Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 19:55

Кисловодск — Россия Ноябрь 2020

Удивительное дело, но лето и начало осени без дальних путешествий я пережила спокойно. Немало этому способствовали две пусть и короткие, но по самую маковку наполнившие впечатлениями вылазки в Питер, да и совсем рядом кое-что для души отыскалось.

Однако к октябрю организм затосковал… «Сапсан» птичка хорошая, но «летает» слишком близко к земле… А мне бы в небо! Чтобы всё как всегда: суета аэропорта, самолет, взлеты-посадки… Да и привыкла в начале ноября, на непонятный новый праздник (хотя почему непонятный? зимняя Казанская!), выбираться куда-нибудь, где осень еще золотая…

Совсем уж было собралась в Стамбул, забронировала даже отельчик в азиатской его части, но в дополнение к обязательным тестам на «корону» по возвращении, заговорили еще и о карантине до получения их результатов, и рванул Карабах… Турция на таких условиях показалась чересчур беспокойным направлением…

Тут-то и осенило: Пятигорск, Кисловодск и так далее! Рассказы о курортах Кавказских Минеральных Вод и их окрестностях всегда душу бередили, давно хотелось там побывать, и вот, кажется, время пришло… Огромное спасибо всем-всем-всем, кто своими рассказами и фото вдохновил!

С отелем определилась, билеты на самолет (ура! в небо все же!) куплены, файлик «где-что-куда-как» готовится. Привычно и приятно… И вдруг — тадаммм… В конце одного из постов на дзене, читаю: с 12-го октября распоряжением губернатора Ставропольского края все въезжающие обязаны отбыть 14-тидневный карантин; в аэропорту вручают соответствующее предписание. Приплыли! Числа так 17-го читаю, причем… Хорошо не раньше, не до покупки билетов, а то бы, наверное, не рискнула… Конечно, повлеклась на форумы, изучать «вести с полей». Оказалось, что предписания и правда вручают, но не всем. Главным образом москвичам и питерцам, но вроде бы соблюдение карантина никто потом не проверяет. Беспрепятственно можно въезжать командировочным и на лечение в санатории. Сеть среагировала вмиг: рублей за 900 предлагали изготовить какое угодно удостоверение, либо санаторно-курортную карту и справку об эпид-окружении. Особо нервные граждане услугой пользовались. Слегка нервные (это я) сами себе рисовали командировочные удостоверения и делали букинговскую бронь санатория с последующей отменой.

Местные успокаивали — да не берите в голову, все у нас хорошо, приезжайте и отдыхайте в свое удовольствие. Очень порадовал звонок из отеля накануне отъезда: не читайте интернет, ждем!

Приободрилась, но все равно немного вибрировала… Из зала прилета я с моим кэбином выходила второй, вслед за какой-то местной женщиной. В конце коридора стоял молоденький полицейский, грозно повторяя: «Готовим паспорта на проверку!» Приготовила… Подхожу, парниша вежливо спросил: «В санаторий? Полечиться?», максимально уверенно ответила: «Да!» «Хорошего отдыха», — молвил представитель власти, даже не взглянув на мой паспорт. Аллилуйя!

Скоренько (но не суетно!) направилась прочь от КПП, мельком отметив, что какие-то граждане за столиками со стопками бумаг (видимо теми самыми предписаниями) сидят-таки… Но кому и по какому принципу их выдают, бог весть!

Правда, даже если и выдали, и в самом деле никто нигде ничего не проверял. Никаких патрулей и вообще: да здравствует безковидный мир! Нет, маски кое-где просят надеть, но без фанатизма. Лишь бы была. На подбородке — вполне достаточно))). И никакой бесконечной долбежки по мозгам, как в Москве… Как же я от всего этого там отдохнула! Федеральные каналы (кроме Культуры) не смотрела вовсе; обнаружила в телеке «Архыз 24», новости на котором осточертевшую тематику практически не затрагивали. А вот узнавать всякое-разное из жизни неведомых мне аулов, было любопытно.

Из аэропорта Минвод до ж-д вокзала ехала на маршрутке (№ 11), остановка возле фонтана. Стоимость 44 рубля (без багажа 22). Да, и забудьте про пластик! Тут очень любят кэш. Почти везде! В отеле тоже наличными рассчитывалась, хорошо, что предупредили заранее.

