Турист Svetlana Astahova (Svetik84)
Svetlana Astahova
была 3 декабря 19:09

Архангельск — Россия Июль 2018

Поездка на Север задумывалась давно. Хотелось посетить самые основные его достопримечательности — Соловецкие острова и Архангельск. Ну, может быть позднее и Мурманск. Первым на нашем пути стал областной город. Вылетев из Домодедово, через пару часов комфортного полета мы приземлились в архангельском аэропорту. Нас встретил представитель компании Помор-тур и отвез в гостиницу «Двина», расположенную в очень удобном месте — на центральном Троицком проспекте. Здание типичной советской постройки, но в нем заменено все оборудование и установлены новые двери, окна и мебель. Есть вай-фай, который работает и в номерах.

Устроившись, пошли прогуляться ну и заодно найти место для обеда. В городе не так уж и много подобных заведений. Самая распространенная их сеть — это «Блин». Она имеется и в пригородах. В этой сети хороший и быстрый сервис и, по сравнению с ресторанами, вполне приемлемые для среднего туриста цены.

Остаток дня провели в неспешных прогулках по вечерним и светлым до полуночи, улицам города.

Достопримечательности Архангельска

Очень интересной нам показалась пешеходная улица Чумбарова-Лучинского. Местные ее попросту называют Чумбаровка. Она находится, если можно так сказать — в самом сердце города Архангельска. Прогуливаясь по ней, можно попробовать архангельский пряник — козулю. Есть на этой улице и небольшие музеи, кафе и лавочки, на которых просто приятно посидеть под теплым июльским солнышком. Сейчас по погоде это время — самая благодать…

Улица Чумбарова-Лучинского

Именно на этой улице, ставшей «заповедной», можно познакомиться и с северной архитектурой — на ней власти в начале 80-х годов собрали типичные для Архангельской области деревянные дома небедных жителей конца 19 — начала 20 века.

Таких домов набралось несколько десятков, все они по-разному были значимы и важны. Часть из них стоят на своих исторических местах, некоторые были перенесены, а какие-то воссоздали заново.

Эти дома не все являются типично поморскими. Некоторые из них несут в себе черты западноевропейской культуры от проживавших в городе иностранцев. В таких домах имеются балконы, выносные эркеры и другие элементы, присущие теплым юго-западным местам. В этих домах никто не живет и они отданы городом под всякие общественные дела — кафе, музеи, государственные и частные организации и фирмы.

Деревянные дома перемежаются считавшимися более богатыми, каменным двухэтажными домами.

Архангельск. Теплые прогулки по городу

А вот в этом доме проходили городские дворянские собрания. В нем был зал, вмещавший до 400 человек. Из надписи на памятной доске, видно, что в его стенах в Архангельске была провозглашена советская власть. Сейчас в этом доме находится визит-центр музея «Малые Корелы» — мы постараемся посетить его тоже.

На этой улочке, помимо раритетных домов, стоят и несколько оригинальных памятников, придающих ей свое лицо. Это памятники местному писателю-сказочнику Писахову и одному из героев его сказок — эдакому разудалому мужику помору Сене Малине - герою сказа "Налим Малиныч", оседлавшему свою добычу — огромную рыбину налима. И, глядя на писателя, мы видим, что даже в полдень здесь длинные тени от солнца.

Архангельск. Теплые прогулки по городу

В конце 18 века эта улица называлась Большой Мещанской, затем проспект получил имя Средний (по своему расположению между двумя длинными проспектами: Троицким и Ломоносова). Затем назывался Псковским, а в 1921 году получил имя Фёдора Степановича Чумбарова-Лучинского — революционера, поэта и журналиста, который когда-то жил на этой улице.

Проходя из центральной части к набережной Северной Двины, мы все еще идем по старым и интересным по своей архитектуре улицам города. Гулять по этой старой части города нужно неспеша. Почти каждый дом вызывает неподдельное восхищение своей красивой, и по-северному, спокойной архитектурой.

Архангельск. Теплые прогулки по городу

По городу гулять не сложно и по расположению улиц он прост и разумен. Ведь, как известно, чертеж его улиц был указан самим царем Петром, подучившимся перед этим немного в Европе.

Выходя к набережной Северной Двины невозможно миновать памятник Петру I Великому. Он был установлен на этом месте в 1914 году. Что интересно — его постамент был выполнен из серого гранита монахами Соловецкого монастыря, а сама бронзовая статуя была отлита аж в Париже!

Архангельск. Теплые прогулки по городу

Глядя на этот памятник, мы видим Петра, одетого в мундир офицера Преображенского полка, держащего в левой руке подзорную трубу и опирающегося правой рукой на трость, во время Полтавской битвы. Архангельск связывает с Петром многое. Как известно, этот город он посещал трижды — в 1693, 1694 и 1702 годах и каждый раз привносил в его развитие что-то новое. Но, увы! У этого памятника была нелегкая судьба — в 1920 году статую, как «гидры капитализма» сбросили с постамента. Однако в 1948 году памятник вернулся на свое прежнее место, на котором мы и видим его в настоящее время.

Проходим далее вдоль крепостных стен, в зданиях которых ныне располагается Архангельский краеведческий музей, являющийся одним из старейших музеев России.

