Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 13:40
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Сенглея — Мальта Август 2013

В один из дней отдыха на Мальте мы с женой побывали на экскурсии, которая называлась «Три рыцарских города». В Большой гавани на берегах бухты Докьярд стоят Сенглея, Капикуа и Витториоза. Их принято называть рыцарскими городами. Именно отсюда в средневековье иоанниты начали освоение и застройку острова.

В наше время город Сенглея, расположенный на одноимённом полуострове, уже почти 200 лет является не рыцарским, а пролетарским. Множество живущих в Сенглея людей трудится на расположенной рядом судоверфи.

Когда Мальта стала английской колонией, и отпала необходимость обороны, британцы принялись использовать гавань в качестве ремонтной базы для судов, проходящих через Суэцкий канал. Этот период можно считать золотым временем Мальты.

Жизнь внесла коррективы. Теперь судовладельцы предпочитают ремонтировать корабли в Китае, и мальтийские судоремонтники работой особо не загружены.

На самом носу мыса Сенглея расположен форт Святого Михаила. Толстые стены форта служили надёжной защитой.

А высота давала прекрасную возможность для обзора акватории.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

Здесь есть шестигранная башенка — бартизана «Гардола». В прежние времена, когда не было видеокамер, из башни стражник наблюдал за тем, что происходило в Большой гавани.

Именно поэтому на башне изображены: глаз, ухо и птица, приподнявшая одну ногу и внимательно смотрящая вниз.

В годы Второй Мировой войны Большая гавань подвергалась жестоким бомбардировкам.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

Форт был сильно разрушен, и после войны отреставрирован, отчего в толстых стенах можно видеть старинные блоки и прикреплённые к ним монолиты из более свежего песчаника.

Как память о прошлом в форте Святого Михаила разбит фонтан с пушками и ядрами.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

Местные жители часто приходят сюда, дабы отдохнуть здесь в тени деревьев.

Через арку, прорубленную в мощных стенах, выходим в город. Внизу из арки каким-то более суровым кажется расположенный через бухту Докьярд форт Святого Анжело.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

Если сверху он казался просто неприступной крепостью, то здесь, из темноты форт выглядит зловещим.

Всё правильно, во времена рыцарей форт Святого Анжело был тюрьмой, из которой за все 300 лет бежать удалось лишь одному узнику. Этим счастливчиком был художник Караваджо. Здесь нужно рассказать подробно.

Гений живописи и первопроходец средневековой эпохи обладал скверным характером. Художник постоянно попадал во всевозможные криминальные истории, случались и убийства.

Находясь в Риме, в 1593 г. Караваджо первый раз угодил в тюрьму, где состоялось его знакомство с Джордано Бруно.

В случае плохого настроения он мог быстро выйти из себя и ударить человека сзади. Как-то раз Караваджо под страхом смерти заставил натурщиков выкопать из могилы труп и держать его на руках. Подобное приводило к конфликтам. Люди жаловались на него властям.

Однако продавая свои картины сильным мира сего, художник каждый раз обретал индульгенцию. В 1606 г. после убийства (официально зарегистрированного, бывали и неофициальные). Караваджо бежал из Рима в Неаполь, после на Сицилию, откуда в июле 1607 г. перебрался на Мальту.

В Валлетте художник получил заказы от Великого магистра, но за неполные два года написал мало. К этому времени психика Караваджо была окончательно подорвана. Он часто рисовал смерть, в его работах постоянно появлялись отрезанные головы.

В любом случае Караваджо создал для Ордена иоаннитов гениальную картину «Усекновение головы Иоанна Предтечи», подписавшись там кровью, вытекающей из головы Иоанна.

Картину в наше время можно увидеть в музее Кафедрального собора города Валлетты.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

Караваджо «Усекновение головы Иоанна Предтечи». Фото из интернета.

Великий магистр посвятил художника в рыцари, но пошатнувшаяся психика своё дело сделала. В уличной драке Караваджо тяжело ранил одного из рыцарей, за что был посажен в форт Святого Анжело, который к этому времени уже давно стал тюрьмой.

Как из застенков убежал Караваджо, этого мы уже не узнаем, поговаривают, что ему помог Великий магистр Алоф де Виньякур, но бежал художник навстречу собственной смерти. Караваджо намеревался, продав новые картины, получить прощение от итальянских властей, но произошла новая драка, затем вновь тюрьма.

