Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 7:23
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Поездка в Золотарёвку на место крупнейшего сражения с монгольскими завоевателями

Золотарёвка, Пензенская область — Россия Январь 2021

Золотарёвка — поселок в Пензенском районе, Пензенской области.

Расположен всего в 8 км от Пензы.

Доехали сюда на рейсовом автобусе на второй день по приезду в Пензу.

Обратите внимание стелла «золотого» цвета.

Основана с таким названием на месте древних поселений в начале семнадцатого канцеляристом Пензенской провинциальной конторы Алексеем Фёдоровичем Золотарёвым.

В 1785 году на даче с. Боголюбовка, (деревня Золотарёвка) прокуроршей Бекетовой организовано стекольное производство. В 1815 году дворянами Золотарёвыми, Бекетовыми создана суконная фабрика в д. Золотарёвка, что на речке Медаевка. В 1817 году дворянином О. С. Селивановым в с. Боголюбовка (деревне Золотарёвка) построены бумажная и суконная фабрика.

В 6 км к северо-западу расположен памятник природы Золотарёвский сосновый бор с некоторыми видами редких растений, среди них водяной орех Спрыгина. А также заповедное сфагновое болото.

Около 1 км к западу находится памятник археологии — Золотаревское городище (5–3 вв. до н. э.; 9–10 и 11–13 вв. н. э.), сохранившее материальные свидетельства защиты города от монголо-татар.

Вот где-то там и расположено знаменитое городище. Но мы туда не пошли, так как сейчас под слоем снега не увидеть раскопок. На раскопки в городище отправляются в теплое время года. Перед посещением местного краеведческого музея мы зашли подкрепиться в единственное местное кафе на остановке. Я как будто на машине времени попал в 90-е. Скудный аасортимент в меню. Шансон из магнитофона разрывается. И шумная компания местной братвы. Мат, перемат…Как мне дороги такие посёлки с крутыми парнями в трико с оттянутыми коленками и в кожаных куртках из 90-х!

Мы по быстрому откушали и свалили в музей.

Подходим к зданию местного музея.

Не падайте в обморок.

Это не здание музея, а жилой дом. Вообще попасть в этот филиал пензенского краеведческого музея не так просто. Он работает только по звонку. Я заранее нашел в интернете телефон музейного гида (заодно и кассира) Рината и он ждал нашего приезда. Музей это громко сказано. Просто одна большая комната с экспонатами.

Самые интересные найденные на раскопках артефакты отправляют в Пензу и более крупные центральные музеи.

Золотарёвское городище — археологический памятник, относящийся к III—IV вв., VIII—XIII вв. Пограничное городище Волжской Булгарии, расположенное в верховьях реки Суры вдоль оврага, по которому течёт река Медоевка, в 0,5 км к северо-западу от центра посёлка.

Городище было открыто в 1882 году Чекалиным (1844–1893) и считалось крепостью засечной черты XVII века.

В 1952–78 гг. археологическая экспедиция М. Р. Полесских продолжила изучение городища. Было вскрыто более 1000 м² культурного слоя, что позволило определить время существования городища и его культурную принадлежность.

Здесь было довольно крупное поселение с мощной крепостью в центре и большим посадом вокруг. Городище расположено на мысу высотой до 20 м, образованном двумя оврагами, и огорожено со всех сторон валом со рвом. Поперек мыса насыпаны еще 4 вала со рвами.

В центре валов есть проезд. За внешним валом широкая полоса круглых ловчих ям, расположенных в шахматном порядке, глубиной около 1 м.

Общая площадь Золотаревского поселения 14 га, что сопоставимо с городами Древней Руси. Площадь городища около 2,5 га.

В 1998–2000 годах возле городища археологической экспедицией под руководством профессора Белорыбкина было открыто и обследовано три новых селища и новая система укреплений городища. На Золотаревском городище регулярно ведутся археологические раскопки, которые выявили усадебную застройку.

На базе экспедиции работает детский археологический лагерь.

Согласно современным представлениям, древнейший период существования поселения относится к III–IV векам, о чём свидетельствует найденная лепная «рогожная» керамика городецкой культурой.

Более разнообразен в археологических находках материал VIII–X веков, который учёные связывают с мордовским населением.

Это не только посуда, но и украшения, орудия труда, оружие.

Считают, что в этот период Золотаревское городище имело обширные связи с южными и с восточными племенами.