Архангельск. Теплые прогулки по городу

Начало его музейной коллекции было положено в 1837 году и сейчас в нем хранится около 265 тысяч музейных предметов, отражающих историко-культурную и природную самобытность Поморского края. Считается, что это почти половина всего музейного собрания Архангельской области. Мы побываем в нем позже. На набережной Северной Двины находятся и другие музеи. Например, монашеское подворье вместе с церковью и подворье Соловецкого монастыря с большой, действующей и сейчас, гостиницей. Говорят, можно, по бедности, и туристам останавливаться в ней. А напротив этого подворья находится расположившийся прямо на берегу реки, Северный Морской музей.

Пока тепло, прогуляемся по набережной Северной Двины. В этом месте мы видим широченный разлив одного из ответвлений реки. Если взглянуть на карту, всех поразит удивительно красивое русло устья этой реки. Подходя к Архангельску, она разливается, образуя многочисленные острова, на десятки рукавов. И дальше — исчезает в холодных водах Белого моря…

Город по праву считается наиболее крупным морским портом Северо-Запада страны.

Архангельск. Теплые прогулки по городу

Удивительно, но как набережная, так и дорога идущая вдоль нее — пусты. Автомобилей практически не видно, зато много молодежи на велосипедах и роликах. На многих улицах и вдоль берега в основном высажены тополя и все дороги кажутся покрытыми свежевыпавшим снегом — так много тополиного пуха на них сейчас лежит.

Прогуливаясь дальше по набережной Северной Двины, незаметно подходим к мысу Пур Наволок — месту, откуда с 1584 года по указу Ивана Грозного есть-пошел Архангельск. Здесь тоже поставлен памятный знак — монумент в виде большой морской волны из камня и стрелой, показывающей направление на Запад. Вот! Нам туда…

Река Северная Двина имеет много мест, которые можно приспособить для отдыха и купания. Удивительно, но, несмотря на суровый северный климат и постоянно холодную водичку, желающие поплавать в реке находятся. И вот мы вышли на самый большой городской пляж.

Архангельск. Теплые прогулки по городу

Увы! Несмотря на теплую погоду около +20 и какую-то, видневшуюся вдали, пляжную инфраструктуру, народу на нем не было видно.

Говорят, что кроме этого — центрального, в городе существует еще несколько пляжей. Очень популярным считается один из них, под названием Летний берег. Он расположен на Унской Губе и там есть несколько островков с каменистыми берегами и живописными пейзажами.

Выйдя на площадь Ленина, кроме памятника вождю мирового пролетариата, увидели оригинальный и интересный памятник — «Обелиск Севера», который был самым старым из памятников города — он был установлен еще в 1929 году в честь объединения Архангельской и Вологодских областей, Ненецкого автономного округа и Республики Коми в единый Северный край. На нем изображен поморский мужик с лесным рогатым оленем.

Архангельск. Теплые прогулки по городу

Своими надписями по сторонам памятника, он напоминает гражданам города и его гостям, что «Пролетарской волей и напором край суровый и отсталый превратим в индустриальный Новый Север», а также и «По завету Ленина леса Севера должны дать до полумиллиарда валютных рублей в год в ближайшее же время».
Просуществовало это нообразование, вероятно, из-за отсутствия нормальной транспортной инфраструктуры, связи и расстояний, недолго. В 1936 году Северный край был упразднен, а на его территории образованы Северная область и Коми АССР.

Чуть в сторонке от него были еще два памятника. Один из них — защитникам советской Родины в 1941–1945 годах. Он был установлен в 1969 году и около него, у Вечного Огня проходят парады частей Архангельского гарнизона в День Победы и в день ВМФ.

Архангельск. Теплые прогулки по городу

Не менее интересным является и Памятник Соловецким юнгам, установленый в 2010 году. Как известно, в годы Отечественной войны на Соловецких островах находилась школа юнг, организованная в мае 1942 года. Почему на Соловках? Да потому, что это было единственное место для подготовки действующих военных моряков — на Балтике и Черном море шла война. И за все время существования этой школы, обучение в ней на различные морские специальности от радистов, рулевых, боцманов и до мотористов и электриков, прошло около пяти тысяч 14-16-тилетних мальчишек. Четверть из них, как известно — погибли в боях в холодных водах…

Встретился в Архангельске еще один стандартный для всех уважающих себя городов, памятник — «Нулевой километр». Походив вокруг него, можно определиться с расстояниями до интересующих тебя мест и решить — стоит ли лететь или ехать туда или нет.

Архангельск. Теплые прогулки по городу

Ну и, конечно, на многих улицах были наши родные русские березки. Мне кажется, что они как-то больше подходят для этоих спокойных архангельских мест чем тополя.

И эти березки являются таким же этническим колоритом, как и встреченные нами в одной из пригородных частей города — деревянные тротуары.

Архангельск. Теплые прогулки по городу

На этом прогулка по Архангельску закончена. Хоть и длинные дни в этих местах, но все равно видно как солнце уже где-то в одиннадцать часов вечера стремится к закату за горизонт и пора идти отдыхать. Завтра мы будем знакомиться с музейными раритетами Архангельска — Малыми Корелами и Архангельским Гостиным двором, в котором располагается музейно-выставочный комплекс областного краеведческого музея.