Турист Вадим Брянск (vadimbryansk333)
Вадим Брянск
был вчера 20:05

Мидьят, Мардин — Турция Ноябрь 2020

Турецкий Курдистан — один из самых интересных исторически регионов Турции. Самые привлекательные места находятся буквально возле границы с Сирией. Госдеп США вообще не рекомендует своим гражданам посещать этот регион. Ну, а нам Госдеп ничего не рекомендует, да и где наша не пропадала… Моя мама была в шоке, когда я объявил о поездке, назвав это «пиром во время чумы» Я и сам до последнего сомневался и был готов уже пожертвовать билетами (отели заказал с возможностью отмены, конечно). Но, пообщавшись со знакомыми, прочитав свежие отзывы, решил, что поездке быть.

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

Делай, что должно и будь, что будет. Успокаивало то, что ко времени отъезда турецкая статистика заболеваемости была почти в десять раз меньше российской. Наши источники писали, правда, что к турецкой статистике много претензий, но тут сразу приходила на ум поговорка про бревно в своём глазу)))

В итоге 14 ноябре вылет Победой в Стамбул. Цена вопроса туда-обратно с багажом 12 000 р. Не бесплатно, с учетом ситуации, но дешевле не найти. Лирами запасся еще дома. Не сочтите за рекламу, но обычная карта Тинькофф здесь просто находка — открываешь дополнительный счет в лирах, покупаешь за рубли, которые на карте лиры по практически банковскому курсу и готово. Забегая вперед скажу, что не в каждом банкомате в Турции можно снять лиры без комиссии. Не брал комиссию HALKBANK точно и еще вроде AKA. Размер комиссии пишут до снятия, если что — отмените операцию. Многие банкоматы, даже провинции, имеют меню на русском. В общем, даже в аэропорту снял немного лир без комиссии, что есть редкость! Помимо Курдистана в планах был Стамбул и бывшая столица Турции — Бурса, но об этом и так 100–500 публикаций, поэтому начну с конца…

Прилет в Стамбул. Еще в самолете заполняем форму с указанием, места, телефона и адреса в Турции. Для адреса строка одна, у нас за период пребывания планировалось 4 адреса — пишу первый. На выходе с контроля датчики температуры, ношение масок обязательно даже на улице — штраф 900 лир (9 000 р). Никто не выпендривается, маски носят 99,9%,из них 99% носят их правильно — не на подбородке, шее или рукаве. Удовольствия от ношения маски на улице мало. Благо, погода приемлемая — плюс 12–15 с ветерком. Из Стамбула в Мардин, самый знАковый город региона, несколько рейсов в день — пара из нового аэропорта и пара из Сабихи, в которую и прилетает-улетает Победа. При перемещении внутри страны есть нюанс. Как бы обязательно требуется получить т.н. HES-code, для отслеживания, в т. ч. и иностранцев. Получить его можно только на турецкую симку, отправив смс и инфой о себе на короткий номер. Получить код можно заранее, написав в отель и попросить их со своей симки отправить смс. Я так и сделал. Но можно и на месте. Купить билеты на внутренние рейсы можно и без HES кода. По факту код спросили один раз в апартах в Бурсе, т. е. там, где его спрашивать не должны. Ни при покупке билетов на автобус до Бурсы, ни при регистации на рейс до Мардина HES код не спрашивали, хотя на этапе покупки билета до Мардина авиакомпанией Pegasus большими буквами высвечивалась необходимость HES кода на этапе регистрации. В то же время, на сайте Turkish Airlines, которыми летели назад черным по-белому написано, что для иностранцев HES code не нужен. Вот такие разночтения.

Итак, вылет в Мардин. Самолет практически заполнен. О трансфере из аэропорта в отель в старом городе — 18 км договорился с отелем — 100 лир (1000 р). На чем сейчас можно здОрово съэкономить, так это на отелях. В Бурсе апарт 45 кв.м. брали по цене 14!!!!! долларов в день, правда, без завтрака. В Мардине новый бутик-отель Fayrouz

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

на 3 ночи с завтраком — 6 500 р-2 220 в день!

Машину на прокат в этот раз не рассматривал-предложений в Мардине мало и цена дороже, чем в Стамбуле — трое суток +бензин обошлись бы минимум в 150 евро. А так отель предложил «своего» таксиста за 550 лир(умножаем на 10) 2 дня.

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

С учетом двух трансферов услуги авто обошлись в 7 500 деревянных, почти в два раза дешевле проката. Плюс водитель-курд показывал такие места и ракурсы для фото, что самим бы ни в жисть не найти. Из минусов — в регионе практически никто не горит на английском — скачал заранее гугл перводчик, чтобы можно было переводить оффлайн. Поэтому общались через посредника, который иногда выдавал такие перлы при переводе, что ни в сказке сказать.

