Эксперт Марина Соболь (marinasobol)
Марина Соболь
была 28 апреля 7:59

Altenahr — Германия Март 2021

На каменистом берегу мелкой прозрачной речки, в окружении высоких гор и лесов затерялась живописная деревушка Альтенар.

Замок Кройцберг и Мальтийский орден

К ней ведет извилистая дорога, вдоль которой здесь и там, высоко над головой виднеются руины древних замков и крепостей.

Когда-то грозные и неприступные, они рано или поздно всё же были разрушены людьми и временем, а камни, что можно было унести, пошли на строительство и ремонт домов в деревне.

Замок Кройцберг и Мальтийский орден

Один только замок Кройцберг в долине реки был и остается жилым уже более тысячи лет.

За такую долгую жизнь хозяевами его становились как частные лица и их наследники, так и монастыри и архиепископства. Его покупали и продавали, делили и жили несколькими семьями, отдавали и получали в приданое, за него воевали и судились.

Замок Кройцберг и Мальтийский орден

Всё это время замок сохранял свое изначальное название.

200 лет назад замок в виде приданого переходит от семейства графов Бельдербушей семейству баронов Бёзелагер. И в документах 1820 его называют тогда «белым охотничьем замчиком на горе».

Замок Кройцберг и Мальтийский орден

За эти годы охотничьим он быть перестал, а белой осталась только его высокая круглая башня.

Бароны фон Бёзелагер и сегодня остаются его хозяевами.

Замок Кройцберг и Мальтийский орден

На этом фото замок Кройцберг (стрелочка) можно видеть, поднявшись к руинам крепости Аре.

Отец актуального владельца — Филипп барон фон Бёзелагер в свое время служил в вермахте и в июле 1944 года принимал участие в покушении на Адольфа Гитлера.

Он же был единственным из участников, кто избежал наказания и остался жив, так как его имени никто не назвал даже под пытками.

Замок Кройцберг и Мальтийский орден

Что касается его жены, Пракседис баронессы фон и цу Гутенберг, то она является родной тётушкой Карла Теодора фон и цу Гутенберга, бывшего министра экономики, а потом и министра обороны. Тоже — бывшего.

Раз уж меня понесло по родственникам, то уже скажу и о том, что мама Карла Теодора — графиня фон и цу Эльтц имеет прямое отношение к замку Эльтц, о котором я здесь тоже писала.

Но и это еще не всё. Жена бывшего министра Стефания графиня фон Бисмарк и Шёнхаузен.

Её дедушка был внуком «железного канцлера» Отто фон Бисмарка.

Замок Кройцберг и Мальтийский орден

Эта фотография из интернета.

Всё, хватит о родственниках.

Возвращаюсь к сегодняшнему хозяину замка Кройцберг — Альбрехту барону фон Бёзелагер.

Ему принадлежит ещё часовня Святого Антония, а также обширные лесные угодья в долине реки Ар.

Замок Кройцберг и Мальтийский орден

Но самое интересное то, что барон является Великим Канцлером Суверенного Мальтийского ордена.

Выше него по званию в Мальтийском или Ордене Госпитальеров стоит только Великий Магистр.

Мальтийский — самый старинный на земле религиозый орден был основан Святым Йоханесом в Святой земле, в 1113 году признан папой Римским и католической церковью, позже базировался на Кипре, Родосе, Мальте, с 1797 по 1803 — в Перербурге, потом в Риме и на Мальте.

Как чисто католический Мальтийский орден залетел в православный Петербург — история особая.

Когда в 1797 году Наполеон захватил остров Мальта, сопротивления со стороны Мальтийских рыцарей он не встретил. Дело в том, что применять оружие против христиан, что бы они не творили, устав ордена запрещает.

Так Наполеон с лёгкостью выгнал их с острова.

Убежище тогда им дал Российский император Павел I, он же предоставил им несколько замков и материальные средства.

За это они избрали его Великим Мастером, что само по себе было «не по уставу» и является единственным случаем в почти тысячелетней истории ордена, когда не католик, а православный стал во главе католического ордена.

Павел I даже собрался подарить им полуостров Крым…но не успел.

После его смерти, мальтийцы покинули Россию.

Замок Кройцберг и Мальтийский орден

Сейчас они насчитывают 14000 членов ордена, 80000 волонтёров и 20000 медицинских сотрудников по всему белому свету.

Мальтийский орден имеет статус государства без территории, дипломатические отношения со 107-мью странами и собственные паспорта.

А руководит им человек, который родился и проживает в замке Кройцберг.

Я много раз ходила вокруг горы, на которой стоит замок, но ни подобраться поближе, ни даже как следует его сфотографировать так и не смогла, не говоря уже о зайти поболтать, чайку с тортиком выпить.