Вот билеты на электричку все же можно оплатить картой. Ходят они раз в полчаса. Опоздав чуть-чуть на предыдущую, устроилась загорать на вокзальной скамеечке. Солнце сияло вовсю, пришлось доставать из чемодана более легкую куртку. Организм моментально перестроился в состояние «я никуда не спешу». Убежала электричка? Да и ладно! Вокруг чистота, тишина, почти полное безлюдье, последние розы цветут, и первый из многочисленных орлов-символов КМВ красуется над чашей фонтана, окруженного двойной белоснежной колоннадой. Жаль, фонтан не работал… Картинка чрезвычайно ностальгическая, словно смотришь семейный альбом с фотографиями 50-х годов прошлого века. А тут еще объявили, что прибывает поезд Киров-Кисловодск: будто привет от моей тетушки, которая Кисловодск любила нежно. Не иначе еще и потому любила, что удобно было напрямую добираться как раз из Кирова…

Теперь вот — наконец! — в Кисловодск еду я… Даже и в мыслях не было выбрать какой-то другой город, была уверена, что мне только туда, и не ошиблась.

Время в пути на электричке полтора часа. Если повезет попасть на «Ласточку» — 55 минут. Электрички пусть и не последнего поколения, но не старые, очень чистые. Смотреть в окно интересно: на Северном Кавказе я впервые. И миллион лет не видела южных домиков с четырехскатными крышами. А еще ведь и горы! Пусть невысокие, но все же горы!

Миновав билетный терминал в Кисловодске, выхожу на привокзальную площадь и — рука тянется за фотиком. Все здесь мне так нравится, что придется верному другу вот так, сходу, потрудиться!

В Кисловодск. Не на воды!

Затейливое, с башенками и куполом здание вокзала (эх, там музейчик есть, бесплатный, с красивым потолком, все откладывала на потом, ну и доокладывалась…), ажурные решетки ограждения тротуаров, новые, аккуратные здания отеля и магазинов, и цветы-цветы-цветы! Таких пышных бегоний я, право слово, нигде прежде не встречала. Вазоны с ними и на перилах ограждения, и в кашпо над пешеходной дорожкой, где к тому же над каждой скамейкой красуется симпатичный фонарь. А над площадью высится гора в осеннем разноцветье листвы, пусть и поредевшей уже к концу октября…

С трудом заставляю себя пройти МИМО дачи Шаляпина — тьма интересных деталек, рассматривать и рассматривать — и сворачиваю к отелю

Распаковав вещички и прослушав — подарочек! — концерт с открытой эстрады дачи, выдвигаюсь … на рынок. Нетипично для меня совсем))) Но завтраки я не брала (только в последний день заказала), надо было чем-то загрузить холодильник. А мудрые люди в Сети писали, что на местном рынке столько всего вкусного, что в супермаркет и идти не захочется. До рынка от вокзала можно доехать на маршрутке, но так хотелось хоть мельком глянуть на Курортный бульвар! Глянула… Чуть про цель похода не забыла! Уж если у вокзала все в цветах, то бульвар в них просто утопает.

В Кисловодск. Не на воды!

Прочитала, что в этом году за сезон в Кисловодске было высажено около полумиллиона цветов! И с какой фантазией клумбы оформлены!

В Кисловодск. Не на воды!

На рынке первым делом запаслась свежайшими миндальными пирожными (специалитет, действительно миндальные, а не арахисовая гадость, которую в Москве за них выдают). Потом перепробовала всяческие рассольные сыры. Озадачила продавца Нальчикских конфет, заявив, что люблю, когда много шоколада. В них-то не шоколад главное, а начинки: курага, слива, клюква (неужто там растет?!), орехи-орехи-орехи. Есть смысл в первый раз взять по одной конфетке разных, чтобы понять, каких потом купить побольше. И совсем уж удивила тетеньку с виноградом. Угораздило поинтересоваться, какой самый сладкий. Женщина, посмотрев на меня, аки на дитя неразумное, коротко ответила: «Весь!». И пока я обалдело золотисто-зеленую гору из нескольких сортов изучала, не в силах выбрать, быстренько накидала мне в пакет по грозди каждого: «На здоровье, и приходи еще!»

Пакет потянул килограмма на два!!! Какое там еще! Одолеть бы то, что есть! Не в Москву же везти?! В результате, виноград стал моим постоянным спутником и основным перекусом в эти дни)))

Доставив добычу в отель, снова поскакала в сторону Курортного бульвара. Дни в конце октября короткие, уже стемнело… Зато зажглись фонари и включилась подсветка зданий.

Санаторий «Белая дача» под моими окнами ежевечерне сиял, как рождественская елка:

В Кисловодск. Не на воды!

