Турист Иван Кучин (Ivan_Kuchin)
Иван Кучин
был 4 февраля 2023 7:36

Цешин — Польша Июль 2019
Летом в Цешине

Как-то в 2019 году носило меня по Польше. И довелось мне провести четыре дня в Цешине, что на самой границе с Чехией, прямо через речку стоит город с похожим названием — Чешский Тешин.

Прогулки по городу позволили мне оценить привлекательность городка, а посещение местных заведений оставили исключительно хорошие впечатления.

Летом в Цешине

С историей у Цешина, как и у многих европейских городов все сложно. Зато интересно.

Давным давно, аж в IX веке, город Цешин основали три брата Болко, Лезко и Цешко. Очевидно, в честь последнего и получил название город. Решили они как-то во время своих странствий перекусить и отдохнуть на берегу речки Ольше. Да так там и остались. Построили дома, стали жить, пошли дети, коровы, огороды и прочее хозяйство, в общем, город основали.

Называлась эта область Цешинская Силезия. Немного позже в тех местах правил герцог Пяст и его династия, бывший вассалом Чешского короля. От них, кстати, осталась память в истории города в виде руин замка. Часть этих руин восстановлена и служит одной из местных достопримечательностей.

Летом в Цешине

Потом Силезия вошла в состав Автро-Венгерской империи, и жили там разные люди, в основном, конечно, поляки, но также в немалом количестве чехи и немцы. После распада империи в 1918 году от лица польского правительства к власти пришел Национальный совет Княжества Цешина. Этот совет начала делить Цешинскую Силезию на польские и чешские земли. По идее, польская часть должна быть самая большая, так как поляков в то время там жило большинство. Но, не тут-то было.

Летом в Цешине

В 1919 году Чехословакия быстренько сориентировалась на местности, ввела войска в Цешинскую Силезию и фактически оккупировала ее. Поляки возмутились, но не сильно, им было не до таких мелочей, они в то время воевали с молодой Советской Россией. В 1920 году на конференции в Париже был, наконец, подписан договор, решивший будущее Тешинской области. Самая богатая ее часть с шахтами, сталелитейным заводом и железной дорогой отошла к Чехословакии. Но договор договором, а по факту Польшу это тоже не устраивало. И вот в 1938 году уже Польша захватила всю Тешинскую область. Ибо, как говорится, не правильное это было положение, ущемляло оно интересы коренного населения. Ненадолго, конечно, уже в следующем 1939 году началась Вторая мировая война.

Точку в этом вопросе поставил товарищ Сталин по окончании Второй мировой войны. Большая ее часть Цешинской Силезии была возвращена Чехии и до сих пор принадлежит ей. А город так и поделили пополам, чтобы было не обидно ни чехам ни полякам. Спрашивал у местных — почему город-то поделили, какая в том была нужда — плечами пожимают. Такая, видимо, судьба и ничего тут не поделаешь.

Летом в Цешине

Как я уже говорил, в городе есть достопримечательность, которая является свидетельством того, что Цешин — это самый старый город Польши. И весь город гордится этим. Это то, что осталось от герцогского замка — руины крепости, Замковая гора, Гура Замкова по-польски.

Сейчас там городской парк с дорожками и смотровыми площадками с великолепными видами на Чески Тешин. А когда-то был средневековый замок. Собственно, от замка мало что сохранилось, XIII век, все-таки. Можно увидеть ворота, одну сохранившуюся смотровую башню, именуемую Пястовской и еще несколько фундаметов сооружений.

Летом в Цешине

Также в парке имеется ротонда (именно она изображена на купюре) — тоже здание XIII века, восстановленное в XIX веке.

Вот, собственно, купюра в 20 злотых, на которой можно разглядеть знакомый силуэт.

Летом в Цешине

И сооружение, называемое почему-то «кухня». Что там было на самом деле непонятно. Может и кухня была, но немного странная — в центре сооружения находится глубокий колодец, довольно жутковатый на вид.

На всех объектах есть пояснительные таблички на трех языках — польском, чешском и английском.

Летом в Цешине

Окрестности Цешина и сегодня знамениты своими шахтами. Но их становится все меньше, меняется структура мировой экономики. И, может быть, поэтому развивается курортная область — Силезские Бескиды, совсем недалеко от Цешина.

Летом в Цешине

Туда тоже у меня была познавательная поездка, но как-нибудь в другой раз расскажу.

В общем, четыре дня в Цешине прошли познавательно и интересно.