Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 21:30

Архыз — Россия Октябрь 2020

Наконец-то состоялась моя поездка в Пятигорск! И, конечно, кроме Пятигорска, как всегда, я посетила еще ряд мест, одним из которых стал Архыз. Всего один день, но мои любимые горы, свежий воздух, осенний наряд деревьев — все это принесло массу положительных эмоций и оставило невероятные позитивные впечатления на долгое время.

В Архызе я была уже не раз. В студенческие горы ездила сюда в спортивный лагерь, да и потом еще как-то посещала это необыкновенное место. Но это было, во-первых, давно, а во-вторых, гор много не бывает, горы всегда манят, горы всегда восхищают. Ну и еще свои коррективы внес всемирноизвестный, но от этого не менее понятный, коронавирус — в связи со сложившейся ситуацией экскурсий было не так и много, некоторые регионы были вообще закрыты для поездок, а часто просто не набирались группы, и экскурсии отменялись. Ну, а в Архыз группа вроде бы набралась, хотя и на эту экскурсию решились всего 7 человек, но этого оказалось достаточно, чтобы поездка состоялась. Вот так я и поехала в Архыз.

От Пятигорска до Архыза — чуть более 200 километров. Время в пути — примерно три часа. Большая часть пути проходит по Карачаево-Черкессии. В этой республике есть все, чем знаменит Кавказ, и в первую очередь — это горы — величественные и неповторимые! Горные восхождения, горнолыжные спуски, Домбай, Теберда и Архыз, куда мы едем!

Архыз — это не только поселок, это обширный горный район на Западном Кавказе. Можно даже сказать, это целая горная страна с высокими горами с заснеженными вершинами, бурными реками, удивительными водопадами, чистыми озерами и буйной растительностью.

А еще Архыз — это земля, издавна заселенная людьми, земля, через которую шли караваны Великого шелкового пути, и где до сих пор сохранились удивительные культурно-исторические памятники.

За один день, конечно, все нельзя увидеть, но тем не менее и за это короткое время побывать можно во многих интересных местах.

Первая остановка в маленьком селе Нижний Архыз. Рядом с дорогой — небольшой рынок и сувенирные ларьки. Разнообразие и изобилие предлагаемых товаров восхищает.

Но мы здесь не задерживаемся, нас ждет встреча с уникальным объектом, до которого, правда, еще надо дойти. Рядом с церковью Спаса Нерукотворного Образа, построенной в 2012 году, арка-вход на железную лестницу, ведущую к смотровой площадке, с которой можно лицезреть этот самый уникальный объект — лик Иисуса Христа.

Дорога к лику Христа — 526 ступенек по железной лестнице, к счастью, с небольшими площадками для остановок и отдыха — не очень-то легко одолеть такой подьем, но подняться вверх однозначно стоит.

Возведение этой лестницы началось в конце 2010 года, и уже в конце мая 2011 года состоялось открытие лестницы, во время которого произошло ее освящение.

Архыз, прошлое и настоящее

Хоть лестница и крутая, но подниматься по ней приятно — со всех сторон буйная растительность, говорят, что при строительстве этой лестницы не было срублено ни одно дерево.

К тому же на протяжении всего подъема открываются необыкновенные виды на окружающие окрестности.

И вот, наконец, долгожданная смотровая площадка. Площадка совсем небольшая, но отсюда удобнее всего рассматривать Лик Христа, который находитсся на отвесной скале, приблизительно в 100 метрах над уровнем реки. Размер изображения примерно 140*80. Хоть вроде размеры и небольшие, но все же это самое большое изображение Христа на территории России. А внизу, возле площадки, верующие ставят свечи, так что многие приходят сюда не только, чтобы просто посмотреть на образ, но и поклониться ему, помолиться здесь.

Помню, когда я раньше здесь была, лестницы тогда еще не было, и мы поднимались по камням и деревянным ступенькам чуть ли не до самой иконы.

Сейчас же подойти к иконе поближе не получится, все подходы огородили, да и саму икону закрыли прозрачным защитным экраном, поэтому приходится созерцать икону издали.

Архыз, прошлое и настоящее

По поводу происхождения этого наскального рисунка имеется множество мнений. Есть утверждения, что это нерукотворный образ Христа, но многие ученые, исследовавшие это изображение, все-таки уверяют: возраст иконы древний, где-то 9–12 век, и это все-таки творение рук человеческих, что подтверждается научными исследованиями, определевшими примерное время написания иконы путем анализа использованных красок и стиля написания образа.

