Турист AlekseyS
AlekseyS
был сегодня 18:13

Хамина, Котка, Порвоо — Финляндия Октябрь 2015

Продолжаем воспоминания о былых приключениях.

В начале вступление — этот рассказ может быть не интересен жителям СЗ и Санкт — Петербурга, которые привыкли ездить туда в магазины и для которых это уже почти что Ленобласть. Но я всегда стараюсь найти даже в таких, вроде бы маленьких и провинциальных «дырах» какие — то «изюминки» и о них рассказать и показать их тем жителям России, для которых эти места и пейзажи являются настоящей заграничной экзотикой. Мне это интересно.

Ну вот.

В этом году в день рождения дочь вручила мне некий «маршрутный лист», начав читать который я, грешным делом, решил, что она отправляет меня в автобусный тур по Финляндии. Но, вчитавшись, понял, что они с подругой сняли коттедж в районе Порвоо и квартиру в Выборге и мы втроем отправляемся в трехдневный вояж на машине подруги. В приложении к листу простыми русскими словами было сказано, что я могу выбирать интересующие меня объекты и места и мы и туда поедем:)

И вот рано — рано утром 2 октября мы сели в комфортабельный «Форд Фьюжн», на котором уже много путешествовали, поприветствовали нашего навигатора Люсю и под жутким проливным дождем в полной темноте двинулись в сторону границы. Начало было обескураживающим, но, недаром ведь говорят, что дождь в дорогу — хорошая примета. Кстати, Люся наша есть дама вполне покладистая, необидчивая, в ответ на критику в свой адрес не хамила, только иногда вдруг начинала противно бибикать, но успокаивалась, когда ей говорили: «Да ладно, можно подумать мы одни тут скоростной режим нарушаем!» А когда вдруг начинала истерично вопить: «Поверните направо!», хотя поворачивать — то было и некуда, мы ее успокаивали как могли, дескать, Люся, мы тебе верим, не нервничай, но — соберись! Помогало:)

В последние годы дорога к МАПП «Торфяновка» сделана совсем по — европейски, поэтому и не заметили, как домчались до пустой границы и надеялись со свистом ее проскочить. Ан нет! Нарвались на молоденького пограничника, который уже стал «настоящщщим финннооом» т.е пропускал 1 одну машину за то время, пока его сосед (видимо, некоренной, или более опытный) пропускал 10. Потребовал у нас выписку с «букинга» на коттедж (!), долго и тщательно изучал, но, в конце концов смилостивился и вот она, заграница!

Многие из тех кто ездил, согласятся со мной в том, что погода по разные стороны границы реально — разная, как будто именно сама граница является стеной, которая останавливает движущиеся воздушные массы, примеров тому много. Вот и тут — на финской стороне уже никакого дождя не было. Парадокс! Но настроение улучшилось.

Первым городом на нашем пути, всего в 40 км от границы, стал городок Хамина, с населением около 22 тыс. человек, и, разумеется, со своей историей и достопримечательностями.

В 1723 г. шведы начали строить военное поселение на границе с Россией, которое получило название «Fredrikshamn» в честь шведского короля Фредерика I. Разумеется, главным объектом города должны были стать бастионы для его защиты. Пока строили, началась очередная русско-шведская война, к которой их достроить не успели и когда к городу подошел русский генерал Петр Ласси со своими войсками и сказал вот так: «Бу!» шведы в ужасе бежали к Гельсингфорсу, бросив бастионы и предав город огню. А по итогам войны город вообще вошел в состав Выборгской губернии России. В в 1791 г. его бастионы начал заново отстраивать командующий русскими войсками в Финляндии будущий генералиссимус А. В. Суворов. Но, в связи с изменением геополитической ситуации, свое военное значение они вскоре потеряли.

Сейчас бастионы используют в качестве концертной площадки, на которой собирается несколько тысяч зрителей. А вообще там очень много чего было накопано и насыпано, все уже заросло, но, остались интересные виды и необычные здания.

Центр города выглядит очень непривычно, особенно сверху, т. к. от здания Ратуши отходят 8 радиальных улиц, да еще и 2 кольцевых, так что этот вид стал одним из визуальных символов города. А вокруг Ратуши сразу несколько храмов, в т. ч. русский православный Петра и Павла, лютеранский св. Иоанна и церковь св.девы Марии, которая стоИт на месте первой церкви, построенной еще в XIV веке.

Есть в городе и своя «марина», т. е.довольно большой морской нефтяной порт и полуостров со стоянками и заправками для яхт и красивыми видами. Там же местные и купаются, там же и вот такой музыкант (?) сидит. А вот ветрогенераторы для этих «вертушек» делают в самОй Хамине.

