Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:37
!

Южно-Сахалинск — Россия Июль 2015

Большинство приезжающих на Сахалин попадают сюда через главные ворота острова — аэропорт Хомутово. Аэропорт компактный и вполне современный. Через него Южно-Сахалинск связан с крупнейшими городами России и с областью, куда входят отдалённые северные города острова и Курилы.

Сахалин_От Чехова до Победы

Из Хомутово осуществляются международные рейсы в Японию, в Китай, в Корею, в Таиланд и во Вьетнам. В 2013 году аэропорт обслужил 852 547 пассажиров. При этом численность населения Сахалинской области на тот момент составляла 493302 человека.

Для сахалинцев Хомутово — это связь с большой землёй. Название происходит от маленькой заимки Хомутовка, где посреди леса в конце 19 века поселились два охотника — братья Хомутовы.

Сам аэропорт ведёт историю с октября 1945 года, когда на бывший японский аэродром «Осава» стали осуществляться регулярные рейсы гражданской авиации.

Он расположен недалеко от города, и на повороте стоит вот такой самолёт.

Сахалин_От Чехова до Победы

В Южно-Сахалинск я попал в составе туристической группы. Нам предстояло познакомиться с городом, увидеть достопримечательности острова, и, самое главное, отправиться в небольшое путешествие на Курилы. Нас поселили в гостиницу «Якорь».

Она удалена от центра, зато расположена в историческом месте. Если история многих российских городов и регионов в большинстве своём похожа, то Сахалин и его область стоят особняком. Без знания Сахалинской истории трудно объективно воспринимать настоящее.

После поражения в Крымской войне, японцы воспользовались слабостью России, и по Симодскому трактату от 1855 года, Сахалин был признан территорией совместного пользования между Японией и Россией. Но уже по следующему договору от 1875 г. Россия закрепила за собой Сахалин, уступив японцам Курилы.

В 1869 году Сахалин был официально объявлен каторгой и местом ссылки. Одни каторжане шли сюда пешком по этапу через Сибирь, других доставляли пароходом из Одессы, минуя Суэцкий канал.

Владимирский тракт всегда считался дорогой на каторгу. Возможно именно от этого берёт своё название поселение Владимировка, заложенное в 25 км. от Охотского моря на берегу реки Сусуя в 1881 году.

Сахалин_От Чехова до Победы

Почему 1881 год? Известный факт, что годом основания Владимировки считается 1882 г.? Однако всё правильно, ошибки здесь нет. В 1981 году тайфун Филлис наделал большие разрушения, было не до юбилея, и год основания города решили перенести.

В 1885 г. во Владимировке проживало 57 человек, но через 10 лет их количество увеличилось почти в три раза. Однако контингент первых поселенцев был соответствующий…

В июле 1890 г. на Сахалин прибыл А. П. Чехов. Писатель изучал жизнь каторжан и ссыльных поселенцев. Из 65 русских селений, обозначенных на карте Сахалина, Антон Павлович описал или упомянул 54, и лично посетил 39. В настоящем на карте Сахалинской области насчитывается 16 географических пунктов, названных именем классика.

Чехов побывал также и во Владимировке. В Южно-Сахалинске есть музей, посвящённый А. П. Чехову. В городе установлен памятник, где Чехов представлен именно в том возрасте, в каком его увидели сахалинцы.

Сахалин_От Чехова до Победы

По соседству с автором увековечены в бронзе его герои.

Их образы писатель находил в реальной жизни.

Сахалин_От Чехова до Победы

В общем, в парке посетителя встречают знакомые чеховские персонажи.

Если на Сахалин А. П. Чехов трясся на лошадях через всю Россию, уже будучи больным, то назад он отправился пароходом через Одессу, сделав недельную остановку на острове Цейлон.

А вот то место, откуда пошла Владимировка, сохраняет некий дух угнетённости, а возможно и каторги.

Сахалин_От Чехова до Победы

На окраине города до сих пор чернеет множество бараков.

Русско-Японская война 1904—1905 гг. разделила Сахалин на до и после. Оборонять остров было некому и некем. Российские власти решили в качестве противодействия японцам, создать партизанские отряды, куда принимали, как простых гражданских лиц, так и каторжников, обещая последним индульгенцию.

