Турист Ирина Королёва (KIE)
Ирина Королёва
была вчера 23:24

Орчха — Индия Март 2006

1 марта 2006 года.

Сегодня утром проснулись очень рано, нам предстоял длительный переезд в городок Каджурахо, славящийся образами Камасутры, изображенными на стенах многочисленных храмов. Наш гид Шарад довез нас до железнодорожного вокзала, долго объяснял нам, что мы обязательно должны посмотреть в Каджурахо, в какие храмы заглянуть, даже прочитал нам маленькую лекцию по истории дворцов и храмов, расположенных в тех местах, куда мы направлялись. Дело в том, что дальше у нас по маршруту и сопровождающий, и гиды не будут говорить на русском языке, и он очень переживал, что нам трудно будет понимать их английский, и мы можем прослушать что-то интересное. Очень трогательная забота.

Вокзал в Агре это «отдельная песня»… Везде мусор, грязь и толпы народа. Я все время опасалась, что нас могут обворовать. Мы буквально грудью пробивали себе путь к нужной железнодорожной платформе. А наши чемоданы пробивались отдельно от нас, они плыли на головах маленьких индийских носильщиков, у каждого на голове было по три чемодана, удивительно, откуда в таких тщедушных телах такая силища.

Удивительная Индия. Часть 6. Орчха

Шарад все-таки поглядывал, что бы они ни надумали скинуть один из чемоданов в лапы к своим дружкам. Но думаю, что вряд ли бы они сделали это, очень уж трудно найти работу в Индии. И еще нас сопровождал ужасный запах! Вскоре мы обнаружили его источник. Люди просто не утруждали себя поиском туалета, а все «свои дела» не только маленькие, но и большие делали с платформы прямо на рельсы, не отходя от своих баулов и не стесняясь зрителей. Наш поезд задерживался…

К соседней платформе подошел поезд, вагоны были облеплены людьми, кто-то висел на подножке, кто-то ехал на крыше. И тут началось светопреставление, жаждущие уехать полезли по тем, кто уже висел из вагона. Крики, гам, плач детей, те, кому удалось прицепиться к вагону раньше, сталкивали тех, кто лез следом, на землю летели вещи. Но, как ни странно, когда поезд тронулся, всем удалось уехать.

Мы с ужасом переглянулись и стали ждать свой поезд, мысленно уже готовились к бою за места на крыше вагона. А затем в памяти всплыли картинки из старого индийского фильма, в котором битком набитый поезд падает с рухнувшего моста в реку, а все кто находились в нем или погибают, или теряют свою маму-папу (дочь, сестру, брата).

Из интернета

А вот и наш поезд. Мы дружно выдохнули, поезд был вполне современный. Загрузили чемоданы и стали прощаться с Шарадом. За эти дни мы с ним очень сдружились, спасибо ему за все!

Удивительная Индия. Часть 6. Орчха

Наш вагон внутри напоминал салон самолета, с большими мягкими креслами, между некоторыми даже стояли столики. Во время переезда по вагону несколько раз разносили бесплатные напитки, даже покормили, и тоже бесплатно. Места в билетах не указываются, только номер вагона и можно сидеть там, где больше нравится, благо было много свободных мест. Одно меня удручало — очень грязные стекла в окнах, я хотела фотографировать проплывающие ландшафты, но у меня ничего не получилось. Впрочем, те же виды мы наблюдали и из окон нашего микроавтобуса, и уже привыкли к ним.

Если решите путешествовать по Индии в поезде, то не экономьте на билетах, а потратьте деньги на билет для «белых» людей, иначе рискуете ехать на крыше вагона.

Пассажиры в нашем вагоне подобрались очень веселые. С нами ехала большая группа туристов из Японии, в основном это были пожилые женщины. Они очень быстренько освоились, сняли марлевые повязки с лица, разложили на столиках свою закуску и выпивку. Через некоторое время они уже пели японские песни, плясали и во что-то играли. А так как группа была большая, то шум стоял жуткий. Было забавно за ними наблюдать, жаль, что они вышли раньше нас.

