Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:04

Фамагуста — Кипр Май 2013

Гиды с нами в Фамагусте особо не церемонились — довели до мечети Лала Мустафы Паши Храм построенный для королей, купивших остров и затем дали время на самостоятельный осмотр Старого города. Когда мы еще подъезжали к Старому городу, то мельком увидел интересную скульптуру и, посмотрев часть Старого города, отправился её искать. Оказалось это памятник Ататюрку. На обратном пути посмотрел еще часть старого города, но до некоторых живописных развалин не добрался.

Святой великомученик Георгий Победоносец считается покровителем и защитником Кипра, посвященных ему храмов на территории острова — тьма.

В Старом городе Фамагусты храмов в его честь мне повстречалось три.

Первым увидел во время обследования территории несторианский храм Храм, пыль с пола которого несёт смерть Вашим врагам,

Остатки христианских храмов Фамагусты — напоминание о прошлом острова Кипр

вторым — увидел греческий храм с Морских ворот.

Хотя эта церковь Святого Георгия (греческая) впервые мне попалась на глаза, когда мы ехали по Старому городу.

Для ориентировки на местности привожу фото, сделанное с Морских ворот, где слева церковь Святого Георгия (греческая), а справа мечеть Лала Мустафы Паши.

Остатки христианских храмов Фамагусты — напоминание о прошлом острова Кипр

Почему в названии церкви присутствует слово «греческая» — в Старом городе Фамагусты, есть церковь с таким же названием, только с добавкой слова «латинская».

Исторически так сложилось, что киприоты стали первыми христианами Европы, но после раздела христианской религии на православных и католиков остались православными. Властители же — династия Лузиньян, а затем Венецианская Республика были католиками, поэтому храмов различных направлений христианства на Кипре встречается много.

Хочется заметить, что почти 800 лет под властью католиков, затем мусульман и англикан не уничтожили православную веру у греков-киприотов. А вот храмам везло меньше.

Церковь Святого Георгия (греческая) даже сейчас выглядит, несмотря на разрушенное состояние, величественно.

Остатки христианских храмов Фамагусты — напоминание о прошлом острова Кипр

Была построена в XIII веке и была второй по размерам после собора Святого Николая, ставшего потом мечетью Лала Мустафы Паши. Существует предание, что даже строители двух христианских храмов были одни и те же.

Церковь была кафедральным собором для православной общины Фамагусты. Вот эта величественность храм и сгубила. Когда в 1570 году турецкая армада начала атаковать Фамагусту, то церковь Святого Георгия (греческая) была шикарной мишенью для обстрела, чем турецкие канониры и пользовались, заодно стараясь подавить дух сопротивления у обороняющихся. 10 месяцев осады вполне хватило для разрушения храма, а когда турки заняли Фамагусту в августе 1591 года, то у них не было желания восстанавливать православный храм, как впрочем и у последующих властей. Вот так живописные развалины существуют уже более 400 лет. Не добавило прочности церкви использование её во времена турецкого и британского владычества над островом в качестве тира.

Третий храм — латинский — я было пропустил, но вмешался его величество случай. Гид сказал, что автобус будет ждать нас там же, где мы высадились — у кафе «Петек», но наше средство передвижения на месте рандеву отсутствовало. Мы пошли искать его и обнаружили вдали, возле развалин храма.

Остатки христианских храмов Фамагусты — напоминание о прошлом острова Кипр

Подошли поближе и увидели автобус, стоящим возле церкви Святого Георгия (латинской), третьего храма, посвященного святому Георгию.

Этот храм был одним из первых в Фамагусте. Считают, что в качестве образца для него была использована Святая капелла (Сент-Шапель), которая была построена французским королём Людовиком Святым в 1242–1248 годах в Париже на острове Сите. Храм в Фамагусте был построен в последней четверти XIII века, когда еще не были возведены стены вокруг Старого города. Хотя до наших дней дошли только развалины храма, но сохранившаяся его часть позволяет сказать, что это был красивый и изящный храм. Жаль только, что турки при осаде города лупили из пушек по всему, что видели. А это как раз и были высокие церкви города.

В Фамагусте в средневековье было более 300 церквей, многие из которых канули в Лету.

Имя этой церкви неизвестно, но её показывают туристам.