Основные «точки» региона — православные монастыри сирийской церкви, древний город Дара, города Мардин и Мидъят. Отдельно был вопрос по местечку Хасанкейф. Николай borracho Лебедев был здесь несколько лет назад — меcто очень красивое. Было. Летом этого года его затопили, т.к недалеко построили дабму ГЭС для снабжения региона электричеством. Николай мне говорил, что, возможно, я буду первым из россиян, кто посетит это место после затопления. По времени не получилось. Темнело около 17 часов, а выезд из-за комендантского часа не раньше 10 утра. Сделать круговой тур в спокойном темпе за 7 часов нереально — 250 км только дорог. Посмотрел инстаграмм местного жителя Хасанкейфа rizgar_gezi_teknesi, так сказать, из первых рук. Смотреть нечего — кругом вода. ВСЕ, что представляло интерес, сейчас под водой. Шок. Зато неожиданно интересными оказалась пара других мест.

Древний город Дара

с первого века до н. э.стоял на восточной границе Римской империи с прфянами, затем с сасанидами(территоря нынешних Ирана и Ирака).

Наибольшего расцвета город достиг при Юстиниане I, в 7 веке завоеван арабами,

а в 13-м веке был разрушен персами и пришел в упадок.

Место очень фотогеничное,

вход бесплатный!!! Казалось бы — пещерный город,

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

гробницы и пр. мистика, а именно здесь сделал много фотографий.

В километре отсюда находится древнеримское водохранилище — цистерна, не хуже Базилики или Феодосии в Стамбуле, вход тоже бесплатный.

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

Вмещала почти 15 000 кубометров воды, подаваемой с гор в 4 км от этого места. Меня очень зацепило. Вход без местных вряд ли нашел бы, так что будете здесь — спрашивайте, как попасть обязательно, не пожалеете! Дальше наш путь лежит в монастырь Мор Габриэль — св. Гавриил под Мидъятом. Дорога вплотную подходит к сирийской границе, буквально 100–200 м. Бетонный забор, колючка, доты.

Зоны ответственности России, Турции, США. Останавливаться не рекомендуется, на всякий случай документы при себе. Видел посты и военные авто. На въезде в Мидъят сужение дороги — полицейский пост -визуально проверяют наличие надетых масок у водителей и пассажиров. По пути проезжаем деревушку Каледжик, в которой настолько плотная застройка, что она издалека напоминает крепость.

По живописной дороге

останавливаемся пообедать в местной популярной зоне для пикников — Белая вода.

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

Сразу нас окружают наши меньшие братья и сестры.

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

Говорят, что в сезон здесь аншлаг. Готовят вкусно, ценник как в городе, лояльный. Да и спасибо, что покормили. С этого дня,20 ноября, рестораны работают только на вынос или достаку, а многие просто закрылись. Так что поездка в такой обстановке превращается в квест… Кто знает, какие еще ограничения и когда…

Монастырь Мор Габриэль крут.

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

Шикарная резьба, хорошее состояние.

Монастырь действующий, но вход платный,100 рублей, и только с экскурсией.

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

Теоретически, она есть и на английском, но не в коронавирус, когда и местных туристов еле наберешь.

Хорошо, что в двух монастырях пересекались с местной, говорящей на английском. Пришлось поприставать…

Монастырь НЕПРЕРЫВНО действует уже более 1600 лет,

с конца 4 века!

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

Едем в Мидъят, несколько км.

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

После Мор Габриэля не производит впечатление — центр маленький и пыльный.

Забираемся на смотровую — вход 3 лиры.

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

Посещаем старые подземные жилища с новой обстановой.

И все.

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

На обратном пути в 5 км от Мардина еще один православный монастырь сирийскй церкви — Mor Hananyo

или Deyrylzafaran или Saffron, он же монастырь св. Анания 5 века.

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

Вход 100 р и также ждем группы для экскурсии на турецком.

В монастыре есть комната,

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

в которой солнцепоклонники 4000 лет назад отправляли свои обряды.

Сохранился трон патриарха Мардина и старинные двери, которым несколько сотен лет.

Туризм в масках. Турецкий Курдистан, ноябрь 2020

В этом монастыре, как и в Мор Габриэле, учатся студенты, изучающие ассирийский язык и культуру.

Начиная рассказ, хотел еще впихнуть сюда и сам Мардин, но понял, что это было бы неуважением к такому городу, поэтому, придется выложить отдельный материал Турецкий Курдистан. Мардин. Ноябрь 2020. Спасибо, что прочли! Всем здоровья и скорейших путешествий!