Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 15:30
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Соловецкие острова — Россия Июль 2020

Третьим днём моего нахождения на Большом Соловецком острове я взял экскурсию в местной турфирме на Большой Заяцкий остров.

Экскурсия на полдня стоила 900 рублей.

Проводил её гид Павел, тот самый который в первый день сопровождал нас на обзорную трехчасовую экскурсию по Соловецкому монастырю: Соловецкий монастырь — наше всё…

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

Перед заходом на катер у нас померили температуру.

Коронавирус в июле!

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

Отчаливаем от главного причала Большого Соловецкого острова.

Вид на монастырь Большого Соловецкого острова с моря. И вот мы на Большом Заяцком.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

Гавань с валунным причалом.

Андреевский скит (также Андреевская пустынь) — один из скитов Соловецкого монастыря, основанный в XVI веке игуменом Филиппом (будущим митрополитом Московским).

Тем самым Филиппом, задушенным Малютой Скуратовым по приказу Ивана Грозного.

До середины XVI века на островах, по-видимому, существовало лишь становище для промышленников добывавших морского зверя и рыбу.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

Масштабные перемены начались при игумене Филиппе, когда «монастырскими людьми да игумновыми наймитами» здесь были построены каменные палата,

поварня и

гавань с валунным причалом.

Существование на острове «отличного каменного монастырского дома» (палат каменных) отмечено английскими путешественниками Томасом Соутэмом и Джоном Спарком, которые побывали здесь в 1566 году.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

По сохранившимся сведениям, рядом с новопостроенной гаванью игуменом Филиппом был установлен поклонный крест, надпись на котором призывала чтобы все приезжающие на остров «по силе своей каменья же носили бы на заднюю сторону становища на угол от моря, для того, чтобы волнами морскими не располоскало».

В 1691 году сюда была перенесена часовня во имя Иоанна Предтечи, построенная в своё время стрельцами, осаждавшими монастырь во время известногого «Соловецкого сидения».

Дело в том что молиться в дониконовских старообрядческих храмах стрельцам возбронялось.

Также, есть подтверждение тому, что в монастыре хранилась «Грамота его преосвященства Афанасия архиепископа о переноске часовни, которую поставили служилые стрельцы, стоячи под Соловецким монастырем, на Заецкой остров и о поставлении на оной часовне четырёхконечного креста 7199 года».

На старом месте стрелецкой часовни, на Большом Соловецком острове, была построена новая деревянная шатровая часовня с папертями по трем сторонам, о чём упомянуто в описи монастырских построек от 1705 года.

Сейчас там находится каменная восьмигранная часовня во имя Иоанна Предтечи.

Следующим важным событием в истории скита было второе посещение Соловков российским государем Петром Великим в 1702 году.

С 10 по 16 августа эскадра из 13 кораблей, на которой находились сам царь и его ближайшие сподвижники, стояла на якоре у Заяцких островов.

В течение этого времени Пётр и его спутники несколько раз бывали на берегу Заяцкого острова и осматривали его.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

По приказу российского государя в том же 1702 году здесь была построена деревянная церковь во имя Андрея Первозванного, покровителя русского флота.

Это зарешеченные слуховые оконца.

В приезд Петра Великого сопровождающих его придворных так было много, что они не уместились все внутри храма и вынуждены были слущать службу через оконца.

Начиная с XVIII века в Андреевском скиту существовала «таможня» для того, чтобы приходящие суда «не привезли чего недозволенного» (вина, табака и пр.), а также, чтобы во время эпидемий не допускать заболевших на острова.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

Строительство Андреевской церкви было завершено 30 августа 1702 года, через две недели после отбытия Петра великого с Соловков, «тщанием придворного уставщика» Ивана Степановича Торжнева.

Она срублена «в угол», из очень плотно подогнанных брёвен диаметром 20–25 сантиметров, без проконопачивания швов.

Основной четверик, размерами 5.15×5.20 метра, перекрыт четырёхскатной тёсовой кровлей.

Над ней возвышается небольшой восьмерик с главкой на высокой шейке, имеющей лемеховое покрытие.

Дополнительно, с восточной стороны к основному объёму пристроен алтарь, с западной — паперть с крыльцом.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

В отличие от церкви и паперти, сруб алтаря выполнен не из круглых брёвен, а из двукантного бруса. Углы церкви срублены «с остатком», углы алтаря, паперти, а также верхнего восьмерика — «в лапу».

Внутренние стены сооружения стёсаны «в лас».

Всё здание церкви построено на валунном фундаменте.

Очень сжатые сроки постройки церкви всегда вызывали удивление у специалистов. Отмечается, что заготовка леса, его просушка, исполнение сложных конструкций требуют несколько месяцев работы. Согласно одной из версий, строительный материал и иконостас были приготовлены заранее, и фактически готовая церковь в разобранном виде была привезена на остров на одном из кораблей

По другой версии, быстрота возведения церкви объясняется тем, что для её постройки была использована старая стрелецкая часовня, к которой дополнительно были прирублены алтарь и паперть.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

В качестве интересной особенности специалисты отмечают, что крест, аналогичный этому последнему кресту Андреевской церкви, находился в одной из часовен Сумского острога, где во время «соловецкого сидения» также располагался отряд стрельцов.

То что новопостроенная церковь унаследовала часть атрибутов стрелецкой часовни, может косвенно подтверждать факт её фактической перестройки, а не постройки заново.

Во время Крымской войны пустынь подвергалась нападению со стороны английской эскадры, Андреевская церковь была разграблена.

Англичане использовали этот остров как базу для захвата Большого Соловецкого острова и монастыря. Однако, им это так и не удалось.