Идея заключалась в следующем — отступая с боями в глубь острова, совершать партизанские вылазки в тылу противника и ко дню мирного договора удержать за собой хотя бы небольшую часть Сахалина.

Сахалин_От Чехова до Победы

Преследуя один из отрядов, возле села Владимировка японцы попали под пулеметный огонь. У моста через реку завязался бой, в нем погибло много японцев из батальона майора Харуки.

К сожалению в дальнейшем японцы достаточно быстро разгромили все российские отряды. После нашего поражения в Русско-Японской войне в американском Портсмунде был подписан мирный договор. Сахалин делился на две части. Север острова остался российский. То, что было к югу от 50-й параллели, отошло к Японии.

Позже, в 1918 г. военный совет Антанты принял решение об интервенции в Сибирь. Предполагалось направить в Россию японские и американские войска.

Мотивируя прошением белогвардейцев, японцы оккупировали Дальний Восток, направив туда (по американским данным) 72 тыс. солдат, которых дополняли 9 тыс. американцев. На самом деле численность японской армии достигала 100 тыс., а в 1920 г. их было уже 175 тыс. человек.

В этих условиях большевики пошли на хитрость, создав Дальневосточную республику, которая не только договаривалась, но и воевала с японцами, позже в 1922 г. изгнав-таки их с российской территории. Но это на материке, на Сахалине сил для противостояния при любых раскладах не было. Японцы, после длительных переговоров, покинули Северный Сахалин лишь в 1925 году.

Утвердившись на Южном Сахалине и на Курилах, Япония закрыла для российского флота свободный выход не только в Тихий океан, но и к портам Камчатки и Чукотки. Они развернули на острове грандиозное строительство. На Хоккайдо была похожая природа, отчего японцы быстро освоили Сахалин. Впрочем, слово «быстро» достаточно условное.

В любом случае, японцы дали Сахалину огромный потенциал развития, польза которого ощущается и в наше время!

Сахалин_От Чехова до Победы

Присмотревшись к Сахалину, в 1908 г. его новые хозяева решили, что островную столицу лучше всего обустроить не возле моря (видимо они опасались нападения России), а где-то в центре. Для этого как нельзя подошёл бывший посёлок Владимировка, носивший к тому моменту название Харуки (в честь погибшего японского майора).

Став главным городом губернаторства Карафуто, он зазвучал как Тойохара («Долина плодородия»). Согласно японским данным, на 30 июня 1907 года в Карафуто проживало всего 208 русских (правильнее назвать их русскоязычными).

Тойохира был построен чуть южнее прежней Владимировки, соответственно, русский исторический центр стал окраиной. Японские инженеры поделили город дорогами на прямоугольники и на квадраты.

В советское время множество зданий, построенных милитаристами, целенаправленно уничтожалось. Дороги, сохраняя свою направленность, расширялись, и возле них вырастали хрущёвские пятиэтажки.

Сахалин_От Чехова до Победы

В Южно-Сахалинске до сих пор действует японская канализация. Вот как через пару лет после освобождения выглядела ул. Ленина.

Фото из интернета

Предположительно это тоже ул. Ленина, но пока только будущая.

Фото из интернета

А вот как выглядит ул. Ленина теперь.

Сахалин_От Чехова до Победы

Некоторые японские бараки были настолько крепки, что не поддавались бульдозеру и их приходилось взрывать. С 1989 г. на остров стали приезжать японцы, но найти что-то знакомое в архитектуре города им было затруднительно.

Японская мэрия (здание именуемое «Бывший военкомат»)

Историческая справка:

Японский дом был рассчитан на лето. Он хорошо вентилировался. Поэтому вместо стен — легкие раздвижные створки. Если они выполняли роль окон, они оклеивались белой рисовой бумагой.

Все внутренние перегородки оклеены плотной раскрашенной бумагой. Утром погреться можно было только у небольшой переносной керамической кастрюли с горстью тлеющего древесного угля. Жаровня накрывалась сеткой, на нее ставился маленький столик, на него набрасывалось одеяло и вся семья садилась вокруг и держала ноги под одеялом.

