Турист Ирина Глазунова (Lirina-Irina)
Ирина Глазунова
была 28 марта 9:00

Гуйлинь — Китай Сентябрь 2014

После шумного и суетного Гонконга мы попали в местечко, которое стало для нас настоящим культурным шоком. Я не была особо поражена Макао и Гонконгом, т. к. я знала, что от них ожидать, видела миллионы разных фото. А вот Гуйлинь…Да, я знала, что там красиво: река, горы, карстовые холмы, рисовые и чайные террасы. Но реальность в разы превзошла все ожидания. Не зря многие местные поэты воспевали его красоты, а художники воплощали их на холстах. Однажды известный поэт династии Сун писал об этом месте, что когда он посылал нарисованные им картины Гуйлиня к себе домой, его друзья не могли поверить, что подобные пейзажи могут реально существовать на этой планете. Все они были уверены, что он все это выдумал. Однако, оказавшись там, сразу веришь, что вся эта живопись — это не плод разбушевавшегося воображения художника, а реальность, причем поражающая тебя в самое сердце. Что только подтверждает древняя китайская пословица: «Нет ничего красивее пейзажей Гуйлинь нигде более под небесами». Удивительно красивая природа и сохранившаяся до наших дней самобытность местного населения привлекает множество туристов со всего мира. Если спросить у любого китайца, знает ли он о городе Гуйлинь, его ответ будет: «Да, конечно же!». Этот городок знает любой китаец на земле. Удивительные пейзажи Гуйлиня — самое знаменитое место для внутреннего китайского туризма, это место, где мечтает побывать каждый китаец. Окрестности Гуйлиня, в частности реку Лицзян (или просто Ли) и рельеф Гэсытэ, сами китайцы называют «краем четырех чудес» — зеленых гор, зеркальных вод, загадочных пещер и причудливых скал. Кроме этих четырех чудес, здесь еще можно встретить и глубокие пруды, и опасные пороги, и чистые источники, и водопады. Чтобы оценить прелесть Гуйлиня, необходимо время. Тем более, что в разное время года они смотрятся по-разному. Одно можно с уверенностью утверждать, что таких причудливых, торчащих на абсолютно плоской поверхности маленьких прыщей-холмов больше не увидеть нигде.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

Геологи утверждают, что причина удивительных форм гор Гуйлиня в том, что когда-то давно эта земля была огромным карстовым плато. Миллионы лет эрозии полностью уничтожили тонкий верхний слой, и остались стоять лишь одни стенки пещер. И получились некие горы-перевёртыши. Подобного ландшафта в мире нигде больше нет. Их необычный, фантастический вид вдохновляет даже голливудских фантастов. Местные причудливые холмы можно увидеть и в фильме «Аватар», и в «Звездных войнах». Сейчас вид этих карстовых холмов, открывающийся с реки Лицзян, увековечен также на обратной стороне китайской купюры в 20 юаней.

Гуйлинь в переводе с китайского означает «лес османтусовых деревьев». И действительно, весь город засажен вечнозелеными тропическими деревьями с желтыми цветочками, похожими по форме на сирень, только мельче.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

А какой пьянящий сладкий аромат этих цветов! Он дурманит везде, куда бы вы ни пошли. Можно каждый день наслаждаться бесплатной ароматерапией. Местные османтусы я очень полюбила. Еще из их желтеньких цветочков делают великолепный чай. Обычно эти цветочки смешивают с зеленым чаем. Получается очень приятный чай со сладковатым привкусом, и не надо никакого сахара.

Сам город очень симпатичный, чистый и богатый по китайским меркам.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

И, кстати, город совсем не маленький. Там проживает 5 млн человек. Однако, несмотря на это, Гуйлинь вызывает чувство умиротворения и действует расслабляюще. Местный уникальный природный ландшафт — один из самых живописных пейзажей не только в Китае, но и во всем мире. Однако, помимо бесчисленного количества природных красот, коими богат Гуйлинь и его окрестности, сам город просто невероятно красив. Все улицы ухоженные, украшены цветами, деревьями, которые вечером все подсвечиваются.

В самом центре города раскинулся парк «Две реки, четыре озера». И действительно, он тянется вдоль четырех озер и двух рек (Ли и Юлонг). Все выглядит необычайно, если не сказать, сказочно, красиво. Вдоль набережной — подсвеченные ивы, баньяны и османтусы, изумительной красоты пагоды и дворцы (особенно хороши две пагоды — Золотая и Серебряная — Пагоды Солнца и Луны), пешеходные дорожки со множеством скамеечек и столиков.