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

Благополучие и процветание городу, кроме порта, обеспечивают Школа офицеров резерва со своим музеем и крупнейший в Северной Европе дата — центр компании GOOGLE, которая вложила в его строительство, оборудование и развитие около 500 млн. евро.

Интересен город и необычными памятниками — что характерно, сосредоточены они вокруг Школы офицеров резерва — тут и самоходка вот с таким знаком (интересно, что сами финны такую свастику за фашистский символ не считают — видел его и в Лаппеенранте на памятнике «Лотте Свярд» и тут и в Котке, в морском центре «Велламо» — для них это древний, еще с языческих времен финно — угорский религиозный символ). Ну — ну…

Перед Школой стоят два жутких и (пардон, но посмотрите сами) дебильных финских воина — пограничника, смотрящие в сторону России. Кто — то назвал их «Карацупа с собакой». Ну, насчет Карацупы не знаю, но вот присевший «у ноги» в странной позе боец, губастенький такой, мягко говоря…

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

А самый интересный и необычный памятник, хоть и посвящен женщине, которую звали Варвара Шантина, тоже связан со Школой. Эта женщина почти 20 лет (с 1920 по 1939 г.г.) каждый день стояла перед зданием школы и торговала пирожками. Она была очень доброй и отзывчивой и многие курсанты считали ее своей второй матерью — с ней можно было и по житейским вопросам посоветоваться, она и в военных вопросах понимала, многих она поддерживала в трудные минуты жизни. Умерла она в 1941 г. и похоронена на православном кладбище Хамины.

Курсанты школы собрали деньги на ее памятник, но ИМХО, очередной финский скульптор (они все «так видят») создал очередного монстра (вспомните лицо пограничника в исполнении другого «художника»). Ну что делать — свобода искусства у них такая, а может просто «не умеют лошадку рисовать», так что про финские памятники, скульптуры и инсталляции можно целую галерею ужасов выложить.

Поскольку «на автомате» проскочили знаменитую приграничную «Шайбу», первое финское кофепитие пришлось именно на Хамину, в маленьком уютном кафе с очень доброжелательными девушками. Вот такая там тихая спокойная жизнь — кроме нас зашли несколько пенсионеров кофейку погонять, сидят, разговаривают… Очень там все тихо и умиротворяюще, но жить там — ни за что!

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

Поэтому рванули дальше — недалеко от Хамины находится город-порт Котка. Вот он меня удивил и остался сильно недосмотренным, поэтому в весенних планах — спокойная поездка туда. Раньше на его месте стоял шведский город — крепость Роченсальм, который захватили русские и под личным присмотром Екатерины II начали там строить стратегически важные по тем временам крепость и порт. Но, времена изменились, Россия захватила всю Финляндию, крепость стала не нужна и на ее месте в 1879 г. заложили город. Сейчас знаменит он, в частности, своим музеем, одним из лучших в Финляндии — Морским центром Велламо. А еще — Котка город потрясающих парков, а еще — одна из самых известных достопримечательностей города — царская изба в местечке Лангинкоски, а еще… Но, по порядку.

На всякий случай — свой город «Котка» есть и в России, т. к. слово это переводится как…«Орел». И символ города — вот эти орлы в парке Сибелиуса, один из которых еще и схватил рыбу. В главном торговом центре города есть специальный магазин полностью посвященный этому символу и его воплощению в предметах, сувенирах, футболках и т. п.

Начали мы знакомство с городом с Велламо.

Это огромный модерновый комплекс, построенный у воды, рядом с ним стоИт исторический ледокол «Тармо», на который тоже можно зайти (летом). Я вот даже не знаю, как описать, про что этот музей — там несколько экспозиций — одна посвящена «планете Море» во всех ее проявлениях — от поиска морских сокровищ до истории акваланга, маякам и парусникам, вообще всему, что движется по воде и что под ней находится. Там даже воспроизведена каюта одного из паромов «Силья», неубранная, т. к. экспозиция эта рассказывает о работе…женщин — уборщиц. Невероятные и неописуемые повороты сознания его создателей, висящие под потолком самолеты — гидропланы и гребная лодка — восьмерка, настоящий морской патрульный катер в натуральную величину, вот такие вот «суперлодки», целая стена подвесных лодочных моторов, много интерактива…

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

Вторая главная экспозиция еще круче — музей быта с начала ХХ века — чего там только нет! Моды, одежда, игрушки, спорт, отдых, дисковые телефоны (экзотика!), даже несколько «мужских» журналов 1961 г., совершенно невинных с нынешней точки зрения. Там можно перемерять кучу одежды, представив себя денди в котелке или джентльменом в цилиндре, а уж для женщин — платья, туфельки, шляпки…

Внимательно все рассматривая и изучая там можно провести целый день, но, есть одна засада — хотя музей работает до 17 часов, «едальня» в нем закрывается в 14 — 30, будьте бдительны. Для посещения объект абсолютно обязателен, особенно с детьми.

