Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был сегодня 7:59
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Переславль-Залесский — Россия Июль 2020

По Переславлю я совершил три прогулки. Первая была короткой и впечатления о ней уложились в одной заметке. А вторая была продолжительной, поэтому рассказ о ней я поместил в двух заметках. Сначала я расскажу о посещении двух монастырей. Каждый из них украсил бы один город, нов Переславле пять монастырей! Определяйте сами, какой из них лучше?

После отдыха в отеле я вышел на вторую прогулку, когда тучи развеялись. Рядом с отелем на Плещеевской улице я почти сразу вышел к церкви.

Покровская церковь

Нынешний каменный храм в стиле московского барокко был возведен на Плещеевской улице в конце XVIII-го века на месте обветшавшей деревянной церкви, известной с середины XVII-го века. Сейчас церковь хорошо отреставрирована и привлекает внимание своим ярким видом. В советские времена эта церковь была единственной действующей церковью в городе.

Переславль-Залесский. Свято-Никольский и Горицкий Успенский монастыри

Далее по пешеходному мосту я перешел на левый берег Трубежа, так как именно там находятся четыре монастыря. Тропинка вела через земляной вал, но из-за дождя взобраться по ней стало невозможно. Поэтому я пошел по другой тропинке вдоль берега реки, пока не вышел к проходу через вал.

Знаменская Церковь

Нынешняя каменная церковь была построена в конце XVIII-го века на том месте, где с начала XVII-го века стояла деревянная церковь. К ней можно выйти от крепостного вала по дороге к Свято-Никольскому монастырю.

Рыбная слобода

Когда-то самостоятельное село, а сейчас район Переславля, самое удобное место для поселения рыбаков, так как находится в устье Трубежа и на берегу Плещеева озера. Именно здесь найдены наиболее древние следы живших здесь рыбаков, относящиеся к VIII-му веку. Еще цари Василий III и Алексей Михайлович своими указами регулировали вылов рыбы в озере, определяя количество ряпушки, поставляемой ко двору, время от времени вообще запрещали ее лов для восстановления популяции.

Переславль-Залесский. Свято-Никольский и Горицкий Успенский монастыри

Сейчас слобода больше похожа на дачный поселок. По дачным улочкам я вышел к монастырю.

Свято-Никольский монастырь

Монастырь был основан Димитрием Прилуцким, уроженцем этого края, в середине XIV-го века. Несколько раз переживал расцвет и смутные времена. Разорялся татарами, поляками, в советские времена. Главная реликвия — Корсунский крест была обретена в конце XVII-го века. В новые времена ее вернули из музея во вновь отстроенный великолепный Никольский собор.

Никольский собор

Нынешний собор построен в начале этого века на фундаменте старого собора, построенного в начале XVIII-го века, и разрушенного в советские времена, но не повторяет его, так как за аналог был взят Успенский собор Киево-Печорской лавры. Сорокаметровый пятиглавый храм сверкает снаружи золотыми куполами и сияет внутри великолепной росписью.

Петропавловская церковь

Церковь возведена над въездными воротами в середине XVIII-го века. В советские времена здесь находились ремонтные мастерские. В новые времена и ворота, и церковь тщательно восстановлены.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Великолепная звонница с тремя золотыми куполами была возведена в наше время в духе ростовских звонниц на месте разрушенной в советские времена колокольни. Под звонницей расположена церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Сергиевская церковь

Келейный корпус с Сергиевской церковью были построены в начале этого века на месте старых обветшавших с построек. Здесь находятся архиерейские покои.

Годеновский крест

Каменная копия Годеновского креста, находящегося в подворье Свято-Никольского монастыря в селе Годеново, установлен и в самом монастыре перед прудом и Звонницей.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

Этот храм, построенный в середине XVIII-го века, к счастью сохранился до наших времен, в отличие от утраченных в советские времена Никольского собора и Колокольни. Пять небольших зеленых куполов венчают куб здания. Внутри устроены три престола.

Смоленско-Корнилиевская церковь

Эта церковь находится недалеко от Свято-Никольского монастыря на том месте, где до XVIII-го века располагался Борисоглебский Песоцкий монастырь. Построена в начале XVIII-го века. Она посвящена Преподобному Корнилию Молчальнику — местному святому, наложившему на себя схиму молчания, которую соблюдал с юности до кончины.

Переславль-Залесский. Свято-Никольский и Горицкий Успенский монастыри

Далее я вышел на улицу Кардовского — продолжение центральной Ростовской улицы в сторону Москвы, и пошел к Горицкому монастырю.

Памятный знак ряпушке

Я случайно набрел на этот знак возле туристического центра «Сельдь царский посол», обратив, конечно, внимание сначала на три экзотических для российской глубинки дома в стиле фахверковой Голландии. Подумал, какая сельдь в Переславле? Но, как оказалось, памятник посвящен обитательнице Плещеева озера ряпушке. А корона означает, что царь Петр эту рыбку очень любил!

