Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 22:09
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Оман Май 2012

Горные дороги

Поднимаемся всё выше и выше в горы. Пальмы и асфальт исчезают. Появляются дорога из щебёнки, кустики и щуплые деревья, по которым словно кошки лазают козы.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Деревни в горах встречаются редко. Уровень жизни здесь не высокий, так как вода привозная.

Зато школы такие же новенькие и основательные как на равнине. Султан периодически объезжает регионы, стараясь вникнуть в проблемы народа. Во всём Омане нет более информированного человека, нежели султан Кабус. Народ обожает своего султана.

Дорога становится очень узкой. Если вдруг из-за поворота появится встречная машина, то разъехаться нам будет очень тяжело.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Вдобавок сверху кокосами, держась на чьих-то молитвах, нависают серьёзные камни. Играющие в шофёров дети резко крутят руль вправо и влево. Примерно также, включив пониженную передачу, шоферит и наш Мухаммед. Подъёмы, повороты, резкие спуски… То справа, то слева зияет глубокая пропасть, но виды потрясающие.

Здешние горы называются Хаджар, их пологие вершины чем-то напоминают больших черепах. Иногда можно видеть фиолетовые и красные срезы скал.

Оманские горы богаты медью. В 4 тыс. до н. э. на территории Султаната существовало государство Маган, поставлявшее шумерам изделия из меди.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Щёлкаю фотоаппаратом из окна машины.

В одном особенно шикарном месте делаем остановку. Подхожу к краю пропасти. Сердце стучит в усиленном ритме. Ветер трепещет одежду, словно пытается спросить: «Ну что, страшно?»

Мимо проезжает автобус, везущий детей из школы домой, в горную деревушку. Она состоит из каскада домов-акробатов, поддерживающих друг друга, чуть ниже устроены живописные терассы огородов. Мухаммед рассказывает, что высокогорное селение называется Билат Сиит.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Оно поделено на две половины, где живут разные племена, одно из которых пришло в Оман 1500 лет назад из Йемена. Удивительно, на эти народности на протяжении веков помнят свою историю и браков между собой не заключают.

Как в жизни всё взаимосвязано! В благословенном Йемене в 6 веке н. э. разрушилась знаменитая Марибская плотина, и по принципу домино одни народы стали теснить другие.

Я был в Йемене, видел грандиозные остатки плотины, но исторический резонанс событий я тогда не осознал. В школе нет возможности рассказать детям о мировой истории, а вся наша история — всего лишь взгляд на прошлое из балкона своей квартиры.

На обед останавливаемся в вади Тацит.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Это райское место опровергает миф о безводной Аравии.

Горы здесь пускают скупые слёзы, соединяющиеся в ручейки, дающие жизнь пальмам.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

В журчащих по камням речушках резвятся маленькие рыбки, на которых охотятся птицы.

Вновь поднимаемся вверх.

От перепада высоты начинает закладывать уши.

Достигнув одной из вершин. Любуемся окружающими видами.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Удивляясь, как мы сюда вскарабкались по извилистому серпантину.

Аль Хамра

Далее появляется прекрасный асфальт, и по нему машина летит.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Ещё через час пути Мухаммед останавливает джип на плато, с которого открывается вид на городок Аль Хамра. У подножия суровой горы тянутся полосой дома, чуть ниже пальмовая роща.

Хотя покой Аль Хамры и охраняют несколько хорошо сохранившихся сторожевых башен.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Крепости здесь никогда не было. Город не участвовал в племенных конфликтах, а приходившие с моря завоеватели сюда просто не доходили.

Есть и ещё один секрет Аль Хамры. Его жители считались в окрестных долинах хранителями воды. На въезде в город можно видеть вырывающийся на свет божий мощный поток воды, разбегающийся далее в двух направлениях.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Такая подземная река называется фаладж, и жители городка издавна за фаладжем ухаживают. Считается, что такие сложные ирригационные системы зародились в Персии за 1000 лет до рождения Христа.

По легенде пророк Дауд прилетел в Оман на ковре-самолёте и заставил джиннов построить фаладжи. Фаладжи главный источник жизни.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Когда оманец приходит в другую деревню, он обычно спрашивает:

— Как ваши фаладжи?