И эта вот дорожка напротив вокзала своими огоньками радовала:

ну, а на бульваре и вовсе красота! Гранд-Отель, знаменитая колоннада и галерея, что напротив Гранд-Отеля, вечером совершенно точно смотрятся эффектнее, чем днем.

В Кисловодск. Не на воды!

А вот фонтан с лягушками (ага, и здесь! еще один в коллекцию))) хорош в любое время суток.

Возле «Главных нарзанных ванн» обнаружилось кафе «Павлин» с гордо восседающей на «кружевном» насесте соответствующей птичкой. Изготовлен красавец из цветов, веточек, листьев папоротника, тоже подсвечен и тоже предпочтителен в ночи.

В Кисловодск. Не на воды!

Само здание ванн, не так давно отреставрированное, одна из изюминок бульвара. С чего вдруг в 1903-м году архитектору Клепинину пришло в голову выбрать для своего творения индо-сарацинский стиль (теперь знаю, что такой есть))), мне неведомо, но получилось необычно, экзотично, пышно и замысловато. Рассматривать башенки (цветами лотоса увенчанные), лепные карнизы окон, мозаики, выполненные на минуточку Врубелем, можно долго. А полукружьями спускающая к бульвару лестница северного крыла — и вовсе шедевр.

В настоящее время здание принадлежит одноименному санаторию, с роскошными номерами и, по уверению сайта санатория, с лучшей в городе лечебной базой. Попробовала сунуть нос внутрь — в приоткрытой двери что-то яркое «индо-сарацинское» виднелось — но слишком уж сурово выглядел привратник этого заведения. Решила, что обойдусь, и без того, на бульваре предостаточно интересностей. Очень мне понравился небольшой садик, с молодыми розами, когда разрастутся — есть и штамбовые и плетистые — будет куда краше, чем в Долине роз в парке. Уютнее уж точно. В начале ноября цветочки еще радовали!

В Кисловодск. Не на воды!
Ноябрь все-таки уже... Летники на клумбах как раз кое-где меняли на декоративную капусту
В Кисловодск. Не на воды!

Конечно же, заглянула в нарзанную галерею, попробовала по глотку разных вод, посочувствовала тем, кому их пить приходится… То есть обычный-то нарзан более-менее, доломитный — терпеть можно, но сульфатный — пакость невероятная! Хорошо, что галерея не только водная, но еще и художественная, рассматривать картины на ее стенах оказалось куда приятнее, чем дегустировать нарзаны.

В Кисловодск. Не на воды!

То ли особенности года, то ли не сезон уже, но толп на бульваре не было. Народ расслабленно фланировал, никто никому не мешал. Даже шоу музыкального фонтана вечерами можно было смотреть не поверх чьих-то голов, а вполне комфортно, и с удобствами даже — устроившись на лавочке. Программа водной феерии весьма обширная. Обычно я там минут по 20 проводила, ни разу не повторялась.

В Кисловодск. Не на воды!

Конечно, далеко не везде в городе так картинно-красиво, как на Курортном бульваре и в его окрестностях. Есть и недострои, и заброшенки, и бетонно-примитивные реликты 1970-х годов.

Санаторий им.Семашко

Но, все же, не они тон задают. Между прочим, перед поездкой настраивала себя на то, что скорей всего понадобится на что-то закрывать глаза и все такое, но на удивление, не так часто приходилось к этому прибегать.

Вот разве что порядком разбитая лестница в санатории им. Семашко, через территорию которого ходила к отелю, меня первые два дня здорово удивляла и даже шокировала. А все потому, что на вывеске красовалась надпись «Санаторий им. Семашко Управления делами Президента»! То есть?! Чтобы ЭТО ведомство и не в состоянии было лестницу в порядок привести? На третий день надпись дочитала: «управления делами Президента … Украины»! Да ладно?! До сих пор?! Не поленилась на сайт заглянуть, откуда уяснила, что, похоже не только ремонтом лестницы, но и сменой вывески никто не озадачен…

К счастью, таких беспробудно спящих «красавцев» не так много, городом занимаются, и даже не самые туристические места стараются привести в порядок. Вот такой симпатичный проход обустроили в этом году между улицами Желябова и Клары Цеткин.

В Кисловодск. Не на воды!

Радует, что особняки былых времен постепенно возрождаются. На «моей» улице Богдана Хмельницкого каждый день любовалась (жаль, из-за забора, но хотя бы не глухого) дачей «Светлана». Сейчас в ней расположен лабораторный корпус «Курортной больницы», а в 1901-м году владелицей дачи Анастасией Васильевой было открыто первое в городе частное женское трехклассное училище с пансионом для иногородних учениц.

