Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был 5 октября 20:49
Римские каникулы

Великий Устюг — город храмов и иконостасов. Часть 2

Великий Устюг — Россия Август 2019
3 17

Начало рассказа про Великий Устюг находится здесь: Великий Устюг — город храмов и иконостасов. Часть 1. В этом разделе нашего повествования мы поговорим об устюжских монастырях, как находящихся в самом городе, так и в ближайших окрестностях.



В самом центре города, рядом с памятником Хабарову, расположены два храма бывшего Спасо-Пребраженского монастыря (фото 1), который был упразднён в 1762 г. и стены которого не сохранились. Главный собор монастыря (фото 2) был построен в 1689—1696 гг. с очень богатым внешним убранством, включая изразцы (фото 3). Внутри сохранился пятиярусный резной иконостас с позолотой (фото 4), один из первых в Великом Устюге. Находящаяся по соседству тёплая Сретенская церковь (фото 5) была построена позже, к середине 18-го века, в стиле «нарышкинского барокко». Это один из самых лёгких и изящных храмов Устюга, как свечка устремлённый в небо своими тремя последовательно уменьшающимися восьмериками. Внутри также сохранился иконостас с иконами 18-го века. К сожалению, прекрасно сохранившийся интерьер храмов сейчас недоступен: с 1928 г. там располагается городской архив.

2
Фото 1. Храмы Спасского монастыря
Фото 1. Храмы Спасского монастыря
2
Фото 2. Спасо-Преображенский собор (1689-1696 гг.) Спасского монастыря
Фото 2. Спасо-Преображенский собор (1689-1696 гг.) Спасского монастыря
1
Фото 3. Изразцовый декор Спасо-Преображенского собора
Фото 3. Изразцовый декор Спасо-Преображенского собора
Фото 4. Верхняя часть иконостаса Спасо-Преображенского собора. Источник: oldboy.icnet.ry
Фото 4. Верхняя часть иконостаса Спасо-Преображенского собора. Источник: oldboy.icnet.ry
2
Фото 5. Сретенская Церковь (1725-1749 гг.) Спасского монастыря
Фото 5. Сретенская Церковь (1725-1749 гг.) Спасского монастыря



Михайло-Архангельский монастырь, находящийся чуть в стороне от реки, является ровесником Устюга: согласно летописи, он был основан монахом Киприаном в 1212 г. Киприан дружил с Прокопием Устюжским и много с ним беседовал. По легенде, именно у входа в этот монастырь Прокопий скончался и был найден припорошенным снегом. В этой связи у Святых ворот в монастырь (фото 6) были устроены две небольшие часовни, посвященные Прокопию (справа) и Иоанну (слева) Устюжским.
Изначально монастырь был деревянным и часто горел. В камне его отстроили в середине 17-го века, в основном «иждивением» богатого устюжского купца Никифора Ревякина, который сказочно обогатился на продаже сибирской пушнины (мы уже упоминали его как спонсора строительства Вознесенской церкви). В путеводителях часто отмечается хорошая сохранность монастырского комплекса в том смысле, что все его постройки 17-18-го веков до сих пор стоят. Это верно, однако состояние всех этих построек (за исключением главного собора) оставляет желать много лучшего, как видно на некоторых снимках. В монастыре (по состоянию на середину 2019 г.) ещё с советских времен находится автотранспортный техникум, и потребуется еще много средств и усилий, чтобы привести монастырь в приличный вид. Несмотря на всё это, на его территории очень приятно находиться, там чувствуешь себя умиротворенным и духовно просветленным. Мы жили в Устюге рядом с этим монастырём, и по дороге в центр и из центра часто в него заходили, благо что большую часть времени он был абсолютно безлюдным.
Сразу за Святыми воротами посетитель видит надвратную церковь Владимирской иконы Божьей Матери конца 18-го века (фото 7), над левым порталом которой неплохо сохранилась одна из фресок (фото 8). Когда-то в этой церкви находился список с прославленной московской иконы Богоматери Владимирской, сделанный устюжским живописцем.

1
Фото 6. Святые ворота Михайло-Архангельского монастыря с башенками-часовнями (18-й век)
Фото 6. Святые ворота Михайло-Архангельского монастыря с башенками-часовнями (18-й век)
1
Фото 7. Надвратная церковь Владимирской иконы Божьей Матери (1682-1688 гг.)
Фото 7. Надвратная церковь Владимирской иконы Божьей Матери (1682-1688 гг.)
3
Фото 8. Стенопись над входным порталом Владимирской церкви
Фото 8. Стенопись над входным порталом Владимирской церкви

Главный объект в монастыре (и, похоже, единственный нормально отреставрированный) — величественный пятиглавый собор Михаила Архангела с высокой шатровой колокольней (фото 9, 10 и 12). Он был построен в 1653—1656 гг., и являлся одним из первых каменных храмов Устюга. Собор стоит на высоком подклете и окружён со всех сторон галереями-гульбищами. Минимум декора придают ему северную строгость и простоту. От собора к трапезной идет монументальная двухэтажная галерея, с большими лестницами с каждой стороны (фото 9–10).

