Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 16:21

Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Екатеринбург — Россия Июнь 2020
38 53

Путешествуя по городам и весям нашего шарика, мы с упоением рассказываем о мегаполисах, городках, поселках и деревушках, в которых побывали. И совсем забываем о местах, где живём. Лишь жители крупных городов нет-нет, да выложат рассказ или альбом о своём месте проживания. О небольших поселках «аборигены» рассказывают редко. Вроде того, что — а чего у нас смотреть, достопримечательностей нет!

Аэропорт Кольцово знают все, прибывающие в Екатеринбург или уезжающие из него воздушным путём. И мало кто задумывался, а где живут работники аэропорта?

Хоть я и родился в далёкой от Урала солнечной Армении, своей малой Родиной считаю именно Кольцово. И по праву старожила проведу с вами небольшую прогулку-экскурсию по нашему авиагородку и окрестностям.

Начнём с названия. До строительства аэропорта здесь было болото. От ж/д ветки на Каменск-Уральский к месту будущего аэропорта проложили пути. Получилось что-то типа кольца. Навигационных приборов на самолетах тех времён ещё не было, и летчики на него ориентировались при заходе на посадку. «Иду на кольцо!» Так и назвали — сначала ж/д станцию, а потом и аэропорт.

Нашу прогулку мы начнём с Привокзальной площади.

Пустая площадь... Когда уже эта багажная тележка кому-то понадобится?
Пустая площадь... Когда уже эта багажная тележка кому-то понадобится?

Строительство аэропорта для военных на Урале началось в 1928 году. В октябре 1941 года было закончено строительство бетонной взлетно — посадочной полосы, и сюда был эвакуирован НИИ ВВС Красной Армии — начались разработки первого советского самолёта с ракетным двигателем. 15 мая 1942 года лётчик — испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи совершил первый полёт на экспериментальном БИ-1. В память о месте рождения советской реактивной авиации, на Привокзальной площади, носящей имя Бахчиванджи, установлен памятник — макет самолёта БИ, взмывающий ввысь.

1
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

К бережному хранению памяти о летчике-испытателей в Кольцово я ещё вернусь в своём рассказе.

В 1943 году аэропорт объединился для совместной эксплуатации военной и гражданской авиацией. Существует версия, что в декабре 1943 года, после встречи Большой Тройки в Тегеране, в Кольцово останавливался президент Франклин Рузвельт. То ли на дозаправку, то ли президент лично хотел проинспетировать воздушный мост для лэнд-лизовских поставок. Так это или нет, был факт проживания Рузвельта в одном из домов посёлка или нет — документально не подтверждено. Но откуда-то из воспоминаний детства всплывают какие-то отрывки, что один из домов старики называли то ли «Белый дом», то ли «Дом Рузвельта»…

Если визит Рузвельта остался лишь в местных легендах, то о визите в Свердловск Фиделя Кастро память жива не только в рассказах очевидцев. Авиагородок был соединен с городом автодорогой, идущей через два переезда. Один — у железной дороги на Каменск-Уральский, другой — у Транссибирской магистрали. И вот в 1963 году накануне приезда Фиделя, чтобы высокий гость не застрял у оживлённых ж/д магистралей, была построена новая автодорога, связавшая Свердловск и Кольцово. Качество покрытия у неё было такое, что впервые ремонт был произведен только в нынешнем веке! Участок «Фидельки», как ласково называют дорогу местные жители, от мкрн Компрессорный до Новокольцовского тракта функционирует и сейчас. А эти березы, склонившие ветви над дорогой — немые свидетели приезда Фиделя.

Воздушная гавань столицы Среднего Урала

О визите Кастро я дальше расскажу ещё один интересный момент, связанный с Кольцово.

После войны аэропорт стал бурно развиваться. В 1954 году было построено новое здание аэропорта, которое бережно сохранили во время всех реконструкций.

1 из 2
Аллея, знакомая с детства...
Может, кураторы этих перестроек помнили то время, когда здесь располагался ресторан «Под шпилем», работавший круглосуточно, в отличии от городских, и куда после 23–00 стекались любители выпить — посидеть в культурном месте. «Под шпиль» мы не ходили, а вот в кафе при гостинице «Лайнер», построенной в 1963 году, захаживали попить пивка, пропустить стаканчик — другой винишка.
1 из 2
Теперь здесь Аэрокафе.
 
Теперь здесь Аэрокафе.
В 1968 году к зданию со шпилем был пристроен новый терминал, который безжалостно снесли в начале 2000-х и в июне 2009 года, к саммиту ШОС, пассажирские терминалы аэропорта Кольцово приняли современный вид.