Дача "Светлана"

Вообще-то была у меня идея хотя бы полдня провести в поисках старинных дач Кисловодска, но, увы, не хватило времени. Удалось увидеть лишь те, что встречались на пути.

Тоже по соседству, на улице Стопани, по которой можно от вокзала подняться к моему отелю, над высоким забором виднелась дача Петрик — идеально отреставрированный мини-дворец начала прошлого века. Башенка с флюгером, бледно-желтые стены, белоснежные колонны, изящнейшая решетка по верху ограды. Сейчас там доргущий отель всего на несколько номеров, вход на территорию строго охраняется. Жаль, что сама улица вид имеет плачевный… Хотелось бы верить, что пока!

Дача "Петрик"

Иногда возле интересного дома оказывалась случайно, так, однажды повернув не в ту сторону по улице Герцена, вышла к даче «Эльбрус», бывшей когда-то фешенебельным отелем. К счастью здесь заборчик низкий, ажурный. Можно в подробностях рассмотреть эту действительно роскошную виллу. Ее еще зовут «великокняжеской», т. к. с января до осени 1917-го в бельэтаже гостиницы проживала Великая княгиня Мария Павловна с сыновьями Борисом и Андреем Владимировичами, кузенами Николая II.

Дача "Эльбрус"

На той же улице Герцена есть еще один симпатичный особняк, с башенкой а-ля замок и ажурными балконами. Что там сейчас — не поняла. Не так давно был жилой дом, и респект хозяевам, что никакими «достройками» замысел архитектора не изуродовали (увы, такого немало). Напротив — еще одна дача начала прошлого века, совсем в другом стиле: светлая, нарядная, «южная». Принадлежит люксовому отелю «ГерМания». Садик вокруг тоже очень даже!

В Кисловодск. Не на воды!

А как-то раз, идя к парку, в просвете между домами увидела я невозможно яркий на фоне синего неба дом, моментально решив, что не иначе это знаменитая усадьба Твалчрелидзе. Недаром же ее иногда зовут «Золотым замком». Правда, весьма сомнительно, что в 1905-м году стены виллы были выкрашены в такой пронзительно-желтый цвет, но что и говорить, выглядит она супер-эффектно! Да еще стоит на горке, и с определенного ракурса кажется парящей в небе. Дача выстроена в стиле ар-нуво: плавные линии, разнообразие форм и отделки. Одних только вариантов окон можно сходу насчитать штук пять. Белоснежные балконы кажутся невесомыми. Самым симпатичным показался крохотный балкончик, будто ласточкино гнездо под крышей прилепившийся. Жаль, рассмотреть в подробностях все изюминки здания проблематично — опять же закрытая территория…

Дача Твалчрелидзе

Нижняя часть улицы Герцена сама по себе достойна внимания. Обихожена идеально: фонарики, цветочные вазоны, скамьи вокруг опор, которые через год-другой будут увиты юными пока глициниями. Под одним из здешних фонарей уютно спит толстый котяра, уши которого уже отполированы руками туристов. Чего от котика хотят — не знаю)))

А это улица Герцена вечером:

И Шаляпинский спуск:

Шаляпинский спуск

В общем, Кисловодск оказался приятнейшим городом для «просто побродить» — любимое мое занятие! Коли приеду сюда еще, именно этим и займусь.

А в первый раз все же хотелось увидеть побольше мест «обязательных к посещению».

Одним из них стала музей-усадьба художника Ярошенко, представление о творчестве которого у меня до сих пор сводилось к картине «Всюду жизнь»; содержание ее полагалось в годы моего школьного детства «описать и раскрыть" - скукота… Так что уж точно не воспоминание об этой картине сподвигло меня музей посетить, а вовсе даже рассказы о том, что сама по себе усадьба прелесть что такое.

Там и правда хорошо. Спокойно, уютно, в саду по-осеннему ярко: хризантемы, райские яблочки, рябина, калина… Множество соек (соек в городе тьма, по сравнению с нашими весьма упитанные))) и зеленый дятел, ни в какую не желавший фотографироваться.

С балконов флигелей (здесь два флигеля и Белая Вилла) открываются великолепные виды на городской парк.

