Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была сегодня 6:56
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Санкт-Петербург — Россия Август 2020

На Невском, как прибой нестройный,
Растет вечерняя толпа.
Но неподвижен сон спокойный
Александрийского столпа.
Гранит суровый, величавый,
Обломок довременных скал!
Как знак побед, как вестник славы,
Ты перед царским домом стал.
Брюссов

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Вот уже почти два века в центре главной площади Санкт-Петербурга стоит гигантская Александрийская колонна, а с её вершины наблюдает за людской суетой безмолвный ангел. Памятник был воздвигнут в 1834 году по указу императора Николая I в. честь победы Александра I над Наполеоном. 600-тонная колонна изготовлена из целого гранитного монолита. Она ничем не закреплена и удерживается на месте за счёт собственной тяжести. Автор монумента Огюст Монферран был совершенно прав: «не звания и титулы создают великих архитекторов, а великие работы».

В городе собрано великое множество памятников и обелисков.

Установка Александрийской колонны стала заключительным аккордом в грандиозном ансамбле Дворцовой площади, над созданием которого трудились лучшие зодчие. Значительную роль в формировании площади сыграл архитектор Карло ди Джованни Росси. По его проекту перед Зимним дворцом в 1828 года выросло подковообразное здание Главного штаба с Триумфальной аркой увенчанной колесницей Славы. Площадь обрела современные очертания и завершенный вид.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

На Дворцовую площадь выходит барочный южный фасад Зимнего дворца. Его история всем известна. Страстная любительница роскоши императрица Елизавета Петровна в 1752 году приказала архитектору Бартоломео Растрелли возвести для себя грандиозный дворец в центре Санкт-Петербурга. По окончании работ здание стало самым высоким в городе. Оно отличалось невероятными размерами, богатством наружной отделки и пышным внутренним убранством. До 1917 года Зимний дворец оставался главной императорской резиденцией. За долгую историю здание неоднократно переделывали, перестраивали и перекрашивали. Дворец пережил крупнейшее наводнение в 1824 году и страшный пожар, случившийся в декабре 1837 года. В настоящее время в Зимнем дворце работает крупнейший в России музей Эрмитаж.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Говорят, чтобы бегло осмотреть все экспонаты Эрмитажа понадобится десять лет. Но коронавирус внёс свои коррективы и напрочь изменил все расписания. Для знакомства с музеем нам выделили только два часа. Для тех, кто как и мы, пришел в первый раз, разработали красный маршрут. Он начинается с Иорданской лестницы. В XVIII веке её называли Парадной, затем Посольской. На праздник Крещения по ней спускались к Неве, чтобы окунуться в прорубь крестообразной формы «иордань». От этого слова и произошло нынешнее название ослепительно красивой лестницы.

Дальше тянется анфилада парадных залов: Фельдмаршальский, Петровский (Малый тронный), Гербовый и Военная галерея 1812 года. В грандиозных залах устраивали официальные церемонии и принимали послов.

Петровский (Малый тронный) зал
Соблюдая дистанцию и следуя навигационной разметке, мы прошли в Павильонный зал, зал Леонардо Да Винчи и посмотрели Лоджии Рафаэля.

Лоджии Рафаэля, созданные по заказу императрицы Екатерины II в конце в 1780-х гг., воспроизводят галерею дворца Папы в Ватикане
Стараясь увидеть как можно больше и запутавшись в лабиринте залов мы перескочили на синий маршрут, нарушив тем самым все правила безопасности.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Мраморные статуи, старинные вазы, столешницы, консоли, массивные канделябры, роспись на потолке, изумительный наборный паркет, картины Тициана, Рубенса, Ван Дейка и Рембрандта — всё промелькнуло как во сне, но произвело неизгладимое впечатление. Эрмитаж по праву считается одним из лучших музеев в мире.

Мадонна Бенуа. Ранняя картина Леонардо да Винчи
Здравствуй, город на Неве! ч-3

Впоследствии рядом с Зимним дворцом понастроили много всего. Вместе с новыми строениями рождались и названия. Так появилась Дворцовая площадь, Дворцовая набережная, Дворцовый проезд, Дворцовый мост и Зимняя канавка, через которую перекинуто сразу три моста — Эрмитажный, Первый Зимний и Второй Зимний. Живописное место возле Эрмитажного моста облюбовали романтики, влюблённые и фотографы.