2
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Тогда же было открыто и движение аэроэкспрессов. Была построена остановочная площадка, с которой пассажиры могут уехать на электричке до ж/д вокзала.

1
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

А в помощь задыхающейся от нагрузок гостинице «Лайнер» построили огромный отель «Анжело».

Воздушная гавань столицы Среднего Урала

По мере развития и расширения аэропортового хозяйства, эволюционировал и посёлок авиаторов.

От аэропорта мы пойдём по улице Бахчиванджи. О названиях улиц. Их немного, но все так или иначе связаны с небом, с авиацией. Переулки Утренний и Вечерний, улицы Атмосферная, Стартовая, Спутников, Ракетная, Авиаторов. Центральная, транзитная улица названа в честь Героя Советского Союза Г. Я. Бахчиванджи.

Начинается посёлок с небольшого, заросшего березового парка — в 50-60-е место отдыха молодёжи.

2
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Прекрасно помню начало 70-х годов. Посередине парка — огромная площадь, от которой расходились лучи-аллеи. Фонари, лавочки и огромный круглый деревянный помост, огражденный сеткой — танцплощадка с металлической будкой «Касса» на входе. Все было почти цело, хоть и не проводились здесь уже танцы. Увы, все это кануло в небытие… Танцплощадки, лавочек и фонарей давно нет, да и аллеи заросли, остались лишь едва заметные тропинки…

2
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Задумывая этот рассказ, я не учел одного — посёлок у нас очень зелёный, и в июне месяце большинство домов загораживает буйная листва.

Переходим через дорогу и оказываемся в месте, откуда и начался авиа городок в конце 20-х годов. Старый посёлок. Почти 100 лет… А единственный сохранившийся дом все ещё стоит!

3
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Рядом с ним — каменный трехэтажный дом.

1 из 2
Воздушная гавань столицы Среднего Урала
 
Пацанами мы были уверены, что его «пленные немцы строили». Уж больно «не советскими» были и высоченные потолки в квартирах, и просторнейшие коридоры, и широченные лестничные марши.

Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Лишь недавно, порывшись в Сети, узнал, что этот дом в стиле конструктивизма был построен в начале 30-х годов для командования аэропорта. Рядом, среди высеченных старых берез и сосен, двухэтажные домики «посвежей».

1 из 2
Шлакозасыпные стены держатся, наверное, только за счёт внутренних труб отопления, проведённых после ликвидации печей. В одном из таких домов, давно снесенном, прошёл какой-то период моего детства… Между соснами, древними уже 50 лет назад, около этих домов были понатыканы сараюшки для ненужной рухляди. Особо трудолюбивые разбивали грядки под лучок-укропчик. Со временем благосостояние росло, сарайчики переделывались в металлические гаражи, в которых обосновались Запорожцы и Москвичи, а то и ВАЗовские «копейки» с " трешками». Кое-где эти гаражики сохранились, а вот от огородов следа не осталось.
1 из 2
Воздушная гавань столицы Среднего Урала
 
За Старым поселком начиналась территория воинского гарнизона. На «границе» стояли клуб и кинотеатр «Авиатор». И если клуб снесли в середине 70-х годов после открытия нового ДК, то у кинотеатра судьба была более печальной. После перестройки, когда людей больше беспокоили заботы о пище насущной, а не духовной, его закрыли. Так он, может быть, и простоял бы до лучших времён, но… Облюбовавшие заброшку бомжи устроили пожар, и добрый десяток лет во всех навигаторах на этом месте было указано — Руины. А ведь перед кинотеатром была большая площадь, и каждый год 9 Мая перед памятником Г. Я. Бахчиванджи, установленному на ней, возлагались цветы, проходили митинги Памяти. Сейчас на этом месте жилой дом с магазином. Только памятник лётчику — герою немного затерялся среди припаркованных машин покупателей.

Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Через дорогу от памятника стоит солидное добротное здание из красного кирпича. Это бывший профилакторий летного состава.

2
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Экипажи из других городов здесь отдыхали перед обратным рейсом, а местные летчики проводили время, находясь в резерве на случай непредвиденной замены экипажа. Любители активного отдыха занимались спортом на площадке во дворе и в небольшом зале внутри. Для любителей культурного отдыха — кинотеатр через дорогу.