Просто отдых для души, особенно после Гонконга. Вечером по набережной и пешеходной улице прогуливается молодежь, все красиво, если не сказать, парадно, одетые. Девушки на шпильках.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

И все парочки спокойно фланируют по улочкам. Такого чинно-благородно-праздничного Китая я еще не видела, хотя думала, что повидала в Китае достаточно много. Вокруг множество небольших магазинчиков, крупных универмагов, кафешек и ресторанов на любой вкус и кошелек.

На улицах делают очень вкусный сок из сахарного тростника с лимончиком:

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

Кстати, магазины и универмаги в Гуйлине мне очень понравились. Там за разумные доступные деньги можно купить интересные и, что главное, очень качественные вещи. В отличие от Гонконга и Шанхая, где, кажется, что кроме Гуччи, Прада и иже с ними вообще ничего не продают. Ежели только совсем рынок.

Для проживания в Гуйлине мы выбрали отель Lijang Waterfall, т. е. «Водопад». И действительно, отель этот примечателен тем, что прямо с его крыши низвергается самый высокий сделанный человеком водопад во всем мире. Высота водопада — 45 метров. Он включается ежедневно с 8–30 до 8–45 вечера. Зрелище очень впечатляющее.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

Что касается отеля, то это один из лучших отелей Гуйлиня. Номера достойные. В отеле впечатляет огромный внутренний атриум.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

Завтраки тоже выше всяких похвал. От всевозможных салатиков, китайских паровых пельменей дим сумов до горячих супов, риса с овощами и лапши. Повар делает омлеты, яичницу, вафли. Свежевыжатые соки, фрукты, десерты. Все, что угодно. Расположение у отеля, на мой взгляд, самое оптимальное в Гуйлине. С одной стороны он выходит на большую площадь, где каждый вечер происходят какие-то шоу, фейерверки, народные гулянья. В двух шагах от отеля — местная пешеходная улица, изобилующая всевозможными магазинчиками, мини-рынками и кафе-ресторанами. Кстати, недалеко от отеля есть хороший универмаг. Если от «Водопада» пойти направо, перейти через мостик, там будет широкая улица с кучей магазинов. Универмаг расположен по левой стороне улицы. А с другой стороны отель выходит непосредственно на променад набережной «двух рек и четырех озер», стоит прямо напротив Пагод Солнца и Луны. Оттуда же можно устроить себе прогулку на кораблике по рекам и озерам.

Вариантов тут масса, равно как и посудин, на которых можно покататься: от самых простых, эконом-класса, до лодок класса люкс человек на 6 максимум, зато с роскошными креслами и специальной развлекательной программой. Но какой бы вы вариант не выбрали, прогулка все равно будет очень приятной. Особенно волшебной такая прогулка будет вечером, когда зажжется подсветка всех домов, деревьев, мостов, гор, в зеркале воды будет отражаться целая радуга цветов.

Во время прогулки к вашему кораблику будут подплывать рыбаки на лодочках и устраивать шоу-рыбалку с бакланами.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

Да, местные рыбаки ловят рыбу не на удочку, а при помощи специально обученных бакланов, которые по требованию рыбака ныряют за рыбкой, держат ее у себя в зобу, а рыбак потом эту рыбку достает.

Что касается экскурсионной программы, а, конкретнее, транспорта, используемого для передвижения между культурными объектами, то здесь мой рассказ вряд ли будет особо полезен, ибо мы решили не запариваться мыслями о том, на чем передвигаться, и наняли для этих целей китайскую турфирму, обеспечивающую нашу транспортировку и предоставившую нам персонального гида. Да, были и есть туристы, отважившиеся перемещаться по внутреннему Китаю сами. В принципе, это сделать можно, но…Самостоятельные путешествия по китайским глубинкам — это что-то!!! Объясню, почему же я отказалась от мысли путешествовать сама. Во-первых, расстояния между объектами достаточно серьезные. Например, от Гуйлиня до рисовых террас ехать 2 с половиной часа на машине (!). Представляете, если бы мы воспользовались общественным транспортом, сколько бы добирались туда! А потом еще и обратно! Весь день только на это бы и ушел. Да его еще поди и найди, этот общественный транспорт (это во-вторых). Ведь в Китае все по-китайски, и говорит большинство народу тоже по-китайски))) Проблемка) Даже если попросить какого-нибудь китайца иероглифами написать то место, куда вы хотите прибыть, не факт, что другие китайцы это поймут, ибо диалектов там масса, и люди, говорящие на разных диалектах, друг друга не понимают (это в-третьих). В-четвертых, общественным транспортом преимущественно пользуется такая группа населения, которую мы окрестили «поля и огороды». Нет, я ничего против них не имею, но в транспорте с ними ехать мне бы не хотелось. Поведение их весьма специфично) Короче, воспользовались мы услугами местной турфирмы, как раз базирующейся в Гуйлине (chinatrips.ru). Они организовывали наши встречи-проводы в аэропортах, доставку до отелей, перемещение между экскурсионными объектами на комфортабельной кондиционированной (что немаловажно) машине. Плюс предоставляли русскоязычных (в некоторых местах, где пребывание наше было кратковременным, — англоязычных) гидов, которые исключительно для нас рассказывали о местной жизни. Поэтому, если вас не особо сдерживает бюджет, очень рекомендую их услуги. Все было очень достойно, вовремя, качественно, профессионально. Нашим турфирмам — поучиться у них!!!