Если всё хорошо, ему отвечают:

— Полны воды по воле Аллаха.

Если городу Аль Хамра 3 тыс. лет, то какой возраст имеет фаладж? Я смотрю на эту водную артерию, питающую Аль Хамру, прикидывая, откуда она может брать начало, но понять что-либо тяжело.

В том направлении, откуда фаладж вытекает — только горы. Дождевая вода скапливается в предгорьях — это понятно. Но как древние мастера рассчитали разницу высоты, прокладывая подземный канал? Римские акведуки были открыты. В случае необходимости их ремонтировали, а фаладжи наоборот прятали под землю.

В Омане более 4 тыс. фаладжей, среди которых текущие как открытым, так и закрытым способом, но вопросов от этого меньше не становится.

Заезжаем в исторический центр Аль Хамры.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Старый город почти полностью заброшен. Жизнь теплится лишь у дороги, в тех домах, под которыми бежит фаладж. Подозреваю, что ручейки теперь используются не только для питья…

Договариваемся с водителем о времени и идём гулять по Аль Хамре.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Городские строения на узких улочках чернеют запустением.

Древние двери, украшенные арабской вязью, уже давно никто не закрывает.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

И по уличным лабиринтам никто не ходит.

Внутри домов царствует разруха.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Аль Хамра вполне могла бы стать эдаким арабским Мосфильмом.

Однако, увы, власти никак не могут решиться на реставрацию города.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Местные жители вполне дружелюбны, старики с удовольствием фотографируются.

Один мальчишка предлагает нам посетить местный музей. Но тут появляется Мухаммед и срывает культурную программу.

Гранд-Каньон

Движемся дальше. Наша конечная цель Джебель Шамс (Гора Солнца 3075 м.) — самая высокая точка Омана. На одном из участков дороги видим брошенный город Гул.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Русло реки разделяет новый город от старого. В новом современные особняки, а примостившийся на скале старый Гул спит покинутый жителями. Ккаменные постройки одного цвета с горой, отчего Гул с дороги незаметен.

Горцы очень тяжело покидают веками обжитые дома. Султан построил для жителей Гула новый Гул, что стало решающим аргументом. В соседнем Йемене таких щедрых подарков от властей народ не получает.

Наверно когда-то окрестные горы были дном моря, затем неведомая сила выдавила их вверх. Древние глыбы, поднявшись, раскололись от напряжения, а дожди и ветра сгладили сколы.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

В каменных трещинах где-то на поверхность просачивается вода, которую джины по поручению пророка Дауда направляют в фаладжи.

На Гору Солнца подняться мы не смогли. Её облюбовали военные. На Джебель Шамс можно только посмотреть. Зато удалось прогуляться по знаменитому Гранд-Каньону.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Миллион лет назад огромная каменная плита дала трещину и начала расходиться, открыв для изучения целые пласты своего чрева.

Ветер здесь жуткий.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Кажется, что слабенькое ограждение не удержит человеческое тело и каньон, словно пылесос, затянет к себе вниз.

Высота Гранд-Каньона 1 км.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Рядом с разломом местные дети продают вязаные поделки-сувениры из овечьей и верблюжьей шерсти.

Вступаем в разговор. Каждый день ребят возят автобусом в школу. Жизнь в горах тяжёлая. Из-за выдубленной ветрами и солнцем кожи, дети выглядят старше своих лет. Произведением искусства их поделки назвать нельзя, но я что-то у них покупаю. Однако фотографироваться ребята категорически отказываются.

В километре от Гранд-Каньона находится кемпинг, куда Мухаммед доставляет нас на отдых.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Рядом с кемпингом ничего интересного нет, впрочем, в номерах чисто и свою крепкую тройку кемпинг вполне заслужил. Его хозяин рассказывает нам, что с октября по май туристов бывает много, но русские большая редкость.

Вечереет.

Солнце уходит на покой в Саудовскую Аравию. Ветер пытается охладить разогревшиеся за день камни.

Султанат Оман. Ч - 2. В горах

Ужинаем и ложимся спать. Во второй половине ночи выхожу на улицу. Горный ветер куда-то сдул Луну, о чём сплетничают на чёрном небосводе миллионы пульсирующих звёзд.