Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 14:51
В этом году загранка накрылась. Изучаю Россию!

Дорога в Гуниб

Гуниб — Россия Июль 2014
26 47

Аул Гуниб — последнее прибежище имама Шамиля — для Дагестана это место священно, примерно как для России Бородино. В Гунибе закончилася основной этап Кавказской войны, которая казалась людям в то время чем-то привычным и неотъемлемым.

Кто не был в Гунибе, тот Дагестан не видел, ибо он не прочувствовал крепость и силу страны гор, не прочувствовал тот дух, который закалил сердца горцев.

Гуниб в моей туристической программе по Дагестану был помечен № 1, однако попасть туда в первые дни по различным причинам не удалось. Впрочем, Гуниб мы посетили в любом случае. Дорога туда из Махачкалы занимает чуть менее 4-х часов, причём она сама тоже довольно интересная, поэтому здесь я хочу рассказать о тех аулах, которые мы видели по пути.

Рано утром мы выехали из Махачкалы в сторону Буйнакска. Мы — это я, моя спутница Валентина и Жабир Омаров (в одном лице гид и водитель).

Уходим с трассы в сторону гор. Машина, петляя по серпантину, поднимается вверх. Вдалеке синеет море, чуть ближе, словно горцы кепками, блестит крышами частных домов пригород Махачкалы.

Нам предстоит подняться на перевал Атлы-боюнский, что переводится с кумыкского как Шея лошади. Трасса проложена по старой дороге, которую на Кавказе называют Царской. В 1871 г. император Александр 2-ой прибыл на пароходе в Тарки, и далее отправился посмотреть покорённый Кавказ именно нашим маршрутом. На этом перевале случилось первое ЧП — размыло дорогу.

Пока её восстанавливали, местные кумыки предложили царю отведать шашлык из барашка. Царь вышел из кареты, посидел вместе с кумыками у костра, и после подарил пастухам 10 рублей серебром.

Гора Атлы укутана зелёным палантином листвы. Справа и слева можно видеть кавказский дуб, дерево не высокое, скорее напоминающее кустарник, но при этом очень твёрдое. По мере подъёма деревца и кустарники уступают место сочной траве, которая далее также исчезает. Влажный морской ветерок не может перебраться через горы, отчего за ними раскинулась долина, именуемая Кар-Кар (Мёртвая долина).

2
Дорога в Гуниб

Жилья здесь на много километров практически нет, если не считать редкие АЗС и кафе, устроенные на месте бывших постоялых дворов. Впрочем, подобная полупустыня идеально подходила для пришедших в эти края кочевников кумыков. Этот народ второй по численности после аварцев. Кумыков считают потомками хазар.

Впереди наконец появляется посёлок Кафыр-Кумух. Каких-то особых достопримечательностей здесь нет, если не считать осколок скалы, возвышающийся возле речушки Шура-Озень. В начале прошлого века здесь стоял дом или скорее дворец одного кумыкского хана.

2
Дорога в Гуниб

Ненависть народа к своим бекам и ханам выплеснулась наружу, и дворец после революции разобрали. Через какое-то время досталось и скале — её камень пошёл на строительные нужды.

Удивительно, но Кавказ это действительно какой-то особый мир. Прошлое здесь передаётся из уст в уста, никто ничего не записывает, но при этом все всё помнят.

Кафыр-Кумух соприкасается с селением Халимбек. Достопримечательностей здесь опять таки нет, но, тем не менее, аул достаточно известен, ибо здесь живёт Гусейн Магомаев — основатель школы боевых искусств «5 сторон света».

Гуссейн родился слабым ребёнком. Врачи ставили ему порок сердца. В далёких 70-х прошлого века, когда Гуссейн был юношей, в соседнем Буйнакске он залез в предназначенный для сноса дом, где нашёл древние еврейские книги. Одна из них была о японских боевых искусствах.

Каким-то образом парень сумел её прочитать и понять смысл. Он увлёкся, стал заниматься спортом, в результате чего порок сердца исчез. Далее Гуссейн Магомаев изучал другие единоборства, отчего со временем стал старшим тренером сборной России по карате.