Остатки христианских храмов Фамагусты — напоминание о прошлом острова Кипр

Правда нам не повезло в этом отношении, сами носились и что обнаружили — рассматривали.

В 14 веке в Фамагусте существовало 6 католических женских монастырей, игравших активную роль в жизни средневекового города, в каждом из монастырей имелось по небольшой готической церкви. Считается, что эта неизвестная церковь, находилась в одном из цистерцианских или бенедиктинских монастырей.

Бенедиктинцы (лат. Benedictini, Орден св. Бенеди́кта, лат. Ordo Sancti Benedicti, OSB) — старейший католический монашеский орден, основанный в Субиако и Монтекассино святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке.

Цистерцианцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, бернардинцы — католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. Порою цистерианцев называют бенедиктинцами.

Видимо поэтому и невозможно определить за давностью веков в каком монастыре стояла наша безымянная церковь.

По отдельныи деталям восстановить прежний вид храма естественно невозможно, но можно бросить взгляд на церковь, поискать взглядом детали готической архитектуры, сфотографировать развалины и пойти со спокойной душой дальше.

Тамплиерская церковь Святого Иоанна и Госпитальерская церковь Святого Иоанна стоят рядышком, прислонившись друг к другу как братья.

Остатки христианских храмов Фамагусты — напоминание о прошлом острова Кипр

Только храм тамплиеров росточком поменьше, хотя старше и построен пораньше — в начале 13 века, а храм госпитальеров росточком поболее, но помоложе и построен в конце 13 века.

Орден тамплиеров, или как звучало его полное название — Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона, был основан в Иерусалиме в 1119 году для защиты паломников, прибывших на Святую Землю. У храмовников очень хорошо получалось вести финансовые дела и когда английский король Ричард Львиное Сердце решил продать в 1191 году захваченный им остров Кипр, то тамплиеры выступили в качестве покупателей. Правда уже весной 1192 года остров они перепродали его Ги де Лузиньяну, хотя Кипр они не покинули. После падения последнего оплота крестоносцев города Акры в 1291 году тамплиеры перевели свою штаб-квартиру на Кипр. Они продолжали участвовать в политических играх Кипрского королевства, благодаря чему гонения на тамплиеров коснулись кипрских храмовников только в 1310 году, в то время как в других частях Старого Света их сажали в тюрьмы и казнили с 1307 года.

Орден госпитальеров как звучит его полное название- Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна, был основан как религиозно-военный орден также в Иерусалиме, только немного раньше ордена тамплиеров — в 1099 году. На орден была возложена миссия о заботе и защите Святой земли. Также как и тамплиеры в 1291 году госпитальеры эвакуировались на Кипр. Видимо вскоре после их прибытия и был построен храм в Фамагусте, т. к. в 1309 году ими был захвачен остров Родос и великий магистр ордена переехал на новое место.

В 1312 папа Климент V одной своей буллой распустил орден тамплиеров, а другой буллой передал имущество тамплиеров ордену госпитальеров. Так оба храма окаазались в руках одного хозяина, между ними был построен проход. В настоящее время церкви отреставрированы и используются для проведения культурных мероприятий.

Остатки христианских храмов Фамагусты — напоминание о прошлом острова Кипр

Францисканская церковь Святого Франциска находилась во францисканском монастыре. Здание храма является одним из старейших зданий в Фамагусте.

Строительство было осуществлено орденом францисканцев, которым благоволил кипрский король Генри II (1285–1324), в конце 13 века. Мало, что монастырь находится в нескольких шагах от королевского дворца, так он ранее соединялся с дворцом крытой аркой.

В настоящее время Кустодия Святой Земли — самостоятельный административный округ католического нищенствующего монашеского ордена францисканцев являющийся главным представителем католической церкви в Иерусалиме. При этом в территорию влияния Кустодии входят помимо Израиля и Палестины также Иордания, Сирия, Ливан и Кипр.

Но когда строился монастырь на Кипре у францисканцев таких возможностей не было, только в 1333 году они получили разрешение от египетского султана присутствовать в Палестине. После перебазирования францисканцев в Палестину монастырь потерял былую значимость. А многочисленные землетрясения превратили его в развалины. Хотя говорят, что на некоторых стенах видны остатки фресок, украшавших церковь в период её расцвета.