Вдоль Невы простирается Дворцовая набережная. Она всегда была центром светской жизни. В домах на Дворцовой селились представители правящей династии Романовых, высокопоставленные чиновники, важные вельможи и графы. В 1867–1868 годах на набережной под руководством архитектора А. И. Резанова был выстроен дворец для великого князя Владимира Александровича Романова, третьего сына Александра II. Освящение дворца состоялось в августе 1874 года и было приурочено к бракосочетанию великого князя с принцессой Мекленбург-Шверинской (Марией Павловной). В январе 1920 года Петроградская комиссия по улучшению быта учёных заняла весь дворец, и он стал называться «Дом учёных». Туда теперь водят экскурсии, и мы с удовольствием воспользовались этой возможностью.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Санкт-Петербург неспроста называют городом дворцов. Обойти их все крайне сложно. Кроме дворца князя Владимира мы побывали во дворце Белосельских-Белозерских, в Михайловском и Строгановском дворцах.

Северный фасад Михайловского дворца
Картинная галерея Строгановского дворца. Была оформлена  А. Н. Воронихиным
Картинная галерея Строгановского дворца. Была оформлена А. Н. Воронихиным

С самого основания Санкт- Петербурга здесь строились церкви самых разных вероисповеданий. На Невском проспекте до сих пор мирно сосуществуют по соседству базилика Святой Екатерины Александрийской, лютеранская Петрикирхе, армянская апостольская церковь Святой Екатерины и православный Казанский собор. Петербург обладает уникальными соборами и церквями. Во многих храмах в наши дни активно ведутся реставрационные работы. В строительных лесах стоит Смольный собор, Скорбященская церковь, Спасо-Преображенский собор, собор Петра и Павла в Петергофе и др. Скрыт от глаз и центральный шатёр Спаса на Крови.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Праздничный и нарядный собор Воскресения Христова похож на сказочный теремок. Он возведен на месте, где 1 марта 1881 года в результате террористического акта был смертельно ранен император Александр II. Храм строился с 1883 по 1907 год по проекту архитектора Альфреда Парланда. Собор выстроен из красного кирпича. Его цвет напоминает о крови, пролитой Спасителем, и одновременно о радости Воскресения Христова. Каждый элемент в отделке выполняет не только декоративную функцию, но и сакральную.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Новый собор должен был передавать национальный дух и символизировать единство царя, народа и веры. Его декоративное убранство выполнено в традициях древнерусского зодчества, для которого характерны фигурная кладка, узорчатость, красочность и чрезвычайно обильный декор. Именно «русский стиль» Александр III считал наиболее подходящим для мемориального храма над местом кровавой драмы (отсюда народное название «Спас-на-крови»).

Входя в храм попадаешь как будто в другой мир. Вот уж действительно чудо чудное, диво дивное. Взгляд невольно устремляется вверх к парящим аркам и сводам, которые кажутся невесомыми и легкими.

Здравствуй, город на Неве! ч-3
Храмы Санкт-Петербурга передают атмосферу прошлого так явно, что попадая в плен украшенных золотой росписью стен, забываешь обо всем на свете, покоряясь силе божественной красоты.

От цоколя до главного купола все внутреннее пространство сплошным ковром покрывает искусная мозаика, общей площадью около 7 065 квадратных метров. Храм похож на драгоценную шкатулку из цветной эмали, яшмы, топаза, лазури, горного хрусталя и мрамора.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Над возведением и оформлением храма трудились лучшие мастера и художники. Среди них архитектор Виктор Фиделли, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Николай Харламов и др.

Из-за идеологического значения храма как памятника самодержавию в советское время Спас на Крови оценивался «как образец дурного вкуса». В 1930 году не представляющий ни исторической, ни художественной ценности собор закрыли, устроили там склад, а потом и вовсе решили снести. Многострадальный храм лишь чудом не был взорван. Началась Великая Отечественная война. В 1968 году храм передали Государственной инспекции по охране памятников и начали медленно восстанавливать. В 1997 году в день Преображения Господня собор был открыт как музей. В 2004 году храм заново освятили, а с 2010 года стали проводить в нём регулярные богослужения.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Петербург можно исследовать бесконечно. И всё же иногда хочется отдохнуть от городского шума и блеска интерьеров. В ближайших окрестностях Петербурга немало чарующих уголоков, где можно побыть наедине с природой. Да и в самом городе зеленых парков, скверов и бульваров предостаточно. Замечательным местом для тех, кто устал от мегаполиса является старейший в России Ботанический сад Петра Великого.

История сада начинается в 1714 году, когда Пётр I один из островов, лежащий близ Петербурга предназначил для размещения «аптекарского огорода». На грядках выращивали редкие и целебные растения — мяту, ромашку, чабрец, шалфей, тысячелистник, можжевельник, лаванду и др. После сушки и обработки травы отправлялись в аптеки. В 1732 году появилась первая настоящая оранжерея. Немного позже огород превратился в благоустроенный сад, который в 1823 году приобрел статус Императорского Ботанического сада. Мы можем любоваться им и сегодня.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

16 гектаров земли занимает парк-дендрарий. Его территория разбита на 145 участков с деревьями и кустарниками, газонами, горками и цветниками. В коллекции разнообразные виды растений Европы, Азии и Северной Америки. Большинство из них отличаются высокой декоративностью и достаточной зимостойкостью. В парке есть альпинарий, розарий и Японский сад.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Экзотические и тропические растения содержатся в оранжереях. Их в Ботаническом саду более двадцати. Под стеклянным колпаком плодоносят манго, агава, ананас, кофе, бананы, мандарины, папайя, инжир, фейхоа, гранат и цветут всевозможные цветы. Раз в год только на одну ночь раскрывает бутоны уникальный кактус «Царица ночи».

