Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 10:27
...

Вильнюс — Литва Декабрь 2020

Практически каждый гость нашей столицы, прилетающий в Вильнюс, неминуемо проезжает мимо этого района в центр. А ведь за неказистыми домами и некоторой неухоженностью скрывается история.

Науйининкай — один из самых больших районов города. Как и большинство других привокзальных районов мира, район долгое время считался одним из самых криминальных, но теперь это в прошлом. Свое историческое начало район берет с 1862 года, когда официально открылся регулярный маршрут поезда Петербург-Варшава, пролегавший, как раз через Вильну.

До начала строительства вокзала, местность в районе, где теперь находятся Науйининкай, была практически безлюдна. После открытия вокзала здесь началась активная застройка домами, преимущественно для рабочих. С тех времен до наших дней дожили «говорящие» названия улиц-Рабочих, Плотников, Кондукторская. Сам район называли Комины или Новый Свет.

Прогулку свою начну недалеко от того места, где находится моя работа. И так, одно из достопримечательностей или по крайней мере известным местом считается здание бывшего Такси-парка, построенного в 1974 году. В генеральном плане значился другой парк, с фонтанами и цветами, но так как старый Такси-парк на улице Наугардуко уже не выдерживал нагрузок, то план пришлось изменить. Это был настоящий «живой организм»,со своими базами отдыха для работников, спортивными командами и планами «пятилеток».Парк насчитывал около восьмисот машин, и примерно столько же работников. Работала диспетчерская, автосервис и автомойка. Здание состояло из восьми этажей и гордилось своим серпантином внутри. Все, наверное, помнят детский фильм «Приключения Электроника».Многие сцены, если не все, снимались в Литве. Так вот в начале фильма есть момент, где герои — злодеи во главе с блистательным Николаем Караченцевым на мотоциклах спускаются по этому серпантину.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

Первые трещины в работе парка появились в 1987 году, когда у таксистов появилась возможность заниматься частным извозом. А уже в годы независимости все развалилось. От парка осталось одно название, а в здании появились различные фирмочки. Постепенно разрушаясь, оно приходило в запустение, и стало больше похожим на «призрак». Помню, здесь, на фоне здания, снимали сцену из короткометражного фильма про апокалипсис!.. Новые хозяева много раз менялись и судились между собой. И только совсем недавно сделали капитальный ремонт. Правда здание уже пару лет пустует. Опять там что-то не так. Вот такая судьба!

Я направился вверх, вдоль по улице, названной в честь литовских летчиков, совершивших первый трансатлантический полет, Даряус ир Гирено к троллейбусному кольцу.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

В 2009 году Вильнюс стал культурной столицей Европы, и к этому событию здесь был установлен памятник по проекту скульптора Дарюса Бражюнаса. Многие ошибочно называют его скрипичным ключом, но это не так. Это цветок папоротника!.. По замыслу автора, приезжающему в нашу столицу туристу, цветок принесет удачу, а уезжающему, удачу в полете!.. Так как район считается «рабоче-пролетарским», памятник решили сделать из металла.

Возле троллейбусного кольца, затерявшийся среди многоэтажек, стоит столб-часовенка. Она здесь с незапамятных времен. Считается, что здесь проходила старинная мощенная дорога, которая начиналась от Руднинских ворот, и через улицу Св. Стефана вела за город в Руднинскую пущу, где городская знать облюбовала место для охоты. Возле часовенки делали привал, молились и продолжали путь.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

Вместе с образованием железной дороги канула в лету и дорога, а часовенка осталась и стоит здесь до сих пор. В часовне находилась фигура Святого Иоанна Непомука, которую в 1973 году забрал в свои фонды художественный музей. Когда стоишь возле часовенки, невольно возникают исторические картинки тех времен.

В поисках интересных домов я побрел дальше по улицам Капсу и Паневежё, изредка сворачивая, и забредая дальше. Казалось вот-вот найду что-то интересное, но нет.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

Кроме холма с не очень презентабельным видом и декабрьскими яблочками обнаружить ничего не удалось, поэтому пошел туда, где точно знал, что найду.

Улица Дзуку очень хорошо сохранилась. Раньше она имела название Шкаплерная, но почему именно так называлась историки не пришли к единому мнению до сих пор. Как и не ясно, почему в 1940 году она получила теперешнее название.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

Хороши дома вдоль дороги, а если углубиться, то в большинстве своем советские «хрущевки». Но и того, что сохранилось вполне хватает, и дает представление о том как выглядела улица полтора века назад.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

Много крепко сбитых домов, которые и еще сто лет простоят. Это не хоромы, но вполне симпатичные дома.

