Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 15:26
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Москва — Россия Март 2021

В начале XVII века в исторических хрониках начинает фигурировать Басманная слобода, местность на северо-востоке Москвы.

Своим названием Басманная слобода обязана слову «басман», произошедшим от татарского батман или шведского безмен — и то и другое обозначало вес. Согласно словарю В. И. Даля басманом назывался «дворцовый или казенный хлеб». От него пошло название пекарей-басманников, а от них название перешло к слободе, в которой они жили.

По другой версии, название слободы произошло от слова басма — так на Руси называли тонкие листы металла с изящным рельефным рисунком, которые использовали для украшения икон. Тогда можно предположить, что в слободе жили чеканщики по металлу.

Ещё совсем недавно Басманный район именовался Бауманским в честь Н. Э. Баумана. После завершения советской эпохи название изменилось.

На территории района родились Пушкин и Лермонтов. Александр Сергеевич присутствовал в храме Никиты Мученика на Старой Басманной где отпевали его дядю Василия Львовича.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

Соответственно, говорить по теме можно много и долго, но я хочу вкратце рассказать о двух объектах.

По адресу Старая Басманная № 15 расположен Сад им. Баумана — бывшая усадьба Голициных (построенная в XVIII веке на фундаментах путевого дворца Василия III)

Вход в сад зажат между домов и оформлен довольно просто. Если не знать, даже не подумаешь, что за воротами парк — маленькая отдушина большого мегаполиса.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

В XVIII–XIX веках на месте парка располагались приусадебные участки дворянских семей.

В конце XVIII века князь Михаил Голицын передал в общественное пользование сад своей усадьбы. Жителям Москвы «дозволялось гулять по нему невозбранно».

В 1900-х годах к общественному саду были присоединены части находившихся рядом на Новой Басманной улице приусадебных участков Чулковых и Левашовых.

После Революции к территории сада добавили участок промышленника Николая Стахеева. Его усадьба прилегала к Новой Басманной, в результате чего парк получил второй вход.

Официальное открытие состоялось весной 1920 года под названием «Сад имени 1-го мая».

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

В 1922 году сад переименовали в имени Баумана, а вот бюст в честь революционера появился лишь в 1972 г.

В 20-х годах была построена открытая концертная площадка, со сцены которой выступали Шульженко и Утёсов.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

Здесь снимали один из эпизодов фильма «Покровские ворота». Летом, как и в былые времена, на открытой сцене проводятся концерты. Зимой прилегающее пространство задействовано под каток.

В советское время в Саду им. Баумана я бывал не часто.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

Запомнилась некошеная трава, пенсионеры доминошники, очередь за шашлыком и невероятно скрипучие качели.

В 90-х в саду конь не валялся, зато 15 лет назад началась реставрация. Многое удалось сделать, сохранив ауру места.

По результатам летнего рейтинга столичных парков, составленного в 2013 году, отреставрированный садово-парковый комплекс занял пятое место по популярности, наряду с парками Красная Пресня, Филёвским и Лианозовским.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

Года три назад мы всей семьёй, набрав в сумку продуктов, приехали сюда встречать Новый год.

Походили, посмотрели, но решили-таки вернуться, успев к бою курантов.

Что нас смутило, точно уже не помню. Сад им. Баумана место зачётное и прогуляться здесь в любое время года приятно.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

Теперь же в парке проводилась Олимпиада для школьников.

Скачав дома задание, мы приехали в парк.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

В одном из вопросов требовалось ответить, чего не было на карте района середины позапрошлого века? Ответ очевиден — железной дороги. Ещё одним пунктом предлагалось найти вот такую табличку и ответить про породу собаки.

В общем справились.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

Я в этих местах бываю теперь не часто. Воспользовавшись моментом, решил пройтись по Новой Басманной, и рассказ мой далее уже не радужный.

Улица возникла не ранее 1640-х гг. Здесь жили иноземные офицеры организованных Петром I солдатских полков. Пётр ездил в Преображенское именно по Новой, а не по старой царской дороге, что шла по Покровке и Старой Басманной. Во времена Петра Новая Басманная называлась Капитанской слободкой.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

Если в Москву приедет Светлана Басманова, я проведу для неё экскурсию. Про Новую Басманную говорить можно много и долго, но это в другой раз. Не будем отвлекаться…

Вот как выглядел вход с Новой Басманной в Сад им. Баумана в 2010 г.

