Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 23:15

Мадрид — Испания Март 2020

На последнем этапе доковидной эпохи в Мадрид успели дважды, за короткое время, на Рождество и на Восьмое Марта. Мы часто так делаем, останавливаемся на неделю в Европе, по пути из Техаса в Арцах и на неделю на обратной дороге. Вариант двух раунд трипов, конечно, дороже простой пересадки, но дешевле отдельных перелетов. На всякий случай, хотел предупредить насчет неочевидной визовой проблемы, которая может возникнуть при такой схеме перелета.

Пока не началось

Если вы покупаете два раунд трипа, то при первой регистрации получается, что вы летите в пункт назначения на все время путешествия. Компьютер, отвечающий за регистрацию пассажиров, не понимает, что после недели, например, в Мадриде вы полетите в Москву или в Ереван. С его точки зрения вы летите в Мадрид на весь срок вашей поездки. Дальше, в нашем случае, в игру вступила пятница тринадцатое. Сначала я хотел купить билет Мадрид — Даллас на среду, обычно на американских авиалиниях среда самый дешевый день, но в последний момент увидел, что пятница тринадцатого намного дешевле и не будучи суеверным купил билеты на этот день.

Последствия этого решения оказались катастрофическими. При регистрации в Далласе компьютер потребовал с нас ссылку на документ удостоверяющий, что нам разрешено находиться в Испании 91 день и более, при варианте среды было бы 89 и никаких проблем. Все люди далласского аэропорта были за нас, но даже все вместе они не могли победить один компьютер, который тупо хотел ссылку на документ. Что только мы ему в это окно не вбивали, я уже даже хотел поменять билет, но тут после часа свободного эксперимента, он вдруг согласился принять в качестве разрешающего документа номер билета в Москву.

Пока не началось

Возращение было не слаще, испанские университеты объявили карантин, понятное дело с пятницы тринадцатого. Ничего не подозревая, мы долго шли по абсолютно безлюдному аэропорту Мадрида, пока не дошли до зоны регистрации Американ Айрлайнз. Там был миллион американских студентов, которые пытались свалить из Испании домой в Штаты. Надо отдать должное АА, которые пустили рейсы на разные города Америки через каждые полчаса, но какая это была толпа… Успели, с трудом, но успели. Рейсы все по чуть- чуть задерживали, в Даллас прилетели вовремя. Так что в принципе колдовские чары преодолеваются настойчивостью, но правила все равно знать очень полезно.

Вернемся к нашей жизни в Мадриде, останавливались оба раза в районе Прадо. Место удобное рядом музеи, которые показались нам в самой содержательной частью города, недалеко до вокзала Аточа, много ресторанов и кафе, плотная сеть станций метро, парк Ретиро опять же… По дороге в Москву снимали апартаменты, с нами были американские дети, обратно возвращались вдвоем и жили в гостинице. Оба варианта можно признать неплохими, хотя показалось дороговато, по принципу цена-качество. В Риме за те же деньги апартаменты были на порядок лучше, в Париже экзотичнее. При этом хозяйка апартаментов в Мадриде настучала на нас на сайте, что мы курили в ее квартире, хотя это была неправда, глюкнуло, наверное.

Пока не началось

Мадрид, на мой взгляд, для Европы город второго ряда. В нем безусловно хорошие музеи, одни из самых лучших в мире, что касается архитектуры города, она очень дискретна. Выглядит так, как будто кто-то периодически вспоминал, что Мадрид — «столица великого государства, над которым никогда не заходит солнце» и строил Банк или Министерство, потом все затихало и возвращалось к сероватому ширпотребу.

Строили разное, на первый взгляд показалось неожиданным, а потом порадовало неизбежностью, подражание сталинскому ампиру, все-таки диктаторы подобны в своем мышлении. В отличии от Москвы ампир не доминирующий, главное конечно белая классика, возносящаяся вверх, к развитию экономики, которая ну ни как ни хотела развиваться в условиях крайности политических режимов.

Пока не началось

Две поездки в Мадрид сильно различались по погоде и как следствие тому, что нам удалось посмотреть и в городе. На Рождество погода была плохая или очень плохая, поэтому смотрели музеи и интерьеры дворцов и церквей. В марте погода достигла уровня лучше не бывает и в помещение заходить не хотелось. Отказались даже от повторного визита в музей Тиссен, которой очень, очень понравился во время первой поездки.

Обратите внимание на показания уличного термометра.

Большую часть времени в мартовском Мадриде провели в парке Ретиро. Весенний парк был удивительно хорош, деревья цвели, фонтаны журчали, жена радовалась, солнце сверкало.

Пока не началось

Ретиро замечательный парк, красивый и хорошо организованный. Он не самый лучший в мире. Он лучше парка Горького, а ты Лена гуляй себе в Бахайских садах и в Ретиро не торопись. Что касается нас с супругой, в Ретиро мы приехали прямо из мартовского Парка Пятидесятилетия Октября, где оттаивало и было нам от этой перемены хорошо.