Второй посещенный нами объект — один из необычных городских парков — водный парк «Сапокка», этакий мини — дендрарий, в котором высажены самые разные растения, включая магнолии, рододендроны, и, разумеется — розы. Слова бессильны — посмотрите.

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

Но главная «фишка» парка вот этот огромный искусственный (!) водопад, вода в который подается из ближайшей морской бухты специальными насосами, что для экономных финнов совсем уж невероятно. Но эффект того стОит. На «вершине» водопада еще и «выставка» различных сортов и видов гранита, которые использованы в парке. А вечером это чудо еще и подсвечивается.

К сожалению, прогулки в Хамине и здесь оказались настолько интересными, что времени уже не хватало, поэтому не успели увидеть «Сад пряных трав», «Парк фуксий», парк в английском стиле «Исопуйсто» и «парк горы пожарной вышки». А еще есть морской парк Екатерины, а в море форты «Екатерина» и «Слава». И все это на, примерно, 55 тысяч жителей. В общем только и успели проехаться по городу, увидеть Главную церковь, заглянуть в парк Сибелиуса и посмотреть на скульптуры на Вейстопроменади — тут тоже не обошлось без креатива финских творческих затейников — оцените внешний вид и название. «Капля в море», «Сцепление», «Ночные прохожие»…

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

То, что Котка — морской город, подтверждает и вот такое необычное здание в виде корабельной надстройки

К сожалению, день уже заканчивался, а нам надо было еще проехать около 70 км до следующего городка «маленькой Финляндии» — Порвоо, знаменитого своим «старым деревянным городом»,(который занимает площадь 18 га), чем — то похожим на норвежский Берген. Там у нас была запланирована и ночевка. Поэтому снова рванули дальше. Приехали в Порвоо уже, практически, на закате. Зато народу совсем не было и «старый город» удалось поснимать «аутентично», без людей.

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

Вообще — то, изначально он назывался (и называется до сих пор) по — шведски «Борго». Но, поскольку финны не любят звонких согласных они его и переделали в Порвоо. Это второй по возрасту город Финляндии после Турку и основан он был около 1380 г. Сейчас в нем проживает около 50 тысяч жителей, а еще десятки тысяч туристов приезжают его посмотреть. Главная и самая туристическая достопримечательность, практически, визуальный символ города — знаменитые красные прибрежные бараки, которые были выкрашены в свое время к приезду шведского короля Густава III, (оказывается, показуха с давних времен понятие интернациональное) да так и остались красными до сих пор.

Для россиян город известен и тем, что в далекие советские времена там снимался фильм «За спичками» с Евгением Леоновым.

Погуляв по Порвоо, уже в сумерках направились на небольшой лесистый остров, расположенный в нескольких километрах от города в природном парке Сикосаари и связанный с материком деревянными мостиками. Там нас ожидал вот такой коттедж с видом на воду и в окружении елей и сосен.

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

А в гараже рядом стояли спортивный «Порше» и офигенный тюнингованный «Ламборгини» — наверное, хозяев.
Две спальни наверху, а внизу — туалет, сауна, душ к которым надо спускаться по наружной лестнице (?).

И полное отсутствие кухни. Дочь сурово указала на это встречающему нас человеку и тот приволок микроволновку. Хорошо, что у нас «с собой было» — еще днем затарились заморозками. Вот проблема — нет кухни — нет и посуды, вилок и ложек! Хоть очками черпай… Но, мои девушки — опытные путешественницы и у них в сумочках оказались пластиковые приборы, хранящиеся еще с перелета Амстердам — Мехико:) Так что повечеряли, посидели под звездами и пошли спать.

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

А ночью случилась БУРЯ. Честно, такого жуткого ветра я в своей жизни не помню, причем при совершенно ясном небе. Всю ночь вокруг все ревело, выло и грохотало. Входная дверь открывалась наружу с трудом и в дом сразу же врывался вой и свист, как в фильмах про какую-нибудь бурную Антарктиду или Сибирь. Но, спать было тепло и уютно и только краешком сознания отмечал: «О как там! Не повалило бы елку на дом!». Зато утро «красило нежным светом…" Дочь не поленилась и рано утром отправилась на один из мостиков снимать восход солнца. Получилось красиво:)

Поскольку вчера не успели, решили, все — таки, заехать в одну из главных достопримечательностей Котки, которую называют по — разному — «Царская дача» или «Царская изба» в местечке Лангинкоски — там жил Александр III с супругой. Жили по — простому, в огромной двухэтажной избе из бревен с огромной верандой, на берегу шумного порога на реке, в окружении сосен. Царь колол дрова, рыбачил, царица готовила обед… Вот где бы пожить!

