Турист chemodannoenastroenie
chemodannoenastroenie — была 21 февраля 10:23
Мир - это книга. И тот, кто не путешествует, читает только одну ее страницу

Можга — Россия Январь 2021

Туристический маршрут «Тур Поршур» начинается у въезда в село Поршур Можгинского района.

Удмуртия. Туристический маршрут «Тур-Поршур»

Маршрут включает в себя путешествие к истоку реки Валы, экскурсию по Поршурскому Свято-Никольскому храму, посещение школьного краеведческого музея и различные интерактивы на свежем воздухе.

Но лучше, конечно, приехать сюда летом, потому что зимой ни к истоку, ни к Сердитому ключу, ни к другим достопримечательностям, не подобраться.

Сердитый ключ

О говорящем ключе я уже писала, а вот о сердитом и сама услышала впервые здесь, на этой экскурсии.

Вообще, из родника обычно воду можно пить, не боясь простудиться, в любую погоду-это всем известно. И какой бы ледяной она не была, ты не заболеешь, особенно, если родник освящён. А здесь, недалеко от Поршура (это Можгинский район Удмуртии), есть родник, попив из которого во время сенокоса, будешь кашлять до Рождества. И местные жители об этом знают, поэтому никогда не берут из него воду.

Слышали вы такое? Я вот впервые с таким явлением столкнулась.

Деревянный храм

— Да ладно! Такого не может быть!

Мой сын не поверил, что деревянное здание с высокой колокольней можно построить без единого гвоздя.

Удмуртия. Туристический маршрут «Тур-Поршур»

Наверное и мое упущение есть в том, что ребёнок доучился до 6 класса и не слышал о деревянных храмах в Кижах. Только вот я, например, в детстве такой возможности, как у него: узнавать о памятниках архитектуры из путешествий- не имела. И узнавала о Кижах, Египетских Пирамидах, Венецианских купцах и племени майя на уроках истории и географии. И, собственно, вопрос: а сейчас на уроках обо всем этом не рассказывают или что?

Однако не будем о грустном. Будем об интересном.

А интересного здесь много

Как вы поняли из заголовка статьи, мы, конечно, не в Кижах, а в Удмуртии. Один из самых известных и намоленных храмов находится в селе Поршур, это Можгинский район, примерно 120 километров от столицы, города Ижевска. Это Храм, освящённый в честь святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.

Что о нем нужно знать?

1. Храм построен без единого гвоздя. В балках есть деревянные костыли, но железных, привычных нам деталей, нет. А лет ему, между прочим, более 130.
  2. В Храме до сих пор нет электричества. Освещается он свечами, которые вставляются в старинные люстры и канделябры. Света хватает. А в большие церковные праздники здесь особая светлая (в духовном смысле) атмосфера. Единственная проблема от такого освещения-копоть. Поэтому уборка здесь — тема отдельная.
  3. Отапливается Храм дровами. Здесь всегда тепло.
  4. До сих пор здесь есть место чуду. Например, известно об иконе, которая от старости и неправильного хранения потеряла свой внешний вид. Было решено убрать ее в подсобное помещение. И сколько бы раз ее не вешали, она все время падала. Предположение, что она просится обратно в Храм, оправдалось. Икону поместили в приделе церкви. С тех пор она и висит там, не падает. Или вот об излечении. Одно из покрывал в церкви пришло в негодность. Жительницу села, известную рукодельницу, попросили вышить такие же узоры на новом полотнище. Но дело ответственное и она, боясь не справиться, передала эту работу своей сестре, которая на тот момент сильно болела. Она уже и не вставала практически, но чудо все же произошло. Как только она закончила работу, так и ушла болезнь, готовую работу она принесла в Храм сама, своими ногами.
  5. В алтаре хранится престол, который Поршурскому храму подарил на 300- летие Дома Романовых сам Николай Второй. Говорят, что такие престолы император подарил тогда каждому!!! российскому храму.

6. Более 50 лет служил здесь Отец Виктор (Максютин). Когда-то он крестил моего старшего сына, а позднее и двоюродную сестренку. На его службы собирались не только прихожане из окрестных деревень и сел, но и издалека люди приезжали, чтобы его послушать. Скольких людей он на путь истинный наставил.

Удмуртия. Туристический маршрут «Тур-Поршур»

Говорят, что и сейчас, после смерти, он помогает тем, кто молится и верит. «Спасайтесь добрыми делами» — его слова, пожалуй, могут стать девизом жизни каждого разумного человека.

7. Даже в самые тяжелые годы: и во время войны, и в годы гонений — церковь не закрывалась. Хотя трагична судьба одного из ее настоятелей, Павла Алексеевича Курочкина.

Один из образованнейших и благороднейших людей своего времени, сделавший вместе с супругой очень много для культуры и просвещения селян, был репрессирован и погиб в заключении.

Его служению и семье посвящена часть экспозиции местного краеведческого музея. Ну, а мне вдвойне было интересно о нем слушать, потому что друг нашей семьи является его правнуком.

Филиал Краеведческого музея

Расположен в здании школы искусств села Поршур. Сам музей находится в здании школы, туда мы не попали, потому что каникулы, школа закрыта. Но тех экспонатов, что мы осмотрели, нам хватило, чтобы составить своё представление о прошлом села.

Знакомство с экспонатами начинается с мастер-класса. На память мы получили эко-сувениры, сделанные своими руками. Это обереги — мешочки счастья с различными пожеланиями.

Здесь же интересные экспозиции, рассказывающие об истории возникновения названия и вообще об истории села, предметы быта.

Удмуртия. Туристический маршрут «Тур-Поршур»

Мне было интересно узнать, например, почему девочек брали на посиделки уже в довольно раннем возрасте и почему они учились прясть именно на людях, а не дома.

А вы знаете, почему?

Или вот национальные костюмы. Слева-удмуртский, справа марийский. В культуре этих двух народов очень много общего. Даже платья, видите, похожи.

Удмуртия. Туристический маршрут «Тур-Поршур»

Кстати, цапля тут стоит тоже не просто так. По-удмуртски цапля звучит как «какся». В Удмуртии очень много населенных пунктов, где есть это слово: Старые Какси, Замостные Какси, просто Какси.

Второй зал посвящён Храму, о котором я уже рассказала.

Не буду здесь размещать все фотографии, которые я сделала в музее, чтобы у вас появилось желание посетить «Тур Поршур» самим. Поверьте, очень многое осталось и за кадром.

Удмуртия. Туристический маршрут «Тур-Поршур»

Хочется поблагодарить всех, кто практически на одном энтузиазме хранит культуру родного края, кто по крупицам собирает и сохраняет любую информацию и рассказывает людям о достопримечательностях и традициях удмуртских деревень, пока они ещё не утеряны.

В конце экскурсии нас угостили вкуснейшей наваристой ухой, пирогом, напоили чаем с медом и надарили съедобных сувениров. Это морковный чай. Аромат потрясающий- сладкий, как будто кусочки сушеной моркови мёдом пропитаны.

Удмуртия. Туристический маршрут «Тур-Поршур»

От души советую вам посетить это место.