Здравствуй, город на Неве! ч-3
Особенно понравилась нам Викторная оранжерея. Водные растения там затмевает своей красотой самая большая в мире кувшинка Виктория амазонская. Ее листья в диаметре могут достигать двух метров и способны выдерживать вес до 50 килограммов.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Для полного счастья нам осталось посмотреть на Петербург с высоты. В центре города мало высотных зданий, и всё же несколько мест для любителей панорам имеется. Одна из самых высоких смотровых площадок находится на звоннице Смольного собора. Теоретик искусства Фридрих Шеллинг назвал архитектуру «Застывшей музыкой», а поэт Иоганн Вольфганг Гете «отзвучавшей мелодией». Эти сравнения в полной мере относятся к творению Франческо Бартоломео Растрелли.

Здравствуй, город на Неве! ч-3
«Славный архитектор Екатерины II, бывший придворным строителем, Гваренги, проходя мимо собора монастыря всегда снимал шляпу и говорил: «Ehunachiesa!»—Вот это церковь!», читаем в «Записках относящихся к Петербургу», изданных в 1779 году. Спустя 240 лет мы тоже испытываем восторг!

Мы успели подняться на звонницу рано утром до прихода строителей, которые реставрируют храм. Внизу как на ладони виден Петроградский район. Можно хорошо рассмотреть Воскресенский новодевичий Смольный монастырь, Смольный институт, Большеохтинский мост, излучину реки Невы и ее правобережную часть. На верхней площадке установлены бинокуляры с 20-ти и 35-кратным увеличением.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Самая известная и популярная обзорная площадка Петербурга — колоннада Исаакиевского собора. Желающих попасть в храм всегда много. Вечером билет стоит дороже, чем в дневное время, но зато не придется стоять в очереди. Мы были у касс около 19 часов и прошли совершенно свободно.

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Тютчев

Золотой купол одного из самых прекрасных соборов Петербурга давно стал «визитной карточкой» Северной столицы. Жители города по праву гордятся своим сокровищем.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Назван храм в честь Исаакия Далматского. 30 мая 1672 года в день памяти преподобного родился император Петр I. Возведение собора по проекту гениального Огюста Монферрана длилось 40 лет.

30 мая 1858 года состоялась торжественная церемония открытия и освящения. Исаакиевский собор был провозглашён кафедральным собором Русской Православной церкви. Как снаружи, так и внутри собор поражает и своими огромными размерами, и гармонией пропорций, и великолепным оформлением. С первых же шагов охватывает восторг. Редкий мрамор, позолота, произведения живописи, скульптура, драгоценные камни и минералы — все соединяется в единое совершенное произведение.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Над внутренним убранство храма трудились многие художники и скульпторы. Среди них Петр Клодт, Николай Пименов, Федор Бруни, Василий Шебуев, Иван Витали, Петр Басин, Карл и Федор Брюлловы.

Исаакиевский собор — четвертый в мире по величине. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Собор достигает 101.52 метра в высоту и может вместить до 12000 человек.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Отдельного внимания заслуживает двухъярусная колоннада Исаакиевского собора. Её строительство началось в 1837 г., сразу после того, как был возведен купол. Гранитные монолитные блоки доставлялись с Финского залива, а поднимали 64 тонные колонны на высоту 43 метров с помощью деревянных лесов и воротов.

Подняться на колоннаду можно только пешком, по винтовой лестнице. 262 каменные ступени ведут к круговой смотровой площадке, с которой открывается захватывающий вид на исторический центр города. Прекрасно виден Васильевский остров, Адмиралтейство, Зимний дворец, здание Сената и Синода и ещё десятки архитектурных памятников.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Пока мы бегали кругами в надежде сделать лучшее в своей жизни фото, уставшее за день солнце скрылось за тяжёлыми тучами. Пошел сильный дождь.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Завтра нас ждала дорога длинною в 9000 километров. Но путь домой всегда короче. Дома всегда ждут. И хотя прощаться с Санкт- Петербургом грустно, я знаю, что за расставанием обязательно будет новая встреча. Главное верить и надеяться.

Здравствуй, город на Неве! ч-3

Благодарю всех за внимание.