Турист Андрей (Ciriulic)
...

Вильнюс — Литва Март 2021
Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Валакампяй — это часть города, знакомая большинству наших граждан, благодаря находящемуся здесь пляжу. В 1931 году поселок Волокумпе насчитывал 155 жителей. Сейчас проживает не намного больше. Первый снимок делаю с Валакампяйского моста, хорошо знакомому прежде всего женатому населению. Каждый год можно наблюдать картину, когда жених должен пронести невесту через весь мост или несколько метров. Если хватит силенок.

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Спустимся вниз. Из жилых домов здесь в основном преобладают летние домики и дачи. Частные роскошные дома, дворцы и виллы находятся по соседству с Валакампяй в районе Турнишкес. Там проживает президент, политики и прочая элита местного розлива. Туда даже соваться нечего. Заметут быстро!..

Одна из целей, моей сегодняшней прогулки, заброшенный пионерский лагерь «Жибурелис». В инете информации о нем практически нет. Да и не нужно. Что я не знаю, как там было в пионерских лагерях?.. Знаю. А еще знаю, что в этом пионерском лагере, в году этак 1957, целую неделю находился мой десятилетний отец, но, не выдержав разлуки с домом, сбежал домой и уже не вернулся.

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

На входе нас встречают импровизированные ворота. В одном из зданий еще теплится жизнь. Здесь по субботам проводится «блошиный» рынок. Остальные здания заколочены. Везде надпись «Частная собственность». Дома, симпатичные, со своей архитектурой, но скорее всего жить им осталось недолго. Место очень хорошее, земля дорогая, а желающих построить тут дом, пруд пруди.

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Эх, а ведь я еще застал пионерские времена. Словосочетание» Честное пионерское» действовало магически. Человеку, это сказавшему, ты верил безоговорочно!.. Больше, чем «зуб даю»!… Хотя про зуб для меня звучало тоже страшно (сказывался страх перед стоматологом), и я всегда соглашался:«Верю!»

В пионеры нас принимали в доме престарелых для ветеранов Великой Отечественной войны. Какой-то дедулька повязал мне алый галстук на такой узел, что я и дома его с трудом развязал.

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Зато какие гордые мы шли обратно! На дворе была осень, но у всех курточки были распахнуты!.. Чтобы всем было видно, идут пионеры!.. Для нас патриотизм был не простым словом! А сейчас…

До сих пор внутри переживаю, что, по сути, мы остались без своей страны, Родины. У меня нет какой-то болезненной ностальгии по тем временам. Я хорошо себя чувствую в настоящем. Но вот есть какая-то пустота. Как будто ты сирота. Ведь в Литве нас все равно своими не считают, а в России мы вообще «немцы».

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Поэтому я с теплотой вспоминаю пионерские лагеря, правда не все. Всего я был три раза. Первый раз это было в 1986 году, когда мне было восемь лет. Хорошо запомнил, потому что в это самое время проходил Чемпионат мира по футболу в Мексике. Я очень переживал, что не посмотрю чемпионат. Но меня никто не спрашивал. В итоге я посмотрел только один матч-полуфинал ФРГ-Франция, в котором 2:0 победили немцы.

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

В самом лагере мне понравилось. Ходили и пели строем патриотические песни, кушали в столовой котлеты с кашей. Зарница и мазание лиц ночью зубной пастой прилагается. Единственно, когда всех уже разобрали родители по домам, нас пятерых оставшихся, вожатые заставили менять постель всего отряда для следующей смены. А ведь помните, что в пододеяльниках отверстие чаще всего было сбоку. Мне, ребенку, было тяжело проделывать такие манипуляции с одеялом. Так вот, всю жизнь всеми способами, я стараюсь избегать менять пододеяльник, и делал это всего несколько раз!

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Следующие два раза пришлись на 1990 год. В первом лагере в Вевисе было много русскоязычных и даже с моего района. Было классно. Я играл в свой любимый футбол, а вечером на дискотеке последней песней всегда звучала «Лайф из лайф»!

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Ничего не подозревая, согласился съездить в пионерский лагерь в Тракай… На дворе все тот же 1990 год, но время перемен неумолимо надвигалось. Никакими пионерами тут уже и не пахло, зато развевался литовский триколор, а русских презрительно называли «кацапай».Я добровольно отбыл ссылку в одиночестве. Единственного друга забрала бабушка. Но не будем о грустном. Тем более выскочил «сторож».

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Выйдя из этого атмосферного места, я направился на Валакампяйский пляж. Шел я через лес, так как знал, что по дороге встретятся два красивых деревянных дома. Первый пришлось снимать издалека, а вот во втором хозяев не было, поэтому и фото более интересными получились.