Представляю какой там кайф летом — рыбалка, чистейший воздух, можно загорать прямо на скалах, а можно наблюдать за красивейшим водным потоком сидя в тенёчке на веранде… Классическая завистливая фраза: «Во как цари жили!».

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

Дальше по плану у нас было возвращение на Родину и ночевка в Выборге. Погода была просто чудесная, дорога идеальная, поэтому Люся блаженствовала и бездельничала, а мы любовались необычными пейзажами на скорости 120 км / ч (строго по правилам!) При этом нас постоянно обгоняли «законопослушные» финны:(

Вернувшись через опять пустую границу, сразу отправились смотреть осенние красоты в парк Монрепо. Кроме нас таких умных оказались просто, наверное, тысячи — во всяком случае на дорожках парка постоянно возникали пробки из людей, а к 16 часам местность постиг транспортный коллапс — для тех кто знает — «затыка» начиналась уже на ж/д мосту перед парком — на вновь подъезжавшие машины приехавшие раньше махали руками и те выезжали задом, чтобы выпустить из пробки их и многочисленные туристические автобусы. Ужос!

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

Нам удалось выскочить и мы отправились гулять по Выборгу. Не буду рассказывать и показывать его многочисленные и интересные дома в стиле «модерн» — про них и так все знают. А расскажу только об одном, но, зато одном из самых интересных зданий города, в которое давно хотел попасть и на которое приезжающие туристы вряд ли обратят внимание снаружи. Оно находится в парке им. Ленина и это… Выборгская городская библиотека.

Построена она была в 1933 — 35 г.г. по проекту знаменитого финского архитектора Алвара Аалто. Здание (внимание!) считается ВЕХОЙ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ни больше ни меньше. Это был совершенно новый и революционный для того времени образец модернизма и функционализма. А еще сенсацию в мире архитектуры вызвало использование дерева, волнообразный акустический потолок и бестеневое освещение — в зале библиотеки нет окон и оно освещается специальными прозрачными плафонами в потолке. Конечно, здание пострадало во время войны, до 1961 г. оно было в запущенном состоянии, потом попытались сделать реставрацию, но в полном объеме и первоначальном виде ее удалось восстановить только в 2013 г. по личному распоряжению Гаранта Конституции, а на открытии присутствовали официальные делегации России и Финляндии. Не думал, что туда так просто попасть — оказывается, просто заходи и смотри. Вместе с нами там было и несколько групп школьников, с которыми проводили экскурсию. Невероятно светлое и теплое здание, плавные линии потолка, мебели, перил — просто эстетическое наслаждение на все это смотреть. Поэтому отдельно приглашу туда туристов, собирающихся в Выборг — не пожалеете. (Знаменитый дизайн этих табуреток и кресел тоже придумал Алвар Аалто)

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

Опять гуляли дотемна, потом переночевали в довольно приличной съемной квартире и… снова поехали в Финляндию (раз уж рядом находимся). На этот раз цель была совершенно утилитарная — еще один «штампик» и магазины, поэтому поехали в хорошо нам знакомую Иматру. К сожалению, туда ведет самая плохая из всех дорог, ведущих в Финляндию. Правда, за это лето на ней поставили примерно миллион «нашлепок» размером, иногда, с носовой платок — это такой «ямочный» ремонт:(Дополнительным аттракционом стал и сильный туман, местами — критический.

Зато опять совершенно пустая граница — т. е. ВООБЩЕ пустая — и наша и их. Закупились в совершенно пустом магазине рыбой, сыром и маслом и, поскольку время было, прокатились до Иматры, полюбовались на каньон в осенних красках и поснимали городскую церковь, перед которой был ажиотаж в смысле парковки — жители приехали на воскресную утреннюю службу.

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

А тут и домой пора — на трассе купили яблок и приценились к большой корзине отборных белых грибов за 8 тыс. рублей. Решили не брать:) Это, собственно, и было последним событием нашего путешествия — от границы до дома доехали за 2 ч.45 мин.

Хорошо съездили:) Жаль, что день рождения только раз в году:)

Традиционные «смешные интересности»

Вот как бы типа «бедные беженцы» пишут на своих смартфонах письма мамам. Что-нибудь вроде: «Мама! Здесь все плохо. Кюшать нам дают то, что мы не любим, работу в офисе никто не предлагает, трехкомнатных квартир не дают, а деньги, оказывается, надо зарабатывать… В общем — зря приехали, вышли денег на обратную дорогу».

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

Вот такое кашпо и натюрморт со шваброй

Ничего не напоминает?

Финский джентльмен

Маленькая красивая Финляндия. Хамина, Котка, Порвоо

Вот так приходится парковаться в Порвоо

«Ты на жизнь смотришь из окна моего персонального автомобиля, клянусь, честно слово!» ©