Турист Артём Черепанов (Mnemon)
Артём Черепанов — был 15 марта 23:18
🇺🇦

Интервью с настоящим капитаном круизного судна

Стамбул — Турция, + 2 города — Италия, Барселона — Испания, Афины — Греция Октябрь 2009

Интервью было взято в октябре 2009 г.

Скоро трёхдневный переход Чивитавеккья — Стамбул и есть некоторые опасения будет ли чем заняться в эти дни безостановочного плавания без выхода на землю, но хорошая погода отметает всякие сомнения: заняться точно будет чем — делов-то — лёг на палубу и загорай. Хватило бы времени хоть на это, — только успевай между едой, занятиями спортом, концертами, общением. А можно пригласить симпатичных девчонок из соседней каюты на фотосессию — они тут давеча желали. Но есть что то, что не даёт лежать спокойно, скребётся внутри острым коготком — что бы сделал сегодня для тех, кто ждёт тебя на берегу, о чём прочитают они сегодня. Шум волн за бортом, конечно, легко заглушает этот далёкий голос, зовущий творить, а лёгкие порывы солёного от брызг ветерка сдувают всякие намёки на попытки совести обозначить своё присутствие.

Интервью с настоящим капитаном круизного судна

Капитан стоит на мостике, вглядывается вдаль, смотрит на приближающийся вулкан Стромболи. Стромболи дымит. Капитану для картинности не хватает трубки, — подымить вместе с вулканом, и бороды. Но капитан не курит, он у нас ведёт здоровый образ жизни — дышит свежим воздухом. Кто высказал ту мысль — уже не вспомнить: давайте возьмём интервью у капитана. Сказано — сделано. С помощью сотрудников «Метрополис-тура» получено согласие капитана. Да и как тут ему не согласиться — наши девчонки — тайное оружие — капитану они нравятся!

Ровно в назначенное время заходим в капитанский бар. И капитан, как всегда, — сама пунктуальность! А девчонки улыбаются, создают неформальную атмосферу! Можно начинать!

На фото: капитан ТХ «Ван Гог» Валерий Васильевич Плачинда

Валерий Васильевич, когда Вы начали работать капитаном?

11 лет я работаю стафф-капитаном и капитаном, а впервые вышел в море в 14 лет. Мои первые круизы были на маленьком пароходике «Аю Даг» на Чёрном море. На том судне я был юнгой, нес ночную вахту, управлял судном, стоя на руле под руководством опытных «морских волков», делал свои первые прокладки на навигационных картах, учился определять место судна. Мне настолько понравилось, что я решил посвятить свою жизнь морю. Я часто напеваю себе одну и ту же песенку: «В просторах голубого большого океана я сам за рулевого, я сам за капитана…».

«Ван Гог» — любимое судно, на котором я работаю капитаном. И особенно мне нравится работать на нем сейчас с Метрополисом и русскими пассажирами. Об этом нельзя было и мечтать в прошлом. Даже в горбачевские времена такие круизы были очень редки и только для избранных.

Зачем вы берёте лоцмана, как же гордость капитана, как же современные навигационные системы, позволяющие с точностью до 1 метра пройти по любому маршруту?

Интервью с настоящим капитаном круизного судна

На фото: лоцманский кораблик подходит к борту ТХ «Ван Гог»

Думаете, они мне нужны, если я хорошо знаю местные условия? Лоцманская проводка, как правило, обязательна в большинстве портов. Это, конечно, связано с обеспечением безопасности, что вполне логично, но еще и способ заработать деньги, дать людям работу. Например, в Мессинском проливе лоцманская обязательная проводка введена ещё в 1975 году. Я работал тогда на теплоходе «Федор Шаляпин». Однажды там произошла авария с танкером, и итальянцы использовали эту проблему, чтобы ввести лоцманскую проводку, как обязательную. И вот уже 23 года существует это правило, хотя реальных трудностей в прохождении не существует. Разве что в плохую видимость. Но при безопасной скорости маневрирования это всё равно не представляет труда.

В порту Чивитавеккья есть правило — не работать винтами вблизи причала, так как вода размывает причал. Но это относилось к старому причалу. Уже выстроены новые, но правило почему-то никто так и не отменил. Поэтому, хочешь или не хочешь — приходится брать буксир, платить деньги. Вообще, старая Европа отличается такими правилами.