Надолго зависли напротив воздушного и волшебного Хрустального Павильона и даже умышленно уселись обедать в кафешке напротив него. Павильон был построен к Всемирной Выставке. Пока пил вино стало жалко Всемирные Выставки, ведь хорошее дело было, даже Эйфелеву башню и ту построили как экспонат к всемирной выставке.

Пока не началось

Сейчас всемирные выставки тоже проходят, только какие-то они стали неважные. Не сумели договориться, как всегда, Союз и Штаты в 1964 году, вокруг Нью-Йоркской выставки тогда возник большой скандал. Штаты пытались перетянуть одеяло на себя, придать выставке коммерческий характер и вывести систему на самоокупаемость. Союз такой вариант не устраивал, для него выставки носили больше политический характер. Лидирующие европейские страны, поддержали советскую позицию допуская долгосрочные возвраты, дело дошло до конфликта и игнора. В результате всеобщего скандала имидж Всемирных выставок серьезно пострадал.

А ведь мог остаться на всю жизнь простым ангелом.

Задумывает как тяжело странам с разной политико-экономической логикой договориться между собой. В Штатах считается, что обычный американский избиратель против того, чтобы государство тратило его деньги на некую Всемирную Выставку или Олимпиаду. Нарушать волю избирателя без особой необходимости не стоит, а следовательно дотации из государственного бюджета на эти нужды не могут быть существенным, реально можно только кредитовать с относительно невысоким интересом. Про Россию промолчим, Китай готов вбросить на подъем своего политического имиджа триллионы невозвратных долларов… Дальше, что? По какому формату договариваться? Нет средней точки, к которой можно было бы стремиться.

Написано, что он всех победил, но похоже победы дались нелегко выглядит очень уставшим.

Парк очень большой для города с недешевой землей. Если никуда не торопиться в нем можно провести весь день, что мы и сделали. Какие-то выставки, лодочки, кафешки, славная такая, ненавязчивая прогулка. Я нашел новое для себя техническое решение, которое раньше ни где не видел — специальные волшебные коврики, с которых негры торговали в парке сувенирами. Коврик подшит веревочками как парашют стропами. При появлении полицейского негр дергает за управляющую стропу и коврик сворачивается в торбу с сувенирами внутри, а торговец превращается в задумчивого пешехода.

Пока не началось

По понятным причинам Мадриде есть дворец и кафедральный собор. Кафедральный собор освящен в 1993 году. Я понимаю зачем в Барселоне строят новый собор, он действительно новый, не потому что кирпичи в нем новые, а потому что несет в себе новые идеи. Я не увидел каких-либо новых идей в новом кафедральном соборе Мадрида. При этом следует отметить, что в нем висят хорошие старые картины.

Первый Бурбон на испанском престоле — Филип V пожелал иметь в Мадриде настоящий дворец, достойный семьи Бурбонов, как у дедушки Луи, что ни будь вроде Версаля. Филип заказал дворец итальянцам. Итальянцы видимо слабо владели испанским языком и построили дворец, который им самим нравился. Получилось хорошо, не Версаль, но хорошо.

Пока не началось

Дворец просторный светлый и яркий. Оформлен великолепными картинами. Воссозданию жилого интерьера помогают накрытые столы и развешанные наряды. Король во дворце не живет, бывает, когда проводятся официальные мероприятия. Главную свою функцию дворец безусловно выполняет, это богато оформленное, парадное помещение огромных размеров. Сюда не стыдно пригласить контрагентов.

Вокруг дворца несметное количество памятников королям и королевам. Я их так особо не знаю, но встречаются знакомые имена, посмотреть интересно. Интересно еще и то, что, судя по датам они все здесь, у нас обычно памятник предшественнику ломают.

Пока не началось

А вот этот памятник на фотографии ниже, я пришел посмотреть специально поздно вечером, без жены, но с бутылкой. Увидев его еще в первый раз, по-моему, в Байросе, я сразу назначил его памятником Доктору Лизе. Я не согласен ни с ее идеологией, ни с интерпретацией идеи автором памятника, но это не важно. Быть не согласным с жизненной позицией человека не значит не уважать и не любить его. Памятник не имеет никакого отношения к Лизе, но ведь она не сама придумала, что нужно быть добрым. Она честно служила этой простой идее и призывала других быть добрее. Многие хотят делать добро, но стараются действовать так чтобы не испачкаться, Лиза делала свое добро по колено в дерьме, ей важен был результат, она очень хотела спасти жизни людей… Хорошо бы ту глупую черную плиту, которая стоит на ее могиле в Москве поменять на такую лавку, она это заслужила.

Очень сильно, по смыслу не согласен, но решение мощное.

