Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — сейчас на сайте
...

ТЕЛЬШЯЙ — Литва Сентябрь 2020

Из Вильнюса в Тельшяй на поезде мы добирались три с половиной часа. Хотелось взглянуть на литовскую глубинку изнутри и Тельшяй, признанная столица Жямайтии, подходил, как нельзя кстати. Выгрузившись на железнодорожной станции, мы направились к центру городка. Хоть и столица, но городок небольшой -всего то 25 тысяч человек, многие из которых считают себя жямайтийцами, а не литовцами. Одно время даже вставал вопрос об отсоединении от Литвы, но все это были пустые разговоры.

По городам Литвы.Тельшяй

Достаточно забавно слышать говор местных. Окончание многих слов беспощадно проглатывается, а само произношение не всегда могут разобрать даже носители языка!.. Первым на нашем пути попалось старинное еврейское кладбище. Во времена российской империи многие евреи находили свою вторую Родину на просторах современной Литвы. Не обошла черта оседлости и Тельшяй. Здесь было четыре синагоги, культурные центры и школы. Вплоть до Второй мировой войны город, коим он стал и благодаря евреям, получив Магдебургское право в 1791 году, когда людей этой национальности постигла та же участь, что и всех евреев мира.

Но, расскажу предисторию, чтобы иметь полную картину. Незадолго до прихода фашистских войск, НКВД расстреляло семьдесят пять заключенных за городом.25 июня в город вошли фашисты и пустили слух, что расстрелянные были перед смертью зверско замучены. И что к этому причастны евреи. Местные жители не стали долго разбираться, а решили отомстить. Согнали всех в гетто. Мужское население гетто было начисто уничтожено местными жителями, а другие погибли в течение года. Здесь находились ворота гетто, через которые шли на верную смерть 14 тысяч евреев.

По городам Литвы.Тельшяй

Но не будем о грустном! Сам город очень живописный и стоит, подобно Риму, на семи холмах возле озера Мастис. В историческом центре сохранилось немало интересных зданий.

Мы вышли на центральную, рыночную площадь, в центре которой стоит памятник медведю-главному символу города. К нему мы еще не раз вернемся.

По городам Литвы.Тельшяй

Медведи здесь повсюду, ведь по легенде город основал медведь великан Джюгас по прозвищу Тяльшис. Легенд о городе очень много, но о них подробно я не буду специально останавливаться. Многие из них слишком уже нереальны. Но насчет медведя и былом величии города- памятные знаки находятся на каждом шагу.

По городам Литвы.Тельшяй

Много, где присутствует древнее название местности, которое, наверное, еще старше названий Жямайтия и Жмудь. Именно Самогиты считались последним оплотом язычества в Европе. По крайней мере об этом здесь постоянно упоминается.

По городам Литвы.Тельшяй

Конечно провинцией сквозит на каждом углу, но это придает городку свой неповторимый колорит. Первым делом мы направились в туристический информационный центр. Накануне, я тщательно подготовил маршрут. Буквально перед выездом узнал, что самый большой в жямайтийском крае краеведческий музей уже как десять дней закрылся на ренновацию.

По городам Литвы.Тельшяй

В центре нам тоже ничего нового не предложили, поэтому сначала мы отправились к костелу Успения Пресвятой Девы Марии. Во время польского восстания в 1831 году город стал одним из его важнейших центров. Русские власти жестоко подавили бучю. Костел разрушили, и на этом месте построили церковь, который дожил до наших дней. Правда здесь снова находится католический храм.

По городам Литвы.Тельшяй

А потом направились к жемчужине города-Кафедральному собору Антония Падуанского. Это уникальный костел, построенный в честь очень известного францисканского монаха в 1794 году. Собор построен в стиле позднего барокко с элементами классицизма. За невзрачными внешними стенами скрываются роскошные внутренние интерьеры.

По городам Литвы.Тельшяй

Собор знаменит своим единственным во всей Литве двухэтажным алтарем. Сам костел тоже двухуровневый. Внизу покоятся епископы.

По городам Литвы.Тельшяй

Следующим пунктом стал музей крестьянского быта, который на примере трех крестьянских изб -зажиточного крестьянина, среднего достатка и бедняка со всеми постройками, рассказывал о жизни людей того времени в деревне. По дороге попался амфитеатр, где проводятся культурные мероприятия.

До музея прошли три километра пешочком по набережной, которая красиво отстроена на деньги Евросоюза. Озеро, солнце, хорошая компания и 23 градуса тепла в сентябре-что еще для счастья надо!

По городам Литвы.Тельшяй

А музей классный! Я человек городской поэтому, мне здесь было интересно. Все сделано с любовью. Такое ощущение, что люди и сейчас здесь живут, только вышли ненадолго.

По городам Литвы.Тельшяй

Плюс животные!.. Со всеми поговорил, всех успокоил!

По городам Литвы.Тельшяй

На следующий день здесь должен был быть спектакль местного театра, но мы уже должны были уезжать в Шяуляй.

По городам Литвы.Тельшяй

После музея пошли в местный ресторан, который приятно удивил. Недорого и вкусно.

По городам Литвы.Тельшяй

Вернулись в отель такими и закат встретили за чашечкой кофе.