Может возникнуть вопрос — почему японцы строили такие холодные, не подходящие к сахалинским климатическим условиям, дома?

Ответ достаточно прост. Дело в том, что жители Тойохары следовали политике своего правительства, которое всеми способами пыталось подчеркнуть, что Карафуто (Сахалин) — неотъемлемая часть Японии и даже жилища японцев на острове не должны ничем отличаться от жилищ на Хоккайдо или любом другом японском острове.

Однако заметим, что позже на Сахалине появились-таки стобу — чугунные японские печки. Это была уже новая черта, характерная только для северной Японии и Сахалина.

Кто бы что не говорил, в настоящем Южно-Сахалинск это большой современный город, в облике которого много советского,

Сахалин_От Чехова до Победы

а где-то и урбанистического.

При этом южносахалинцы помнят, что памятник В. И. Ленину работы Е. В. Вучетича, стоит на том месте, где ранее находился небольшой заводик по производству саке.

Сахалин_От Чехова до Победы

Как японцы строили дороги среди непролазных сахалинских лесов? Неужели наивный читатель думает, что их не косили болезни? И болели они и умирали ни чуть не меньше чем советские зеки ГУЛАГа. Однако в японском обществе цифрами погибших никто не жонглирует.

Я был реально поражён, когда на одной из лесных дорог, не далеко от города, наш водитель показал брёвна, выступающие из грунта, объяснив, что дорогу почти 90 лет назад выложили японцы.

Сахалин_От Чехова до Победы

В 1906 г. всего за два месяца они соединили город Отомари (бывший Корсаков) с Харуки железной дорогой. Позже их капская узкоколейка покрыла собой почти весь Южный Сахалин.

Здание городского железнодорожного вокзала было построено в 1911 г. при японцах. Уже в наши дни его закрыли панелями, но в любом случае вокзал японский.

Сахалин_От Чехова до Победы

Железнодорожная колея пересекает Сахалинскую улицу, и водители здесь часто ждут, когда проедет поезд, паровоз или даже целый состав.

Любопытно видеть, как юркий тепловоз тащит за собой 3–4 маленьких вагончика. Населения на Сахалине меньше чем в где-то в Центральной России, поэтому пассажирский поезд состоит не из 15–20 вагонов, а из 3-4-х. После освобождения Южного Сахалина советские чиновники, посчитав затраты, решили не перекладывать капскую колею на российский стандарт.

Работы по переоборудованию начаты в наше время, но при этом, полностью рельсы не перекладывают. Если верить нашему гиду, строители с одной стороны полотна кладут сразу два рельса. Это даст возможность использовать, как японскую технику, так и российскую.

Японская железнодорожная техника?!

Сахалин_От Чехова до Победы

Эта тема для меня очень интересная! В городе через забор нам показали железнодорожный музей.

Дабы попасть внутрь нужно купить билет. Но зачем? Здесь всё и так видно и понятно через забор.

Сахалин_От Чехова до Победы

Когда я летел на Сахалин, моей соседкой по креслу оказалась женщина с ребёнком, проживавшая где-то в центральной части острова. Она мне рассказала, что у них бывают такие метели и вьюги, что заносит под самую крышу.

Циклоны на Сахалине случаются часто, как, впрочем, и на Хоккайдо, и посему японцы разработали специальную железнодорожную технику, которая пробивала дорогу в сугробах.

Сахалин_От Чехова до Победы

В зависимости от снежного покрова на борьбу с ним выходили различные тепловозы.

Причём, насколько я понял, из-за узкой колеи наши железнодорожники уже в советское время продолжали всё это использовать.

Сахалин_От Чехова до Победы

У Японии в конце 50-х было куплено 30 паровозов (один из таковых в настоящий момент выставлен в качестве монумента на центральной площади недалеко от вокзала).

Любопытно видеть, как всё у японцев продумано, даже колесо снегоруба-тепловоза защищено соответствующим образом.