Ну, а теперь непосредственно о тех красотах, которые нам довелось там увидеть.

1. Гора Яо. Это самая высокая гора в Гуйлине. Находится на окраине города. Добраться к ней можно на фуникулере, где, по пути на вершину горы, можно наслаждаться потрясающими видами гор, утопающих в соснах, и все это под аккомпанемент традиционной китайской музыки. В разные сезоны виды с горы Яо будут разными: весной можно увидеть цветущие азалии, летом — сосны, утопающие в море облаков, осенью — горы, раскрашенные красными кленовыми листьями и хризантемами, а зимой горы покрываются снежными хлопьями.

А некоторые отчаянные головы отваживаются на пешее восхождение.

С вершины горы открывается вид на Гуйлинь и окружающие его горы и холмы.

Местная красоточка

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

Китайцы верят, что созерцание видов подобных гор приносят удачу и хорошее настроение. Что неудивительно))) При таких то красотах, словно сошедших с холста художника!!! Спуститься с горы можно также на фуникулере или на санках-тобогганах, для любителей более острых ощущений. Увы, время нас поджимало, некогда было стоять в очередь на тобогганы, а было бы занятно. Хотя на подобных мне уже доводилось спускаться с Китайской стены в Пекине)))

2. Рисовые террасы Луншен (Лунцзи).

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

Как я уже сказала, поездка на машине до террас занимает два с половиной часа. Но открывающиеся виды стоят затраченного времени. Эти террасы считаются одними из самых красивых в мире.

Лунцзи в переводе — это хребет дракона. И правда, террасы расположены так, что очень его напоминают. Здесь виды тоже варьируются в зависимости от сезона: весной вода орошает поля, и террасы выглядят, как большие цепи или ленты, висящие на склонах гор и холмов. В начале лета заливной рис становится зеленым, и рисовые террасы кажутся волнами, постоянно льющимися с неба вниз до долины. Тема осени — урожай.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

Горы и холмы украшены золотым урожаем риса. Вступая в зимнее время, все горы и холмы покрываются белым снегом. Рядом с террасами расположилась деревня Лунцзи. Здесь, в одном из ресторанчиков, можно вкусно пообедать. Обязательно нужно попробовать коронные местные блюда: маленькую жареную рыбку, выловленную из реки Ли, рис в бамбуке с овощами (очень напоминает ферганский плов).

Ну и прогуляться по самой деревне.

Надо признать, выглядит она гораздо презентабельнее многих наших деревень. Но, наверно, это скорее исключение из правила, т. к. люди, живущие в окрестностях рисовых террас, не бедствуют. Тут и доход от туризма, да и от выращивания риса тоже. Будучи в деревне, нельзя пройти мимо так-называемого Century House.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

Это дом, построенный более 150 лет назад, один из самых старых домов деревни Лунцзи. Он был построен без единого гвоздя, что умели делать местные китайские мастера-плотники.

В дом можно зайти, все осмотреть.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

Внизу, на первом этаже, обычно был хлев для животных. Второй этаж, по большей степени, хозяйственный.

А на третьем этаже были спальни.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

Кстати, дом этот не совсем музей. Там живет хозяйка — потомок его древних владельцев.

Но она любезно запускает всех гостей внутрь. Возраст хозяйки, как мне показалось, тоже уже приближается к столетнему.

А вот типичное средство передвижения:

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

3. Холм слоновьего хобота. Этот холм считается символом Гуйлиня.