И вот что теперь.

Десять лет назад возле храма Апостолов Петра и Павла от машин было не протолкнуться.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

По соседству старушки раскладывали на асфальте свой нехитрый товар.

В настоящем, после множества ремонтов и перестроек, многострадальная Москва стала эффектней. Машину где попало не бросишь. Без припаркованных авто город выглядит красивей — это факт.

Бабулек, портивших буржуазный имидж, с их соленьями и старыми книгами, тоже не видно. По всей видимости, бабушкам подняли пенсии. Им теперь на всё хватает ещё и остаётся с лихвой. Канары закрыты, они теперь круглый год в Красной Поляне отдыхают.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

Иногда бывает так: человек свою квартиру оставляет, дабы её отремонтировали. Управляющая компания начинает работать и шарашит под чистую. Хозяин возвращается: вроде как всё прилично сделано, но при этом снесено то, что было так дорого, и о чём речь не шла — но заплатить за это нужно.

Теперь объясню с азов:

Существует версия, что строительство храма Петра и Павла велось по чертежам, которые лично составил царь Пётр. Во всяком случае царские 2 тыс. рублей, что были выделены под возведение — достоверно известный факт.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

К церкви прилегало кладбище, в годы индустриализации закатанное в асфальт. Так оказались утеряны могилы многих исторических личностей, в том числе сподвижников Петра.

С другой стороны, сложно отрицать духовный порыв, которым жило предвоенное общество. Да, кладбище осквернили, но мраморные плиты не выбросили на помойку. Их использовали в качестве строительного материала. Храм Перта и Павла в начале 30-х закрыли. Внутри и склад был и что-то ещё.

Когда строили дорогу, могильные плиты разрезали на куски и укладывали в качестве бордюра. Одна из таковых легла не той стороной, отчего был виден текст со старославянскими надписями.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

Возле площади Красных ворот во время войны располагалась зенитная батарея. Камень пережил бомбёжки Москвы, развенчание культа личности, Оттепель, застой, Перестройку, разруху 90-х и Ельцина вместе с Лужковым.

Дорогу за все эти 80 лет периодически латали, снимая старый асфальт и укладывая новый. Мрамор и гранит долговечней бетона, соответственно бордюры трогали.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

Рядом парковались машины, но при этом мало кто смотрел под ноги. Я периодически бывал на Новой Басманной. Если приезжали друзья, брал на себя функцию гида и удивлял их, показывая камень.

Весной прошлого года Москву посетил Владимир. Я был занят, посоветовав Володе прогуляться по Новой Басманной и найти бордюрный камень с надписью на старославянском. Владимир ничего не нашёл, храм усиленно реставрировали, и рядом опять-таки шла стройка.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

(Фото Владимир Попов из рассказа В церкви апостолов Петра и Павла в Басманной слободе…)

И вот теперь я возле храма Петра и Павла — в восьмистах метрах от того места, где родился Лермонтов! Как и предполагалось, каменные бордюры заменили не пойми чем. Самое удивительное, это «не пойми что» заделали под мрамор. Выходит, знали, что убирают.

Хотелось лечь, прикрыть бы телом родные камни мостовой...

Не уверен, что читатели меня поймут, но мне, увидев этот беспредел, захотелось плакать.

В современной России в год по два раза предъявляют обвинение тому или иному губернатору. При обыске находят огромные суммы денег. Москва же, если смотреть все эти аресты и задержания, город, где нет коррупции.

Каждый год в начале лета гастарбайтеры начинают корёжить бордюры, меняя нормальные на новые. Сколько на это выделяется денег, уму не постижимо! Зато по ТВ постоянно крутят, как тому или иному ребёнку не хватает на операцию.

Спрашивается, неужели нет желания расходовать деньги экономно? Увы, здесь другое… Москва настоящего это уникальное явление, где в составе правительства города нет ни одного коренного москвича.