Сахалин_От Чехова до Победы

Милитаристы оставили после себя 700 км. ж/д. И тут получилась загвоздка. Строить новые дороги на Север острова было вроде как нужно. Но как строить? перед этим необходимо было перевести на российский стандарт японскую капскую колею? Однако тут было огромное количество сложностей, причём не только финансовых.

Вот и приходилось советским, а позже российским специалистам, поддерживать в надлежащем порядке всё то, что было создано при японцах.

Над паровозом горнопроходческий щит. Именно такими щитами обустраивались тоннели.

Японских построек в Южно-Сахалинске в настоящем не много, но кое-что всё же осталось. Так, например, к музею Железнодорожной техники примыкает старое кирпичное здание, которое японцы использовали как склад.

Сахалин_От Чехова до Победы

До сих пор функционирует военный госпиталь, построенный в 1930 г. Его серый фасад полностью японский. Наши штукатурка и бетон к нему не пристают. Реконструировать японские здания приезжают сами японцы. Что и как они делают, всё это сохраняется в тайне — секретов строительной отделки самураи не выдают.

Ещё, на Сахалинской улице есть старый двухэтажный особняк — это бывшее здание японской контрразведки. По словам гида, за советско-российский период там сменилось множество арендаторов. Мистика какая-то, но обрести прописку надолго ни у кого не получается. Когда мы проезжали мимо, на стене висело очередное объявление о сдаче в аренду.

Японцы, дабы осваивать Сахалин, привезли сюда множество корейцев, которых использовали в качестве бесплатной рабочей силы. Им было запрещено говорить на родном языке, носить корейские имена, основывать корейские школы.

Мобилизация корейцев для работы на Карафуто началась с 1939 года и продолжалась вплоть до 1945 г. (до этого японцы работали сами). Причём в последние два года она была скорее «охотой на корейцев».

К моменту освобождения Сахалина на острове насчитывалось 23,5 тыс. корейцев. Позже в советское время их численность достигала 30 тыс (15% населения).

В Южно-Сахалинске проживает большое количество потомков тех переселенцев.

Сахалин_От Чехова до Победы

По статистике их численность 15 тыс. человек. Однако мне показалось, что цифра занижена. Кто-то из сахалинских корейцев по специальной программе репатриации старается уехать в Южную Корею, тогда как другая часть никуда уезжать не желает.

Любопытно, но именно россияне научили трудолюбивых корейцев выращивать овощи, ибо до этого они питались собирательством трав, а также тем, что им за их труд давали японцы.

В 20-ом веке корейский народ пострадал как никто другой — тусовали корейцев туда-сюда словно карточную колоду. Зато теперь их общины есть, как на Дальнем Востоке, так и в России, и в Средней Азии, и это даёт им некое подспорье в ведении бизнеса.

Сахалин_От Чехова до Победы

Японцы к 1945 г. построили на Сахалине 13 аэродромов, способных принять до тысячи самолётов, создали несколько укрепрайонов, возвели порты, пригодные для стоянки кораблей и судов. По словам гида, в Южно-Сахалинске существуют подземные тоннели.

Одни местный житель рассказывал, что в Невельском р-не был обнаружен склад армейской обуви. В контейнерах спрятали сапоги различных размеров. Но!!! Все они были на левую ногу. Где-то рядом нужно искать ещё один склад. И это показатель того, как всё было продумано!

Простых японцев власти приглашали на Сахалин выдавая пособия. При этом совсем немного русских жило на острове при японцах. Почти все они были безграмотны, но после 1945 г. у многих возникли проблемы с получением советского паспорта, ибо их подозревали в шпионаже…

Впрочем, как и что тут в точности происходило, мы теперь уже не узнаем. Зато достоверно известно, что ещё осенью 1941 г. в штабе Квантунской армии был не только детальный план нападения на СССР, но также существовал ещё и специальный отдел, изучавший вопросы связанные с будущей оккупацией. Не секрет, что в школах Маньчжурии и Кореи самураи проводили политику японоизирования населения — на детских картах территория СССР вплоть до Урала закрашивалась в соответствующие цвета.

Япония проиграла ещё до вступления в войну СССР, и проиграла экономически. Этому способствовала блокада с моря и с воздуха, а также последний призыв в армию 1,5 млн. человек, оторванных от производства.