Переславль-Залесский. Свято-Никольский и Горицкий Успенский монастыри

Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей

Музей расположился в Горицком монастыре. Помимо основной экспозиции, в него входят филиалы в Спасо-Преображенском монастыре, музее-усадьбе «Ботик Петра I», музее-усадьбе Ганшиных, картинная галерея имени Кардовского и выставочный зал на Ростовской улице, дом 10. Так что за один день трудно осмотреть! Удивительно, что музей существует с 1918 года. На меня наибольшее впечатление произвели иконостас и фрески Успенского собора в Горицком монастыре. Вход на территорию с посещением музея составляет символические 50 рублей. У меня получилось так, что я на пять минут опоздал к закрытию касс, и мог остаться без посещения. Охранник меня не пускал, но мимо проходила руководительница и пожалела меня! Разрешила пройти без билета. До закрытия оставалось еще полчаса. Спасибо ей! При входе в Успенский собор у меня спросили билет. Я объяснил свои обстоятельства, и смотрительница пропустила меня внутрь. Спасибо ей! Иначе я бы не увидел ни интерьеров, ни иконостаса! Есть еще добрые люди на Руси! Я, конечно, был готов заплатить эти 50 рублей кому угодно, но без выдачи билета это было невозможно. А вот успеть осмотреть территорию, собор, колокольню и Никольскую церковь (без посещения музея) — вполне возможно!

Горицкий Успенский монастырь

Монастырь основан в XIV-ом веке, но был почти сразу разграблен и разрушен вместе со всем городом Тохтамышем. Существует легенда, что супруга Дмитрия Донского Евдокия, находясь во время нашествия в монастыре, чудом уцелела, отплыв на лодках вместе с послушницами на середину Плещеева озера. Позднее она восстановила монастырь на свои средства. Понятно, что от тех времен ничего не сохранилось. Храм Всех Святых с Трапезной палатой датируется концом XVII-го века. Успенский собор, Колокольня с церковью Богоявления были построены в середине XVIII-го века. Нынешняя каменная ограда со Святыми воротами заменили старые в XIX-ом веке. Они носят декоративный характер. Экспозиция музея находится в здании духовного училища.

Святые ворота с Надвратной Никольской церковью

Проездные ворота в южной стене были построены в конце XVII-го века. Когда над ними возвели Никольскую церковь, их стали называть Святыми. В церкви сейчас имеется богатый набор икон. В ней единственной на территории монастыря проводится богослужение. Остальные здания — музейные. Рядом в восточной стене сделали еще одни богато декорированные ворота. Сейчас именно через них можно пройти на территорию. При этом надо полюбоваться их внешним видом и увидеть по бокам каменные барельефы вздыбленных коней. К воротам пристроено здание привратника, тоже имеющее богатый декор на внешней стене.

Памятник Юрию Долгорукому

Считается, что Переславль-Залесский основал князь Юрий Долгорукий. Его бронзовый бюст находится при входе в Горицком монастыре и был установлен в 60-ые годы в советские времена. Оригинал памятника находится в Москве. В самом деле, основатель Москвы и Переславля общий!

Часовня из деревни Старово

Деревянная часовенка в одну главу была привезена на территорию Горицкого монастыря в музей недавно — в 80-ые годы. Она находится рядом с бюстом Юрия Долгорукого при входе.

Колокольня с Богоявленской церковью

Великолепная четырехъярусная колокольня с церковью были построены в конце XVIII-го века, заканчивая формирование Архиерейского подворья. Но после упразднения Екатериной II епархии, все это стало не нужным. Колокола сняли и отправили в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге.

Успенский собор

Закрытие Горицкого женского монастыря Елизаветой в середине XVIII-го века и развитие Архиерейского подворья в его стенах привело к появлению нескольких архитектурных шедевров, в числе которых — великолепный семиглавый барочный Успенский собор. Его строила артель, построившая перед этим храму Ново-Иерусалимского монастыря. И это сразу заметно, когда входишь внутрь! Прекрасные лепные украшения и стенопись! Чудесный резной деревянный иконостас! Планировалось соединить собор с Храмом Все Святых каменным переходом — Гефсиманией. Но церковные преобразования не позволили завершить эту грандиозную стройку. Все что сохранилось сейчас — исключительно благодаря тому, что музей здесь был организован в самые первые годы советской власти. Разграбить и уничтожить не дали!

Переславль-Залесский. Свято-Никольский и Горицкий Успенский монастыри

Церковь всех Святых с трапезной палатой

Самое старинное здание на территории монастыря было возведено в конце XVII-го века. Во время развернувшейся на территории грандиозной стройки в XVIII-ом веке эту церковь соединили с Успенским собором каменным двухэтажным переходом — Гефсиманией. Строительство не было завершено, а то, что удалось построить, в XIX-ом веке обветшало и было разобрано.

Звонница

Сама по себе двухэтажная звонница, находящаяся на северной стене монастыря, архитектурной или исторической ценности не имеет. Но именно с нее открываются лучшие виды на Переславль и Плещеево озеро. Благо, дозволяется подняться на второй этаж!

Музей Александра Невского

Если у вас осталось время и силы после осмотра Горицкого монастыря и его музейной экспозиции, то есть смысл зайти в находящийся напротив маленький музей Александра Невского — уроженца Переславля, чтобы вспомнить школьную историю или воодушевить себя на дополнительное историческое образование, хотя бы, в части этого князя и святого. Я подошел к нему, когда он уже, к сожалению, закрылся…

Переславль-Залесский. Свято-Никольский и Горицкий Успенский монастыри

Вот видеоролики о второй прогулке по Переславлю.