Больше всего в Мадриде мне понравились музеи живописи. Как ни удивительно, даже здесь ожидания оказались неправильными. Мадрид оказался для меня городом открытий. Я правильно представлял себе Лондон и Париж еще до поездок туда, мой воображаемый Мадрид был абсолютно не похож на настоящий. Я всю жизнь думал, что я очень хочу в Прадо, да действительно я туда хочу, но неожиданно выяснилось, что в музей Тиссен-Борнемиса я хочу еще больше.

Пока не началось

Прадо совершенно роскошен. Там богатейшее собрание испанской живописи и много чего другого, очень полезного. Мне так много просто не нужно. Если повесить на стенку три картины Гойя, я буду радоваться, целых десять минут, и потом долго рассказывать, как я люблю его живопись, а тысячу картин Гойя мне не нужно, мне страшно становиться, они очень агрессивные, а когда толпой собираются, я чувствую себя неуверенно, их много, а я один. Только не подумайте, что я критику Прадо, это супермузей, просто рядом оказалось то, что мне лично нравиться еще больше — музей Тиссен-Борнемиса.

Во-первых, в Тиссен-Борнемиса весело, туда не обязательно приходить в костюме. Во-вторых, там кругом сюрпризы. Ты просто никогда и ни за что не догадаешься, что тебя ждет в следующем зале. История музея странная, его почему-то подарили Мадриду, точнее Мадрид выиграл какой-то мутный конкурс на то, чтобы ему подарили этот музей. Жалко, что меня не пригласили, я бы очень постарался выиграть этот конкурс.

Пока не началось

После пары часов, проведённых в музее у ребенка, возник ожидаемый вопрос, ответ на который я искал весь вечер, когда готовился к походу в музей. Задумчиво глядя на картины, ребенок спросил: «Фамилия этого „Тирамису“ была Рокфеллер?» Мы видели музей Рокфеллера, мы видели Гетти, эти имена много значили в бизнесе и коллекции у них хорошие, но они также далеки от Тиссена, как народ от декабристов.

Я помню, как нужно правильно отвечать на вопрос о стоимости картины, что ни будь вроде: «а сколько стоит глоток воздуха?», но реально каждая картина имеет страховую стоимость и можно ее приблизительно себе представить. Столько денег, сколько было у этого Тиссена представить нельзя. У меня есть друг, который умеет быстро пересчитывать деньги в объёмы различных типов железнодорожных вагонов и составлять эти вагоны в составы. В этом случае состав должен был достать от Мадрида до самых до окраин).

Пока не началось

Все что пришло мне на ум это предположить, что Тиссен удачно менялся картинами. Подоспевшая супруга ехидно поддержала: «В то время люди были глупые и не знали, что, если у тебя есть автопортрет Рембрандта, его не надо ни на что менять». В музей королевы Софии я не пошел, и вообще решил хранить верность Тиссену-Борнемиса, но клятву не сдержал.

Помимо любования красотой, мы просто прожили в Мадриде две недели: ели, пили, ездили, гуляли. Еда понравилась, если, без народных глупостей типа жирной рисовой каши с остатками вчерашнего ужина и нечищеным креветками, чтобы не так удобно колбасу было выковыривать, но это у нас все больше дети экспериментировали. Мясо и рыба были свежие, маринады и специи своеобразные и характерные для данной местности. Конечно, всякие причуды со временем работы ресторанов, но всегда и везде можно было найти ресторан, где кормили не по часам, а за деньги.

Пока не началось

Ездили по Мадриду если близко на такси, если далеко на метро. Так дешевле на четверых получалось. Такси очень много, визуально больше половины машин на дороге, ни разу не ждали больше трех минут. В метро нужно купить карточку, не возбраняется если одну на всех, и положить на нее деньги. Дальше на эти деньги можно ездить на метро, многие автобусы, которые идут между городами ее тоже принимают. В отличии от Лондона карточка возврату не подлежит.

Из характерных местных развлечений ходили посмотреть фламенко. Мы, как жители Техаса, с основами испанской музыкальной культуры знакомы, но фламенко в Остине выглядит иначе чем в Мадриде. Как ни странно, остинское намного более официальное, видимо это сохранившаяся в памяти народа классика. Фламенко в Мадриде понравилось намного больше. Остинское — это как-то дерево в израильском Яффо, оторванное от земли. Бывают ведь хорошие памятники, они себе навсегда местечко в голове расчищают, вот и этот бродяга в центре Мадрида, теперь тоже навсегда.

Пока не началось

Когда ты молод тебя возмущает многословие, с возрастом психология человека меняется и его возмущает только чужое многословие. Это я посмотрел в левый нижний уголок, где написано количество буковок. Поэтому выводы краткие. Мадрид хорошая база для осмотра окрестностей Мадрида. Жить в Мадриде достаточно удобно хотя и дорого. Транспортная система хорошая. Музеи живописи фантастические. Не стоит закладывать на осмотр города слишком много времени, потратьте это время на маленькие городишки вокруг Мадрида.