Фото из интернета

Правительство императора пыталось преодолеть кризис целым комплексом мер, одним из таковых было введение железной дисциплины (российские либералы очень не любят про это говорить) и увеличение ввоза сырья из Маньчжурии.

В стране уже давным-давно действовала карточная система. В июле 1945 г. основного продукта питания риса выдавалось — 294 грамма в день. Дефицит товаров способствовал процветанию чёрного рынка.

В июле государственная цена 1 её риса (1,8 литра) составляла 0,5 иены, а рыночная 35 иен, 1 кан сахара (3,75 кг) стоил соответственно 2,2 иены против рыночных 530 иен. Нехватка продуктов ощущалась и в губернаторстве Карафуто.

Одним словом, Япония устала воевать, но не сдавалась. В Токио постоянно вызывался для беседы наш посол. По их замыслу частные переговоры должны были постепенно превратиться в официальные. Идея японцев состояла в том, чтобы как можно дольше торговаться за мир, сохранив за собой как можно больше территорий.

8 августа 1945 года СССР объявляет войну Японии. В этот день Яков Александрович Малик вручает ноту об объявлении войны Японскому правительству. Как СССР разгромил Японию в Маньчжурии, это все знают, про это писать не буду. Операция по освобождению Южного Сахалина длилась с 11 по 25 августа.

Замысел советского командования был прост: прорвать с фронта оборону Котонского УР, и стремительно продвигаясь по восточному побережью в направлении на Тойохара, во взаимодействии с морским десантом, уничтожить вражескую группировку и овладеть южной частью острова.

Бои были тяжёлые, но план сработал. В Тойохару советские войска входили уже без боя.

Сахалин_От Чехова до Победы

Площадь Славы — мемориаль Площадь Славы — мемориальный комплекс в честь советских воинов, павших в боях за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов.

В городе на тот момент жили исключительно японцы, и далее почти целый год здесь действовала прежняя японская администрация. При этом на Сахалин, и в частности в Тойохару, стали активно переезжать с северной части и с материка советские граждане. 4 июня 1946 года город Тойохара был переименован в Южно-Сахалинск. Товарищ Сталин решил, после победы японцев на Сахалине не оставлять. Впрочем, многие из них ещё до окончания войны покинули остров.

7 ноября 1946 г. Обратите внимание, русские девушки улыбаются, а японцы мрачнее тучи.

Фото из интернета

По официальным данным с октября 1946 по май 1948 года с Сахалина на Хоккайдо было репатриировано 274 586 человек.

Фото из интернета

Весьма любопытен этот короткий советско-японский период совместного существования. Бывшие солдаты императора строем ходили на работу и с работы, и их никто не охранял…

На тот момент в историческом музее города выставлялась совместная экспозиция, причём работали там, как русские, так и японцы. По воспоминанию сахалинцев, в городе поддерживался порядок не столько за счёт карающих органов, сколь на энтузиазме самих граждан.

Сахалин_От Чехова до Победы

В городском парке гуляли, как русские так и японцы, однако никаких драк или просто стычек нигде не происходило. Люди с обеих сторон устали от войны, и от всей души радовались наступлению мира.

В июле 2015 года, когда мы поднимались в парк Победы,

Сахалин_От Чехова до Победы

видели закрытую материалом статую. Это памятник маршалу А. М. Василевскому.

24 дня потребовалось советским и монгольским войскам под командованием легендарного маршала, чтобы разгромить в Манчжурии миллионную Квантунскую армию Японии.

Мемориал в честь советских героев Второй Мировой войны.

Сахалин_От Чехова до Победы

Василевский также руководил освобождением Курильских островов и Сахалина.

Если в Центральной России 9 мая считается днём Победы, то на Курилах, на Сахалине и на Дальнем Востоке особо почитается 2 сентября — день окончания Второй Мировой войны.

Сахалин_От Чехова до Победы

После нашего визита 2. 09. 2015 г. на Сахалин прилетал Президент России. Он собственноручно открыл монумент посвящённый легендарному маршалу.