Английские моряки охотитлись на острове на зайцев, которых тогда тут было куча.

Как зайцы попали сюда прежде чем расплодиться?

Не из-за этих ли зайцев остров прозвали Заяцким?

Англичане в качестве трофея пленили также русского козлика на Большом Соловецком острове. Они перевезли животное на Заяцкий остров.

Моряки страдали от однообразного рациона и хотели данного козла пустить на шашлык.

Однако наш козел оказался смышленым патриотом, не захотел быть трапезой для супостатов, сбежал и спрятался где-то на этом острове.

Как это ему удалось на небольшом по размеру островке, да и ещё лишенном высоких деревьев — одному Богу известно.

Но когда захватчики уплыли в свою Англию, то монахов встречал этот самый козел!

Эту историю рассказал нам гид Павел.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

Специально для нас в храме была проведена служба.

Провел её вот этот батюшка проживающий на острове.

После Октябрьской революции, во время существования на Соловках Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОНа), на территории скита находился штрафной изолятор для женщин.

Помещения зданий острова были покрыты скабрезными надписями, так как в штафном изоляторе сидели не просто осужденные женщины, а нарушительницы режима отбывания наказания (самые дерзкие).

Видимо, те ещё оторвЫ.

Слава Богу в храме никого не содержали.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

По сравнению с большими островами архипелага — Большим Соловецким, Анзером, Большой Муксалмой, этот остров Большой Заяцкий мал по размерам.

И следовательно продувается всеми ветрами.

А раз так, то крупные деревья не могут тут выжить из-за пронизывающих ветров.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

Поэтому здесь на Заяцком типичная тундра, а не тайга как на соседних островах.

Пейзаж тут унылый и я продрог, хотя одел теплую курту.

И это в июле!

Представляете каково было выживать здесь женщинам осужденным зимой?

Мужчин нарушителей режима почему-то содержали на более приветливых Анзеровском и Большом Соловецком (Секирная гора) осторовах.

Вечно женщины у нас в самом невыгодном положении.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

Поэтому весь немногочисленный кустарник и кресты были осужденными женщинами порублены на дрова.

Чтобы туристы не топтали ранимую тундру устроен вот такой помост для чаепитий.

Летняя ягода.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

Ещё из строений островка — погреб (ледник) валунный.

Баня.

Колодец, вот и всё…

После длительного периода запустения в советское время, в 1990-годах в скиту прошли первые богослужения.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

В августе 2006 года силами участников Соловецкой регаты на Большом Заяцком острове был установлен поклонный крест в память всех погибших моряков-подводников.

В 2009 году была завершена реставрация Андреевской церкви, ведутся работы по восстановлению её иконостаса.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове — это группа из 13 или 14 лабиринтов (невысоких спиралевидных каменных выкладок круглой или овальной формы, с диаметром от 3 до 20 метров) на Большом Заяцком острове.

Кроме 13 или 14 лабиринтов на данном острове есть более чем 850 искусственных нагромождений валунов, курганов, каменных выкладок, а также ряд других примечательных камней, таких как камень с нарисованным символом с радиальными лучами, возможно, представляющем солнце («солнечная розетка»).

Ниже на фото другой лабиринт:

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

«Как правило, лабиринты имеют вход и выход в одном месте, так что, следуя в одном направлении, можно дойти до центра, а затем, не переступая через каменный барьер, вернуться туда откуда вошёл. Изучавшие лабиринты учёные по-разному отвечали на вопрос об их назначении. Современные исследователи северного неолита А. А. Куратов и А. Я. Мартынов установили, что входы в лабиринты имеют различную пространственную ориентацию и почти всегда соседствуют с каменными курганами, дольменами и т. п.»

— Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006.
На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

Диаметр лабиринтов варьируется от 3 до 25,4 метров. Как правило камни, из которых они состоят, имеют диаметр 30–40 сантиметров.

Линия лабиринта состоит из установленных в ряд валунов, при этом строки закручены спиралью. Часто спирали две, при этом их можно сравнить с двумя змеями, которые смотрят друг другу в глаза в центре фигуры.

Толщина спиралей неоднородна — иногда брались камни выше или шире. Концы спиралей, как правило, расширены.

Вход в лабиринт чаще всего с южной стороны, но также встречаются входы и в юго-западной, восточной или западной частях фигуры.

Лабиринты делят на пять основных типов по разным параметрам, но каждый имеет только один вход, который также служит в качестве выхода.

«Лабиринты есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Сам вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор»

— Н. Н. Виноградов. Соловки. Конец 1920-х годов

Точное назначение этих каменных построек неизвестно. Основной является гипотеза о том, что они, возможно, символизировали границу между миром живых и миром духов, и лабиринты при этом использовались для конкретных ритуалов, чтобы помочь душам умерших совершить своё путешествие в другой мир.

Другая гипотеза заключается в том, что лабиринты, возможно, служили в качестве модели для постройки сложных ловушек для ловли рыбы.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

Кроме этого на острове присутствуют и дольмены.

Все лабиринты сосредоточены на площади всего в 0,4 км2 в западной части острова на склонах невысокой Сигнальной горы.

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

Другой огромный комплекс каменных нагромождений, расположенный на холме Сопка в восточной части острова, не содержит никаких лабиринтов.

Всего на Соловецких островах 35 лабиринтов (на местном диалекте называемых «вавилоны»).

На Заяцкий остров Соловецкого архипелага. Загадка древних лабиринтов...

Все они созданы из местных валунов.

В ходе раскопок каменных курганов были обнаружены части костей. В подготовке материала использованы сведения из Википедии.