В 50-60-е годы Гражданский Воздушный Флот активно развивался. Увеличивался парк самолётов, расширялись наземные службы, росло число обслуживающего персонала. Посёлок стал застраиваться. Вначале это были типовые двухэтажки, коих было немало по всему Союзу,

1 из 2
В этом дворе я тоже жил...
позже начали строить хрущевки.

Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Тогда же было построено новое здание школы вместо деревянного.

Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Проучились в ней до 1978 года, когда стало совсем тесно, и построили новое здание. А в этом здании «поселился» штаб сначала авиаотряда, а затем управление аэропорта. Рядом со школой было «приусадебном хозяйство», где юные натуралисты с упоением отдавали всех себя на изучение огородной флоры. В мою бытность старшеклассником здесь уже царило царство зарослей акации и сорняков. Школяры, если и посещали сей огород, то или покурить на перемене, или выяснять отношения один на один после уроков. В 2006 году силами благотворителей — Уральских авиалиний и Аэропорта Кольцово, на месте заросшего закутка была построена деревянная церковь с голубыми куполами — Касперовской иконы Божией Матери.

1 из 2
Перезвон её колоколов слышен во всех уголках посёлка.

В советском Кольцово цепочка становления ребёнка как личность ясли — сад — школа была очень компактной. Ясли-сад, 4(!) детсада граничили между собой и школой заборами. С переходом на другой цикл менялось только число шагов, но не направление.

1 из 3
Воздушная гавань столицы Среднего Урала
 
Новое здание школы в 1978 году построили в продолжение этой цепочки, с другой стороны детсадов от старой школы.

Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Максимум 4-этажными посёлок находился до 1968 года. Было построено первое пятиэтажное здание с Гастрономом на весь первый этаж. А в конце 70-х ещё одна новинка в архитектуре посёлка. Началось строительство первой 9-этажки. «Китайская стена» — так в народе зовут это сооружение из трёх домов, разделенных только арками.

1
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Потом до 90-х было построено ещё несколько «высоток». С придомовыми парковками, детскими площадками.

Воздушная гавань столицы Среднего Урала

В 1976 или 77 году (точно не помню, но в 77-м школьный выпускной у нас был здесь) построили шикарный, по тем временам, Дворец Культуры Авиаработников. Где-то на отшибе, как тогда казалось, почти у самого аэропорта.

Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Долгое время пустыри вдоль дороги, идущей к ДК, пустовали. После строительства нового здания школы на поселковом стадионе, один пустырь облагородили, превратив его в стадион с футбольным полем и хоккейным кортом.

1 из 2
Воздушная гавань столицы Среднего Урала
 
Потихоньку обрасла зданиями и территория напротив. Одно общежитие, другое. После преобразования авиаотряда в а/к Уральские авиалинии здесь появилось новое офисное здание.

2
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

А совсем недавно и Аэронавигация отметилась новосельем.

3
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

С началом 2010-х критерии по многоэтажной застройке в районе аэропортов, что ли, поменялись. Но в Кольцово 12-16-этажки стали расти, как грибы после дождя.

1
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Самым симпатичным, все же стал ЖК Дельтаплан. Вот только бумажные самолётики, парящие по торцу одного из домов, видны только со двора…

1 из 2
Кстати, граффити сейчас есть и в самом аэропорту — в подземном переходе у остановочной платформы электропоездов.
1 из 4
Воздушная гавань столицы Среднего Урала
 

В 2005 году муниципальное образование посёлок Кольцово вошло в состав Екатеринбурга, став частью Октябрьского района. Но весь посёлок — это не только авиагородок. Это и т.н. Промкомбинат — территория, где раньше располагались части стройбата со своими заводами ЖБИ и механическим. Здесь же Кольцовское кладбище.

К поселку Кольцово относится и бывшее село Малый Исток, основанное в 18-м веке. Центральная улица М. Истока, Реактивная — часть старого Сибирского тракта.

Продолжаем нашу прогулку. Миновав ж/д переезд, попадаем на ул. Испытателей. Дорога, соединяющая Кольцово со старым Сибирским трактом, своим названием напоминает о событиях, происходивших здесь почти 80 лет назад — испытании новейшей техники. По правую сторону в конце улицы, на пригорке, находится Кольццовское кладбище. Зайдем сюда ненадолго — расскажу вам о трёх мемориалах.

16 ноября 1967 года на взлете из аэропорта по так и неустановленной причине разбился самолёт Ил-18. На его борту находились 99 пассажиров и 8 членов экипажа Свердловского авиаотряда. Возле самого входа на кладбище мемориал, где захоронены пилоты и бортпроводницы разбившегося борта.