В X веке городище было завоевано буртасами, но впоследствии в XI веке вошло в состав Волжской Булгарии.

С XI по XIII вв. здесь жили буртасы, булгары, мордва.

С XII века на Золотаревском городище появляются военизированные представители аскизской культуры с Енисея.

Наиболее ярким свидетельством этого являются железные накладки конской сбруи, покрытые золотом.

Посмотрите на любопытные замки того времени.

Кузнечное ремесло.

Ювелирные украшения.

Здесь поздней осенью 1237 году произошло сражение между защитниками средневекового городка, населённого предками современных народов Поволжья, и идущим на Русь монгольским войском.

Реконструкция защитника крепости.

Создали её на основе изображения воина на одном из украшений. То есть крест на его щите — не фантазия автора, а факт. Но что он означает — вопрос.

Крепость была весьма укреплённой. Предполагают, что частокол, которым она была огорожена, был высотой до 10 м.

Поскольку местные жители оказали ожесточенное сопротивление завоевателям, то во время битвы с монголами все поселение (и окресности) было выжжено.

Здесь погибло около 2 000 человек.

Осада крепости, по мнению исследователей, была непродолжительной, так как оказались не использованы запасы зерна и животных в крепости, а деревянные строения были сожжены. У стен крепости имеются многочисленные следы конных стычек между завоевателями и защитниками.

Как это было принято, после штурма основная масса оружия была собрана, но даже то, что осталось, позволило исследователям определить не только примерное время сражения, но и установить, что в нем принимали участие представители самых разных племен и народов.

Со стороны монголов это были различные, в основном тюркские, племена, а со стороны защитников — булгары, буртасы, мокша (мордва), русские, кыпчаки и енисейскме киргизы.

О том, что произошло на Золотарёвском поселении в последние часы его существования, свидетельствуют такие факты, как огромная площадь разбросанных на поверхности человеческих костей.

Согласно исследованиям Белорыбкина, территория, на которой произошла военная катастрофа, выходит далеко за пределы крепости. Останки убитых были обнаружены на площади более 60 тысяч квадратных метров.

Причем останки людей в большом количестве встречаются не только в поле, но и на крепостных стенах и внутри взятого штурмом городища.

Мертвые тела так и остались лежать на земле, никто их не похоронил, никто о них не написал. Люди назвали эти места проклятыми и обходили стороной.

Со временем густая трава покрыла останки и вырос лес.

Золотаревское городище сохранилось в таком виде, в каком его оставили монголы, пока в 1882 году его случайно не открыли археологи. Но сначала они решили, что это крепость засечной черты XVII века, потому особо не исследовали, но новые археологические работы 1952–78 годов определили подлинное время существования городища и его настоящую культурную принадлежность.

Здесь находят несметное количество накнечников стрел, копий, камней от метательных машин.

Также находят колоссальное количество человеческих скелетов со следами насильственной смерти.

Найдены кости с торчащими в них наконечниками стрел, рубленые черепа, а на крепостной стене даже раскопаны останки воина, сжимающего в руке булаву.

Но самый большой урон городищу нанесли черные копатели.

У черных археологов самые интересные из найденных здесь артефактов.

Музейные работники пытались на них выйти чтобы приобрести что-то из бесценных вещей, но ничего из этого не вышло.

Новейшее оружие того времени — арбалет.

Монгольское войско продвигалось настолько стремительно, что в декабре 1237 г. уже пала и наша Рязань, первый уничтоженный Батыем русский город.

Кстати, любопытно что в монгольском походе на Русь и дальше на Европу участвовала в том числе и примкнувшая к ордам Батыя местная мордва (мокшане).

Монгольское нашествие значительно ослабило эрзянские земли и подчинило их татарским мурзам, мокшанское царство стало вассалом Золотой Орды и большая часть мужского населения мокша в составе войска их вождя Пуреша погибла во время похода монголов в Центральную Европу.

Монголы заставили мокшан (как близких к ним кочевников) участвовать в своем походе на Европу.

Однако те тяготились и постоянно искали повода предать монголов, что в конце — концов и случилось.

Накануне битвы при Лепциге (1241 год) Пуреш повёл тайные переговоры с Генрихом Благочестивым о переходе на сторону немцев и богемов, надеясь при их поддержке выйти из-под власти Батыя.