Выходить на балконы мало того разрешают, но приглашают там посидеть, отдохнуть. Кстати, слово «отдыхайте» у сотрудников музея прямо-таки любимое! Слышала это пожелание и при покупке билета, и при входе в каждый усадебный дом. Призадумалась — поход в музей это отдых вообще? Полагаю, что далеко не в каждый))) Но здесь, неспешно бродя по небольшим залам, и уж тем более, гуляя по саду, и правда отдыхаешь.

Не знаю, всегда ли так, или по случаю пандемии, будь она неладна, но прямо в саду, удобно устроившись на стульчике или скамье, можно прослушать небольшую лекцию о жизни Николая Ярошенко и истории музея-усадьбы. Транслируется постоянно с небольшими перерывами. Оказалось, интереснейший человек был! Одновременно и военный, и художник… Возглавлял Товарищество передвижников. А какие гости бывали в этом доме! Шаляпин, Собинов, Рахманинов, Станиславский, Менделеев…

В Кисловодск. Не на воды!

И, конечно, же написано Ярошенко было много чего помимо той картины из школьного учебника. Любителям живописи из центральной России он по сути открыл красоту кавказских пейзажей, получив от известного критика Владимира Стасова прозвище «портретиста гор».

А мне в музее больше всего понравились портрет мальчика — до того славный светлый мальчонка, видно, что смущается, и вовсю старается «быть хорошим», сидеть ровненько; и «Хор» — здесь тоже деревенские мальчишки и забавный дьячок-дирижер.

Еще надолго замерла у «Полевых цветов» — как живые! Кажется, даже аромат ощущаешь! А пейзаж «Красные камни» стал особенно интересным потом, когда я до тех Красных камней добралась. Слышала, конечно же, что весь огромный парк Кисловодска рукотворный, но только вот так, сравнив, что было и как стало, это действительно осознаешь. На картине скалы высятся среди абсолютно голого пространства, а сейчас их не сразу и увидишь в густом «лесу».

В одном из флигелей усадьбы представлены картины художников-передвижников. Особенно запомнились два портрета Маковского: крестьянской девочки — Алёнушка настоящая, и яркой светской красавицы.

Во втором флигеле обычно размещаются временные выставки современных художников. К счастью, вполне глазу приятные. Творения из серии «не пойми что» здесь не приветствуются.

Музей был открыт в 1962-м году, до того бедной усадьбе многое пришлось пережить, в том числе и коммунальные квартиры здесь располагались, во что теперь верится с трудом, настолько хорошо воссоздана атмосфера старинного дома.

С балкона «помпейской террасы» — расписана в этом стиле она была Ярошенко и его гостями (здесь бывали Репин, Ге, Нестеров, Куинджи) — видны купола Никольского собора.

Вот туда я после музея и направилась. Правда, прежде всего за пищей отнюдь не духовной: при храме есть весьма популярная в народе Трапезная. Там совсем недорого и по-домашнему вкусно. Очень хвалят вареники с вишней, но в Трапезную оба раза попадала после долгих прогулок в парке, и хотелось чего-то более существенного. Порции, между прочим, такие, что половину приходилось с собой забирать, одолеть не могла!

Территория вокруг Собора сейчас реставрируется, плиточку меняют, потому сфотать его целиком совершено невозможно. Еще ведь и громадина какая! И тоже был восстановлен. Из ничего… Внутри — богато. И позволяют фотать!

Рассматривая фрески, посвященные жизни Св. Николая, озадачилась, прочитав «Перенесение мощей Св. Николая Чудотворца в Барград». Вот чесс слово — пару минут не могла сообразить, что за Барград такой)))

Очень мне хотелось добраться до еще одного храма Кисловодска — армянской церкви Сурб Вардан, расположенной на Казачьей горке. От центра это довольно далеко и довольно высоко. Потому решила ехать на маршрутке. Спасибо старшему администратору отеля Ольге, которая подсказала, что ближайшая остановка маршруток (№ № 6 и 26) находится напротив санатория «Виктория».

Народ в этих краях постоянно меня удивлял отзывчивостью и доброжелательностью. Так, водитель маршрутки, узнав, куда я еду, сказал: «Я тебе прямо там остановлю». Хотя официальной остановки возле храма нет.

Ни в одной армянской церкви я до сих пор не была, но конкретно в эту меня влекло еще и ее месторасположение. Кто из нас не любит панорамы? А Сурб Вардан буквально парит над Кисловодском. Территория храма — великолепная смотровая площадка, от распахивающегося перед тобой простора дух захватывает!

В Кисловодск. Не на воды!