2
Фото 9. Собор Михаила Архангела (1653-1656 гг.)
Фото 9. Собор Михаила Архангела (1653-1656 гг.)
1
Фото 10. Двухэтажная галерея от собора к трапезной (1651-1653 гг.)
Фото 10. Двухэтажная галерея от собора к трапезной (1651-1653 гг.)
2
Фото 11. Собор Михаила Архангела, вид с юго-востока
Фото 11. Собор Михаила Архангела, вид с юго-востока
2
Фото 12. Собор Михаила Архангела, вид с отражением
Фото 12. Собор Михаила Архангела, вид с отражением

Сама трапезная объединена в один комплекс с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы (фото 13), которая была построена одновременно с собором на средства купца Ревякина. Церковь нелегко угадать на снимке, поскольку она до сих пор лишена купола, поэтому подскажем: церковь с алтарем — слева, справа к ней примыкает большая трапезная палата.

Фото 13. Церковь введения во Храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой (1653 г.). Церковь (без купола) находится слева.
Фото 13. Церковь введения во Храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой (1653 г.). Церковь (без купола) находится слева.

В начале 18-го века над мощами прп. Киприана, основателя монастыря, была возведена церковь Преполовения Пятидесятницы, декорированная несколькими картушам (фото 14). (Преполовение Пятидесятницы — христианский праздник, отмечаемый на 25-й день после Пасхи, на середине временного промежутка между ней и Троицей-Пятидесятницей). Мощи Киприана советские времена не пережили, зато сохранилось захоронение купца Ревякина, спонсора монастыря, у наружной стены церкви (фото 15). Его, правда, трудно найти в некошеной траве. Купец Ревякин, наверное, рассчитывал на лучшее обхождение со стороны потомков с учётом его заслуг перед городом.

1
Фото 14. Церковь Преполовения Пятидесятницы (1711 г.) над мощами прп. Киприана
Фото 14. Церковь Преполовения Пятидесятницы (1711 г.) над мощами прп. Киприана
Фото 15. Плита на могиле купца Никифора Ревякина, профинансировавшего строительство монастыря
Фото 15. Плита на могиле купца Никифора Ревякина, профинансировавшего строительство монастыря

Попасть внутрь Михайло-Архангельского собора можно только вместе с экскурсией, которую надо заказать в главном здании музея-заповедника на набережной. Внутри сохранился красивый трёхъярусный позолоченный иконостас 18-го века (фото 16), с элементами барочного и классического стилей. Первоначально собор был расписан, однако потом фрески были забелены. Когда-то в местном ряду иконостаса стояла храмовая икона конца 13-го века «Собор Архангела Михаила» (фото 17), которую забрали на реставрацию в Русский музей Петербурга, да так и не вернули (место иконы обозначено крестиком).

1
Фото 16. Иконостас собора Михаила Архангела (17-18-й век). Крестом отмечено место храмовой иконы
Фото 16. Иконостас собора Михаила Архангела (17-18-й век). Крестом отмечено место храмовой иконы
2
Фото 17. Храмовая икона Собор Архангела Михаила (13-й век), сейчас в Русском музее
Фото 17. Храмовая икона "Собор Архангела Михаила" (13-й век), сейчас в Русском музее

На паперти собора сохранилась уникальная стенопись под условным названием «Притчи старческие» (фото 18–19), которая (согласно путеводителям) является набором назидательных сюжетов для духовного и нравственного совершенствования монахов. Современному человеку нелегко во всём этом разобраться.

2
Фото 18. Стенопись Притчи старческие (начало 18-го века)
Фото 18. Стенопись "Притчи старческие" (начало 18-го века)
2
Фото 19. Фрагмент стенописи
Фото 19. Фрагмент стенописи



Троице-Гледенский монастырь находится на холме на правом берегу Сухоны рядом с её слиянием с Югом (см. карту снизу; добираться туда из Устюга надо либо на собственной машине, либо на такси). Монастырь основан в конце 12-го века и был одним из первых христианских монастырей в этих тогда ещё языческих местах.