Прошло 2,5 часа, вот и наша станция, называется Джханси. Дело в том, что поезда в Каджурахо не ходят, всех довозят до Джханси, затем на микроавтобусе до городка Орчха, осмотр достопримечательностей Орчхи и переезд уже без остановок до Каджурахо.

Удивительная Индия. Часть 6. Орчха

На вокзале нас встречал водитель, он же сопровождающий — Салим, как нам и было обещано, он говорил с нами только по-английски, но при общении не было никаких затруднений. Рядом с водителем, из-за отсутствия гида, место было свободно, и я с удовольствием его заняла. Обычно я сидела на заднем сидении, а тут я вполне ощутила всю прелесть левостороннего движения. Поначалу замирало сердце, когда мы неслись «по встречке». Но к этому очень быстро привыкаешь.

Салим оказался очень добрым и покладистым парнем, специально для нас останавливался в самых красивых местах, давал нам столько времени, сколько мы хотели, даже пытался что-то рассказать нам о городишках и деревеньках, которые мы проезжали, хотя это не входило в его обязанности, он должен был просто перевозить нас с места на место.

Удивительная Индия. Часть 6. Орчха

Пока знакомились с Салимом, говорили о погоде, о жизни, о детях, слушали его любимую музыку, легко и незаметно доехали до Орчхи.

Орчха

Очень-очень милый городок находится на берегу речки под названием Бетва. Если смотреть на город с местного холма, на котором расположен небольшой храм, или со стен форта, то можно увидеть множество древних храмов, поднимающихся среди одноэтажных домиков, картина просто завораживает, вот так стояла бы, смотрела и думала о бесконечности жизни. На улочках удивительно чисто, рядом со своими домиками жители убирают мусор, метут дорожки, сажают цветы, поливают деревья. И в воздухе стоит едва уловимый запах цветов и специй.

На одной из улочек дорогу нам пригородила толпа нарядных людей. Салим пояснил, что это деревенская свадьба. Конечно, это не шикарная свадьба, виденная мною в Джайпуре, было все намного проще и гораздо веселее, все гости смеялись, пели, танцевали. Умеет же народ праздновать!

Удивительная Индия. Часть 6. Орчха

На краю городка около речки Бетвы стоит местный дворец Джехангир Махал . Крепость выглядит очень внушительно, толстые массивные стены с башенками наверху покрыты каким-то черным налетом, который придает особый колорит. Около дворца нашу группу встретил англоязычный гид, и повел нас внутрь крепости. Посередине двора, прямо на каменных плитах спал маленький грудной ребенок.

Удивительная Индия. Часть 6. Орчха

Мамка его или работала где-то рядом, или подобным образом зарабатывала деньги, потому что такой кроха никого не мог оставить равнодушным, каждый подсунул ему в пеленку денежку. Когда мы проходили мимо него в следующий раз, то денег около него не было. А сам он переместился в тень, значит, кто-то о нем заботился.

Удивительная Индия. Часть 6. Орчха

Во дворце туристов было очень мало, кроме нас только несколько человек разглядывали древнее строение и наслаждались тишиной и покоем. Только там я ощутила настоящую Индию, без суеты, без спешки, без нищих и попрошаек. И совершенно другая архитектура, настоящие индуистские храмы, нет минаретов и куполов, которые мы видели в Агре, каждый храм покрывает множество изображений богов и танцовщиц, храмы гораздо меньше по размеру и как-то интимнее что ли.

Удивительная Индия. Часть 6. Орчха

Наш новый гид был солидным дядькой и, наверное, очень много знал об этом местечке. Он водил нас вверх вниз по лестницам, показывал самые красивые виды, открывающиеся нам со стен, и все время что-то лопотал по-английски, иногда очень даже эмоционально.

Я как всегда слушала «вполуха», много фотографировала, уходила от группы, гуляла одна по залам и коридорчикам, выглядывала в узорчатые окошки. И так мне было хорошо, что я прямо кожей ощущала ветерок давно ушедших дней, слышала тихий смех принцесс, пробегавших когда-то давно по этому дворцу, звон колокольчиков на их ножках, шорох юбок.