Так вот, икона написана по правилам иконографического искусства Византии 9–11 веков. И кроме того, как утверждают ученые, лик написан способом яичной темперы, эта техника была распространена в Византии. И изображения, написанные темперой, не особо заметны в яркий, солнечный день, так и есть с ликом Христа, в сумрачный день, говорят, он проглядывает более четко.

Архыз, прошлое и настоящее

Обнаружили это наскальное изображение довольно недавно, всего каких-то 20 лет назад. Вообще-то среди местных жителей давно ходили слухи о том, что где-то в горах есть какой-то образ, но что это за образ — никто точно не знал, кто-то его вроде видел, а кто-то и был примерно в тех местах, но ничего не видел, так что точного местонахождения этого образа никто не мог указать.

И вот на границе 20 и 21 веков местные жители обнаружили это изображение и привлекли внимание к своей находке. С тех пор эта икона вызывает интерес не только у паломников и туристов, но и у ученых.

Это сегодня Нижний Архыз — небольшое селение, а раньше здесь был большой средневековый город Маас, столица древней Алании. Вполне возможно это изображение и появилось во время проживания здесь аланов.

Что интересно, христианство пришло в Аланию в 916 году, раньше, чем в Киевскую Русь. Возможно, что именно к этому событию и было приурочено написание наскальной иконы. А может быть, здесь даже была часовня, где собирались христиане на свои молитвы до того времени, пока христианство не стало государственной религией. Но это предположение вызывает сомнение, уж очень трудный путь нужно было преодолеть, чтобы попасть к этому месту.

Но есть и прямо противоположные мнения о менее древнем и даже чуть ли не современном его происхождении. Но все-таки судя по вниманию, которое уделяется этому наскальному изображению, и по результатам исследований ученых скорей всего это изображение пришло к нам из глубины веков.

А напротив хребта Мицешта, где и находится скала с ликом Христа, через реку, располагается еще одно удивительное место — Нижне-Архызское городище.

Это настоящий музей под открытым небом, большой историко-культурный комплекс, площадь которого более 90 га.

Само городище расположено на правом берегу реки Большой Зеленчук в горной долине длиной более 3 км. С северо-запада — хребет Мыцешта, с юго-востока — хребет Ужум.

Предполагают, что здесь был крупный город Маас — столица многонационального аланского государства, которое по одной версии пало под ударами монголо-татар, а согласно другой версии — к развалу государства, ослабленного набегами монголо-татар, привели внутренние противоречия. Но так или иначе Аланское государство прекратило свое существование к началу 13 века. Поселок Аланской Епархии, являющийся частью городища, просуществовал до 14 века.

А в начале 19 века русские исследователи обнаружили в горном ущелье развалины древнего города и полуразрушенные древние церкви. Майор Потемкин первым попал сюда, осмотрел и описал все, что увидел. Это он дал название монастырям — «Северный», «Средний» и «Южный».

В дальнейшем исследования древних храмов Нижнего Архыза продолжились, но это происходило эпизодически. А вот более-менее серьезные исследования началось во второй половине 19 века, когда приехали члены Русского Географического общества — братья Нарышкины. С ними приехал художник Струков, который сделал подробные заисовки храмов. Так вот, на этих рисунках храмы находятся в запустении, но не настолько, чтобы не узнать их.

В 19 веке на территории Нижне-Архызского городища был основан Александро-Невский монастырь. Вот монахи и приступили к реставрации древних храмов и строительству монастырей. В советские годы монастырь закрылся. Но монастырские постройки и сейчас можно видеть вокруг храмов. Конечно, реставрация производилась и позже, в конце 20 века, но, как мы сейчас увидим, это было далеко не полное восстановление древних святынь.

В городе было более 800 построек, жилых и хозяйственных. Да и жило здесь около 3 тыс. человек, что для того времени было совсем немало. Ну, а сейчас от города практически ничего не осталось. Ну кроме, конечно, древнейших аланских святынь, ради которых и стоит посетить это место.

Площадь комплекса большая, сюда можно заехать на машине и разъезжать по комплексу на ней, стоимость входного билета, — 200 рублей — от этого не изменится.