Вот еще пример — Босфор и Дарданеллы. Если идёшь транзитом, не заходя в Стамбул и порты Мраморного моря, то можно проходить без лоцмана. Еще не так давно опытные капитаны имели разрешение лоцмана не брать, и при этом наше пароходство выплачивало к зарплате так называемый «безлоцманский бонус». Сэкономив деньги за проводку, ты мог получить их часть в виде бонуса. Кроме капитана, данный бонус платили ещё и вахте, которая стояла на мостике. Ну, а сейчас турки намеренно мешают свободному проходу — для тех, кто не берёт лоцмана, устроили одностороннее движение. Соответственно, в ожидании, когда пройдут встречные суда, теряется много времени. Поскольку спорить, даже аргументировано, с ними бесполезно, то приходится брать лоцмана. С лоцманом можно ходить в обе стороны без задержек. Иначе задержки могут быть и на сутки, а у нас жесткое расписание. Кое-где помимо лоцманов навязываются обязательные буксиры, которые стоят немалых денег. Например, в Англии использование буксира стоит 3000 долларов. Я же беру буксир, только когда сложные погодные условия не позволяют безопасно маневрировать в порту. За год экономия набегает значительная.

И даже если я и беру лоцмана, то всё равно все делаю самостоятельно, не передавая ему управление судном. Лоцман просто стоит и наблюдает. Зато правила соблюдены.

Также и любое маневрирование, например, заход в порт и подход к причалу — осуществляю сам. Хотя не во всех странах это возможно, часто бывают очень жесткие правила, например, в Хайфе или австралийских портах. Но это относится только к заходу в акваторию порта. Манёвры у причала — только сам, так как лучше меня судно никто не знает, а у каждого судна есть свои особенности управления. Да и за всё несет ответственность только капитан, лоцман считается лишь советчиком.

Валерий Васильевич, а что запоминается в круизах? Что запоминается особенно?

Конечно же в основном запоминается хорошее, ничего плохого я просто стараюсь не помнить! Любые чрезвычайные ситуации я пытаюсь предотвращать, поэтому плохих воспоминаний не остается — только хорошие! Каждый круиз запоминается по-своему и интересен, в первую очередь, расписанием — города и страны, длительность морских переходов.

И, конечно же, интересными людьми, с которыми встречаешься. Мне ближе всего по духу — кругосветки. Они привлекают океанскими переходами, менее утомительным расписанием заходов в порты, но в то же время большим разнообразием стран и континентов, неповторимым колоритом экзотических островов.

Северная Европа — это ежедневные заходы в порты и определенные навигационные сложности, связанные с интенсивностью движения в проливах и подходах к портам. Расписания Метрополиса — насыщенные и продуманные. И хорошо, что есть переходы и стоянки в портах с ночевкой — ведь у меня нет выходных дней, и только они позволяют слегка расслабиться.

Какие у вас любимые маршруты?

Из года в год у меня разное расписание. Как я уже говорил, все меньше нравятся маршруты с утомительными частыми заходами в порты. Каждый день ночные бдения в проливах, каналах и реках, вход и выход, швартовки, иногда в весьма сложных условиях, как взлет-посадка для летчиков, поэтому всё чаще хочется уйти в кругосветку с длительными переходами через океаны. Всего их у меня было ровно десять на разных пассажирских судах.

В 2007–2008 году на тх «Ван Гог» мы сделали три уникальные кругосветки с английскими пассажирами. Причем две из них подряд. Это — первые в моей жизни трёхмесячные кругосветки без замены пассажиров, и, честно говоря, я был очень пессимистически настроен, когда затевался этот проект — 450 туристов постоянно в окружении друг друга, не меняясь, что могло привести к некоторым психологическим конфликтам. Вообще, принято делить кругосветные круизы на сегменты по нескольку недель, месяцу с подлётами новых групп в определённые порты. Хотя всегда есть сотня храбрых туристов, которые делают всю кругосветку, и не зря — надо же обогнуть шарик хоть раз в жизни, почувствовать себя Магелланом. А здесь же абсолютно все — одни и те же туристы находились постоянно на борту. И несмотря на моё сопротивление и неверие в то, что это будет хорошо, всё прошло просто замечательно! В первую очередь, благодаря нашему замечательному экипажу. В архипелаге островов Сан Блас в районе Панамы мы нашли замечательный райский остров с великолепным пляжем, который назвали именем судна. Высадились туда на катерах и организовали совместный отдых туристов и экипажа с всевозможными спортивными играми, шоу и, конечно же шашлыками. То же самое делали на атолле Рангироа во Фрацузской Полинезии. Для туристов до сих пор незабываема эта семейная атмосфера добра и тепла. Получено было 98% положительных отзывов туристов, все они сдружились, даже, можно сказать, стали одной семьёй. 93 дня и 30 портов — 2/3 пути прошло в открытом море.

А по возвращению в порт отправления в Англии, мы в тот же день снова ушли в очередную кругосветку в обратном направлении и с другими портами, поменяв туристов. При этом 30 туристов после первой кругосветки отправились во вторую! До сих пор стюарды, стюардессы официанты, доктор и многие другие, в том числе и я, получаем открытки и благодарные письма от пассажиров из тех круизов!

Интервью с настоящим капитаном круизного судна

Валерий Васильевич, скажите, Вы столько работаете, а успеваете ли увидеть что-нибудь интересное?

Конечно, много чего повидал. Люблю живность — видел любовные игры касаток: огромные касатки размером с катер выпрыгивают во весь рост, видел и летающих рыб и дельфинов, огромных черепах размером с рояль, шумные птичьи базары… Вчера мы проплывали совсем рядом с вулканом Стромболи. Стромболи почти не извергается, но я всегда пытаюсь подвести судно ближе, чтобы туристы посмотрели на вулкан, стоящий посреди моря. На обратном пути он только дымился, а по пути «туда» было видно небольшое извержение, и многие туристы, возможно впервые в жизни, смогли его увидеть, хоть и слабое, но настоящее.

А однажды в Красном море позвонил помощник, сказал, что за 30 миль от нашего пути извергается вулкан. Я развернулся, подошел. Такое зрелище бывает раз в жизни — потоки лавы, выброс раскалённого пепла высоко в воздух! Для нас это было зрелище, а, как оказалось на самом деле, там пострадало много людей. Стромболи по сравнению с тем вулканом — детская хлопушка. Но такие зрелища — редкость. Но море, берега, разные страны — это всегда интересно. Но конечно, в первую очередь, для туристов. А жизнь капитана, во многом — это рутина. С появлением современных средств связи бумажной работы стало ещё больше — мы пишем постоянные отчёты, нас контролируют с использованием всех средств контроля. Раньше ушел в море, и сам себе хозяин — связи нет. А сейчас спутники, факсы, интернет…

Интервью с настоящим капитаном круизного судна

А жизнь капитана, во многом — это рутина. С появлением современных средств связи бумажной работы стало ещё больше — рапорты, отчёты, заявки на снабжение и т. д.

Радистов уже нет и все приходится делать самому или нагружать помощников. Раньше ушел в море, и сам себе хозяин — связи нет, только редкие короткие радиограммы.

А сейчас спутники, факсы, интернет… Кроме того, постоянные инспекции и проверки в разных портах — по безопасности, санитарные, таможенные. Именно поэтому морской пассажирский транспорт самый безопасный.

Случались чрезвычайные ситуации?

Чрезвычайные ситуации мы стараемся предвидеть и поэтому избегаем, анализируя навигационные сводки и прогнозы погоды, изучая особенности портов и подходов к ним, проводя постоянные занятия с экипажем и еженедельные учебные тревоги, ежегодно делая плановые ремонты в доке. Как правило, все пассажирские суда выбирают для плавания комфортное правильное время — в сезон штормов в море судно с пассажирами никто не отправит, хотя с англичанами мы и зимой успешно делали круизы на «Ван Гог» через Бискай и шоппинг круизы в рождественские распродажи в порты Северного моря. Конечно, случалось попадать в сложные погодные условия. Помню ураган в 1997 году рядом с Таити по пути на острова Кука. Давление начало стремительно падать так, что закладывало уши, стеной шел сплошной ливень. Ураган разогнал такую волну, что потом в течении недели мы не могли работать катерами ни в одном порту по пути следования. После кругосветки был даже судебный процесс в Швейцарии — некоторые туристы посчитали, что их лишили возможности посетить порты, но компания выиграла, потому что это был форс-мажор. Таких туристов были считанные единицы.

А судно спокойно выдержало все невзгоды, никто из пассажиров и экипажа не пострадал. Ведь пассажирские суда строятся с огромным запасом прочности, остойчивости и непотопляемости. И обычно пассажирские суда редко попадают в серьезные неприятности, их всегда можно избежать. Проблемы грозят сухогрузам и танкерам, у них другой режим плавания, и конструктивные особенности таковы, что высокая волна для них опасна.

Хочу отметить, что более комфортного, чем у Метрополис, расписания в части, касающейся районов плавания и сезонов года, я еще в своей практике не встречал.