Удивительная Индия. Часть 6. Орчха

Затем мы осмотрели еще несколько дворцов стоящих рядом. Во многих комнатах ведутся реставрационные работы, правда, рабочие ползают как сонные мухи, но все же что-то делают, а значит, дворец совсем не разрушится. Осмотрели всё — приемные тронные залы с сохранившимися цветными фресками удивительной красоты, покои многочисленных жен с резными решеточками на окнах, мраморные фонтаны, действующие до сих пор. И даже зашли в древний туалет, познавательно. Не думаю, что это место было предназначено для благородных дам, все предельно просто, несколько дырочек в полу и без всяких перегородок, чем-то напоминает привокзальные туалеты во времена развитого социализма.

Нагулялись и насмотрелись вдоволь. И уже шли к нашей машине, когда заметили небольшую часовенку посвященную Ганеше. На ступеньках сидел маленький благообразный старичок, одетый в красные праздничные одежды, с гирляндой цветов на шее. Я даже подумала, что это он специально так вырядился к нашему приезду.

Это был садху. Садху — безобидные религиозные фанатики, их множество в Индии. Когда-то каждый из них был обычным человеком, ходил на работу, имел жену и детей, но в один прекрасный день понял, что в дальнейшем он должен полностью посвятить себя богам. Человек отказывается от всего, что он нажил, даже меняет свое имя, и уходит бродить по стране, молится богам. Для семьи этот человек умер, его оплакивают, а если встречают потом на улице, то делают вид, что не знают его. Многие, становясь садху, накладывают на себя обеты, например, никогда больше не говорить, и молчат всю оставшуюся жизнь. Другие отказываются мыться, стричь волосы и ногти.

Удивительная Индия. Часть 6. Орчха

Я пожертвовала несколько рупий доброму богу Ганеше, а садху в знак благодарности, благословил меня и разрешил сфотографировать.

Индия очень бедная страна. И если хотите сделать чью-то фотографию, то обязательно спросите разрешения, подтвердите свое желание небольшим вознаграждением. Никто не откажется, и с удовольствием сфотографируется. Вы не обеднеете, а у человека будет обед, может быть первый обед за несколько дней.

Спасибо нашему гиду в Орчхе. Жаль, конечно, что он не говорит по-русски, но, видя, что мы не сильны в английском, старался говорить медленно, подкрепляя свой рассказ выразительной мимикой. Рассказывая легенды, даже изображал, то воина, то красну девицу, то резвого скакуна. Было смешно и все понятно.

Удивительная Индия. Часть 6. Орчха

Салим ждал нас у машины. Специально для нас сделал обзорную экскурсию по Орчхе. Храмы, много древних храмов, да, таких красивых, что мы проезжая начинали ахать и подпрыгивать на своих местах, тогда Салим останавливал машину, разрешал нам выйти, посмотреть, сфотографировать.

Затем повез нас на противоположную сторону Бетвы через мост. Вот это красота! Голубое небо, стоящие на берегу древние храмы, цветущие деревья, всё отражается в прозрачных струях быстробегущей неширокой Бетвы. Мимо проплыли на плотах туристы, и мы им искренне позавидовали.

Удивительная Индия. Часть 6. Орчха

А на берегу, местные жители стирали белье. Мужчины прямо на себе, просто заходили в одежде в воду и начинали тереть себя мылом и камнями. А женщины, «что есть дури», колотили бельем по камням, на тех же камнях его и раскладывали на просушку. Белье получается чистое, белоснежное, но надолго ли его хватит?

Удивительная Индия. Часть 6. Орчха

Да, пожалуй, этот маленький городок мне понравился больше всех остальных в Индии! Каждый раз, возвращаясь из отпуска, стараюсь определить для себя, какое же место в стране меня больше всего покорило.

В Мексике это раскопанный в джунглях древний город Паленке, в Италии — классическая Флоренция, в Румынии — городок Брашов, расположенный в Карпатах, в Испании — горный монастырь Монтсеррат, в Египте храм Рамсеса II в. Абу-Симбеле, а в Индии это маленький городок Орчха, о котором практически никто и не слышал.