1
Дорога в Гуниб

Фото из интернета

Стрелочка на придорожном знаке указывает на Эрпели, там жил Ирчи Казак — известный кумыкский акын 19-ого века, один из основателей кумыкской литературы.

2
Дорога в Гуниб

Памятник Арчи Казаку в Махачкале

Это последнее село на равнине, дальше дорога вновь поднимается в горы. Жара отступает, на склонах гор появляется лес.

Иногда возле трассы можно видеть ульи, которые сюда специально привозят и расставляют на всё лето. Виды вокруг удивительные и захватывающие.

Перед въездом в Гимринский тоннель пост охраны.

2
Дорога в Гуниб

Наша машина ныряет в затемнённое нутро горы и движется по тоннелю. В сторону аула Гимры имеется небольшой уклон, на определённых расстояниях на случай ДТП устроены боковые карманы, как пустующие, так и заполненные всевозможной дорожной техникой.

Гимринский тоннель имеет длинну 4303 метров, пропускная способность 4 тысячи автомобилей в час. Строительство началось в далёком 1979. К 1991 году объект был почти готов, но по понятным причинам его законсервировали.

В новом тысячелетии работы возобновились, однако этому, если верить СМИ, периодически мешали всевозможные контр террористические операции. Тоннель имеет стратегическое значение. Он действительно на особом счету у террористов. В 2005 году здесь был предотвращён серьёзный теракт.

В октябре 2012 подземная дорога наконец-то была запущена в эксплуатацию, соединив с центром республики отдалённые горные районы.

Позже, уже в Москве, из новостей я узнал, что тоннель во время очередной спецоперации вновь закрывали, однако мы на тот момент никакого напряжения не почувствовали.

1
Дорога в Гуниб

Трасса в толще Гимринского хребета пробита в чреве его самой высокой горы Исмаил-тау (2335 м). В прежние годы тропинка в Гимры проходила сверху через горы, по ней проезжали Александр 2-ой, художник Ф.Рубо, Л.Толстой и А.Дюма. Император, желая увидеть покорённый Кавказ, поднимался на самую верхнюю точку Исмаил-тау.

В наше время на гору также ведёт тропинка, однако люди в лес без особой нужды не ходят.

3
Дорога в Гуниб

На другой стороне хребта более тёплый климат. Открывающаяся взору долина, петляя между склонов, спускается вниз. Она недоступна для холодных ветров и туч, но сами облака с интересом сюда заглядывают, царапаясь брюхом о вершины окрестных гор. Здесь на склонах долины растёт грецкий орех.

5
Дорога в Гуниб

Жабир уверяет, что в тени этого дерева лучше не отдыхать, ибо у него плохая энергетика. Но отдыхать действительно некогда. Горный ветерок треплет за одежду, поторапливая двигаться дальше. Спускаясь вниз, видим маленький домик с зелёным куполом.

2
Дорога в Гуниб

Это не мечеть, это зиярат второго имама Дагестана Гамзат-бека — он принял мученическую смерть и стал шахидом. Позже в бывшем ханском дворце селения Хунзах были заживо сожжены его родственники.

Сюда к зиярату Гамзат-бека приезжает большое количество паломников, среди которых много инвалидов. Верующие просят имама помочь им в различных бедах и проблемах. Следует соблюдать множество правил, прежде чем подойти к могиле имама. Мусульмане совершают омовение тела, читают молитвы.

1
Дорога в Гуниб

Я человек другой веры, поэтому внутрь заходить мне запрещено. Садимся в автомобиль, и спускаемся вниз,

1
Дорога в Гуниб

вновь петляя по живописному серпантину.

1
Дорога в Гуниб

Первое что мы видим внизу — это блокпост напичканный обилием всякой воинской техники. Впереди на неком возвышении зажатый между двух гор аул Гимры — родной аул первого и второго имама Дагестана.

2
Дорога в Гуниб

Гимры аул интересный, но неспокойный. Здесь часто проводятся всевозможные контр террористические операции. Впрочем, ситуация со всеми этими зачистками неоднозначная. Дагестанцы не один и не два раза говорили, что все эти спецоперации придумывают сами полицейские, дабы обозначать себя, получая чины, звания и награды.

