив пригнали из самой Москвы.

Великий белый Устюг и большой черный паровоз

Не меньше сотни паксов с детьми окружили диковинного черного дракона. Телефоны щелкают без перерыва, делая сотни кадров в ретро-стиле, и пусть от мороза немеют пальцы, главное, что в электронной памяти появился очередной «фото-шедевр» — «я и паровоз». Детишек ставят на лесенки, взрослые рядом. Сделать нормальное фото без лишних фигур почти невозможно, но надежда остается — будет еще одна паровозная фотосессия.

Великий белый Устюг и большой черный паровоз

На вокзале Костромы толпа вновь окружила паровоз со всех сторон. Надо раскрыть небольшой секрет, и сказать, что за паровозом прицеплен большой и красный тепловоз))) Можно подумать, что паровоз только для красоты и антуража пригнали, но это не так — я специально говорил с обоими машинистами.

Штатный пассажирский паровоз сломался (это бывает), а сегодняшний раритет грузовой и резервный. Силенок у него немного, а состав очень длинный — 19 вагонов, а еще рельеф трассы с подъемом. Тепловоз помогает тащить тяжелый состав, заодно и страхует на случай отказа паровой тяги.

Великий белый Устюг и большой черный паровоз

Народ так был воодушевлен и заинтересован, что все ломанулись в кабины паровоза и тепловоза! Ясный пень, и я полез в тесную кабину по крутейшей лестнице, пытаясь не запачкать почти новую дубленку. Мне так хотелось поглазеть на кочегара, машиниста и уголь-антрацит… Во время движения уголь в топку подает механический транспортер, однако, пока паровоз не набрал скорость, уголь в топку кидает чумазый кочегар лопатой — невероятно, это происходит в 21 веке!!!

Великий белый Устюг и большой черный паровоз

Спустился вниз, а машинист тепловоза и говорит: «теперь на руки посмотри» — на поручнях то настоящая сажа. Едва не час народ толпился у черной диковинки, пока машинист не дал басовитый гудок и выпустил столб черного дыма из черной трубы. Тепловозный коллега ехидно ухмыльнулся — «опять резиновые сапоги в топку бросил».

Когда по возвращении я, захлебываясь от восторга, рассказывал своей дочери о поездке под паровозом, она просто хмыкнула — «ну и что?!?» Для нашего поколения паровоз — волнующая диковинка, а для современной молодежи — просто атавизм прошлого. Ведь нынешняя молодежь совсем забыла задорные песни нашей юности: «Наш паровоз вперед лети…»