После тайных переговоров 8 апреля 1241 года Пуреш отказался воевать с немцами, ссылаясь на большие потери, и сказал Субэдэю, что его воины устали. Субэдэй приказал отвести мокшанское войска в тыл на отдых и сдать оружие вставшим на их место. Он обещал дать воинам Пуреша новое оружие, которое доставляли обозами из тыла.

В ночь на 9 апреля монголы перебили многих из них спящими.

Первыми были убиты каназор Пуреш и его сын Атямас.

Те, кому удалось бежать, вернулись в земли мокшан и сообщили о том что произошло Нарчатке, дочери Пуреша.

Нарчатка во главе собранной ею армии опустошила тылы монголов.

Но силы были неравны…

В эпосе «Масторава» женщина-богатырь (так хан Батый назвал царицу Нарчатку) противостоит превосходящим силам противника и предпочитает плену смерть, стремясь переплыть реку вместе со своим боевым конём.

Близ села Наровчат (в Пензенской области) установлен памятник Нарчатке.

По мнению Г. Н. Белорыбкина, здесь в Золотаревской крепости была первая попытка противостоять нашествию монгольского войска.

Честно сказать весьма спорное мнение.

А как же завоеванные до этого Китай, Средняя Азия (Хорезмское царство), Кавказ? А как же, в конце-концов, хоть та же битва на Калке с русскими войсками в 1223 году?

Некоторые исследователи на основании труда Плано Карпини «Historia Mongalorum quos nos Tartaros appellamus» относят окончательное покорение полуразорённой мордовской земли, важным эпизодом которого было это Золотарёвское сражение, к 1238—1239 гг., другие — к 1242 году.

Именно тогда дочь убитого монголами князя Пуреша подняло восстание против Батыя.

А это особая гордость коллекции.

Это золотое изделие так поразило всех своим совершенством, что сейчас стало символом Пензенского района.

В описании пишут что здесь «… изображение человеческого лица в львиной маске».

Конечно, это только фотография найденного на раскопках артефакта, а оригинал отправили в Москву.

В настоящее время на территории городища проводятся экскурсии и реконструкции боёв, костюмированные представления военно-исторического клуба.

Границы засечных черт 17-го века, когда Московское царство пришло в эти земли.

В фойе музея экспозиция посвященная местной ткацкой фабрике, которая уже не существует.

Стоимость посещения музея:

• Для детей, школьников — 50 рублей,
  • Для студентов и учащихся средне-специальных учебных заведений, пенсионеров — 60 рублей,
  • Для взрослых — 90 рублей.
  • Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды 1 и 2 группы, солдаты, сержанты, старшины Российской армии, дети до 18 лет и многодетные семьи (в первую среду каждого месяца) — бесплатно.
  • Стоимость экскурсии для групп не более 30 человек и одиночных посетителей — 400 рублей.

Мы заказали экскурсию у Рината. Нас было двое посетителей этого музея. Но так получилось что это я в основном рассказывал Ринату о культуре мордовских народов, об их обычаях. Я всегда стараюсь подготовится к путешествию, от того много знал о предстоящей поездке.

После всего услышанного Ринат отказался наотрез брать деньги с нас за экскурсионное обслуживание. Мы заплатили только за входной билет.

Впору мне с Рината было брать деньги за экскурсию.

Шучу…

Ринат татарин. Их много в здешних местах. Но татарин по национальности, а менталитетом настоящий русский. По словам Рината татары в этих местах «не настоящие», обрусевшие. Не то что в соседнем Татарстане или Башкирии (там их больше чем титульных башкир).В Татарстане татары настолько горды своей нацией, что в смешанных семьях считают себя именно татарами. Так и записывают в паспорте.

Я уж не говорю про крымских татар, где смешанных браков просто нет или ничтожно мало. Это не Рината мнение, а больше моё.И вообще, я не видел крымского татарина, который бы отказался от денег. Для сравнения в Пензенской области если один из родителей татарин, а другой русский, то стараются в паспорте записать именно как русский.

Причем татары из разных областей часто не понимают друг-друга. Настолько их языки разные. После того как мы вышли из музея к Ринату зашла другая группа. Видимо в новогодние праздники посещение тут поживее чем в будни.

Посмотрите часть деревянного дома зашито сайдингом. Видимо состояние дерева ужасное, гниет.

Много брошенный домов.

В подготовке материала использованы сведения из Википедии