Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 12:25

Верх-Нейвинский — Россия Август 2020

Уральские горы очень древние. Учёные до сих пор не пришли к общему мнению, где же самые — самые. Хотя по мне, так эти плюс — минус 200 млн лет в четырехмиллиардной истории гор, стоящих на пьедестале, особой роли не играют. Это вам не Гималаи, не Альпы, и не Кордильеры с Андами с их 6-8-тысячниками. На Урале даже самая высокая Народная не дотягивает до 2 тысяч метров. А от скалистых вершин в большинстве мест остались лишь гранитные останцы. За эти миллиарды лет более мягкие породы под влиянием погодных условий превратились в песок, пыль, стали растительным слоем для деревьев, глухой тайгой выросших на склонах невысоких гор. А вот граниты сопротивляются! Ветер и осадки смогли только придать причудливую форму этим останцам. Ну, а фантазия у людей, особенно в древние века, работает очень хорошо. Глядя на эти каменные столбы, мифотворцы отождествляли их с великанами, по каким-то причинам превратившимися в камень и давали им собственные имена.

Каменных «братьев» на Урале много. Самые известные попали даже в 7 чудес России. Это братья на плато Маньпупунер в Республике Коми. Но и у нас в области их немало. Варьируется лишь число «родственников». И три брата, и пять, и семь… К одному такому семейству мы и решили съездить в гости в последний день уходящего лета.

Нет, ну не везёт мне с погодой в «покатушках» последнее время! Буквально накануне стояли прекрасные солнечные дни, а этим утром небо было затянуло облачностью, грозящей пролиться дождиком, и температура с непривычных августовских +30° упала до +15°. Правда, уже на выезде из города низкая облачность пропала, осадки стали маловероятны. Хоть это радует. После поворота с Серовского тракта на Верх-Нейвинский стал смотреть на обочину. Знал, что должна быть табличка — указатель. Ожидал чего-то привычного, типа прибитой к дереву картонке с кривыми буквами. Увиденный дорожный указатель удивил и порадовал. Значит, подвижки в лучшую сторону в сфере туризма есть!

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

Хороший асфальт ведёт до садов, а дальше неприметная в кустах грунтовка уходит вправо. 7 километров. Знаю, что дорога сложная, проходимая до конца только на квадроциклах, только топать ножками что-то лениво. Поначалу всё было очень неплохо. Обычная лесная дорога,

на стволах деревьев отметки синей краской

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

и указатели — стрелочки. «Верной дорогой идете, товарищи!»

Эйфория длилась недолго… Километра через 2 доехали до большой поляны. Беседки для отдыха небольших групп,

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

оборудованное становище для большой компании.

Вот только дорога дальше стала больше похожа на трассу для трофи-рейда.

Дальше — больше. Одна «лужа»,

вторая, третья…

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

Перед очередной пришлось остановиться и сходить на разведку.

Маг Гэндальф из «Властелина колец» стоял передо мной и, как тому демону, кричал мне:" Ты не пройдешь!!!» А я чё, я ниче… Спорить не стал — поставил машину в сторонку. Идти-то совсем немного осталось, около 3 км.

А в лесу какая благодать! На Урал пришла осень… Ещё дней 10 назад, при вылазке на «тихую охоту», ничто не напоминало о конце лета. Сейчас же листва на деревьях окрасилась в жёлтые и багряные цвета.

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

Многие стволы уже сбросили свой осенний наряд, и опавшие листья тихо шуршали под ногами.

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

Градус подъема стал ощутимо повышаться. Какие-то шутники — оптимисты для начинающих унывать прикрепили на ствол объявление — инструкцию.

Сил, конечно, это не прибавляет, но настроение улучшает. Вскоре на дороге стали появляться каменные ступени — верный признак близкой вершины.

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

Вдоль обочины редкие гранитные валуны превратились в заросшие мхом кладки из гигантских кирпичиков.

Под кладкой чёрными дырами зияют углубления — норы. Излюбленные места для гадюк — и согреться на нагретых солнышком камнях, и спрятаться в случае опасности.

И вот среди деревьев стала отчётливо видна каменная стена.

Пришли…

Всезнающая Википедия пишет. «Семь братьев и Одна сестра — скалы — останцы в Уральских горах на вершине горы Семибратская (422,5 м) в 6 км от посёлка Верх-Нейвинский. Относительная высота отдельных скал около 25 м, максимальная высота 32 м.»

Эти гранитные останцы известны с незапамятных времён. Отсюда и бессчетное количество легенд о происхождении каменных великанов. Каждое поколение сочиняло свою, отождествляя со своей эпохой. У вогулов — это охотники — манси, у первых старателей и заводчан — воины Кучума, окаменевшие от крестного знамения Ермака, у романтичных натур — дети отца — тирана, спасшиеся от расправы.

Камней, конечно, не семь. Можно насчитать и шесть, и восемь, и десять — с отдельно стоящими останцами. Вот к такому «одиночке» и привела нас тропа.

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

Этот каменный великан такой причудливой формы, что, глядя на него, задаешься вопросом — за счёт чего держатся друг на друге эти гранитные плиты? Он даже имеет своё собственное имя — Птица. А что, вот с такого ракурса очень даже на какую-то диковинную птичку похож.

Внешне массив Семи братьев чем-то похож на Чёртово городище в окрестностях Екатеринбурга.

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

Главное отличие — здесь стена абсолютно недоступна без альпинистского снаряжения. Для скалолазов Братья — излюбленное место тренировок. Их маршруты легко отслеживаются по вбитым в скальный массив страховочным крюкам.

И покорители этих столбов нередко делятся в Сети видами, открывающимися с вершин. А ведь в прошлом веке забраться наверх мог каждый желающий. В Интернете есть фото, где на вершину Птицы ведёт добротная деревянная лестница. Фото из Интернета. И вот как здесь сейчас.

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

В начале прошлого века у Семи братьев проходили собрания революционно настроенных рабочих Верх-Нейвинского завода. Что такое нынешние «Киса и Ося были здесь», намалеванные на гранитной стене? «Да здраствует соцiальная революция!» — вот так, не больше, не меньше! Правда, краска за век с лишним подстерлась, так энтузиасты — современники обвели её красной рамочкой, чтобы каждый мог видеть «петроглифы» начала 20 века.

А, может, и правильно, что убрали лестницу — надо ведь поддерживать легенду о неприступности и непокоренности Братьев. Глядя снизу на вершины столбов, при богатом воображении действительно можно узреть суровые лица воинов, стеной вставших на защиту своих Сестёр.

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

Расскажу-ка я одну легенду, которая наиболее подходит к маршруту этого дня.

Жили в давние времена в одном из селений семь братьев и три сестры. Братья охотились, сёстры по хозяйству управлялись. В один из дней, когда охотников дома не было, напали на селение вогулы. Жилища разграбили, женщин и детей увели в плен. Вернувшиеся на пепелище братья бросились в погоню и, догнав, вступили в бой. Отбили сестёр у врага и, дав возможность им уйти, встали стеной на пути неисчислимой рати кочевников. Так и стояли плечом к плечу, пока не погибли. Догнали вогулы сестёр, окружили. Но те, не желая сдаваться, закололи себя кинжалами. И превратились в три скалы, чтобы их тела не растерзали собаки кочевников…

Легенду эту я рассказал потому, что передохнув на поляне у каменной стены Семи братьев, мы продолжили свой пеший поход ещё на 1,5 км. К трём скальным останцам, имеющим название Три сестры.

К слову, такой чистоты и ухоженности, как на этой поляне, в последней время редко приходится видеть в местах паломничества туристов. Не знаю причины. Может в том, что дорога непроходима для легковушек, и не каждый потащится пешком 7 км, чтобы просто попьянствовать. Может дело в этом плакате на поляне?

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

Внизу мелким шрифтом приписка, что каждый, сфотографировавшийся на этом фоне с мешком мусора и отправивший фото на сайт, получит подарок. Неважны причины. Главное — чисто. В кострищах, обложенных камнями, ничего, кроме угольков. И даже у качелей, сделанных для развлечения малышни, никто не срезает веревки.

Попрощавшись с Братьями,

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

пошли вдоль стены. На краю обернулся и… Кто это?

То ли освещение, то ли фантазия сработала, но эта оконечность массива предстала в образе какого-то чудища лесного.

Посмотрев карту на навигаторе, нашли тропку, ведущую к Трём сестрам. Только не понравилась она нам — крюк сильно большой. Вспомнили молодость, спортивное ориентирование и — вперед, по азимуту. Заодно, может, чего-нибудь вкусненького пособираем. Это мы, конечно, погорячились…(хохочущий смайлик) И задор, и желание, и умение ходить по азимуту конечно сохранились, да вот ножки в этом буреломе быстро сдались.

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

Да и среди желто-красного разноцветья опавшей листвы только самые наглые представители грибного царства выставляли напоказ свои красные и коричневые шляпки.

Не выдержу, похвастаюсь. Такого чуда я в своей жизни не встречал. Трем братцам- боровикам скучно было врозь, так решили они жить под одной крышей.

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

Хоть поиски грибов и замедлили наш поход, но как-то скрасили пробивание по бурелому и отмахивание от таких монстров, повсюду настроивших свои ловушки.

Насобирав по пакету даров леса, выбрались на просеку ЛЭП почти у самой вершины горы. Вдали синели вершины одного из хребтов Каменного Пояса,

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

а в глубине леса, метрах в 40, показались очертания каменных останцев.

Три сестры — это три отдельно стоящих гранитных скалы высотой до 20 метров. Их вершины не так неприступны, как у Семи братьев. На самую низкую можно забраться практически без особых усилий.

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

Конечно, и вид с неё соответствующий. Верхушки окружающих массив деревьев местами выше скалы. Только море тайги, да далекий горный хребет и можно разглядеть.

Проходы между сестрами чем-то напоминают улочки из Каменного города под Усьвой.

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»

И из многих расщелин растут деревья.

А ведь на фото вековой давности скалы были абсолютно голыми.

Фото из интернета.

Немного отступлю от темы. Просматривая старые фото (того же Прокудина — Горского) знакомых мне мест, порой с трудом узнаю их — чего-то не хватает… Лесов! Лесов не хватает на старых фото, а если они есть, то какие-то молодые, жиденькие стволы. Где всё? Неужели 100 лет назад леса вырубались безжалостней, чем сейчас? Или надо поверить альтернативщикам, утвеждающим, что в 18 веке Россию постигла какая-то катастрофа? Не знаю…

Скажу откровенно — эти скалы меня не впечатлили. Может, мы, уральцы, избалованы каменными останцами? Каменные палатки в черте города, под боком — Чёртово городище, Петрогром, да все сразу и не перечислить. Но, уж если вы добрались до Семи братьев, то прогуляться ещё 1,5 км и убедиться, что Три сестры под надёжной охраной, я думаю стоит.

От Трёх сестёр по направлению к месту, где нас дожидался оставленный автомобиль, вела еле заметная тропинка.

Каменный Пояс. «Братья» и «Сёстры»
Она заметно ускорила нашу проходимость, и буквально через полчаса мы обедали на месте вынужденной автостоянки. Что ж, лето проводили прекрасно! Как было бы здорово, чтобы и осень подарила немного золотых деньков и возможность вырваться к природным достопримечательностям Урала.