Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 23:22

Саламанка — Испания Декабрь 2019

Саламанка находится довольно далеко от Мадрида и это плохо, но туда четыре раза в день ходит скоростной поезд и это хорошо. В результате получается, что ехать до Саламанки по времени столько же сколько до Авилы, хотя Авила в два раза ближе.

Город золотых церквей

Саламанка существенно отличается от других городов испанского «Золотого Кольца». Толедо, Авила, Сеговия города туристические, утром орда туристов врывается в город к вечеру она отходит на исходные рубежи, с некоторыми финансовыми потерями. В Саламанке кроме туристической орды, еще и орда другая, даже более горластая и безалаберная. Саламанка университетский город. Здесь, кроме утреннего и вечернего есть еще нашествие, которое начинается по звонку об окончании лекции.

Университет Саламанке один из самых старых в мире, четвертый после Болоньи, Сорбонны и Оксфорда. Его организовали, когда злые татаро-монголы готовились напасть на Русь. Трудно себе это представить, но в шестнадцатом веке в университете училось 7000 студентов. Особый восторг город вызвал у нашего ребенка. Он с удовольствием проводит время с нами, часто приезжает домой, чтобы нас проведать, но его реальная жизнь проходит в университете и университетском городе. Когда мы подошли к центру Саламанки, он на секунду замер, потом радостно и от души воскликнул: «Dorm» (общага).

Город золотых церквей

Мы попали на окончание семестра, а во всех западных университетах — это время большого переселения. Студенты всегда в поиске, в конце каждого семестра норовят поменять квартиру и со всем своим барахлом таскаются с одного съемного угла в другой, обменивая шило на мыло. На улице симпатичный, молодой народец с шутками и прибаутками пытался запихнуть все свои многочисленные пожитки в маленькие машинки. Декорации и язык были другие, а действующие лица те же, что в Димкином Университете в Штатах.

Мы в очередной раз порадовались на сколько они лучше нас. Они радостные и открытые. Я верю, что политикам не удастся испугать их и заставить скалить друг на друга зубы через границы. Ребенок немножко подружил с испанскими студентами, а мы, чтобы не мешать процессу сближения культур, попили кофе в ближайшей булочной с хорошим видом.

Город золотых церквей

Ничего неделание в чужой стране тоже интересное занятие, начинаешь видеть то, на что не обращаешь внимание, когда осматриваешь достопримечательности. Испанские студенты выглядели намного беднее своих коллег из других развитых стран, да и вообще Испания относительно бедная страна. Почему? Испания в позднее средневековье вошла в ногу со всей Европой и четвертый университет в мире лишнее свидетельство былых успехов.

Официальная версия сводится в основном к тому, что огромный урон экономике Испании нанесли американские колонии — распыление средств, отток трудоспособного населения… Не верю по нескольким причинам. Главное, что не менее умные экономисты утверждают, что техническая революция в Англии произошла благодаря деньгам, полученным ей в результате грабежа колоний. В Испании технической революции не случилось, свое промышленное развитие она осуществляла за счет экспорта технологий, что безусловно приводит к отставанию в скорости роста производительности труда.

Город золотых церквей

Техническая революция начинается после достижения городским населением определенной критической массы по отношению к сельскому. Как там в Испании обстояли дела с городским населением? Давайте взглянем на карту старых испанских городов. Берем любой город, вот в центре города крепость, в ней… еврейский квартал. Практически вся площадь внутри крепости называется по испански Judería. В старые времена за крепостной стеной начиналось «село». Значит в городах жили евреи, а в селах все остальные. Смотрим статистику на пятнадцатый век девять процентов населения Испании евреи, одиннадцать процентов городское население, сбрасываем два процента на духовенство, дворянство и прислугу и понимаем, что наше исходное допущение похоже на правду.

В конце пятнадцатого, начале шестнадцатого века испанские евреи были истреблены или выселены из страны. Для удобства пользования, можем поменять слово «евреи» на «ремесленники» или «зарождающаяся буржуазия», смысл не изменится. Здесь правда есть антисемитский ход, сказать, что евреи занимались исключительно ростовщичеством и самогоноварением, но это как-то наивно, слишком их было много. Да и потом с сегодняшней, в основном генетической точки зрения, к евреям следует отнести Колумба, Сервантеса, Святую Терезу, да и самого Торквемаду, т. е. большинство испанцев, которых мы с того времени запомнили. На сколько я знаю, они самогон не варили, а если и варили, это была не основная их специальность.

Город золотых церквей

Я здесь не рассматриваю морально-этическую составляющую мероприятия по изгнанию и истреблению евреев, не специалист, да и не гуманист. Когда люди начинают мне рассказывать о своей любви к ближним, я автоматически перекладываю кошелек во внутренний карман. Мы про экономику, но и здесь, сценарий Изабеллы-Фердинанда оказался совершенно провальным. Для того чтобы стать самостоятельным городским ремесленником крестьянин должен веками копить знания или пойти в ученики. Учиться стало не у кого, осталось только копить. Ошиблись, безусловно ошиблись, ничего нового обычная ошибка диктатора. Наш в этом случае говорил: «Незаменимых людей нет» и настойчиво расстреливал самых умных.

В науке принято после критической оценки одного сценария развития предлагать другой. Допустим И-Ф ничего не меняют. Города и промышленность Испании остаются за евреями. Развитие идет эффективно, но при этом продолжается концентрация денег в их руках. Евреи превращаются в олигархов, а королевский дом становится марионетками при них, т. е. получается то, чего И-Ф меньше всего хотели. С негодованием отметаем.

Город золотых церквей

Промежуточный сценарий не выгонять евреев, а заставить поменять религию, т. е. выбить из-под них объединяющую идею, с надеждой на дальнейшую ассимиляцию. Как раз то, с чего И-Ф начали. Вроде все разумно, но что-то их испугало, и они спустили с цепи инквизицию. Что испугало, что пошло не так, трудно понять, слишком много времени прошло. Евреи выкресты принесли славу Испании, хотя возможно в этом и была их скрытая угроза. В другом государстве, в другие времена из них и вовсе сделали атеистов, только вот евреями они после этого быть не перестали… Кофе остыл, ребенок пришел, что-то менять уже поздно.

Саламанка, как и большинство испанских городов — каменная, зелени в старом городе совсем мало. За то много красивого камня. Строили из золотистого песчаника. В первой половине дня было пасмурно, и мы не знали, что песчаник золотистый, город казался серым, но как только засверкало солнышко, стала понятна кличка «Дорада», старинные дома засверкали золотом.

Город золотых церквей

Еще раз удивило, какие же все испанские города разные. Мы посмотрели семь городов за эту поездку, четыре за предыдущую, наверно пока в голове будет оставаться хотя бы минимальное количество работающих мозгов, я эти города не перепутаю. Авила осталась городом Стены, Сеговия — Алькасара, в Мадриде полюбился музей Тиссен-Борномиса, кафедрал Толедо трудно превзойти, Саламанка запомнилась как город университета…

Кроме ключевой достопримечательности есть и другие отличия, которые делают эти города непохожими. В первую очередь это детали отделки зданий, именно они коренным образом отличают один город от другого. Я рискну привести подряд три иллюстрации характерной отделки стены в трех разных городах. Ценность их нельзя сравнивать, но мне кажется, что эти фотографии показывают, что даже стена может быть лицом.

Город золотых церквей

В процессе подготовки поездки из Мадрида в Саламанку стало понятно, что времени на осмотр города получается катастрофически мало. Выезд и возращение в Мадрид определялись не нашим желанием и настроением, а временем отправления скоростных поездов. При этом отчеты друзей по Туристеру и личные советы Лены, которая недавно в Саламанке побывала Саламанка убеждали, что в городе много интересного. Поэтому я заранее подготовил два плана.

Город золотых церквей

План на случай дождливой погоды предполагал подробных осмотр интерьеров кафедрального собора, университета и монастырей, а потом короткое путешествие на туристическом поезде по городу. Счастливый билет, с погодой солнечной, всякие интерьеры отменял и обещал прекрасный пеший круговой маршрут по всему старому городу и вид на него с другой стороны реки. С погодой нам повезло, в первой половине дня хоть и было облачно, но дождь не пошел, а во второй так и вовсе солнышко выглянуло.

Так вот где Куарон нахватался Дименторов и Волдемортов.

Особо мы ничего не делали. Прогулка по городу с остановками на кофе и стаканчик вина заняла пять часов. В Саламанке действительно есть что посмотреть. Прошлись от вокзала до центра города. Часа два там погуляли. Потом спустились вниз к реке и перешли ее по древнеримскому мосту, который до сих пор используется по прямому назначению. Мост я сфотографировать забыл и мне по этому поводу как-то неудобно. Все-таки с него все начиналось, здорово строили ребята. С другого берега реки, от пирса лодочной станции, открывается роскошный вид на Кафедральный собор. Я бы назвал этот собор архитектурным чудом.

Город золотых церквей

При всей своей испанской громадности, он очень изящен. Излишний вес, убран в пышное платье, я имею в виду тончайшую резьбу по камню. Здесь для ее обозначения даже слово специальное придумали — платереско. Во всех путеводителях рассказ про то, что весь секрет в песчанике, из которого построена Саламанка. Якобы, сразу после добычи, он мягкий как масло, а потом застывает. Рассказ этот наверно придумал перуанский гид, они мировые чемпионы по необузданности фантазии. Если бы строительный материал менял свои свойства в зависимости от внешних воздействий, все здания в Саламанке давно бы развалились. Волшебных камней не бывает, бывают умелые и трудолюбивые люди.

Очень понравился монастырь Сан Эстебан. Красота необыкновенная, хочется погладить рукой стенку. В нее вложено столько труда и умения, что она перестает быть простой стеной и превращается в куда более сложный объект, можно сравнить, например с книгой. Мы планировали зайти в него, там по слухам фантастический золоченный фасад, но монастырь почему-то был закрыт.

Город золотых церквей

Наверно не стоит вдаваться в детали. Рассказать про красоту, практически невозможно. Будет возможность поезжайте и посмотрите. Саламанка этого безусловно заслуживает. В городе есть история, культура и штук пять зданий, которые можно отнести к одним из самых красивых в мире.