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Повсюду лежали поваленные деревья, так как зима в этом году выдалась снежная и деревья просто не выдерживали нагрузку снегом.

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Рядом по дороге проносились автомобили. В 1963 и 1964 годах здесь впервые в Вильнюсе проводились соревнования по шоссейным кольцевым автомобильным гонкам на призы очень популярной тогда газеты «Вечерние новости».Это было событие республиканского масштаба. Победители и призеры отбирались на Спартакиаду, помимо этого было и еще много всяких призов. В гонках, помимо литовских спортсменов, участвовали и гости из Риги и Москвы. Литовским гонщикам было тяжело тягаться с москвичами, так как их спорткары ЗИЛ-112 С с красивым стеклопластиковым кузовом и двигателем мощностью 240 л.с. были намного мощнее.

Фото из интернета

Но была надежда на каунасца Алоизаса Йорудаса. Его машина выделялась не только красивой формой, но и прекрасными техническими характеристиками. После тренировок и контрольных заездов накануне, многие надеялись на победу Алоиза. О ней мечтал и сам спортсмен. Вначале он попытался, как можно скорее избавиться от соперников, но на втором круге, несправившись на крутом повороте, он потерял управление и на полной скорости врезался в дерево. Удар оказался смертельным.

Победителем же в классе спортивных автомобилей стал Г. Жарков из Москвы, лучший круг которого составил порядка 120 км/ч. Второе место занял тоже москвич, гонщик Б.Курбатов, а третьим финишировал каунасец А.Климайтис.

Помимо личных зачетов, соревновались и команды. С большим отрывом победили те же Г. Жарков и Б.Курбатов, представлявшие команду «Труд» московского Лихачевского автозавода. Они были награждены хрустальным кубком газеты «Вечерние новости». Второе место заняли рижане.

После трагического происшествия, в целях безопасности, гонки здесь решили больше не проводить.

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

А вот и пляж. Пик его наибольшой популярности пришелся на начало 60-х и вплоть до того момента, когда автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения. Раньше до пляжа можно было добраться или пешком, или на троллейбусе номер 14,который был всегда переполнен. Ехать надо было с троллейбусного кольца до первого пляжа всего остановки три, но людей все равно набивалось под завязку.

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Еще один способ добраться, для нас детей самый интересный, на пароходе. Он плыл с пристани недалеко от Зеленого моста и до пристани, которая немного не доходила до пляжа.

Самой пристани не осталось, зато есть ступеньки, напоминающие прошлые времена. И да! Туалет еще сохранился!..

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Летом на пляже всегда была тьма народа. Многие играли в футбол, волейбол и шахматы. Я здесь играл футбол лет с 14-ти, в течение 25-ти лет, а старожилы, которым перевалило уже за восемьдесят, рассказывали, что они начали здесь играть с 1962 года!..

Фото из интернета

В этом здании было кафе-мороженное. Детский рай. А на улице всегда стояла бочка с квасом, а для взрослых с пивом.

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Все изменилось с развалом Союза и приходом лихих 90-х… А они действительно были лихие!.. Кафе-мороженное превратилось в шашлычную. Начали продавать алкоголь. Постоянно происходили какие-то разборки, а из динамика звучал шансон.

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

На смену «Белым розам» пришли песни «Владимирский централ» и «А в таверне тихо плачет скрипка». Инженеры стали «базарменами».Кто спился, кого убили, а кто-то стал олигархом. Только те, кто был у власти…остались там же, за редким исключением.

Теперь же времена наступили совсем другие. На пляже не то что выпивать нельзя, так и курить можно только в одном специальном отведенном месте! Сейчас весна, но людей немало. В хорошую погоду много прогуливающихся. Летом все также играют футбол и волейбол, а в шахматы единицы. Не популярны они сейчас.

Справа надпись:Место для курения
Справа надпись:"Место для курения"
Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Приезжают молодые семьи, устраивают пикники. Детворе тоже есть, чем заняться. Конечно, по сравнению с прошлыми временами, людей здесь отдыхает в разы меньше. Литва озерный край!.. Сразу за городом десятки озер. Большинство едут туда. Считается, что вода там чище.

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Это одно из моих самых любимых мест в городе, правда лет пять я здесь не был. Слишком много воспоминаний. Ностальгия штука тонкая. С одной стороны приятно ноет под ложечкой, с другой мучительно давит. Здесь у меня прошло и детство, и юность, и молодость… Разные этапы жизни, которые сложились по разному.

Прогулки по Вильнюсу. Валакампяй

Но жизнь прекрасна!.. Жизнь продолжается!..