Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 16:43
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Экскурсия "Лазерное шоу"

Хаммамет — Тунис Июль 2016

Не знаю, что будет завтра и послезавтра, однако в 2016 г. для русских туристов данное шоу проводилось по субботам. Стоимость экскурсии на человека составляла 40 долларов. Детям делалась скидка 50%.

По плану из отеля мы должны были выехать в 16 ч. 35 мин. Однако, автобус опоздал на полчаса. После мы почти час кружили по Хаммамету, собирая других туристов и далее ещё столько же добирались до самого места, где проводится шоу.

Забегая вперёд, скажу, что это наверно единственная экскурсия, брать которую я не советую. «Мединат Эльзахра» — лазерное шоу, совмещенное с ужином, так правильно она называется.

Изначально я вообще ничего о ней не знал. В скупой программе было прописано:

1. Тунисская свадьба, традиции и фольклор с ужином.

2. Представление 3000 теней истории Туниса.

В общем, вместе со своими попутчиками я добрался до места. Туристов на шоу приезжает много. Об этом говорят циклопические размеры стоянки. В моём случае нагнали 15–20 автобусов, где абсолютное большинство составляли соотечественники.

А теперь обо всём по порядку. У входа гостей встречает непонятное чудо-юдо, которое сперва пугает, гремит погремушками, а после позирует и вместе с желающими фотографируется.

Экскурсия Лазерное шоу

Что это за костюм? Не уверен, что он имеет какое-то отношение к берберам и к их традициям. Возможно, так одевались берберские дервиши, если таковые у них были… В любом случае, гостям нравится — человечек любопытен и колоритен.

Далее тянется длинная галерея, где кое-где выставлены редкие палатки с сувенирами, предметы хозяйственного быта берберов,

и вот такая карета (по всей видимости экспонат так или иначе связан с французами).

Экскурсия Лазерное шоу

Здание, где всё это располагается, двухэтажное. На втором сама галерея, нижний, где проходит кормёжка туристов, разделён сценой на 2 зала.

С одного бока к зданию пристроен амфитеатр, где туристы, усевшись на ступени, смотрят шоу, с другой стороны маленький зоопарк, а также импровизированная берберская деревушка.

Экскурсия Лазерное шоу

Лазерное шоу и представление начинаются в темноте после захода солнца, и посему сперва проследуем в зоопарк.

Даже не верится, что когда-то в этих местах Ганибал для своей армии ловил слонов. За 2 тыс. лет климат Северной Африки поменялся. Высоких и стройных деревьев теперь здесь нет, и потому туристы в качестве диковинки могут рассмотреть большой куст алоэ.

Экскурсия Лазерное шоу

Любопытен забор из кактусов. В Тунисе их действительно высаживают в качестве забора, дабы разграничить территорию участка. В России мало кто знает, что плоды кактусов едят. На вкус они сладкие и сочные.

В местной деревушке можно посмотреть, как жители пустыни из глубокого колодца достают воду.

Экскурсия Лазерное шоу

Повторюсь, длинных и высоких деревьев здесь нет. Поэтому и не додумались жители пустыни до привычного нам колодезного «журавля». Но они нашли другой способ подъёма воды. Кожаное ведро на верёвке опускается вниз, тогда как наверх его поднимают с помощью быка. Ведомое погонщиком животное так и курсирует туда-сюда от к колодца и назад к колодцу.

Территория зоопарка небольшая.

Экскурсия Лазерное шоу

Скорее это даже не зоопарк, а фермерское хозяйство, призванное познакомить туриста с деревенской жизнью коренного населения страны.

В России редко где можно увидеть ослика, особенно если он белого цвета.

Экскурсия Лазерное шоу

Гуси для российской деревни теперь тоже экзотика. Кто любит «гнать гусей», советую посетить Тунис, оплатить гидам данную экскурсию и приехать сюда. В этом случае подобные персонажи смогут «отвести душу», отогнав гусей от забора…

Ну и какой Тунис без верблюдов?

Экскурсия Лазерное шоу

Кто не видел этих животных вблизи, тот может здесь на них покататься и рядом с ними сфотографироваться.

Коронный трюк — поцелуй верблюда. Погонщик берёт в рот длинный лист, и берёт так, чтобы большая его часть торчала наружу. Верблюд подходит, и, доставая лист, буквально целует человека. Берберы предлагают повторить подобное желающим. Русские девчонки боятся, закрывают глаза и даже кричат, когда верблюд касается их лиц своими губами…

Экскурсия Лазерное шоу

Посмотрев животных, я отправился в берберскую деревню. В одном из стилизованных под старину домиков хозяйка колдовала возле продуктовых запасов.

Чуть позже она вынесла лепёшки и оливковое масло. Нарезая хлеб, берберка принялась угощать им собравшихся.

Экскурсия Лазерное шоу

Немного пожевав, я пошёл дальше, туда, где звучала музыка.

Готовясь к свадебной церемонии, артистки надевали национальные костюмы. Предложили поучаствовать в свадьбе двум русским туристкам, коих быстро переодели берберками.

После девушки немного поплясали для собравшихся, а «тётушки» совсем раздобрились и даже что-то спели.

Экскурсия Лазерное шоу

Используя обаяние, я быстро завоевал доверие подружек невесты. Но далее произошло то, что полностью выбило меня из жизненного ритма — девушки-подружки привели невесту!!!

Увидев меня, красотка издав томный вздох и села на лавку! Наши взгляды встретились!

Экскурсия Лазерное шоу

Недаром говорят: седина в бороду — бес в ребро. Малыш Амурчик незаметно пустил две стрелы. На сердце у меня что-то кольнуло. Захотелось украсть невесту, бросить всё и убежать с ней в пустыню, где в берберской палатке начать жить по-библейски, как Адам и Ева.

Остановило лишь то, что на шоу приехало большое количество россиян, среди которых были дети… Я решил не срывать представление. Девчонка всё поняла. По щеке покатилась слеза. Плачущую, но танцующую, под ритм барабана её увели к молодому и неопытному жениху…

Экскурсия Лазерное шоу

Тем временем туристы собрались возле открытой сцены, где должна была начаться первая часть представления.

Вскоре мы все увидели приближающуюся свадьбу. Впереди шли «тётушки» и музыканты.

Экскурсия Лазерное шоу

За ними шествовали мужчины и верблюды.

Сзади, развернув палантин и укрыв от посторонних глаз, подружки вели невесту, крепко держа её под руки.

Экскурсия Лазерное шоу

Последним неспешно просеменил грозный бедуин, прятавший в кармане кинжал. Лицо его до самых глаз было полузакрыто повязкой. По всему было понятно, что он искал именно меня, воспылавшего чувствами к невесте.

Свадьба сделала ещё один круг,

Экскурсия Лазерное шоу

после чего начала подниматься на небольшую сцену.

В голову прилетела новая мысль — а может даже и хорошо, что я не стал связывать свою жизнь с молоденькой берберкой?! Включаю мозги, вырываю из сердца стрелу Амура, бросаю на землю и решительно её растаптываю.

Посудите сами:

В Хаммамете играется самая дорогая тунисская свадьба. Церемонии продолжаются 6 дней. Еду, напитки, музыкантов и ресторан — оплачивают родители невесты. Деньги копятся почти всю жизнь и позвать на свадьбу нужно всех, всех, всех…

Стоимость одних только сладостей, которые ежедневно выставляются на стол, оценивается в среднем в 2 тыс. долларов — умножаем на 6 дней! Ещё моментик, родители невесты должны оплатить платье, стоимость которого может доходить до 15 тыс. долларов.

Экскурсия Лазерное шоу

Родители жениха в стороне тоже не остаются. Будущий муж должен привести молодую жену в новый дом, обставленный мебелью и техникой.

Много всего интересного и забавного в свадебных традициях тунисцев. Однако, всё это я знал до этого. Здесь же никто и ничего не рассказывал, что является безусловным минусом для организаторов шоу.

Если русская свадьба по-магомаевски поёт и пляшет и неба ей мало и земли, то в данном случае свадьба как-то быстро свернулась и растворилась… После чего своё мастерство показал берберский всадник.

Экскурсия Лазерное шоу

Он долгое время развлекал публику своим отточенным мастерством исполнения трюков.

Один раз наездник сорвал у кого-то из зрителей кепку, вернув её на следующем круге. Мне же невольно вспомнились наши ростовские и кубанские казаки, которых в прежние годы часто показывали по телевизору.

Экскурсия Лазерное шоу

В любом случае, молодой бербер публику повеселил. В завершении лошадь и наездник раскланялись перед зрителями.

После чего последних пригласили за стол. И здесь начинается печальная часть моего повествования, ибо еды как таковой не было, отчего многие вспомнили свой отель, работавший по системе «всё включено». Но не хлебом единым живёт человек! На сцену вышли музыканты.

Экскурсия Лазерное шоу

Они играли национальную музыку. Переодевая костюмы, зрителей развлекали танцовщицы. Далее появились жених и невеста.

Они просто молча сели на сцене друг напротив друга. По всей видимости именно так тунисские молодожёны сидят на свадьбах.

Экскурсия Лазерное шоу

Скажу честно, я ожидал большего.

Вроде как артисты старались.

Экскурсия Лазерное шоу

И танцовщицы танец живота исполнили.

Однако всё это отдавало дешёвым Египтом.

Экскурсия Лазерное шоу

Действие напоминало новогодний ужин в отеле, деньги за который нужно было платить обязательно, но большая сумма еде и зрелищу не соответствовала.

Представление немного приукрасил мужчина, носивший на голове горшки и бутылки.

Экскурсия Лазерное шоу

Слава Богу он ничего ни на кого не уронил.

Ну и далее зрителям было предложено пройти на улицу в амфитеатр. Лазерное шоу продолжалось минуты 3–4. Не впечатлило!

Экскурсия Лазерное шоу

После начался театрализованный спектакль об истории Туниса.

90% зрителей русские туристы. Однако действие идёт на трёх языках. Вначале диктор что-то зачитает на французском, потом по-немецки и далее идёт информация на русском.

Экскурсия Лазерное шоу

Динамика действия отсутствует и актёры попросту тянут время. Финикийцы, Карфаген, Рим, Ислам, турки, французы и период независимости — на этом базируется постановка. Где-то когда-то стреляют пушки, скачут всадники, сражаются войны. Но при этом самих артистов мало, из-за чего на большом пространстве грандиозно и впечатляюще постановка не выглядит.

Позже в автобусе я слышал отзывы попутчиков, основная мысль которых была проста и понятна — не понравилось.

Примерно час мы добирались до Хаммамета, и ещё минут 40 крутились по городу. В номер я попал в 12 часов ночи. Жена сообщила, что в отеле ей на эти же 40 долларов сделали массаж спины, охарактеризовать который можно точно таким же словом — разводилово. Видят, что ты русский, поэтому не стараются.

Логика в подобных действиях есть. Чаевых русские давать не любят — вот и вытаскивают из них все кому не лень деньги подобным способом.