2
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Пройдем немного дальше. Среди каменных плит и металлических пирамидок на могилах, издалека видим большой памятник — пирамиду с ВВС-ской эмблемой — птичкой и надписью «Слава героям».

2
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Здесь похоронены летчики — испытатели, погибшие при испытании реактивной техники. Герой Советского Союза капитан Г. Я. Бахчиванджи, майор Т. К. Чигарев, подполковник К. А. Груздев. Ежегодно, в День Победы, учащиеся кольцовских школ и летчики кольцовского гарнизона возлагают венки к этому мемориалу.

Совсем рядом еще одно захоронение. 7 января 1950 года, при заходе на посадку в сложнейших метеоусловиях, потерпел крушение самолёт Ли-2. На его борту находилась гордость и надежда советского хоккея — команда ВВС.

1
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

В этом списке могла быть ещё одна фамилия…

Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Знаменитый впоследствии футболист, хоккеист, тренер Всеволод Бобров тоже был в команде лейтенантов. Самая распространенная версия, почему он не полетел — засиделся Всеволод Михайлович допоздна с куратором команды генералом Василием Сталиным и проспал на вылет…

А мы продолжаем нашу прогулку, и, пройдя переезд через Транссибирскую магистраль, оказываемся в Малом Истоке. Было это ничем не примечательное село. Жители кто в аэропорту работал, кто на полях за околицей, распахиваемыми и засевавшимися для селекции НИИ сельского хозяйства. А вот озеро на окраине села, помимо местных жителей, давно облюбовали партийные бонзы — на дальнем берегу за глухим забором стояли «обкомовские дачи». В конце 90-х — начале 2000-х этот тихий уголок выбрал для дачи бывший тогда губернатором Э. Э. Россель. Ну и, народ потянулся… Мы же не будем на коттеджи смотреть? Нам надо в лесопарк. У озёра раскинулся сосновый бор. Тенистыми аллеями уходим вглубь.

1
Воздушная гавань столицы Среднего Урала
1
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Может, из-за карантина, но народа по берегу совсем нет.

Воздушная гавань столицы Среднего Урала
2
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

С десяток рыбаков, то тут, то там сидящих в ожидании «вооот такооого» леща или карпа, да парочка загорающих на небольшом песчаном пляже.

1
Воздушная гавань столицы Среднего Урала
1
Воздушная гавань столицы Среднего Урала
3
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Даже новая купалка на бывших обкомовских дачах пуста.

Воздушная гавань столицы Среднего Урала

С этими дачами связана история, произошедшая с Фиделем Кастро во время его визита. Вечером первого дня его отвезли сюда на отдых. Время ехать на приём — Фиделя нигде нет. Комитетчики, личная охрана на ушах — проворонили. Начались поиски. Оказывается, Фидель поспал и пошёл гулять. Встретил местного с удочками и присоединился к процессу ловли. Вот так — рыбалка не требует знания языков.

А сейчас и возле плотины нет мальчишек, любящих понырять с ограждения в самом глубоком месте озёра.

1
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Аллея, ведущая к детскому дому, тоже пуста…

Воздушная гавань столицы Среднего Урала

До середины прошлого века на этом месте стояла усадьба промышленника Рязанова. Жил себе потихоньку, искал и добывал золотишко в окрестностях. Кстати, шурфов в местных лесах набито немало. Только кто сейчас знает — золото там искали или самоцветы?.. В годы войны в национализированной после революции усадьбе разместили детей из блокадного Ленинграда. А в 1949 году снесли и построили это здание — с колоннами, башенками и шпилем.

1
Воздушная гавань столицы Среднего Урала

Здесь наша прогулка заканчивается. Можно, конечно, от лесопарка проехать одну остановку на автобусе и зайти в Музей ретро автомобилей, с недавнего времени нашедшего здесь постоянную прописку. Но о таком музее вкратце не расскажешь. Кому интересно — здесь Аня Кудрявцева размещала свои впечатления о нем.

Такой вот он — посёлок Кольцово, воздушная гавань Екатеринбурга. Хотя сейчас, в карантин, аэропорт стал гаванью не только для Уральских авиалиний. Самолёты Аэрофлота тоже «на якоре» здесь.

1
Воздушная гавань столицы Среднего Урала
Ничего, вирус уйдёт, разлетятся эти птички по земному шару, развозя нас с вами в неизведанные дали. И с узнаванием новых мест мы снова будем не часто вспоминать о тех местах, где родились и прожили жизнь…

Бронирование отелей
в Екатеринбурге
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии