Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 23:22

Ницца — Франция Март 2019

Ницца город для средиземноморья уникальный, в нем нет исторических достопримечательностей. В этих краях как-то все что в после Рождества Христова — это новодел. Куда не сунешься Колизей на Колизее стоит, а в Ницце нет. Закрытая бухта, рядом холм высокий, понятное дело, строили здесь и греки, и римляне, но как-то все довольно ненавязчиво. Толи греки и римляне построили мало, толи варвары растащили много, как результат ничего не осталось. Есть один Аполлон на центральной площади, расхлябанный какой то, на голове лошади, сам без штанов. Жители города его то собирают, то разбирают на части, в зависимости от уровня ханжества городских властей, но он не старый.

Nice — значит хорошо

В дополнение к тому, что в Ницце нет ничего старого, в ней нет ничего нового. Я имею в виду, такое новое, что могло бы обратить на себя внимание. Так какие-то коробки на уровне элитных Черемушек. Самое удивительное, что отсутствие старого, нового и вообще чего-либо значительного ей нисколько не мешает. Ницца не пытается понравиться, ей это не нужно, ее и так все любят.

Итак, основной вопрос географии — за что мы любим Ниццу? Почему именно дом в Ницце был признаком успеха и признания во всем мире? Почему спустя почти двести лет после «начала», русские, как только у них появляются первые лишние деньги, покупают дом в Ницце. Заметьте, не бандюки, вполне умные ребята. Никто и никогда не ответит вам на этот вопрос, как любой основной вопрос науки, он за пределами человеческого понимания.

Nice — значит хорошо

Начали все, как это часто бывает, англичане. Когда-то давно, начитавшись английских романов, я думал, что в Англии плохая погода и что бы пожить по-человечески англичанам приходится искать себе место, где хоть иногда на небо выходит солнце. После того как литературные познания заменились личным опытом, я пришел к мнению, что климат в Лондоне просто прекрасный, а по миру англичан носит из-за наличия здоровущего шила в заднице и неуемной энергии присущей этой нации. Сдержанность и флегматичность англичан — это такая же полупрозрачная выдумка, как лондонский туман. Все хорошие писатели — фантасты: «Редкая птица долетит до середины Днепра».

Вот и в Ниццу англичане вроде как приехали отдыхать, но для начала разговора построили Английскую набережную. Английская набережная самая длинная и самая красивая улица Ниццы. Жить в Ницце за пределами Английской набережной нет смысла. Ведь в городе, где полностью отсутствуют достопримечательности, нужно на что-то смотреть. Лазурное море — это вид, который заменяет любую достопримечательность.

Nice — значит хорошо

Да я не ошибся, лазурное здесь море, а не берег. Берег в Ницце сделан из серой гальки. Лазурный Берег придумал какой-то французский писатель, тоже наверно фантаст. Я ни, когда не встречал людей, которые сразу могли бы вспомнить его имя или произведение, но может он еще прославится, позже.

Про то что берег сделан из серой гальки, я не наврал. Я один раз, давно, был в Ницце зимой было холодно и дул ветер, который валил с ног, а французы пока никто не видит карьерными грузовиками возили гальку и засыпали ей берег бухты Ангелов. Крупная такая и круглая, размером с гусиное яйцо, от врагов отбиваться хорошо. Она скорее всего речная, а не морская, для морской слишком крупная и не отсортированная, да и отвод карьерный на берегу моря не получишь.

Nice — значит хорошо

Всегда, когда вижу набережные, мне бывает обидно, что у этих самых красивых в городе улиц только одна сторона жилая. Очень нерационально, но как бы там ни было другая сторона Английской набережной где-то в Африке, и там я жить не хочу.

Английская набережная — это дорога счастья. На ней хорошо. Здесь родители любят детей, бабушки дедушек, а влюбленные друг друга.

Nice — значит хорошо

Если получится, я опубликую эту заметку перед 14 июля. В тот страшный, день шесть лет назад, человечеству дали очередную пощечину. Взбесившийся фанатик убивал здесь, на Английской набережной, людей. Он нашел идеальное место, он убивал не просто людей, а именно счастливых людей. Задача фанатиков доказать, что счастливым быть нельзя, запрещено это, нужно быть серым и хмурым. Наша задача помнить это, всегда быть начеку и мракобесам назло, максимально счастливыми. Я умышленно сделал эту часть короткой, хотя заметку написал именно из-за нее. Считайте, что это крик, а крик не должен быть длинным.

Кроме памятника жертвам этой бойне, в Ницце есть еще одно место с оголенными нервами — Музей Шагала. Я Шагала люблю и, мне кажется, понимаю. Я бы хотел быть аккомпаниатором Шагала. Когда я вижу его картины, я всегда слышу музыку, при чем четко и разборчиво. Если бы он взял меня в аккомпаниаторы, я бы научился играть на рояле. У меня нет фотографий музея Шагала в Ницце, но, если на словах — это очень хороший тематический музей. Там не то, как это то обычно бывает с Шагаловскими экспозициями — пара разнокалиберных картин, надёрганных из частных коллекций, а логически завершенная композиция, подготовленная самим автором.

Nice — значит хорошо

В Ницце принято восхищаться отелями, так себе у них отели, старенькие и потертые. От того что там жил Чарли Чаплин, мне лично не холодно и не жарко, и даже не смешно. Наверно кому-то интересно и важно поспать на кровати, где спала Мерлин Монро, но ведь ее там уже нет, в этом случае мне без разницы, скорее важно чтобы не скрипело. Помнится снял в Риме дорогущий старинный отель, полез в ванну, в ванне этой наверно кто только не мылся, поскользнулся и долбанулся так, что потом неделю по Риму на одной ноге прыгал. Да ничего плохого в том, что в ванне сети Холидей Инн Наполеон никогда не мылся, лишь бы у нее дно плоское было, а не круглое, как обычно у старых ванн бывает.

В отеле расположенном «в самом сердце Ниццы», элегантный месье, средних лет, с шелковым шарфиком на шее и в уютном вельветовом пиджачке, стоявший за стойкой на ресепшен, украл у меня два евро. Я ему указал, на то, что в его возрасте и с его эстетскими замашками воровать по мелочам неприлично. В любой специальности надо учиться и расти. Обиделся, но два евро отдал, хотя воспитательный эффект, из-за которого была затеяна дискуссия, видимо достигнут не был.

Nice — значит хорошо

Еще хорошо заметно, что Ницца наш, русский город. Здесь многое напоминает о счастливых временах, когда здесь отдыхали русские аристократы и несчастливых, когда они здесь прятались от большевиков. Скорее всего, в счастливое и несчастливое время аристократы занимались одним и тем же, вся разница заключается в том, делаешь ты это по своему желанию или вынуждено. Если тебя заставляют жить в Ницце — это обидно.

Ключевое место в Ницце — это площадь Массена. Там и фонтаны, и Аполлон, и мужики пластмассовые на кольях сидят и светят, в общем главный культурный центр. Андре Массена — это ниццевское все, Любимое Дитя Победы, маршал французской армии, герой наполеоновских войн. Он родился здесь в Ницце и память о нем бережно хранится в этом городе. Площадь просто бескрайняя наверно больше Красной.

Nice — значит хорошо

На площади много ресторанов, думаю больше сотни, если пьешь вино неторопливо, то остается время подумать и вспомнить. Мне вот, например такая цитата вспомнилась:

Неожиданно для французов Милорадович развел передовой отряд в обе стороны по склонам и французские колонны очутились перед главными силами Розенберга, укрытыми в виноградниках по всей ширине долины. Последовала атака русских войск. По свидетельству очевидцев, ошеломлённые французы с минуту не предпринимали ничего, потом открыли ружейный огонь. Однако русские войска стремительно приближались к противнику. В Мутенской долине начался всеобщий рукопашный бой. Сражение переросло в истребление французских войск. …

Унтер-офицер Иван Махотин добрался до Андрэ Массены, схватил его за воротник и сдёрнул с лошади. На помощь командующему бросился французский офицер. В то время, как Махотин, повернувшись к нападающему, ударил его штыком, Массена успел бежать, оставив в руках Махотина золотой эполет, опознанный попавшим в плен генералом Ла Курком и предъявленный в качестве трофея Суворову.

Так что все зависит от того, с кем ты воюешь. Звание Любимое Дитя Победы занято и не надо соваться. Жалко, конечно, что у нас площади Милорадовича-Храбреновича нет, я бы пришел и поклонился, подумал бы про него что ни будь хорошее. Говорят у нас много общего, он тоже любил коньяк… Эх, не судьба, да что там Милорадович, у нас и площадь Суворова, до не давнего времени, была площадью Парижской Коммуны, вот такие мы странные.

Nice — значит хорошо

Все же, даже Массена частный случай, а в конце заметки хотелось бы какого-то обобщения понимания главной идеи и сущности Ниццы. Попробуем подойти издалека, когда я был маленький, я был другом Марии Николаевны Ильф. Я был ее последним другом, она сама так говорила. Когда-то, очень давно, с ней хотела дружить вся Одесса, а потом все порядочные мужчины умерли, и она осталась совсем без друзей. Как-то в слякотный, дождливый московский вечер она спросила меня:

— Миша, у тебя есть матросский костюмчик?

— Да, Мария Николаевна, но я из него уже вырос.

— Вот и у меня тоже такая проблема… Помнишь, как там у Ильи про белые штаны? Белые штаны, это не одежда, это свобода в солнечном соусе. Когда ты был маленький тебе очень нужен был матросский костюмчик, потому что у тебя было солнце, море и свобода, а сейчас не важно есть он у тебя или нет, потому что всегда дождь и серость.

Nice — значит хорошо

Ницце есть солнце, море и свобода. Если вы человек готовый принять эти Божьи дары, выходите с утра гулять на Английскую Набережную. Ницца не тот город где следует «углублять знания», наденьте свой старый матросский костюмчик, купите большой голубой воздушный шарик, идите по берегу моря, не обходя луж и пойте во весь голос, так громко как только получается:

So we sailed up to the sun
'Til we found a sea of green
And we lived beneath the waves