Когда Караваджо выпустили, он пытался по берегу догнать ушедший с его картинами корабль. Увы, возле итальянского городка Порто-Эрколе земной след художника обрывается.

Мальтийцы считают Караваджо национальным героем — на Мальте он очень популярен.

Общаясь с человеком, узнаёшь его характер, гуляя по городу, невольно ощущаешь его ауру. Движемся за гидом по узким улочкам Сенглея. Здания стоят вплотную друг к другу. Город построен на холме, отчего здесь сплошные спуски и подъёмы, лестницы и ступени. Домам более 200 лет. Многие из них были сильно разрушены во время бомбёжек 1942 г.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

Сенглея город трудовой. Здесь несколько попроще люди, на зданиях почти нет пижонистых балконов и нет всяких буржуазно-выпендрёжных табличек, как в других городах Мальты. Все соседи хорошо знают друг друга.

Возле одной из квартир мы видели перевёрнутую вверх швабру. Так хозяйка показывает всем, что утренние дела она сделала и теперь отдыхает. Кстати, на ночь швабру с улицы она обязательно уберёт.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

Отопления в домах нет, и можно только представить, как зимой вверх и вниз по улочкам разгуливает безжалостный ветер.

Спускаемся к воде в гавань Докьярд.

Здесь нас ждут лодочники.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

Бухта заполнена лодками, яхтами и катерами.

На противоположной стороне в городе Витториоза над строениями слегка возвышаются купол церкви Святого Лаврентия и здание Военно-Морского музея.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

Интересно, что во времена рыцарей на месте музея имелась узкая щель, куда иоанниты прятали от ненужных глаз свои пиратские корабли, дабы купцы-разведчики оставались в неведении.

Рассаживаемся по лодкам, и совершаем получасовой круиз по заливу.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

Столица Мальты город Валлетта и примыкающая к нему Флориана, находятся на полуострове между гаванью Марсамшетт и Большой гаванью. Вторую часто называют Великая гавань. Она считается на Средиземном море самым удобным местом для стоянки судов. Большая гавань уходит вглубь острова на 4 км, и это притом, что глубина её во многих местах более 20 м.

Северное побережье, где стоят Валлетта и Флориана, вытянуто в ровную линию.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

На южном образовано ещё 4 бухты и 3 полуострова. Крепости и форты с воды кажутся просто неприступными.

Режиссеры из разных стран любят снимать здесь исторические фильмы.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

Вдалеке у входа в гавань виднеется форт Рикасоли. Он стал знаменитым после эпизодических сцен в фильмах Троя и Гладиатор.

Итальянцы в 1941 г. старались разбомбить пирс у входа в Большую гавань и форт Рикасоли, но точности итальянским лётчикам не хватило. Позже вход в гавань закрывали на цепь. Делалось это дабы обезопасить порт и судоверфь от немецких подводных лодок.

Интересно, что во время великой осады в 1565 г. между фортами Святого Михаила и Святого Анжело тоже была протянута цепь от турецких кораблей. Рядом в нужный момент наводился понтонный мост, по которому в зависимости от тяжести наступления перемещали свои силы оборонявшиеся. Для средневековья подобный понтонный мост был настоящим техническим чудом.

Наша лодка плавно идёт вдоль берегов Валлетты и Флорианы.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

Свежий морской ветер причёсывает длинноволосых женщин. Говорят, что в бухте всегда очень ветрено, и без куртки осенью, зимой и весной никак не обойтись.

На мой шутливый вопрос, почему нет спасательных жилетов, капитан отвечает, что мы идём не по открытому морю, и здесь до берега не далеко.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

Позже, отправившись на пароме на Сицилию, мы сразу почувствовали, как усилилась качка после выхода из гавани. Сами мальтийцы во все времена были великолепными пловцами, но отсутствие спасательных жилетов это конечно не порядок.

По Большой гавани циркулируют различные прогулочные суда.

В порту высадил своих туристов океанский лайнер. Огромный корабль возвышается над прогулочными катерами, словно бизнес-центр над хрущёвками.

Жить с видом на залив считается престижно. Осматриваем с воды различные дворцы и просто богатые дома. Каждый из них имеет свою историю.

Интересно, что когда Наполеон в 1798 г. прибыл на Мальту, захватив её за 24 часа, его корабли встали на якорь в том месте, где теперь построена судоверфь.

Три рыцарских города. Ч - 1. Сенглея

Именно поэтому её бухту уже более 200 лет называют французской.