Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 9:17

Хаапсалу — Эстония Декабрь 2016

Всего два часа и 99 километров отделяют нас от пункта назначения — древнего города Хаапсалу. Он успел сменить имена, владельцев и национальную принадлежность множество раз, пока не трансформировался в популярный эстонский курорт. Чем он так привлекателен, скоро узнаем.

Старый город Хаапсалу

История Хаапсалу начинается в 1279 году. Эта цифра — самая скромная прикидка, она появляется в средневековых летописях, рассказывающих о Эзель-Викском епископстве. Город Гапсаль стал влиятельной резиденцией, и оставался ею еще несколько сотен лет — при шведах, датчанах, и прочих захватчиках эстонских земель.

Жемчужина Балтики — эстонский курорт Хаапсалу

В средние века Хаапсалу стал местом битвы Ливонских войн. Он, как перевязанный лазурной лентой приз, несколько раз менял хозяев, кочуя между шведами и войсками Московского царства. Окончательную точку в распрях поставил Ништадский мирный договор 1721 года — по нему город Гапсаль отошел Российской империи.

Жемчужина Балтики — эстонский курорт Хаапсалу

Через сто лет Хаапсалу стал известен как один из первых спа-курортов государства. Сюда приезжали лечиться, водой и лечебными грязями. В числе почитателей Хаапсалу числился Петр Ильич Чайковский, а еще русская богема, аристократия и члены королевских семей — не только Романовы. Курорт принимает «по профилю» и в наши дни — сауны, бани, термальные бассейны, спа-центры и лечебницы ждут гостей круглогодично.

Жемчужина Балтики — эстонский курорт Хаапсалу

А в 1905 году в городе Гапсаль принимали высокого гостя — императора Николая с семейством и приближенными. По этому случаю в Хаапсалу построили красивый вокзал, сейчас в нем открыт музей железной дороги и связи. Особенно впечатлительных особ он легко перенесет в великосветскую эпоху «Восточного экспресса».

Жемчужина Балтики — эстонский курорт Хаапсалу

На память о тех славных днях в Старом городе Хаапсалу сохранилось несколько интересных объектов. Это особняки позапрошлого века, курортная набережная и концертные площадки, историческая железнодорожная платформа, и конечно замок — жемчужина средневекового европейского зодчества.

Епископский замок в Хаапсалу

Интересно, что в качестве феодала замка в Хаапсалу выступал не барон или герцог, а особа духовного звания. История возвращает нас к эпохе становления христианства на северных землях, когда городок и его окружение стали разрастаться под защитой епископа.

Жемчужина Балтики — эстонский курорт Хаапсалу

Насколько богаты были эти края, можно судить по карте в музее замка.

Жемчужина Балтики — эстонский курорт Хаапсалу

Епископский замок в Хаапсалу окружает городище: крепостные стены, башни, ворота. Где-то здесь обитает самое известное привидение Эстонии — элегантная (если так можно сказать о призраках) Белая Дама.

Жемчужина Балтики — эстонский курорт Хаапсалу

Несмотря на то, что основание замка датируют XIII веком, его строительство, как было принято в средние века, растянулось на столетия. Замок расширяли, достраивали и переделывали, и свой современный вид — это слово тут не слишком уместно, но все же, цитадель приняла в начале XVI века.

Жемчужина Балтики — эстонский курорт Хаапсалу

Впрочем, многие представители раннего средневековья дошли в первозданности. Это и мощная Сторожевая башня начала XIII века…

Жемчужина Балтики — эстонский курорт Хаапсалу

И Хаапсалуская домская церковь. Эта церковь, как уже говорилось, не только ровесница города, но и причина его основания. Один из крупнейших однонефных храмов Северной Европы в наши дни открыт и как сакральное заведение, и в качестве туристического объекта.

Посетить его можно, приехав в Хаапсалу в праздник — по случаю службы храм собирает прихожан, или купив билет в музей — во все прочие дни.

Жемчужина Балтики — эстонский курорт Хаапсалу

Музей Хаапсалуского замка — это сводчатые каменные потолки, узкие переходы, низкие окна, коллекция рыцарской атрибутики в подвале. Имитации средневековых агрегатов можно трогать, крутить, а шлемы и кольчуги даже примерять.

Фото с сайта VisitEstonia

Смотрители в музее очень милые, и в отличии от их коллег на наших просторах, запрещающих всё, они также почти всё позволяют.

Жемчужина Балтики — эстонский курорт Хаапсалу

Обязательно поднимитесь к смотровой площадке на крыше. С нее Хаапсалу открывается с совершенно иного уровня.

Если вы хотите просто прогуляться по Епископскому городищу, осмотреть живописные руины, потрогать древние стены и сделать селфи на фоне красивейшей крепости Эстонии — это бесплатно. Войти в замок, посетить музей и Домский собор Хаапсалу будет стоит 10 евро — очень рекомендую не экономить.

Африканский пляж, Шоколадный променад и скамейка Чайковского

Старый город Хаапсалу, расположенный на полуострове и с трех сторон окруженный водой, условно можно разделить на две эпохи. Это средневековая застройка, с замком и Епископским городищем, и курортная часть города. Главная точка притяжения — променад.

Жемчужина Балтики — эстонский курорт Хаапсалу

Мы приехали в не совсем курортное время и совсем не курортную погоду. Гуляя по заснеженному променаду, нужно подкрутить фантазию на максимум, чтобы представить тут курортников в шляпах, загорающих в купальниках, почтенные семейства с корзинками для пикника и влюбленные парочки.

А вот легендарный Курзал Хаапсалу красив независимо от времени года. Похожие в царской России работали во всех термальных здравницах, Хаапсалу — не исключение. Прибрежный дворец, вырезанный из дерева, чудом сохранился с конца XIX века — он такой единственный в Эстонии. Здесь давали концерты, танцевали, сплетничали, пили шампанское, и в сотый раз провозглашали, как упоительны в России вечера.

Жемчужина Балтики — эстонский курорт Хаапсалу

В наши дни можно заняться тем же самым — правда, для этого нужно приезжать в Хаапсалу с июня по сентябрь. В этот же золотой период можно искупаться на Африканском пляже, забыть часы дома — время узнаете по солнечному циферблату, и полюбоваться закатом со скамейки Чайковского.

Жемчужина Балтики — эстонский курорт Хаапсалу

Только для всего этого нам придется вернуться в Хаапсалу:)