В советское время эта улица держала пальму первенства по криминогенной ситуации. Сюда было лучше не соваться… В лихие 90-е это еще тоже была неблагополучная улица. Теперь же спокойно. Можно идти и не бояться, что кто-то за спиной размозжит тебе череп. А такие случаи были!.. И не один.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

Из трех церквей в Науйининкай купол церкви Александра Невского самый высокий. Много раз я проходил мимо этой церкви, но так ни разу не поднялся на холм. Все откладывал на следующий раз. И вот этот случай представился.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

Построена в 1896–1898 годах по модному тогда принципу, когда вместе с храмом действовала и школа (в данном случае до 1915 года).В 1937–1960 годах здесь действовал православный женский монастырь Марии Магдалены. Во многом, благодаря усилиям сестер, храм был восстановлен после бомбардировки в 1944 году. Затем сестрам пришлось покинуть храм.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

Возле него была построена колония для трудновоспитуемых несовершеннолетних девочек. Храм тоже был передан для нужд колонии. Только во время независимости церковь вновь передали верующим и, после ремонта в 2012 году, двери открылись всем желающим. Через пару лет вернулись и сестры. Это единственный действующий православный женский монастырь в Литве.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

Недалеко находится Староверское кладбище. После раскола церкви в 1666 году, когда после реформ патриарха Никона церковь разделилась на православных и староверов, последние отказавшись от новшеств, вынуждены были уходить от преследований в глубь империи. И сегодня, в Восточной Литве, особенно в Рокишкском и Зарасайском районе, можно обнаружить староверские деревни, посредине которых стоит небольшая деревянная церковь.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

Вильнюсский центр сообщества староверов находится в Науйининкай. Здесь единственный официальный храм и кладбище. Здание, построенное в 1882 году, тогда еще без башен, многие десятилетия имела статус приюта, так как царские власти запрещали староверам иметь свой храм. И только после революции 1905 года религиозные гонения смягчили, позволив официально открыть церковь. На этом кладбище похоронены, оставившие самый яркий след в истории староверов Литвы, Леонид и Евгения Пимоновы.

Здесь могилы моего отца и деда. Они не были староверами, но так уж получилось.

За староверским кладбищем начинается православное Евфросиньевское кладбище. Каких-то очень известных имен здесь не найти. Похоронено много генералов, статских советников, инженеров и др. Но широкому кругу читателей они будут неизвестны. Из самых известных людей, пожалуй стоит упомянуть родоначальника Вильнюсской школы рисования и ее многолетнего директора, художника Ивана Трутнева.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

Доминантой кладбища, является церковь Святой Евфросиньи Полоцкой, которую проектировал известный архитектор Николай Чагин.

Неподалеку, на холме, находится полукруглая розовая часовня, в которой похоронен Тихон Зайцев, пожертвовавший на обустройство кладбища 4 000 тысячи рублей.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

А тут часовня погибшим во время Первой мировой войны. Внутри мозаичная икона.

За кладбищем можно увидеть роддом. Некоторые здания уже новой постройки. Здесь родилась моя мама. Раньше улица называлась Восьмое марта, но новые власти решили переименовать. Может и правильно.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

Сразу за ним дом, который многими вильнюсцами воспринимается, как бывший дворец. Раньше и я так думал. Но это была всего навсего офтальмологическая клиника, правда для того времени очень современная.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

Была построена в 1881–1884 годах, на деньги художника и филантропа графини Марии Тизенгауз-Пшездецкой. Больница славилась современными операционными залами. Как медицинское учреждение, больница функционировала до 2015 года. В последнее время здесь был дом престарелых для людей с нарушенной психикой. Что хотят сделать сейчас, неизвестно. Кстати, улица теперь названа именем той самой графини.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

В Науйининкай находится Футбольный стадион литовской федерации на шесть тысяч мест, правда газон искусственный. Здесь проводятся все международные матчи, потому что он единственный в Вильнюсе соответствует международным нормам. В советское время, в 1989 году, началось строительство нового стадиона. Потом Союз развалился и стадион законсервировали. Много раз пытались его достроить. Было вложено и разворовано миллионы денег, но факт остается фактом-стадион так и стоит разваленным.

Фото из интернета.

Напротив стадиона стоит еще один интересный объект. Это небольшое здание таможни. Точно такое же стоит на улице Басанавичюса. Их осталось всего две. Здесь:

И там:

Еще с начала шестнадцатого века Вильнюс опоясывала средневековая стена с девятью воротами(остались только возле Острой Брамы). В начале девятнадцатого века царские власти решили убрать стены и границы города и расширить дальше. На основе таких изменений появилось несколько новых «городских ворот», которые назывались сторожевыми. В здании с колоннами находилось пару комнат для солдат, а возле строения столбы с государственными гербами и шлагбаумом. Чтобы попасть в город, нужно было пройти досмотр. Сторожевые работали около полувека, а потом были закрыты. Одна из причин в том, что здания не были объединены стеной, и многие несознательные граждане, легко избегали проверки, обойдя сторожевые посты окольными путями. Закрытые здания были разрушены, а некоторые перестроены до неузнаваемости. Поэтому на данный момент их осталось только две.

Прогулки по Вильнюсу. Науйининкай

На этом месте прогулку свою заканчиваю. Надеюсь было интересно.