Так это или нет, сказать не могу, однако замечу, что прошлое и настоящее всегда как правило, между собой тесно связаны, и дабы понять настоящее, нужно обязательно знать и понимать прошлое.

И в это время слух промчался

(Гласит преданье), что в горах

Безвестный странник показался,

Опасный в мире и боях

Итак, Гимры — это родной аул Шамиля Гимринского. Можно сказать, что именно отсюда вышла Кавказская война. Впрочем, предпосылки для неё были, и одного Шамиля обвинять во всех этих событиях никак нельзя, и в тоже время, если бы не Шамиль, война не была бы такой долгой и ожесточённой. Поэтому здесь на правах автора хочу, немного рассказать о тех событиях, дабы читатель понимал, кто есть кто.

О Кавказской войне существует множество самых разных исторических, а также литературных воспоминаний, в то время как биографию самого Шамиля написал А.Руновский, бывший приставом пленного имама в Калуге.

1
Дорога в Гуниб

Фото Имам Шамиль 1859 г.

Шамиль поведал приставу массу всего интересного, такого, о чём царские чиновники и генералы даже не подозревали.

Именно от Шамиля в России впервые подробно узнали о различных направлениях ислама, о тонкостях горских традиций, о жизни и о борьбе самого Шамиля.

Имам Шамиль фигура исторически сложная и неоднозначная, и отношение к нему даже у самих дагестанцев различное. Как и любой исторический персонаж, образ Шамиля меняется в зависимости от дня сегодняшнего.

Так, например, в начале 50-х г. прошлого века безоговорочно авторитетный дагестанец Расул Гамзатов написал стихотворение «Имам», где назвал Шамиля чечено-ингушским волком.

Чеченцы и ингуши в этот момент находились в депортации, однако они подобной исторической трактовкой возмутились, ибо Шамиль, как и сам Гамзатов, являлся аварцем. Последний в переписке с ингушским писателем Базоркиным перед опальными земляками извинился. В любом случае, Расул Гамзатов посвятил имаму несколько стихотворений, где расценивает его деятельность крайне отрицательно.

В наше время образ Шамиля в Дагестане оброс неким ореолом романтики. Ему посвящено множество стихов, песен и картин. Его именем назван главный проспект в Махачкале.

Надеюсь, время всё расставит по местам. Ну, а я как автор постараюсь нейтрально донести события связанные с имамом, с поднятым им газаватом и с Кавказской войной.

Шамиль родился 7 июля 1797 г. в обычной горской семье в ауле Гимры.

В самом раннем детстве он был необыкновенно слабым ребёнком, причём изначально его назвали Али. Но у дагестанцев существовало поверье — если изменить имя, изменится судьба — так оно и получилось. Али получил новое имя — Шамиль. После этого его здоровье пошло на поправку.

С самых первых дней жизни он начал дружить со своим соседом по дому, будущим первым имамом Дагестана Гази-Магомедом.

Они сделались неразлучными друзьями вплоть до момента смерти Гази-Магомеда. Будучи юношей, Шамиль настолько натренировал своё тело и дух, что ему не было равных во всей Аравии по таким видам спорта как борьба, метание камня, фехтование, джигитовка, бег, прыжки в длину и в высоту. Как-то раз в родном ауле при большом скоплении односельчан Шамиль с лёгкостью перепрыгнул через палку, которую подняли на вытянутые руки два его товарища.

О его твёрдом характере говорит такой факт. Отец Шамиля Денгау Магомед был любителем спиртного. Когда всё это стало повторяться изо дня в день, сын поставил отцу жёсткое условие — или он бросает пить, или Шамиль кончает жизнь самоубийством. Зная характер своего сына, Магомед далее никогда не употреблял спиртного.

В юности Шамиль проявил интерес к учёбе, освоив грамматику, логику и риторику арабского языка, отчего в Гимрах он был почитаем за учёного человека. Дабы ещё более возвысить свой авторитет, Шамиль взял себе за правило читать вслух Коран ежедневно, приглашая на эти чтения всех желающих.

Однако мудрость юноши ничто по сравнению с жизненным опытом старца. Шамиль и Гази-Магомед, желая получить дальнейшие знания, сделались дервишами и отправились пешком по горским аулам в поисках учителя.

В те времена в Дагестане было два духовных лидера Джамалуддин Казикумухский и Магомед Ярагинский. Оба шейха дали друзьям уроки мюридизма, но при этом оба шейха проповедовали несколько разные направления ислама, которые имеют место быть и в наше время, поэтому в тонкости мы вдаваться не будем.

Джамалуддин Казикумухский автор множества религиозных книг, он происходил из рода самого пророка Мухаммеда, отчего носил имя Сейд. Джамалуддин терпеливо убеждал гимринцев, начав с себя, трудиться на ниве мирного распространения ислама. Алим по-отечески предостерегал от вооружённой борьбы с русскими, считая газават «делом невозможным и безнадёжным».

В свою очередь Магомед Ярагинский проповедовал неподчинение властям.

В то время делами Кавказа ведал Ермолов. Он планировал арестовать мятежного муллу. Однако за шейха своей головой поручился носивший звание русского генерала Аслан-хан Казикумухский, получавший царское жалование, но остававшийся при этом тайным врагом России.

Далее Алексею Петровичу пришлось оставить свой пост — по приказу из Санкт-Петербурга его сменил Паскевич, который стал делать всё наперекор своему предшественнику.

Если первый по любому случаю вешал горцам на шею свой ермоловский галстук, то второй вообще никого ни за что не наказывал. Допустим, происходит в горах убийство, или какое-либо другое нарушение закона. Пристав составляет бумагу, которую отсылает в Тифлис. После этого все ожидают решения по делу в течение нескольких месяцев. Горцам, привыкшим, что нарушитель адата должен быть наказан незамедлительно, стало казаться, что власть умышленно лишает их веками устоявшегося порядка.

Почувствовав все эти перемены, мулла из селения Яраги возобновил свои проповеди о борьбе с неверными, дав Шамилю и Гази-Магомеду благословление на вооружённую борьбу.

В этот момент наместника Кавказа Паскевича меняет барон Розен. Узнав о новых проповедях шейха, он посылает в селение Яраг конвой. Однако 53-летнему шейху удаётся бежать, и он надёжно прячется в горах.

Через месяц ему будет предложено принять участие в тайной сходке, на которой первым имамом Дагестана был избран Гази-Магомед — он автоматически стал повелителем всех мюридов. Фактически 1829 год можно считать началом второго этапа Кавказской войны, которая растянется далее на целых 30 лет.

Впрочем, её для Дагестана можно считать ещё и войной гражданской, ибо не все народы поддерживали борьбу против русских. Так, например, некоторые тюркские народы как минимум старались соблюдать нейтралитет.

Отметим, что сами горцы очень мало что знали о Коране и об исламе, и новому имаму убедить их в истинности задуманного не составляло труда. Впоследствии горцы говорили, что Кази-Мулла (Гази-Магомед) «своим языком буквально прилипал к их сердцам».

В первую очередь, дабы закрепить власть, Гази-Магомед решил овладеть сердцем страны гор — столицей Аварии — Хунзахом, ханы которого оставались верны России. Восемь тысяч его мюридов обложили древний аул со всех сторон. Одной половиной отряда командовал Шамиль, другую возглавил Гамзат-бек Гоцатлинский.

Бой был крайне жестоким. Видя, что защитники Хунзаха отступают, старая ханша Паху-Беке забралась на крышу своего дворца, и по древнему горскому обычаю сорвала с головы платок, призывая, таким образом, своих мужчин к стойкости.

Подобное возымело эффект. Защитники Хунзаха в момент преобразились, и нанесли газимагомедовцам жестокий урон, полностью отбросив их из аула. Последние едва-едва сумели бежать, оставив на поле боя знамёна, освящённые Магомедом Ярагинским.

Побитые своими соотечественниками, оставшиеся без мюридов, Гази-магомед и Шамиль решили спрятаться в родном ауле Гимры, куда для наведения порядка незамедлительно отправился один из отрядов царской армии.

Не желая ввязываться в бой и нести потери, командир отряда потребовал у старейшин выдать ему аманатов (заложников), а мятежников, как бездомных бродяг, выгнать из аула и обратно более не пускать.

Гимринцы беспрекословно повиновались, выдали из знатных семей аманатов, а проштрафившихся Гази-Магомеда и Шамиля из селения прогнали.

Это было крупной ошибкой!!! Если бы командовавший отрядом молодой поручик потребовал бы от старейшин — выдать самих виновников беспорядка — старейшины ему бы их беспрекословно передали.

В результате Гази-Магомед вместе с Шамилем спрятался в горах, и газават получил столь необходимую передышку. Причём, если верить историкам, сами они в тот момент находились в больших сомнениях по поводу праведности своей миссии.

Когда они прибыли в столицу Казикумуха, шейх Джамалуддин начал их призывать к покаянию. Но тут, если верить историкам, к изгнанникам подоспели заморские эмиссары с золотом на руках и с обещанием поддержки.

Далее ослеплённый злобой своего былого ареста шейх Ярагинский вновь прилюдно благословил Кази-Магомеда. Шейх опоясал его саблей и при этом сказал: «Руби измену! Руби беспощадно, даже если она прячется между листками Корана!»

Переведя на обычный язык алим (наставник) великодушно позволил Гази-Магомеду казнить всех подозрительных единоверцев, в том числе и представителей духовенства, если те рискнут высказать мнение, отличающееся от «единственно правильного» мнения имама.

Гази-Магомед вернулся в Гимры, где навёл свой порядок. Горское восстание вновь вспыхнуло с новой силой. На борьбу с восставшими был отправлен старый опытный вояка — полковник Клюге фон Клюгенау. Он по пятам преследовал имама, и наконец, в июне 1832 г. заставил его уйти в аул Гимры, ставший гнездом газавата.

Сюда также устремились другие отряды. По пути царские войска разорили около 60 аулов, и в сентябре 1832 г. перевалив через труднопроходимый покрытый лесом Качкалыковский хребет. Далее достигнув реки Сулак, они вошли в землю кумыков.

Мятежные Гимры были обложены со всех сторон. Бывший при отряде барон Розен в своём докладе весьма живописно описывает дорогу в Гимры, наполненную всевозможными узкими уступами, преодолеть которые можно было только пешком, причём сами гимринцы до этого утверждали, что русские могут попасть в их аул только в виде дождя.

2
Дорога в Гуниб

Живой мост. Ф. Рубо 1892 г.

Далее русской пехоте предстояло атаковать три каменные стены, за которыми укрылись горцы. Описание этого боя можно найти как в горских, так и в российских источниках, поэтому буду краток. 17 октября царские войска пошли на штурм. Их лобовой натиск был отбит. Тогда солдаты полковника Пирятинского вскарабкались сбоку на гору.

Этот манёвр с другого фланга повторили чудо-богатыри Клюге фон Клюгенау. Гамзат-бек оборонявший ущелье вынужден был отступить — путь на Гимры был очищен.

Защитникам аула пришлось узнать, что такое штыковая атака — горцы дрались отчаянно, но сабля и кинжал никак не могут соперничать с винтовкой, на конце которой прикреплён длинный и острый штык.

1
Дорога в Гуниб

Ф. Рубо 1891 г. Штурм аула Гимры

Под самый конец этого кровопролитного дня оставшиеся в живых 16 мюридов заперлись вместе со своим имамом в башне, которую солдаты сразу же обложили со всех сторон. Тогда имам решился на последний бой. Надвинув на голову папаху с шашкой наголо, он ринулся в свой последний бой и сразу был поднят на штыки.

Шамиль каким-то образом перепрыгнул через строй солдат, один из которых проткнул его штыком насквозь, но при этом сам Шамиль сумел-таки умертвить противника (вот где пригодилась его спортивная подготовка). Далее он сиганул вниз со склона, где лёжа на краю обрыва, притворился убитым.

Русские потери составили 470 человек (в том числе 41 чел. убитыми). Солдаты жутко устали, поэтому жив он или мёртв, проверять не полезли. Когда на горы опустилась чёрная ночь, Шамиль выбрался из-под завалов и ушёл.

Кази-мула за своё короткое время правления буквально оброс кровниками, отчего его родственники решили похоронить его не возле родного аула, а возле Тарков.

Горцы ожидали, что следующим имамом станет именно Шамиль, но Магомед Ярагинский (по авторитетному утверждению немецкого историка Ф.Боденштедта) без всяких разговоров назначил его соперника — Гамзат-бека.

Имея двадцатикратное преимущество, а также с помощью коварства, Гамзат-бек сумел-таки захватить вожделенный Хунзах. При этом были убиты не только прямые потомки ханов Аварии (читать Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»), но и известный в тогдашнем мусульманском мире учёный Нур-Магомед Аварский, который в своё время был учителем Гамзат-бека.

Все сокровища аварских ханов попали в руки второго имама, который на эти деньги начал подготовку к полномасштабной войне. Однако новоявленному правителю Аварии развернуться не дали.

13 августа 1834 г. два джигита Осман и Хаджи-Мурат, руководствуясь законами кровной мести, зарезали Гамзат-бека прямо в хунзахской мечети, куда тот пришёл помолиться. Осман при этом погиб, а Хаджи-Мурат после сделался правой рукой Шамиля, что до сих пор заставляет историков спорить о причастности делу самого Шамиля?

В любом случае после Гамзат-бека имамом Дагестана стал Шамиль. Никто тогда не представлял, что у власти он продержится 25 лет.

Таким образом, аул Гимры во всей Кавказской войне сыграл некую мистическую роль. Здесь Шамиля могли выдать царским войскам, но не выдали. Здесь его насквозь проткнули штыком, а он остался жив.

Какое-то время мы стоим, и молча, смотрим на Гимры. Если бы позволяло время, я бы наверно облазил весь этот аул, а также окрестные горы вдоль и поперёк, поговорил бы со всеми стариками, обязательно постарался бы узнать какие-то подробности из жизни Шамиля. Однако время поджимает, нам нужно двигаться дальше.

Нашей спутницей является Аварское Койсу, напоминающая здесь вовсе не реку, а ручеёк. Чуть дальше Гимров она соединится с Андийской Койсу, и далее они образуют Сулак. Название говорит само за себя — вдоль Аварской Койсу испокон веков живут аварцы. При этом интересно, что слово «Койсу» переводится с тюркского как «баранья вода».

Проезжаем поворот на селение Унцукуль — именно там в своё время после ранения отлёживался Шамиль. Дальше дорога идёт резко вверх. За окном машины мелькает плотина гидроэлектростанции, и далее почти на 17 км. движемся вдоль необыкновенного по красоте Ирганайского водохранилища, кажется, что кто-то вылил сюда огромное количество синей-зелёной краски.

Строительство Ирганайской ГЭС было начато в 1977 г. В некоторых местах возле берега можно видеть торчащие из воды сухие деревья. Раньше вся эта местность утопала в садах.

4
Дорога в Гуниб

Аварцы были заняты выращиванием абрикосов, их сады в буквальном смысле их кормили. Но власти нашли подход к людям, и горцы согласились на переселение.

4
Дорога в Гуниб

В результате, спешки с которой происходило заполнение водохранилища, санитарной очистки подверглось только 30% его ложа, под воду ушли так и не вырубленные сады, дома, хозяйственные постройки и даже кладбища.

3
Дорога в Гуниб

Если прорастает косточка дикого абрикоса, дерево растёт само. Домашний абрикос привыкает к поливу, и после полностью зависит от человека. В поливе нуждается и его косточка.

Вся эта территория называется внутренним Дагестаном.

2
Дорога в Гуниб

Практически везде дорогу сопровождает ЛЭП. Трудно даже подсчитать, сколько же в Дагестане больших и малых ГЭС. В советское время Дагестан снабжал весь Кавказ электричеством, себестоимость которого была низкой. В наши дни запущена какая-то сложная схема, по которой энергия уходит куда-то в Россию, и через Пятигорск возвращается обратно, причём по очень высоким ценам.

Проезжаем бывший Светлогорск. Это город энергетиков, обслуживающих Ирганайскую ГЭС, его нынешнее название Шамилькала. Городок чистый и ухоженный, но при этом умирающий. Люди отсюда уезжают, ибо здесь нет работы, точнее она есть только у счастливчиков.

За окном мелькают обычные ничем неприметные посёлки, один из которых под названием Балахани остался в памяти особняком. Именно отсюда была родом смертница Марьям Шарипова, устроившая 29 марта 2010 года в Москве взрыв на ст. м. Парк Культуры. Прославлять не будем.

В какой-то момент Аварская Койсу уходит в сторону, и нашей спутницей остаётся её приток Каракойсу. Если двигаться вдоль Аварской Койсу, то можно попасть в аул Гоцатль. Место это знаменито тем, что это родина второго имама Гамзат-бека, зиярат которого находится возле Гимринского тоннеля.

Гоцатль можно назвать побратимом Углич. Если в последнем оборвалась жизнь царевича Дмитрия, то в Гоцатле при невыясненных обстоятельствах в 1834 г. был убит малолетний Булач-хан — последний в роду аварских ханов — что и открыло для Шамиля дорогу к власти.

В наши дни возле Гоцатля обнаружены остатки древнего городища, возраст которого примерно 1000 лет. Учёные из летописей о нём знали и искали его на берегах Аварского Койсу более 50 лет. В настоящий момент на руинах идут археологические работы.

Справа на другой стороне реки у подножия горы жмутся друг к другу дома, они подошвой опоясывают гору.

1
Дорога в Гуниб

Это селение Гергебиль. Наверно вот так вот просто проезжая мимо в корне неправильно писать про историю села, но и не рассказать я как автор тоже не могу, ибо Гергебиль место историческое.

Трудно даже подсчитать количество всевозможных стычек, боёв и сражений, которое происходило на Кавказе. Сражение у реки Валерик было вполне заурядным делом, и о нём мы узнали лишь благодаря Лермонтову. Аул Гергибиль с аварского переводится как «обильно засеянный». Почва здесь действительно плодородна. И может быть от того, что вся местность, что тянется вдоль рек Каракойсу и Аварской Койсу, за время Кавказской войны была обильно полита кровью?!

Царские войска безуспешно осаждали Гергебиль в 1835 и в 1839 гг. Наконец в 1842 г. генерал Фези взял Гергебиль и сразу построил здесь крепость, которую уже через год прочно обложил Шамиль. 350 солдат отбивали атаки многотысячной армии имама. На помощь им пришёл генерал Гурко.

Однако увидев ситуацию, он вынес вопрос о вступлении в бой на решение военного совета, который постановил — в бой не вступать, ибо это приведёт к гибели обоих отрядов. Гурко отступил. Горцы ворвались в крепость и перебили всех её защитников.

В 1847 г. царские войска вновь попытались взять Гергебиль, уложив возле аула огромное количество солдат и офицеров. В России напрочь забыты сражения и эпизоды той войны. Ну кто теперь знает генерала Аргутинского? А ведь конце 19 века Ф.Рубо одну из картин посвятил действиям его полка.

2
Дорога в Гуниб

Ф.Рубо. Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет

А в Дагестане даже в наше время его вспоминают очень плохими словами, именем Аргут горцы называют злую-презлую собаку. В 1848 г. генерал Аргутинский наконец-то взял Гергебиль, разрушил его до основания и отступил. Озлобленные горцы безуспешно преследовали его по пятам.

И это всего лишь маленькая подборка Кавказской войны, которая проходила возле одного аула. А сколько таких аулов было всего в Дагестане? И ведь у каждого из них своя история!

3
Дорога в Гуниб

Далее за Гергебилем сразу идёт аул Кикуни.

3
Дорога в Гуниб

Селение связано с Кавказской войной, но прославилось на весь мир другим способом.

В этом ауле в начале прошлого века родился некий богатырь Осман Абдурахманов — человек-гора, рост которого составлял 2 м. 35 см. Еще в ранней юности он обладал такой недюжинной силой, что мог поднимать на руки ишака вместе с поклажей, с корнем вырвать из земли дерево.