Интервью с настоящим капитаном круизного судна

Вы ходили с туристами из разных стран, совсем недавно — с англичанами. В чём отличие наших туристов от иностранных?

Конечно, люди отличаются, и это заметно. Наша публика довольно молодая и, хотя и требовательная, но вполне благодарная. Люди образованные, интересные в общении, стремящиеся к новым знаниям и впечатлениям.

Все проблемы у нас связаны лишь с тем, что наши туристы недисциплинированны. Это заметно на посадкевысадке, при соблюдении режима питания и общественных мероприятиях на борту. Кроме того, нужно отметить проблему, связанную с проносом спиртного на борт. Публика не осознаёт существование международных правил, запрещающих пронос спиртных напитков на борт, что таможни многих стран не допускают наличия спиртного у пассажиров круизных судов. Существует т.н. чёрная таможня, которая может нагрянуть с проверкой в любом порту. В частности после Амстердама часто проверяют каюты на наличие наркотиков. Если при этой проверке в каютах найдут алкоголь, то проблемы будут не только у пассажиров. Каждый, конечно, отвечает сам за себя, но если такие случаи часты, то судно заносят в так называемый список «тревожных судов», осложняющий дальнейшее пребывание судна в портах. Найденное конфисковывается, и туристы штрафуются. Однажды было такое, что за лишний блок сигарет «Прима» (а все мы помним, что в каждой стране существуют определённые правила ввоза как спиртных напитков, так и табачных изделий) с туриста взяли штраф 200 долларов. К сожалению, есть среди наших туристы, которые легкомысленно относятся ко всем правилам. Когда мы работаем с иностранцами, таких инцидентов не возникает. Иностранные туристы понимают, что если существуют какие-то правила, то ты автоматически принимаешь их, ступив на борт судна.

И еще различие — чаевые. Уже давно не советские времена. А современные русские туристы никак не могут привыкнуть к принятой во всем мире системе. Хотя даже и в «те» времена нормальным считалось давать чаевые, например, тем же таксистам, швейцарам и официантам в ресторанах. На многих судах чаевые списываются с депозита, размещённого на карточке туриста, так как это способ получить гарантированную сумму чаевых, ведь зарплата обслуживающего персонала на теплоходе рассчитывается с их учетом. Иногда чаевые сразу включаются в стоимость путевки, тем самым увеличивая ее приблизительно на 10% от минимальной стоимости.

Метрополис предпочитает схему добровольного поощрения персонала. В данный момент ситуация на судне такая — чаевые даются в конце круиза в конверте, и, таким образом, можно персонально поблагодарить стюарда (или стюардессу), официанта. В результате сумма чаевых значительно меньше, чем принято на круизных лайнерах.

Кстати, даже доходит до того, что принятые после экскурсии чаевые водителю автобуса в размере 1 евро с человека наши не дают и стремятся выйти незаметно в заднюю дверь или проскочить через переднюю, создавая толчею!

Мы много видим больших круизных судов, рассчитанных на несколько тысяч человек, если ли отличия в круизах, организованных на этих судах от круизов на судах небольшого и среднего размера?

Чем хороши такие теплоходы, как «Ван Гог»? Да тем, что пассажиры имеют возможность тесно общаться, и между собой, и с экипажем. В такой обстановке можно спокойнее отдыхать, веселее проходят все мероприятия. Туристы знакомятся, находят общие интересы, начинают дружить, чувствуя себя на судне, как дома. Теплоход легко «обживается». В первые же дни каждый находит для себя излюбленные уголки. На теплоходе «Ван Гог» туристы разных национальностей всегда чувствовали себя очень комфортно. Расположение помещений архитектурно продумано. Открытые палубы расположены так, что можно насладиться видом моря, а это главное в морском путешествии. В сезон, когда погода благоприятствует, большую часть времени пассажиры проводят на воздухе. И здесь очень важно, чтобы вид на море был удобен со всех открытых мест теплохода. Внутренние помещения также располагают и к индивидуальному, и к коллективному отдыху. Легко найти себе компанию по душе.

Как правило, на судах среднего размера туристы одной языковой среды, менталитета, поэтому легче организовать досуг для них. Метрополис — это круизы для своих, что мне особенно импонирует. Кстати, экипаж иногда принимает активное участие в организации досуга туристов. Например, большим успехом в кругосветках пользовалось шоу, где артистами были члены экипажа!