Мы подъехали к первому храму, Ильинскому, а от него пошли пешочком к Среднему, а потом и к Северному, и вам так советую сделать, потому что природа здесь просто удивительная, ущелье очень живописное, горы покрыты лесами, а еще кристально чистый воздух, так что прогулка будет не только познавательной, но и очень приятной.

Самый первый храм и самый маленький — Южный храм, или Ильинский. Это единственный действующий ныне храм из всех христианских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкессии.

Церковь датируется 10–11 веком и освящена в честь Ильи Пророка, поэтому и называется Ильинской.

Внутри церковь ну очень маленькая, навряд ли там поместится больше 10 человек. Скорей всего, это была семейная церковь богатого аланского жителя. Внутреннее убранство церкви простое и очень скромное, тут нет богатых икон, но здесь уютно, здесь царит покой и умиротворение.

Несмотря на такие крохотные размеры, в церкви находится еще и монастырская лавка, где можно купить иконки и прочую церковную утварь.

Ну, а мы идем дальше.

Перед нами небольшое двухэтажное здание, явно не современное, но и не ровестник храмам. Как я поняла, это здание 19 века — один из монастырских корпусов, которые построили монахи. И табличка на нем висит «Памятник архитектуры 19 века», но его состояние оставляет желать лучшего. Вроде бы снаружи немного подмарафетили, но приглядевшись, видишь и трещины, и другие заметные изъяны, а внутри — так вообще полное запустение.

А вот следующее здание и снаружи, и внутри несет следы полной разрухи. И тоже здание из 19 века. Немного обидно, что вот такие старинные здание, и в таком вот плачевном состоянии. Но это первое разочарование. С монастырями дела не лучше.

Рядом две археологические находки — фрагмент каменного креста, найденный в поселке Архыз, и каменная емкость с каменными кругами, скорей всего это каменная мельница для помола зерна. Что находки древние — это не вызывает сомнения. Но вот какой конкретно век — нам этого узнать не удалось.

Пройдя немного, мы оказываемся у следующего храма — Среднего, постройка 10–11 век. Храм построен в форме креста и сложен из больших, тщательно отесанных блоков и плит на прочном известковом растворе. Снаружи храм отреставрирован, а вот внутри он находится в полном запустении.

Отсутствуют двери, пола как такового нет, неотштукатуренные стены, да, храму не помешала бы реставрация, но все равно здесь удивительная атмосфера, чувствуется дух глубокой старины, еще бы, возраст-то храма весьма почтенный!

А еще здесь прекрасная акустика, которая достигается с помощью системы отверстий в его сводах.

Забегая вперед, скажу, Средний храм выглядит скромнее и меньше, чем Северный храм, который мы скоро увидим, но тем не менее благодаря удачному месторасположению на фоне хребта Мицешта он может поспорить по красоте и величию с Северным храмом.

Архыз, прошлое и настоящее

Учитывая размеры храма, вполне можно предположить, что средний храм мог быть собором, в котором молилось христианское население Нижне-Архызского городища.

Понятно, что сейчас храм недействующий, но в конце 19 — начале 20 века, в храме, освященном монахами в честь Троицы, в летний период даже проводили богослужения.

Храм окружают каменные гробницы небольших размеров. Почему такие размеры — скорей всего аланы были людьми весьма невысокими.

Архыз, прошлое и настоящее

Чуть поднявшись выше от храма и посмотрев в сторону хребта Мицешта, можно увидеть круг, сложенный из камней. Конечно, издалека не очень-то рассмотришь его, но кое-что можно увидеть. Как предполагают историки, это уникальный объект — солнечный календарь.

Перед нами во всей красе хребет Мицешта. И даже отсюда видно место, где на скалу нанесен лик Христа. Говорят, если мысленно проследить за взглядом Христа, то можно увидеть, что он смотрит сюда, на Средний храм. Значит, скала для изображения образа выбрана не случайно, и все-таки наскальное изображение появилось во времена процветания аланского государства…

Ну, а мы идем дальше.

А за поворотом открывается такая картина, что просто дух захватывает: горы, покрытые лиственными лесами, уже начавшими облачаться в очаровательные осенние наряды: желтые, багряные! Особенно красив их пестрый осенний наряд на фоне сумрачных хвойных лесов, никогда не растающихся со своим зеленым убранством.

И на фоне этой сказочной природы по центру ущелья вырастает величественный храм! Солнечный, яркий, радостный! Это такая захватывающая картина, что просто теряешь дар речи!