Интересно было всматриваться в очертания Джинальского хребта, вспоминая недавний поход к Малому седлу…

Об истории создания храма замечательно рассказала не так давно Наташа Семчина. Рекомендую! Я, прочитав, вдохновилась так, что Сурб Вардан моментально оказался в списке must visit.

Тут ведь еще и хачкары! Которые раньше только по ТВ видела, и, конечно, не могла не воспользоваться возможностью посмотреть на них «живьем», к тому же чуть-чуть поближе, чем в Армении. На территории храма Святого Вардана этих резных крестов из камня несколько. Филигранные узоры хачкаров поражают еще и тем, что каждый уникален.

Удивил интерьер церкви. Мне всегда казалось, что армянские церкви суровы и лаконичны. Или те, о которых рассказывали в телепередачах были очень-очень старыми и в этом все дело? В Сурб Вардан — уютно, даже мягкие диваны есть. Залюбовалась резными деревянными дверьми, и кованым основанием ящичка с песком для свечей.

По мне так ставить свечи в песок очень удобно. В моем московском — православном! — храме тоже так делают.

Будь у меня чуть больше времени, может быть вниз с Казачьей горки и прошлась бы пешком. Интересно же посмотреть Кисловодск нетуристический. Но, увы, во второй половине дня уже надо было ехать в аэропорт, а мне еще очень хотелось побывать на даче Шаляпина.

В Кисловодск. Не на воды!

Все как всегда — то, что рядом, в двух шагах от отеля, кажется доступным в любой момент, ну и в результате, рискуешь это «доступное» проворонить вовсе.

Благо, дом совсем небольшой, в нем всего пять комнат, минут сорок для осмотра хватит вполне.

Шаляпин в Кисловодске бывал не раз, и где только не останавливался. Именно этот особняк решено было сделать музеем, т. к. в нем, в 1917-м певец, а после отъезда Шаляпина в Петроград, его жена и дочери жили несколько месяцев.

В Кисловодск. Не на воды!

Удивительным образом и здесь тоже, как и в усадьбе Ярошенко, удалось воссоздать атмосферу былых времен. Если не знать — ни минутки не усомнишься, что все-все здесь бережно хранилось с начала прошлого века. Впрочем, подлинные вещи и в самом деле есть, в том числе подаренные дочерью Шаляпина Мариной.

Очень интересно рассматривать семейные фотографии. Их особенно много в спальне — роскошной! Я даже засмоневалась, не переборщили-ли? Но, оказалось, интерьер восстановлен по воспоминаниям детей Шаляпина. Ну, и, собственно, Федор Иванович был человеком совсем небедным, мог себе позволить.

В Кисловодск. Не на воды!

Заинтересовала игрушечная обезьянка, сидящая на кровати. Как выяснилось, обезьянка эта настоящий театрал. Дело в том, что мать Марины и Марфы, младших дочерей певца, запрещала детям аплодировать на спектаклях отца, считала это нескромным. И девочки нашли выход — брали с собой в оперу заводную обезьянку, которая аплодировала за них))) Марина Шаляпина не расставалась с этой игрушкой всю жизнь… А потом ее передали в московский музей певца. Для дачи же в Кисловодске изготовили точную копию.

Поражает в доме великолепная — цветная! — лепнина потолков. Тематическая к тому же: в спальне — ангелочки, а в столовой — рыбы, раки и фрукты.

А на круглом столе в столовой — скатерть с благодарностями от известных посетителей дачи. Для сохранности по надписям сделана… вышивка!

Хорошо здесь… уходить не хотелось… Оказалось, произнесла это вслух, на что бабуля-смотрительница пошутила: «А оставайтесь! Кровать у нас есть!»

Между прочим, интересно получилось — начались мои дни в Кисловодске с прослушанного из номера отеля концерта на даче Шаляпина, и завершились они тоже дачей Шаляпина…

Конечно, далеко не все успела. Не удалось, например, побывать в Филармонии. Хотелось посетить именно исторический, «сафоновский», зал, но в его в афише в «мои» дни внимание привлек лишь концерт ансамбля скрипачей, начинавшийся в 16–00. Неудобно!

В Кисловодск. Не на воды!

Погода стояла такая, что каждое утро меня неудержимо влекло в великолепный городской парк. Плюс 20 в ноябре это же подарок судьбы, которым не воспользоваться грешно. Километров наматывала немало, а о том, что в этих «походах» увидела, надеюсь, расскажу в следующий раз.

Ну, а Филармония — это один из поводов как-нибудь в Кисловодск вернуться!