Интервью с настоящим капитаном круизного судна

Как организуется досуг экипажа? Досугом команды занимается профсоюзный комитет, который строит политику досуга экипажа. Что входит в политику? Во-первых, организация вечеров — раз в месяц. На этих вечерах, используя специальный фонд, членам экипажа вручают призы и бонусы, выбирается работник, который получит денежный приз. Проводим лотереи, разыгрываем телевизоры, DVD, организуем дискотеки, закупаем спортинвентарь. Существует бар для команды, где продаются лёгкие алкогольные напитки и сигареты. В этом crew-баре — настольные игры, компьютер с интернетом, кинотеатр. Если в портах попадаются святые места каких-то религий, то членов экипажа, исповедующих эти религии, отпускают на экскурсии. Но не всех, по правилам безопасности, 1/3 экипажа должна оставаться на судне.

Где берутся деньги на все эти мероприятия? На денежные призы идут деньги, вырученные от продажи в crew-баре. Плюс компания выделяет определенную сумму на досуг экипажа. Денежный фонд также формируется за счёт проведения лотерей и аукционов среди туристов. Например, в этом круизе разыгрывается навигационная карта, каждый может купить любое количество лотерейных билетов стоимостью всего 1 евро.

Как часто Вы бываете дома? Как часто видятся с семьями члены экипажа? Домой удается вырваться не часто, обычно моё расписание известно на 2–3 года вперед, но это касается только работы с иностранцами. Они планируют на 2–3 года вперед, у нас же особенности другие — круизы набираются непосредственно перед сезоном. Поэтому ни в одной стране, кроме нашей, такой проект, как Метрополис был бы невозможен.

В команде есть семейные пары, хоть немного, но есть. Для них мы стараемся создать комфотные условия, например, для них выделяются отдельные каюты. Офицерам тоже разрешено приглашать супругов на борт. В любом случае, на борту и одному, и с семьей жить непросто: всё-таки — служба. Сейчас, конечно, легче, а раньше чувствовали себя почти заключенными. Но это возможность нормально заработать своим трудом.

Интервью с настоящим капитаном круизного судна

А помимо дома существуют страны, куда рвётся сердце?

Для меня такой страной является — Новая Зеландия. Пробыв столько лет в море, начинаешь любить и ценить не архитектурные красоты, не города, а живую природу. А вообще все самостоятельные путешествия у меня прошлом. У меня, как капитана, один отпуск в году. Времени на путешествия нет — один проект сменяет другой. И после круизов нужно привести судно в порт стоянки. Но… В море очень трудно работать, но это моя профессия и возможность хорошего заработка. Как получается у моряков? На берегу мы никому не нужны. Заключил контракт на определенный срок — работаешь. Сошел на берег — лишился всяких прав. Нет даже трудовой книжки. Никакой социальной защищенности, кроме тех денег, которые сам заработал себе на будущее. Мы люди, если не без определённого места жительства, то, во всяком случае, без определенного места работы. Но Море — это болезнь. Несмотря на множество предложений хорошей работы на берегу, я выбираю море, потому что сменить его на офис — невозможно. Да, конечно, в море скучаешь по дому. Но возвращаясь домой — скучаешь по морю. Поскольку я живу в Одессе, мне проще — я могу хоть выйти посмотреть на него.

У вас нет выходных? Выходных нет, и в праздники мы работаем. Если старший помощник может заменить капитана, и я могу отдохнуть, то у членов команды такой возможности нет — они работают без выходных. Но маленькие праздники мы сами себе устраиваем.

Случались чрезвычайные ситуации? За всё время моей работы не случалось чрезвычайных ситуаций. Разве что сложные погодные условия. Как правило, все пассажирские суда выбирают комфортное правильное время — в сезон штормов в море судно никто не поведёт. Но конечно бывает, налетает ураган: в океане даже летом бывают сюрпризы. Нарпимер ураган — рядом с Таити и островами Кука. По сводке мы обошли самый центр и ураган прошел в 50 милях, но было жутковато: давление начало страмительно падать так, что закладывало уши, шел сплошной ливень стеной. Ураган разогнал волну — нас не принимал ни один порт. Был даже судебный процесс — туристы посчитали, что их лишили путешествия, но компания выиграла, потому что это был форс-мажор. Обычно пассажирские суда редко попадают в серьезные неприятности, их всегда можно избежать. Проблемы грозят сухогрузам и танкерам, у них другой режим плавания, и конструктивные особенности таковы, что высокая волна для них опасна.

И в завершение интервью хочется спросить: какое у Вас самое любимое место на судне? Самое любимое место на «Ван Гоге» — мостик и каюта. В каюте я могу расслабиться, отдохнуть, почитать, послушать любимую музыку, а на мостике я — капитан!