Архыз, прошлое и настоящее

Это Северный храм — самый красивый, самый монументальный и к тому же это самая крупная христианская церковь Алании, кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в 10–13 веках.

Предположительно в 10–13 веках храм служил кафедральным собором всей Алании, то есть имел для аланов очень большое значение.

Архыз, прошлое и настоящее

Мы пришли к храму в последнюю очередь, а вот караванам, везущим по Шелковому пути товары из Китая в центр христианства Византию, этот храм встречался первым. И думаю, это неспроста- храм служил визитной карточкой Алании. Увидев такой величественный храм, купцам сразу становилось понятным, что прибыли они в богатую и могущественную страну.

Находится этот храм на некотором расстоянии от Среднего храма, идти до него минут 20. Но окружающая природа здесь настолько завораживающая, что просто дух захватывает от ее величия, и в течение всего пути только и приходится охать и ахать от окружающих красот.

Это самых крупный храм среди храмов нижнеархызского городища. Он был построен в первой половине 10 века, даже страшно представить его возраст. Больше 1100 лет! Только вдумайтесь в эту цифру! Свидетелем каких только событий не был этот храм, сколько тайн он хранит!

Храм отреставрирован, снаружи более основательно, но и внутри видно, что работы в храме проводились. Стены храма выбелены, но сквозь белую краску проступают цветные пятна, это проглядывают великолепные фрески, которые, к сожалению не дошли до наших дней.

Архыз, прошлое и настоящее

Справа стоит обнаруженная крещальня или купель, сделанная из отесанных каменных плит. Дно купели для герметичности еще и обмазано особым раствором, а центре — отверстие для слива воды. Скорей всего именно здесь в начале 10 века принимали христианство аланы.

В храме как это ни странно нет алтаря, а прямо напротив входа находятся каменные скамьи, на которых восседали церковные служители.

Архыз, прошлое и настоящее

В боковой части храма раньше находились гробницы, в настоящее время эти гробницы пусты и кто в них был похоронен, неизвестно.

Что интересно, в 1940 году около южной стены здания было найдено женское погребение: золотые кольца, перстни, серьги, нашивки на платья… Всего 113 артефактов! На одном из перстней выгравировано имя армянского царя Ашота I, который правил Арменией в 886–891 годах. Как оказался здесь этот перстень? Кому он принадлежал? Ответов на эти вопросы не найдено.

Сейчас эти бесценные находки находятся в Государственном историческом музее в Москве. Правда, как нам рассказала, экскурсовод эти экспонаты не доступны для широкого обзора и находятся в ханилище фондов музея. Экскурсовод специально поехала в музей, чтобы воочию увидеть эти удивительные артефакты, но ей это не удалось. Вот немного обидно, такие ценные и безусловно подлинные экспонаты не выставлены в музее, а лежат где-то. Понятно, что экспонатов в музее много, но может выставить эти артефакты где-нибудь в местных музеях? И люди бы не только знали о них понаслышке, но и увидели их наяву.

В храме один раз в год — 6 мая — проводятся богослужения в честь Георгия Победоносца — одного из самых почитаемых на Кавказе святых.

Обойдя храм со всех сторон, полюбовавшись на него и справа, и слева, мы отправились назад.

Да, все как-то забываю сказать о погоде. Буквально до самого дня отъезда прогноз погоды был крайне неутешителен, пасмурно, дождь на целый день. Но на самом деле все вышло совсем наоборот, целый день солнечно, тепло, а дождь — неее, о нем и не слышали… И когда мы возвращались, было так тепло, что все разделись до футболок, и шли, наслаждаясь ярким осенним солнцем и сказочной природой.

Нижне-Архызское городище, конечно, удивительное место. Здесь можно прикоснуться к тысячелетней истории, побывать там, где зарождалось христианство, увидеть древнейшие христианские памятники-храмы, ощутить связь времен — это многого стоит!

Ну, а мы едем дальше, в поселок Романтик. От Нижнеархызского городища до поселка Архыз километров 20, а от него совсем недалеко и до Романтика, минут 10 на машине. Архыз — это поселок, где много гостиниц на любой вкус и кошелек, куча кафе, рынок. И основан он еще в 20-х годах прошлого столетия.

Ну, а Романтик — совсем молодой поселок, его строительство началось во время подготовки к Олимпиаде, когда построили канатки и несколько гостиниц. Главное направление курорта — горнолыжный отдых в зимний сезон. Говорят, что здесь чуть ли не самые лучшие лыжные трассы на Кавказе.

В теплое время года сюда также приезжает немало туристов, чтобы погулять по поселку и на канатной дороге подняться на склоны хребтов.

Поселок Романтик по стилю похож на Красную поляну — новые современные гостиницы, стильные кафе и рестораны, подъемники, канатные дороги, горнолыжные трассы различной сложности.

На территории поселка расположен сервисный центр, где можно получить необходимую информацию, купить билеты на подъемники, взять на прокат горнолыжное оборудование.

Гостиниц в Романтике три — две трехзвездочные гостиницы «Романтик 1», «Романтик 2» и четырехзвездочная «Вертикаль».

Немало кафе и ресторанов.

Сам поселок небольшой, но уютный. Хорошо оформлена прогулочная пешеходная зона для туристов.

В Романтике несколько подъемников. Названия у них у всех космические: «Млечный путь», «Северное сияние», «Спутник», «Лунный экспресс». В несезон работают только «Млечный Путь» и «Спутник». А «Северное сияние» (кабины на 10 человек) и «Лунный экспресс» (в одной кабине 6 человек) работают только зимой и на них допускаются лишь лыжники с соответствующим горнолыжным оборудованием.

В наш приезд работал только один подъемник — «Млечный путь», поднимающий туристов в современных кабинках на 8 человек на склон Абишира-Ахуба.

Архыз, прошлое и настоящее

Ски-пасс на подъёмник «Млечный путь» стоит 700 рублей. Время в пути 6–8 минут. Но и за это время можно насладиться окружающими красотами.

Верхняя станция «Млечный путь» находится на высоте 2240 метров. Перепад высот — всего около 600 метров, но тем не менее здесь намного холоднее, чем внизу, хотя яркое солнце продолжает радовать нас. Пришлось одеть куртки, хорошо, что у всех они были с собой.

Романтик остался внизу…

А мы на склоне хребта Абишира-Ахуба, который протянулся паралельно Главному Кавказскому хребту на 30 километров. У горы нет резко выраженных вершин, средняя высота хреба 3000 метров.

Со смотровой площадки открываются виды на заснеженные вершины гор, которые снизу не были видны.

Вековые леса и горные вершины хребта Аркасара, ледники — поистине завораживающее зрелище. Горы — это лучшее, что могла сотворить природа! Незабываемые впечатления, заряд сил и бодрости — все это можно получить, побывав в горах. Можно просто ходить, гулять, наслаждаться горными видами, и перезагрузка вам гарантирована. Магическая сила гор!

Рядом со станцией канатки — озеро, по всей видимости искусственное. Говорят, что это озеро служит для создания искусственного снега. Там целая технология: охлаждение воды, потом ее распыл с помощью снежной пушки… Ну, а мы просто полюбовались на водоем.

Эта дорога ведет к перевалу Федосеева, находящемуся на высоте 2800 метров.

Если вы приехали в Архыз не на один день, то поднявшись на канатке вверх, можете совершить поход к перевалу Федосеева, а там за перевалом чего только нет, и озера, и водопады, и головокружительные виды. И самое главное, пойти в такой поход могут и не очень подготовленные туристы.

Погуляли, получили заряд бодрости, и вниз, в Романтик. А потом в Пятигорск. Ну, а по пути — поздний обед, в кафе в поселке Нижний Архыз. К сожалению, трапезу сфотографировать забыла, но скажу вам, хычины карачаевские и балкарские — это две большие разницы. У балкарцев хычин — пресная тонкая лепешка с небольшим слоем начинки — мясной, сырной, приготовленной на сухой сковородке. Ну, а у карачаевцев хычин из дрожжевого теста с большим количеством начинки, в форме круга, полумесяца или даже квадрата и обжаривается он в большой количестве масла. Такие хычины очень сытные. Какие хычины вкуснее — не знаю, и те, и другие хороши, и особенно после целого дня, проведенного на свежем воздухе.

Архыз, прошлое и настоящее
Архыз — укромный уголок на бескрайних просторах нашей Родины. Здесь забываешь обо всех тревогах и волнениях повседневной жизни, здесь отдыхаешь душой. И если вы любите горы, а также хотите познакомиться с древними памятниками и реликвиями, приезжайте в Архыз, вам здесь точно понравится.