Карта 1. Расположение Троице-Гледенского монастыря

Когда-то рядом с ним находился город Гледен, который был разрушен в 1438 г. во время гражданской войны за московский престол между князьями Василием Тёмным и его двоюродным братом Дмитрием Шемякой. Монастырь сохранился, и даже был отстроен в камне на средства устюжских купцов в конце 17-го — начале 18-го веков, однако после секуляризации церковных земель Екатериной II пришёл в упадок и был упразднён в 1841 г. Советские времена также не пошли монастырю на пользу, и сейчас (помимо главного собора) он пребывает в полузаброшенном состоянии (фото 20–22). Каменные стены вокруг монастыря успели построить только наполовину, а потом в связи с екатерининскими реформами закончились деньги.

Фото 20. Святые ворота (середина 18-го века)
Фото 20. Святые ворота (середина 18-го века)
Фото 21. Успенская церковь (1730-1740 гг.)
Фото 21. Успенская церковь (1730-1740 гг.)
Фото 22. Тихвинская церковь с трапезной палатой (1730-1740 гг.)
Фото 22. Тихвинская церковь с трапезной палатой (1730-1740 гг.)

Главный храм обители — Троицкий собор (фото 23) — был построен в 1695—1701 гг. на средства купцов Грудцыных. Он очень похож на собор Михайло-Архангельского монастыря и, вероятно, строился теми же людьми. Тот же высокий подклет, двухэтажная наружная галерея и шатровая колокольня, во внешней отделке использованы зелёные изразцы. Главное отличие Троицкого собора от своего прототипа — симметричность с расположением колокольни над входом, что выглядит более удачной композицией. Троицкий собор является единственным полностью отреставрированным зданием монастыря.

3
Фото 23. Троицкий собор с колокольней (1695-1701 гг.)
Фото 23. Троицкий собор с колокольней (1695-1701 гг.)

Главной достопримечательностью монастыря, да и пожалуй всего Великого Устюга, является великолепный барочный резной иконостас Троицкого собора (фото 24–29). Он выполнен в течение восьми лет (1776—1784 гг.) устюжскими, тотемскими и вологодскими резчиками, позолотчиками и иконописцами на добровольные пожертвования устюжан. Иначе как чудом сохранение этого иконостаса до наших дней не назовёшь, хотя своим нынешним хорошим состоянием он обязан реставрации 1970-х гг. В некоторых источниках утверждается, что прототипом этого иконостаса является иконостас, существовавший когда-то в Спасо-Яковлевском монастыре в Ростове Великом и затем утраченный. Троицкий собор и находящийся в нём иконостас сейчас принадлежат великоустюжскому музею-заповеднику, но начиная с 1995 г., в праздник Пресвятой Троицы в храме проводится служба.

3
Фото 24. Иконостас Троицкого собора (1776-1784 гг.)
Фото 24. Иконостас Троицкого собора (1776-1784 гг.)
2
Фото 25. Верхняя часть иконостаса
Фото 25. Верхняя часть иконостаса

Внутри собора возникает ощущение, что ты оказался в барочном католическом храме где-то в Австрии или в Италии, и это не случайно: композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с западноевропейских гравюр и больше напоминают светскую живопись. Богатство иконостаса усиливается позолотой, а также обилием деревянной скульптуры, что фактически делает его трёхмерным. Именно резьба по дереву производит наиболее ошеломляющее впечатление внутри собора, настолько филигранно, тонко и гармонично вырезан декор и скульптуры. Особенно хороши царские врата с фигурами четырех евангелистов, над которыми парит в облаках Бог Саваоф (фото 26–28). Вся эта композиция выполнена просто виртуозно.

4
Фото 26. Центральная часть иконостаса с царскими вратами
Фото 26. Центральная часть иконостаса с царскими вратами
4
Фото 27. Царские врата с евангелистами крупным планом
Фото 27. Царские врата с евангелистами крупным планом
4
Фото 28. Фрагмент иконостаса: Бог Саваоф над царскими вратами
Фото 28. Фрагмент иконостаса: Бог Саваоф над царскими вратами
3
Фото 29. Фрагмент иконостаса с ангелами
Фото 29. Фрагмент иконостаса с ангелами

На этом мы заканчиваем наш рассказ о Великом Устюге и о «Северном речном пути». Чуть более подробное излжение этого же материала доступно на нашем сайте: North River Route (altravelstories.org).

Следующий рассказ, основанный на этом же путешествии по русскому северу, будет про великие монастыри (Новоспасский, Валдайский Иверский, Новоиерусалимский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов) и про их роль в судьбе патриарха Никона, одной из наиболее противоречивых фигур Русской церкви. Первая часть этого рассказа находится здесь: Монастыри патриарха Никона. Часть 1.

 

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Великом Устюге
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии