Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 22:16

Монтсеррат Май 2018

В Испанию, точнее в Каталонию, я влюбилась с первого взгляда. Такая вот любовь у меня случается не так уж и часто, а тут вот случилась… Уже прошло два года после посещения Испании, а я все вспоминаю с теплотой и любовью дни, проведенные там. Конечно, очень многое осталось неувиденным, и хотелось бы поехать еще раз в эту яркую солнечную страну, но сложившаяся ситуация этому никак не способствует… Будем надеяться, что все-таки ситуация изменится в лучшую сторону.

Одно из самых больших впечатлений произвел на меня Монтсеррат.

Жили мы в Калелье, и если в Барселону, Жирону можно было доехать на электричке, то с поездкой в Монтсеррат немного другая история — пересадка в Барселоне, желательно вернуться к ужину, и поэтому все-таки наилучший вариант- экскурсия, тем более формат экскурсии был подходящим, главное «отвезут, привезут», а в остальном свобода — иди куда хочешь, лишь бы вернуться к назначенному времени к автобусу.

Автобус привез нас к станции кремальеры — зубчатой железной дороги, там мы сели в вагоны и начали подъем вверх. Лучше сесть с левой стороны, тогда во время подъема можно любоваться прекрасными видами, склонами гор, долиной реки.

Сказать, что монастырь меня поразил, ничего не сказать. Я была во многих святых местах, но здесь все настолько атмосферно, настолько сильная энергетика, что просто душа замирает.

Каталонцы очень трепетно относятся к монастырю, любят и чтут Черную Мадонну — святыню Каталонии, заступницу Барселоны и свято верят в ее чудодейственную силу.

Они приезжают к ней и в одиночку, и целыми семьями, и не по одному разу, а по много раз за свою жизнь, стоят в очередях, чтобы только дотронуться до деревянной фигуры святой, просят ее благословения, помощи, благодарят ее за поддержку и исполнение своих сокровенных желаний.

Собираясь в Испанию, я непременно хотела посетить Монтсеррат. Не знаю почему, но я твердо верила, что это необыкновенное место и Черная Мадонна — это особенная святыня, с которой надо непременно встретиться.

Первое чудо, которое поражает всех приезжающих сюда — это горы — величественные, необычной формы, уходящие в небо. Горный массив длиной около 10 километров и высотой свыше 1200 метров под названием Монсеррат имеет огромное значение для каталонцев, это особенное место для них.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

На каталонском «Монсеррат» означает — распиленная или разрезанная гора. Одна из легенд, а с горой их связано огромное количество, рассказывает, что однажды на гору спустились ангелы, но их не порадовал окружающий пейзаж — обычная гора, и вот чтобы внести какое-то разнообразие в жизнь, они взяли и распилили гору пополам и украсили ее различными фигурами. Вот так появилась эта необычная гора.

Просто поражает, какие причудливые очертания может создать природа. Тысячи огромных скал возвышаются перед всеми приехавшими сюда, и они настолько необычны, настолько монументальны, что вызывают и восторг, и восхищение, и в то же время какое-то волнение и трепет в душе.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Горные вершины просто фантастической формы. Немного фантазии, немного воображения — и перед вами уже не просто горы, а огромный корабль или сказочный замок, а если смотреть на отдельные вершины можно увидеть и невиданных зверей, и великанов, и каких-то сказочных героев…все зависит от вашей фантазии. Впрочем, у горных вершин и имена колоритные — Монах, Фараон, Епископ, Верблюд, Слон, Страж…

И вот в самом сердце этой такой необычной горы притаилось ещё одно чудо — монастырь со статуей черной Мадонны.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Бенедиктинский монастырь находится на высоте 725 метров над уровнем моря. Вот уж действительно Монтсеррат — место массового паломничества. Ежедневно сюда приезжают тысячи людей. Конечно, не все приезжающие сюда истинно верующие, многие едут, чтобы полюбоваться красотой удивительных пейзажев, красивой архитектурой монастыря, но все-таки очень многих сюда ведет вера в чудодейственную силу Черной Мадонны.

Сейчас, конечно, там гораздо меньше людей, но, как я уже говорила, для испанцев — это особенное место, и даже сейчас Монтсеррат посещаем (специально смотрела в интернете, монастырь открыт).

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Монастырь очень древний, уже в 9 веке упоминалось о нем, правда, как о крошечном ските. Ну, а 1025 году был заложен бенедиктинский монастырь в романском стиле. А к началу 12 века монастырь стоял здесь в виде, приближенном к современному. К сожалению, монастырь не обошла стороной война с Наполеоном, дважды наполеоновские войска поджигали и грабили монастырь, в результате чего он был серьезно разрушен, так что восстановление затянулось чуть ли не на сто лет. Что было отстроено заново, а что подверглось основательной перестройке, да такой, что легче было построить заново, чем восстановить.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Ну, а мы идем в монастырь.

Главный вход в монастырь — красивый портал, украшенный гербом Монтсеррата.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Проходим через него и сразу за монастырской стеной начинается улица Pujada de Nostra Senyora, то есть «Подъем Богоматери», ведущая в горку. В тот день подъем-то я и не заметила. Это потом, рассматривая фото, увидела, что улица уходит вверх. А тогда все на эмоциях, еще бы — мы в таком знаменитом монастыре! Правда, на то, что улицу украшают ряды магнолий, внимание обратили.

Пройдя немного вперед слева можно увидеть скульптуру Святого Георгия, изображенного в виде рыцаря со щитом и мечом, само его изображение своеобразно — лицо и корпус сделаны в виде углубления, а все остальное выпуклое. Но самое интересное — его взгляд, под каким углом бы вы на него смотрели, он все равно смотрит на вас. Я прям-таки задержалась здесь, захотелось проверить, правда ли это, да, правда, взгляд Святого Георгия преследует вас с какой бы стороны от него вы не находились.

И вот она — площадь Девы Марии, центр монастыря. Площадь просторная и что интересно, состоит из трех уровней, расположенных каскадом.

На этой красивейшей площади находится Базилика Девы Марии, ее главный фасад.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Мы потом еще вернемся на эту площадь, погуляем по ней, а сейчас мы идем к главной святыне монастыря — Черной Мадонне.

Если вы решили пойти к Мадонне, то это надо сделать с утра пораньше. Может, конечно, это нам повезло, но когда мы подошли к правому крылу храма, где начинается путь к трону Мадонны, очереди практически не было. Правда, вход во внутренний дворик был еще закрыт, и немногочисленным желающим прикоснуться к каталонской святыне, в том числе и нам, пришлось некоторое время, примерно минут 10, провести под сводами галереи, ограничивающей внутренний дворик базилики.

А вот чуть позже уже образовалась очередь.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

После открытия входа началось движение, очередь продвигалась быстро, и вскоре мы оказались во внутреннем дворике, где начинается Путь Молчания. Об этом извещают таблички, призывающие к молчанию. Хотя тут и так не тянет на разговоры, обстановка к этому совсем не располагает. Очень волнительно, недаром же каталонцы почитают эту святыню, есть в ней что-то такое, что заставляет замирать сердце и испытывать душевный трепет…

И это даже хорошо, что путь к Мадонне вот такой неспешный, есть время осмотреться вокруг. Капеллы, лестница, ведущая к статуе, алтарь, на котором находится сама статуя — все богато украшено и все изумительной красоты.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Легенда гласит, что в далеком-предалеком 880 году дети увидели свет, идущий из пещеры и войдя туда, увидели скульптуру Черной Девы. Епископ, которому дети рассказали о своей находке, приказал увезти ее в город, но скульптура стала вдруг неподъемной и стало понятно, что она не желает покидать это место. И вот тогда решили построить здесь скит, посвященный Деве Марии, а потом в 1025 году на месте этого скита был заложен бенедиктинский монастырь.

Но есть и другая легенда, согласно которой статуя вырезана Святым Лукой и привезена в Испанию Святым Петром, который спрятал ее здесь в горах, в пещере.

Но вот старинная статуя Девы Марии из тех времен не сохранилась, а та, которую мы вот сейчас увидим, пришла к нам из 12 века. Только представьте, возраст этой статуи более девять столетий! И даже во время разграбления монастыря в 1811 году, статую удалось спасти, и она уцелела, несмотря на то, что монастырь был практически разрушен. И 11 сентября 1881 года римский папа Лев 13-ый официально утвердил Чёрную Деву Монсерратскую покровителем Каталонии.

Мадонна — это статуя, изготовленная из тополя, одетая в золотые одежды, высотой 95 см, на руках у него младенец Иисус Христос. Лицо и руки у Мадонны черного цвета. Вначале это удивляет, почему такой цвет, не связано ли это с негроидной расой? Нет, не связано. Скорей всего, статуя почернела от времени. Но как я поняла, испанцев цвет лица Мадонны вовсе не удивляет и они ее ласково называют Смугляночкой.

И вот подходит волнительный момент — мы у скульптуры Мадонны.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Вся скульптура закрыта стеклянным колпаком, открыта лишь рука Мадонны, к которой и можно прикоснуться. Надолго задерживаться у скульптуры не рекомендуется, но все же можно остановиться на некоторое время. Вот тут-то и нужно обратиться к Мадонне с просьбой, но как говорят, просить нужно о сокровенном и от всего сердца, тогда и желание исполнится.

Что можно сказать? Есть что-то необычное в этой скульптуре, это точно, а уж верить-не верить в чудодейственную силу Мадонны, в то, что она исполняет желания — дело каждого.

Продолжая свой путь, выходим в зал Благодарений, где можно еще раз обратиться к Мадонне и поставить свечи.

Эта галерея интересна не только тем, что здесь находятся тысячи свечей, но и тем, что с одной стороны она ограничена стенами храма, а с другой — самой горой.

На выходе из собора скульптура Ангела Благовещения.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Первый пункт плана нашего посещения Монтсеррат — встреча с Черной Мадонной — выполнен, теперь прогуляемся по площади Девы Марии, а к 13 часам нужно попасть в саму базилику, где можно услышать чудесное выступление хора мальчиков. Это второй, обязательный к выполнению, пункт нашей программы.

Но, а пока у нас еще есть время, идем в музей. Вход в музей находится на площади Девы Марии, а сам музей — под площадью.

Экспозиция музея богатейшая. Тут и древняя живопись — Караваджо, Эль Геко и другие, и работы импрессионистов, таких, как Моне, и картины модерниста Русиньоля, и работы таких известных мастеров, как Дали, Пикассо.

В музее открыты экспозиции не только живописи, но и иконографии Девы Марии.

Вообщем очень советую посетить этот музей. Цена всего 8 евро, но разнообразие и огромное количество экспонатов просто поражает. Уверяю, посещение этого музея запомнится надолго.

На площади Девы Марии несколько построек, относящихся к монастырскому комплексу Монтсеррат.

Если стоять лицом к фасаду монастыря, то слева будет рыжеватое здание отеля Abat Cisneros, построенное еще в 1563 году. Понятно, что после наполеоновского вторжения здание было разрушено, но уже в 20 веке восстановлено. И сейчас, как и много лет назад, здесь размещаются паломники, и еще здесь могут остановиться и многочисленные туристы.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Перед зданием отеля в центре небольшой густо усаженной цветами клумбы можно увидеть готический крест.

Площадь Девы Марии со стороны гор, кроме гостиницы, ограничена небольшим внутренним готическим двориком, представляющим собой изящную галерею, открытую в сторону площади. Во дворике посажены четыре дерева: пальма — символ красоты, олива — символ мира, кипарис олицетворяет тишину и молитву, лавр — славу.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Со стороны долины реки Льобрегат площадь ограничена арочной галереей. В нишах этой галереи — серия скульптур, посвященная святым, связанным с историей Монтсеррата. Эти скульптуры созданы где-то в середине прошлого века разными скульпторами, многие из которых известные.

Эта галерея является еще и отличной смотровой площадкой. С нее открывается великолепный вид на долину реки Льобрегат, петляющей среди небольших городков.

Пройдя через одну из пяти входных арок главного фасада, попадаем в чудесный внутренний дворик.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Дворик представляет собой открытое пространство без крыши. С трех сторон он окружен арочной галереей со скульптурами, а с четвертой стороны — великолепный фасад базилики. Фасад украшают скульптуры Христа и двенадцати апостолов, большое окно-роза и часы.

А под ногами — узорчатая мостовая из белого и черного мрамора, в центре которой находится круг, как говорят, место силы, потому что тут раньше находился алтарь со статуей Черной Мадонны. Нужно встать в центр круга и постоять молча некоторое время и будет с вами сила.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Теперь мы зашли в церковь через центральный вход. Пышный интерьер и великолепное убранство просто поражает! К этому великолепию приложили руку многие известные каталонские художники 19–20 веков, говорят, даже Антонио Гауди творил здесь.

А светильники, на которые нельзя не обратить внимание! Они имеют художественную ценность и являются примером ювелирного искусства Каталонии.

Находясь в главном зале базилики, через окошко издалека можно увидеть скульптуру Черной Мадонны, возле которой сменяя друг друга постоянно находятся паломники и туристы, такие, как мы.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Именно здесь проходят богослужения и выступления хора мальчиков из певческой школы «Эсколания».

Хор мальчиков при монастыре Монсеррат имеет вековые традиции, его считают древнейшим церковным хором в Европе. Говорят, что хор был основан еще в 13 веке.

Полсотни мальчиков в возрасте от 9 до 14 лет живут в интернате при монастыре, здесь они изучают школьные предметы и получают музыкальное образование: обучаются пению, играют на двух музыкальных инструментах, выступают в хоре и оркестре. Учеба здесь нелегкая, но и обучающиеся здесь дети — целеустремленные, талантливые, выдержавшие строгий конкурс при поступлении сюда. И как награда за их труды — полученное здесь очень качественное и разностороннее образование.

Хор исполняет не только церковные песни, но и классические мелодии. Этот хор известен далеко за пределами Испании, мальчики выступают на престижных конкурсах, ездят на гастроли в другие страны. После окончания школы часть детей посвящает себя религиозной службе, а многие занимаются музыкальной деятельностью, становятся успешными певцами и музыкантами.

Хор пользуется такой популярностью, что во время каждого их выступление в базилике яблоку негде упасть, заняты не только сидячие места, но даже в проходах негде встать.

Все в ожидании, вот-вот начнется. И начинается…

Все проходит очень торжественно. 13.00. Из двери, расположенной слева от алтаря, один за одним выходят мальчики, одетые в черно-белые одеяния и занимают заранее подготовленные места за главным алтарем храма. Зал замирает, тишина, ничем не нарушаемая, всего несколько секунд тишины…и вдруг эту тишину разрывают звуки мощнейшего органа.

И вслед за ним — божественные звуки хора, гимн деве Марии, известное в Каталонии песнопение «Виролай». Хор поет около 10 минут, но что это за минуты! Неповторимые минуты невероятного наслаждения! Кажется, пение хора проникает в самую душу, и душа уносится на просторы Монтсеррат…

Закончилось прекрасное выступление хора… Еще некоторое время, находясь под впечатлением от услышанного, мы стояли молча, не в силах сдвинуться с места…

Выйдя из базилики, мы зашли еще в одно очень интересное место — в комнату, наполненную дарами от тех, чье желание исполнилось. Простые и трогательные вещи — фотографии, сувениры, детские вещи, письма с благодарностями… Говорят, что время от времени монахи освобождают комнату от даров, унося их во внутренние покои. И вскоре корзины, стоящие там, снова заполняются…

Посещение монастыря было бы неполным, если бы мы не совершили пешую прогулку по горе Монтсеррат. Есть несколько маршрутов для пеших прогулок, разных по расстоянию и по времени, затраченном на их прохождении.

На вершину горы ведет фуникулер. Вроде бы кабинки часто снуют туда-сюда, но на подъем нужно не менее 15–20 минут. На станции есть еще один фуникулер, который может опустить вас ниже монастыря на тропу, ведущую к гроту, где была обнаружена скульптура Черной Девы.

Так как мы были в монастыре довольно долго, то до отправления автобуса у нас оставалось не так много времени и позволить себе подъем-спуск на фуникулере мы уже не могли. Поэтому мы и выбрали не очень длинный, но очень интересный чисто пешеходный маршрут — к кресту Святого Михаила.

Уже с самого монастыря на фоне неба вдалеке виден крест, стоящий над огромной скалой. Это и есть крест Святого Михаила, к которому мы и пойдем. На таком расстоянии крест кажется совсем маленьким, хотя на самом деле не такой он уж и маленький.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Большая часть пути имеет умеренный угол наклона, одолеть его нетрудно, хотя вообще-то набор высоты около 100 метров. Путь наш пролегает по широкой тропе, окруженной со всех сторон деревьями.

По пути множество памятников, только успевай рассматривать их.

Вот памятник католическому святому Фрациску Ассизскому.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

А это памятник каталонскому виолончелисту Пабло Казальса, установленному в 1976 году к столетию со дня рождения.

С каждого поворота открываются новые виды на окружающие окрестности.

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Чтобы попасть к кресту, нужно повернуть от тропы налево. Там есть указатели, так что мимо не пройдете. После поворота нужно пройти немного вперед. Вот и крест Святого Михаила, стоящий на отвесной скале.

Со смотровой площадки у креста Святого Михаила открываются чарующие виды и на монастырь, и на горы, и на долину реки. Просто поражает открывшаяся со всех сторон красота!

А монастырь кажется отсюда ну очень далеким, даже удивляет, как же мы далеко ушли!

Виды со смотровой площадки у креста Сятого Михаила, а также виды на пути к нему — это главное, ради чего стоит идти этим маршрутом.

Налюбовавшись видами, спускаемся вниз к монастырскому комплексу.

Такая прогулка займет около часа и подарит массу незабываемых впечатлений.

Конечно, это только очень небольшая часть того, что можно увидеть в горах Монтсеррат. В действительности там есть множество маршрутов, которые находятся и на традиционных туристических тропах, и вдали от них, но по всем по ним можно прогуляться. По сути вся гора — это огромный природный парк, где со всех сторон красивейшая природа, горы и необыкновенные виды.

А недалеко от монастыря на площадке нас ждет автобус, все, время экскурсии закончилось и мы уезжаем…

Горы, монастырь и Черная Мадонна — это Монтсеррат

Что хочется сказать о посещении Монтсеррат? Я, конечно, готовясь к поездке, надеялась увидеть и красоту гор, и ощутить загадочность монастыря и таинственность Черной Мадонны, но реальность превзошла все ожидания!

И если судьба меня занесет еще раз в Испанию, я обязательно посещу это благословеннное место, и прежде всего потому, что надо же поблагодарить Черную Мадонну за то, что сбылось очень важное для меня желание, об исполнении которого я ее просила…