Осман работал на стройке Гергебильской электростанции разнорабочим, где его заметил руководитель республики Абдурахман Даниялов. Он пригласили Османа в Махачкалу, где для гиганта сшили на заказ одежду и обувь. Далее богатырь стал ездить на состязания борцов, как по республикам СССР, так и за границу, и почти всегда побеждал. Правда, отметим, вничью закончился его поединок с Поддубным. Человек-гора также выступал в цирке.

Дорога в Гуниб

Фото из интернета

Как-то раз он боролся с удавом и разорвал его стальной зажим. В 20-30-х годах прошлого века человек-гора снялся в фильмах «Северный Кавказ», «Остров сокровищ», «Детство Богдана Хмельницкого» и в ряде других.

В какой-то момент появляется раскинувшийся под высокой горой аул Хаджалмахи. 10 сентября 1871 года здесь останавливался Александр 2-ой.

1
Дорога в Гуниб

Говорят, что аул наместник Кавказа в божеский вид после войны так и не привёл, и царь увидел большое количество разрушенных домов. Хаджалмахи село даргинское.

2
Дорога в Гуниб

Его жители в недавнем прошлом самостоятельно изгнали из села 10 экстремистских семей — эти люди и их потомки никогда более не смогут считаться членами тухума. Остаться без поддержки родственников — для кавказца это очень серьёзное наказание.

Дорога начинает подниматься вверх. Вперед Купинский перевал, рядом с ним даргинское селение Купа. Здесь уже много лет шьют полковничьи папахи и каракулевые воротники, раньше для советской, а теперь уже для российской армии.

2
Дорога в Гуниб

Кавказская война оставила колоссальный след не только в истории, но и в природе Дагестана.

2
Дорога в Гуниб

Купинский перевал высотою 1700 метров кажется каким-то неестественно лысым, точнее деревья есть, они жмутся друг к другу, но при этом они как обороняющиеся солдаты, совершенно не идут в наступление.

3
Дорога в Гуниб

Но сами горы впечатляют. Видимо не просто так царские войска более 20 лет не могли попасть в находящийся чуть дальше Гуниб. Здесь невольно вспоминается рассказ Л. Н. Толстого «Рубка леса».

2
Дорога в Гуниб

Дорога через перевал очень опасная, отчего здесь имеется эстакада для осмотра машин, построенная ещё в советские времена.

2
Дорога в Гуниб

Начинаем спускаться вниз. На другой стороне перевала есть участок хвойного леса. Его искусственно посадили, но растёт он плохо.

1
Дорога в Гуниб

В некоторых местах дорога здесь из естественного грунта. Её не закатывают в асфальт, дабы зимой избежать гололёда.

2
Дорога в Гуниб

Впереди мощной глыбой возвышается Гунибское плато.

3
Дорога в Гуниб

У его подножия усиленно охраняемая Гунибская ГЭС.

2
Дорога в Гуниб

Полицейские держат палец на крючке, они готовы к любому развитию событий.

Любопытно, что после окончания Кавказской войны на месте Гунибской плотины возвышалось военное укрепление, предназначенное для контроля за передвижением горцев. Царское правительство вынуждено было держать на Кавказе значительные силы.

2
Дорога в Гуниб

Подъезжаем к Гунибу.

1
Дорога в Гуниб

Окрестные горы состоят из щебня, глины и глинозёма. Каменных скал крайне мало.

2
Дорога в Гуниб

Побывавший здесь Александр 2-ой был сильно поражён жизнью и бытом горцев. Возле Гуниба царь увидел, как вбивая клинья в гору, вверх по склону вполне спокойно поднимался человек.

Император приказал остановить карету, и далее стал ждать, когда горец спустится вниз. Скалолаз оказался собирателем мёда. Александр 2-ой попробовал дикого мёда и подарил горцу 5 рублей.

Справа за рекой прорисовывается аул Кегер.

1
Дорога в Гуниб

Это значит, мы почти приехали, и теперь далее нам предстоит подняться по серпантину в Гуниб.

Бронирование отелей
в Гунибе

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии