Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 2:18

Мартина-Франка — Италия Июль 2018

Маленькие, полные очарования, самобытные городки Италии, названия которых многие туристы никогда и не слышали. Сколько их разбросано по всей стране! В них обязательно есть церковь, а может и не одна, и исторический центр — centro storico, окунувшись в который можно почувствовать и проникнуться атмосферой этого города. И мы, порой, попадаем в такие городки совершенно случайно. Мой небольшой рассказ об одном из них.

Мартина-Франка (Mrtina Franca) — небольшой город в самом сердце Апулии на юге Италии. С населением примерно 49 тысяч человек, он второй по величине в провинции Таранто.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

Этот городок мне попался на гугловской карте, которую я тщательно изучала, готовясь к поездке по Апулье в 2018 году. Надо было как можно плотнее заполнить 7 дней в Монополи между утренним и вечерним купанием в море. В поисках куда бы съездить и что бы такого интересного посмотреть недалеко от Монополи, моё внимание привлекло название Мартина Франка. Мне оно показалось таким поэтично девичьим. Нажала на название и вышли картинки с видами городка. Эти виды уж очень меня впечатлили, и я решила непременно его посетить.

Название Мартина, которое меня так привлекло, как оказалось, вовсе не женского рода и не имеет никакого отношения к девушке. Мартино — это святой, в честь которого названа гора, на которой и расположен этот чудный городок.
Сан-Мартино — покровитель Мартины Франка, и конечно же, главная достопримечательность города — базилика св. Мартина построенная во второй половине восемнадцатого века в модном на тот момент в Апулии стиле барокко.
Базилика находится в самом центре исторического центра на площади Пьяцца-дель-Плебишито.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

На фасаде собора красуется барельеф, где изображён момент, когда духовный покровитель города, Святой Мартин делит свой ​​плащ с нищим.

Фото из интернета

Внутри базилика освещается естественным светом, который попадает внутрь сквозь 25 окон. Внутренне убранство с двенадцатью алтарями красиво и богато, но без особой роскоши, присущей итальянским церквям.

История Мартины Франка не отличается сложными историческими перипетиями, драматическими интригами и событиями. Происхождение города начинает свой отсчет с Х века. Из-за частых набегов сарацинцев, местные жители искали убежище на горе San Martino, где существовало тогда небольшое поселение. В начале XIV века принц Таранто Филипп I Анжуйский построил здесь четыре небольших деревушки, одна из которых называлась San Martino, и даровал права и свободы каждому здешнему жителю. Мартина стала стратегическим оплотом интересов Франции на южной оконечности Апеннинского полуострова, и к первоначальному названию добавилось Франка.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

Налоговые льготы, дарованные жителям Мартины Франка, привлекли множество знатных семей и, скажу по-современному, бизнесменов. Богатые семьи отстроили в городе элегантные виллы, дворцы и церкви в популярном тогда стиле барокко. Для города начинается новая жизнь: развивается промышленность, зарождаются разнообразные искусства, появляются художники, поэты и литераторы, музыканты и ученые.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

С тех пор и поныне Мартина Франка — культурный центр не только Апульи, но и всей Италии. В конце июля здесь проходят ежегодные фестивали классической музыки и оперы Валле д’Итрия. Оперы и концерты можно посмотреть в разных местах города, включая Палаццо Дукале и Базилику Сан-Мартино.

Апулья (Puglia) считается бедным сельскохозяйственным регионом Италии, не очень-то избалована туристами. Но, у всех, кто хоть раз побывал там, навсегда останутся в памяти ярко зелёные оливковые рощи, многочисленные виноградники, бесподобное побережье Адриатического моря и разбросанные то тут, то там белоснежные трулли.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

Для тех, кто может быть не знает, что такое «трулло» поясню: трулло — это традиционный апулийский дом с конической крышей, сооружённый методом сухой кладки и выкрашенный в белый цвет, а Альберобелло — целый город трулли. Старейшие из сохранившихся трулли были сооружены в XVI веке.

Альберобелло

Отличие Апульи от других регионов Италии — выкрашенные в белый цвет города: Остуни, Локоротондо, Монополи, Кастро, Мартина Франка. Это только те, в которых я побывала, а их, конечно же, намного больше.

И апулийская кухня. Может, она и не такая изысканная, но простая и вкусная, основанная на свежих местных продуктах. Паста, оливковое масло и вино — вот «столпы» апулийской кухни. Ореккьетте (Orecchiette) главная паста в Апулье в форме ушек. С 16 века это одно из самых типичных блюд Апульи. Нет ресторана или траттории в меню которых бы не было приготовленных по-разному «ушек» — с томатным соусом, овощами или морепродуктами.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

Совсем недавно на Туристере Лена apreleva1409 показала нам великолепную Перуджу и полные очарования городки Умбрии. Яркие (даже несмотря на туман), в кирпичном цвете, как отличаются они от скромных, несколько блёклых Апулийских! В каждом регионе Италии своё очарование и неповторимость. Вот почему я всегда говорю, что Италия бесконечна, и чтобы увидеть всю эту красоту и разнообразие, надо съездить туда не один раз.

Из Бари в Мартину можно приехать на поезде, а из Монополи на автобусе компании Ferrovie del Sud Est. Время в пути примерно 1 час. Чтобы миновать не очень интересный новый город, расположившийся внизу у холма, надо выйти на второй остановке centro storico.
Вход в старый город, как и во всех средневековых городах через ворота. В Мартина Франка их несколько, фрагментами уцелела и крепостная стена. Я вошла в старый город через Porta di Santo Stefano. Красивая арка Св. Стефано построена в стиле барокко.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

За аркой находится площадь Roma c дворцом Дукале. В центре площади — красивый фонтан дельфинов. Он был установлен в 1934 году по проекту известного итальянского скульптора Франческо Корренте. Это — памятник подключения водоснабжения города к Апулийскому акведуку. В центре фонтана находится скульптурная группа, изображающая дельфинов, которые олицетворяют преданность, дружбу и бескорыстную любовь. По периметру круглого каменного бассейна расположены причудливые мифические животные, изображенные в вычурных позах.

К моему сожалению и полному разочарованию дворец Дукале я, почему-то, не сфотографировала. Почему пропустила его? Ведь это одна из знаковых достопримечательностей города. Может быть, внешний вид его меня не привлёк? Но, оказывается, интерьеры в нём шикарные (видела в интернете), и посетить его было бы очень интересно.

Немного пройдя от площади Рома по улице, попадаешь на знаменитую соборную площадь Плебешито.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

На площади Плебешито рядом с собором Святого Мартина расположены дворец правосудия и гражданская башня с часами. Наверху обычные часы, а ниже — солнечные.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

Сразу за площадью Плебешито находится площадь Piazza Maria Immacolata, обычно называемая «I Portici».
Площадь формирует полукруглая галерея с многочисленными арками. Комплекс был спроектирован архитектором Тарантино Давидом Конверсано в 1854 году для размещения рынка. Под каждой аркой находятся небольшие магазинчики, рестораны и кафе. Это — коммерческий форум старого города.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

Жемчужиной города является его исторический центр с лабиринтом извилистых улочек, где попадаешь в многочисленные тупики и проходы, которые специально так строились для возможности убежать или же, наоборот, устроить засаду в случае вражеского нападения.

Удивляешься тому, как белоснежная простота соседствует с барочной экстравагантностью. Узкие улочки освещены белыми стенами, бледным камнем и крошечными открытыми пространствами. Здесь деревья растут в кадушках и вазонах, а с балконов и окон свисают кашпо с яркими цветами.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

Ещё одно значительное сакральное сооружение Мартины Франка — храм Святого Доменика (Chiesa di San Domenico), построенный на месте романской церкви Святого Петра в середине XVIII столетия. Он также в стиле барокко и экстравагантно украшен. Из-за маленького пространства перед ним сфотографировать его было очень проблематично.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

Центр Мартина Франка очарователен и уютен. Впечатление такое, будто бродишь по залам и коридорам какого-то дворца или замка. Это впечатление создаётся благодаря вымощенным и отполированным (из-за многовекового хождения по ним) до блеска улицам. Чистота невероятная и кажется, что улицы только что помыли и нетёрли как паркет. Туристы есть, но их не так много, как, например, в Альберобелло. Всё спокойно, тихо и без суеты.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

Гуляя по переулкам можно увидеть дворцы XVIII века, некоторые из которых обветшали от времени. Есть и более элегантные здания с богато украшенные балконами, причудливыми окнами в стиле барокко и арками. И тут же, рядом с ними более скромные жилища.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

В городке я провела часа три. Этого времени мне хватило на осмотр города и обед в одном из ресторанов на площади I Portici. Заказала традиционные ореккьетте с мидиями.

Мартина Франка — город в стиле барокко в стране трулли

Ну вот, и закончилась моя прогулка. Город оставил у меня очень приятные впечатления. Когда-нибудь закончится пандемия, откроются границы и мы снова начнём путешествовать за границу. И если вам доведётся побывать и в итальянской Апулье, посетите Мартину Франку. Я уверена, что она вам понравится так же, как и мне.