Он расположен в месте слияния двух рек: Янцзян и Лицзян. Холм этот напоминает слона, опустившего хобот в воду. По легенде, это, действительно, был слон Небесного Императора. И когда Яшмовый император покорял Восток, слону приходилось много трудиться. В конце концов, он заболел, но был спасен местными крестьянами. Слон был очень им благодарен и решил остаться на земле, чтобы помогать крестьянам. Небесный император разозлился и ударом меча превратил слона в камень. А после на вершине холма была возведена пагода, похожая на рукоятку меча. Теперь это место стало излюбленным местом для прогулок, можно покататься на лодочке по реке у холма, а можно и пешком пройтись — очень красиво там!

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

4. Гора Фубо. Это высокая скала, как будто вырастающая из реки и, по поверьям местных жителей, сдерживающая течение воды у своего основания, отсюда и ее название — «Гора, усмиряющая Волны». Здесь находится колокол весом в 2,5 тонны и котел, в котором можно приготовить пищу на 1000 человек.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

Наградой за подъем станет потрясающая панорама города и реки.

5. Пещера тростниковой флейты. Она нас сразила наповал. До нее мы видели множество разных пещер, но эта пещера — одна из самых красивых и известных пещер в мире. Пещера получила такое название потому, что из произрастающего снаружи тростника люди умеют делать флейты. Ходит легенда, что открыли пещеру благодаря крестьянину, который бродил в этих окрестностях и провалился в расселину. Она и оказалась входом в пещеру. Спустившись в пещеру, на глубине 200 м, вы окажитесь в грандиозном подземном дворце, созданном самой природой: подсвеченные сталактиты, сталагмиты и сталагнаты самых причудливых расцветок и форм, отражаясь в пещерных водах, создают ощущение сказки и нереальности.

Каждый сталактит создает впечатление застывших действ, поэтому имеет особое название, например: «Хрустальный дворец драконьего царя», «Башня Дракона», «Сосна на снегу», «Заря в Львиной роще», «Красный порог», «Девственный лес», «Фруктовая гора», «Джунгли» и так далее. Камни Гуйлиня настолько странной формы, что иногда напоминают и зверюшек, и корзину с овощами, и маленьких людей. При входе в пещеру вы сразу встречаете сталактит, напоминающий тигра, который вас приветствует. А на выходе из пещеры вы опять встречаете «тигра», но на этот раз он плачет, поскольку огорчен расставанием.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

Есть в пещере и зал, где можно в миниатюре увидеть те самые знаменитые гуйлиньские горы-прыщи. Причем, поразительно похожие на настоящие! Самый крупный грот, который называют «Хрустальным дворцом царя Драконов», может вместить в себя более 1000 человек. Поэтому во время Второй мировой войны его использовали как бомбоубежище. Попав внутрь пещеры, кажется, что очутился в каком-то другом мире, времени и пространстве. Неоновая подсветка делает ее похожей на настоящую сказку.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

Кстати говоря, в одном из залов тростниковой пещеры есть озеро, которое по праву считается одним из красивейших подземных озер в мире. Подземное озеро почти постоянно пребывает в спокойствии, из-за чего создаётся эффект зеркала и сказочный мир полностью поглощает каждого спустившегося сюда посетителя. И только лишь когда сверху на зеркало воды капает капелька, то только тогда понимаешь, что у твоих ног — озеро. Творцом этой удивительной по красоте карстовой пещеры стала природа — Когда-то на этом месте был океан. Природные катаклизмы заставили воду уйти, и на поверхности оказались сказочные горы с загадочными пещерами, таинственными ущельями и гротами.

6. Парк Гуйлиня.

Большое китайское путешествие. Часть 3. Гуйлинь. В Краю четырех чудес

В то время, когда мы там были, по всему парку были расставлены тематические скульптурки-инсталляции, посвященные любви. Они изображают влюбленные парочки в разных позах (практически, буквально).

Тем не менее, пошло это не выглядит, напротив, все очень даже романтично. Гулять в парке очень приятно: баньяны, османтусы, магнолии, скульптурки влюбленных, мостики, речки, скамеечки, цветочки…

Рай для влюбленных. Вечерами, я думаю, все влюбленные парочки устремляются именно туда.

Резюме. Не зря все китайцы мечтают побывать в Гуйлине. Это просто китайское чудо!!! И очень странно, что место это абсолютно не раскручено у наших туристов. Ведь там такие красоты!!! А, кстати, иностранных туристов (типа из Австралии, Канады, США и даже Аргентины) там толпы. Для себя я поняла, что сюда я хотела бы однозначно вернуться и пожить там в более спокойном ритме, уже без гидов и турфирм, чтобы спокойно понаслаждаться окружающей природой и забыть обо всех заботах.