Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был вчера 21:36
...

Вильнюс — Литва Апрель 2021

На днях у меня была запланирована встреча с одноклассницей. Мы нечасто встречаемся, но регулярно. В этом году, оказывается, исполняется двадцать пять лет со дня окончания школы. С классом за все время встречались единожды. Практически все живут в Вильнюсе, но вот так сложилось… А с ней периодически обмениваемся новостями. Кафе у нас пока еще закрыты, поэтому решили воздухом подышать. Навеянный, прошлой прогулкой в Валакампяй, и нахлынувшими воспоминаниями, я предложил съездить в еще одно место, где в советское время тоже было яблоку негде упасть. Это Зеленые озера, находящиеся на окраине Вильнюса. Сам я не вожу машину, поэтому воспользовался случаем, что одноклассница была за рулем.

Путешествие к центру Европы

Ехать недолго, и уже на подъезде к озерам, я увидел указатель, что до парка Европы всего семь километров. А я давно хотел туда попасть!.. Никак не мог никого уговорить. Во-первых кто уже был, второй раз не хочет, а во-вторых отпугивает цена в 11 евро плюс 2 евро за парковку. Решено было съездить и туда. Кассирша оказалась к нам благосклонна, и сделала скидку в шесть евро на двоих.

Магдалена Абаканович.Польша.Территория неопознанного роста.
Магдалена Абаканович.Польша."Территория неопознанного роста".

Парк находится в самом настоящем лесу!.. Осенью здесь можно грибы собирать. Сегодня на дворе весна, но пока об этом ничто не напоминает. Лишь изредка можно встретить выбивающиеся из земли цветочки, которые мы называем подснежниками. Причем, что это не подснежники, я узнал совсем недавно. Но, погода совсем не весенняя, то снег, то дождь, то солнце пробивается. Скорее конец ноября, чем начало апреля.

Путешествие к центру Европы

Нам выдали схему расположения фигур, но это мало помогло. Нам и не надо. Сами разберемся!

История Европейского парка началась тридцать лет назад, благодаря стремлению и упорству скульптора Гинтараса Каросаса, который мечтал создать музей современного искусства в заброшенном лесу.

Французский национальный институт географии в 2001 году вычислил, что географический центр Европы находится неподалеку от Вильнюса. Гинтарас Каросас поставил импровизированный памятник-компас центра Европы, который указывает стороны света и расстояние до городов.

Путешествие к центру Европы

Музей создан, как целостный ансамбль природных и художественных произведений. Выразительный ландшафт парка, холмы и склоны, маленькие пруды вместе с произведениями искусства составляют единое целое.

Путешествие к центру Европы
Стрийдом Ван дер Мерве.ЮАР.(1961-)
Поймай ветер. 2004 г.
Стрийдом Ван дер Мерве.ЮАР.(1961-) "Поймай ветер". 2004 г.
Путешествие к центру Европы

Если бы я сюда попал лет десять назад, то увиденное, наверное, вызвало бы вначале удивление, а потом разочарование. Теперь такие музеи не редкость, и с каждым годом их число растет. Символы, образы и абстракция выходят на первый план, а то, к чему мы привыкли — изящество, красота форм, понятные и приятные для глаз произведения, отодвигаются на задний план. И я не удивлюсь, что через несколько лет править балом будут такие вот музеи.

Николай Колязов.Болгария.(1971-   )
Каменные зеркала. 2002 г.
Николай Колязов.Болгария.(1971- ) "Каменные зеркала". 2002 г.
Похоже!

Еще совсем недавно это вызывало у меня отторжение, но с каждым новым походом взгляд постепенно меняется. Если раньше, это выглядело не более, чем забавным, теперь интересно, то я не удивлюсь, что в скором времени буду восторгаться этим миром самых странных человеческих фантазий.

Эль Сайед Абду Селим.Египет.(1952-    )
Ева между деревьев.1997 г.
Эль Сайед Абду Селим.Египет.(1952- ) "Ева между деревьев".1997 г.
Элефтериос Нафтис.Греция.(1968-   ).
Лицо природы.1993 г.
Элефтериос Нафтис.Греция.(1968- ). "Лицо природы".1993 г.

В парке представлены свыше ста скульптур, авторы которых представляют 32 страны. Среди них работы известных современных мастеров, таких как М.Абаканович, Д.Оппенхейма, Б.Пеппер и многих других.

Мы пробыли здесь около трех часов и нисколько не было скучно! Подходя к скульптуре, сразу не читали название. Пытались угадать. Кое-что угадывалось, что-то нет. Бывало не угадаешь, но прочитав название необычной скульптуры, соглашаешься. Да, похоже или да, так может быть.

Вийнанд Зийлманс .Нидерланды.(1953-   )
Внутреннее возрождение.1996 г.
Вийнанд Зийлманс .Нидерланды.(1953- ) "Внутреннее возрождение".1996 г.
Похоже на собачку,свернувшись калачиком.

Наряду со скульптурами-ребусами понравились воздушные гимнасты и легкоатлеты! Очень оригинальная задумка. Интересно, как простому посетителю, так и фотографу.

Путешествие к центру Европы

На территории парка есть ресторан, но из-за ковидных ограничений он не работал. Располагается в интересном холме типа бункера.

Путешествие к центру Европы

Рассказ о музее под открытым небом будет неполным, если не рассказать о самой известной скульптуре. Единственный минус этой скульптуры, что она с политической подоплекой. Я очень не люблю, когда в искусство насаждают политику, но что поделать. Скульптура Гинтараса Каросаса со странным, но вполне логичным названием «ИнфоДерево» занесена во всемирную книгу рекордов «Гиннесс» в 2001 году, как самая большая скульптура из телевизоров.

На тот момент их количество составляло 2903 штуки, а чуть позже люди дополнительно привезли еще 600 телевизоров, которые вмонтировали в скульптуру. Авторская идея состояла в том, чтобы показать «абсурд и бессмысленность советской идеологии».С высоты птичьего полета, контур скульптуры создавал стилизованный рисунок дерева, похожего на лабиринт. Площадь стилизованного дерева составлял 3135 кв.м.,а общий вес 160 тонн. В центральной части композиции лежит скульптура Ленина «ставшего советским идеологическим символом «.

Путешествие к центру Европы

Спустя шесть лет, большая часть конструкции, под влиянием атмосферы, пришла в негодность. То, что осталось закрыли полиэтиленовой пленкой. Сейчас можно наблюдать лишь небольшую ее часть.

После продолжительной прогулки мы не поленились и все же заехали на Зеленые озера. Название свои они получили от того, что отличаются неповторимым ярко-зеленым цветом из-за высокого содержания карбонатов в воде. Кое-где еще лед, но там где вода, видно, что она зеленая.

Путешествие к центру Европы

Озера ледникового происхождения образовались от таяния ледников около 18 тысяч лет назад. Их окружают лесистые крутые холмы, высотой до сорока метров над водой. Почти такую же глубину имеют сами озера.

Всего их шесть, а вокруг них расположены пешеходные и велосипедные тропы. Последний раз я здесь был около пятнадцати лет назад.

Путешествие к центру Европы

С того времени пляж ничуть не изменился, и даже пирс остался такой же, когда мы детьми приезжали летом сюда купаться. Конечно деревянное покрытие полностью заменили, но расположение и планировка остались точно такими же, какие были тридцать лет назад!..

Путешествие к центру Европы

Сама территория стала более благоустроенная. Повсюду оборудованы места для пикника. Говорят, летом здесь как и когда-то очень много людей.

Путешествие к центру Европы

В советское время сюда можно было добраться на автобусе 36.Он проезжал мимо нашего района, но шансов втиснуться в автобус-кишку были невелики, и нам приходилось ехать несколько остановок в центр на конечную остановку автобуса.

Потные, обезумевшие от жары люди, штурмом, в прямом смысле этого слова, брали автобус. Такая же картина повторялась, когда нужно было возвращаться назад.

Нашей дислокацией неизменно был вот этот пирс. Здесь мы ныряли, плавали, играли в «сифу».За час до отъезда уже никто не купался. Все обсыхали, чтобы не ехать в мокрых плавках.

Путешествие к центру Европы

Никогда не забуду один случай. Решили мы как-то сделать заплыв вот от этого места пирса и до другого конечного пирса. Все же крутые!.. Я два года занимался в спортивной школе плавания, поэтому в себе был уверен. Правда, к тому моменту я уже плавание бросил.

Путешествие к центру Европы

Так вот плывем гуськом, все вместе. Все хорошо. Но, вот метров за десять до пирса, чувствую, что-то силы начинают покидать меня. Я конечно доплыл, и виду не подал, но с того момента больше на дальние расстояния не плаваю. Урок на всю жизнь!.. И совсем не понимаю тех, кто специально плывет на центр озера и там плескается. Это же всегда может быть последний раз!.. Утопают, как правило, не те, кто боится воды, а наоборот тот, кто не чувствует страха.

Путешествие к центру Европы

После Зеленых озер грех было бы не заехать на бывшую бумажную фабрику. С архитектурной точки зрения смотреть там нет на что, а вот с исторической такой объект пропускать нельзя. Свое начало, фабрика, а тогда еще просто мастерская по изготовлению бумаги, берет с 1690 года, когда эти земли принадлежали виленскому архиепископу Казимежу Бжостовскому. В архивах и сейчас можно встретить бумажные записи с гербом архиепископа.

Путешествие к центру Европы

Настоящая бумажная мануфактура начала строится в 1834 году, а через два года уже эксплуатировалась. Хозяевами считались тогдашний виленский бурмистр Франек Опица и немецкий бумажных дел мастер Вильгельм Лагенбах. Из технического оснащения мануфактура могла похвастаться котельной, двумя мельницами, и пресс машиной.

Путешествие к центру Европы

Расцвет фабрики пришелся на конец 19 века, когда она принадлежала купцам Шварцам. На тот момент, она считалась одной из самых больших и современно оснащенных предприятий по изготовлению бумаги на просторах западных губерний Российской империи, выиграв конкуренцию у Кучкуришской бумажной мануфактуры. В год производилось до 1300 тонн писчей, технической и курительной бумаги. В 1896 году поставили новую котельную, которая просуществовала до наших дней.

В советское время, в 1985 году, на фабрике трудилось около 500 человек. В 90-х годах производство пошло на спад, а с 2009 года предприятие перестало работать, и государство внесло ее в список охраняемых объектов культурного наследия.

Вот так моя встреча с одноклассницей превратилась в путешествие к центру Европы и интересную прогулку!…