Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:25
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Коломна — Россия Февраль 2020

В отличие от московского собрата Коломенский кремль не является музейным объектом. Более того, на его территории в 24 гектара расположено множество жилых зданий. В России подобное встречается не часто (на память приходит подмосковный Дмитров).

В прежние времена Коломенский кремль насчитывал 16 башен.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Три имели въездные ворота. До нашего времени дошло 7 башен и два участка стены.

Если вы приедете в Коломну автобусом, он доставит вас на автовокзал. Он расположился чётко на своём месте — возле Ямской башни.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Здесь находилась ямская слобода, где вместо привычного нам автобуса ездоки выбирали ямщика и его тройку.

От Ямской башни идёт южный участок стены. Мы видим хорошо сохранившуюся стену из красного кирпича высотой в 20 метров. У основания ров, куда можно спуститься. Изначально он тоже был выложен камнем. Реставрация этого участка была проведена в 80-х годах, однако камнем ров выкладывать уже не стали.

В любом случае, южная сторона крепости для атакующих являлась твёрдым орешком.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Двигаясь вдоль стены, доходим до её обрыва.

Стена заканчивается, уступая место улице Лажечникова. Именно по этой улице чаще всего на территорию кремля заходят люди. В прежние времена здесь возвышалась Ивановская башня (35 метров), в чреве коей располагались одноимённые ворота.

Они считались вторыми по значимости. С обеих сторон над воротами висели иконы. Входившие и выходившие, глядя на лики, осеняли себя крестным знамением.

В 1820-х годах Ивановскую башню разобрали за ненадобностью. Вместе с ней исчезла и часть крепостной стены. Особенно пострадала левая сторона.

В настоящем мы видим остатки рва, а вместо стены деревья и частные заборы. Домовладения расположились поверх самой истории.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Вслед за экскурсоводом по улице Лажечникова заходим на территорию. До Революции улица официально называлась Брусенской по названию монастыря, но в народе её именовали Почтовой. В одном из здешних домов функционировала почта.

В самом начале улицы гостей встречает городовой, одетый по форме начала прошлого века. На ремне у него шашка и наган. Сфотографировать себя городовой разрешает. В настоящем, этот человек один из туристических символов Коломны.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

За его спиной во всей своей красе тянется куполами к небу Крестовоздвиженский собор.

Он принадлежит Успено-Брусенскому женскому монастырю. Проходим мимо деревянного дома с табличкой.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Минуя символическую ограду, попадаем в монастырские владения.

Монастырь основан в 1552 году, сразу после взятия Казани. По преданию, первыми иноками являлись воины, участники похода на Казань. Первоначально он был мужским, но после Смутного времени стал женским.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Название «Брусенской» можно истолковать от слова «убрус» — женский головной платок, а можно от слова «брусья» — деревянные квадратные в сечении брёвна, которые использовали при строительстве.

В 20-ом веке судьба обители была трагична и вместе с тем обычна. В 1922 г. монастырь закрыли. Здесь и склады располагались и мастерские и даже бомбоубежище.

В советские годы часть строений снесли. До нашего времени дошли трапезная и Успенская церковь. РПЦ их возвратили не сразу. Первая служба состоялась 5 августа 2010 года.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

От монастыря хорошо просматривается второй остаток крепостной стены от Грановитой,

до Маринкиной башни.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Грановитая башня получила название благодаря своей форме, сочетающей шестигранник и квадрат. Мы же, следуя за гидом, выходим за территорию кремля через Михайловские ворота.

В старину их не было. Ворота и мостик, любимое место молодожёнов, появились в советское время.

По словам гида, вступающие в брак любят вешать свои замки на воротах и на мосту. На момент нашего визита на мосту замочков не было, ну, а на воротах висело совсем чуть-чуть. По всей видимости, приоритеты у молодёжи изменились…

Зато именно отсюда, глядя с внешней стороны на стену, лучше всего понимаешь задумку архитекторов и масштаб цитадели.

Решение о строительстве каменного кремля было принято при великом московском князе Василии III. Итальянские зодчие, управляя русскими мужиками, возвели крепость всего за шесть лет с 1525 по 1531 год.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Именно этот участок Кремля от Грановитой до Маринкиной башни считается парадным, и потому не удивительно, что памятник Дмитрию Донскому поставили именно здесь.

Он был открыт 22 мая 2007 года, во время празднования Всероссийских Дней славянской письменности и культуры в Коломне. Скульптура, выполненная народным художником России скульптором А. И. Рукавишниковым (работающим вместе с архитектором С. А. Шаровым), стала первым в России конным памятником великому князю.

Тот факт, что Дмитрий Донской, двигаясь на Куликово поле, собирал полки возле Коломны, известен всем. А вот что он венчался с Евдокией Суздальской в одной из церквей Коломны, мало кто знает. Произошло это 18 января 1366 года. Дмитрию было 16 лет, Евдокии 13. В браке родилось 12 детей. Так что, Коломна для Дмитрия Донского была городом близким и родным.

В Смутное время с 1610 по 1611 здесь заправляла делами Марина Мнишек. По мнению некоторых историков, сюда же её и привезли в 1614 году, заточив в круглую угловую башню. Существует легенда, что в башне Мнишек скончалась, и душа её превратилась в чёрную птицу. Именно поэтому башню называют Маринкиной.

По данному участку стены проводятся экскурсии, в том числе с посещением Круглой — Маринкиной башни. Мы же, обогнув последнюю, вдоль высокого вала начинаем подниматься вверх. Участок северной стены, увы, не сохранился.

В Маринкиной башне зияет белым куском та часть, от которой начиналась стена. Зато именно здесь мы можем видеть, из каких материалов изначально строился каменный Кремль.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

На этом участке Матвей Казаков, по поручению князя Потёмкина, в честь императрицы Екатерины пытался что-то построить. Дело не заладилось, но один маленький фрагмент новой стены остался.

Экскурсовод подводит нас к большой карте Кремля и показывает, где мы находимся.

Движемся далее по улице Лазарева в центр. Седой древностью совсем не пахнет, зато приятно посмотреть на деревянные дома с резными палисадами.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Каждый из таковых индивидуален, а вместе они выглядят как настоящее русское чудо, дошедшее до нас из позапрошлого века. Добавим к этому, не каждый может похвастаться, что живёт в Кремле.

Впереди Соборная площадь — сердце Коломенского кремля.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Теоретически, именно отсюда пошло развитие города. Древние люди тяготели к воде и здесь на высоком берегу, по мнению учёных, располагались первые поселения. Они возникли задолго до Кирилла и Мефодия.

Взгляд притягивает Успенский кафедральный собор. Изначально он был трёхкупольный.

Храм заложен в 1379 году великим князем Димитрием Донским после первой победы русских над Золотой Ордой при реке Воже. Постройка церковного здания была завершена год спустя. Главной святыней стала Донская икона Божией Матери. Её брал с собой в поход Димитрий Донской, она сопутствовавшая великому князю во время его ратного подвига на поле Куликовом.

Образ Пресвятой Богородицы, созданный православным изографом Феофаном Греком, был горячо почитаем жителями Коломны, равно как и всеми русскими людьми. Перед Донской иконой молился, отправляясь в Казанский поход и царь Иоанн Грозный, после победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав составить для Коломенского Успенского храма два точных списка.

Трёхкупольный храм простоял до 1772 года. Из-за ветхости он был разобран, и на его месте появился новый, с пятью куполами. В советское время он закрывался, но в 1989 г. был возвращён верующим.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Слева от собора нельзя не отметить колокольню с шатровым верхом. Построенная в 1692 году, она почти на двести лет старше Тихвинской церкви.

Свято-Троицкий Ново-Голутвинский женский монастырь своими строениями тоже прилегает к Соборной площади. Своё летоисчисление монастырь ведёт с 1799 года.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Хотя, если верить краеведам, отдельные строения монастыря старше его самого. Самым ярким и нарядным из таковых является Троицкий собор.

Миновав Соборную площадь, по улице Лазарева движемся дальше. Почти у самого конца, возле Пятницких ворот, сияет на солнце желтизной Крестовоздвиженская церковь.

В 1832—1837 гг. она была перестроена на месте более старого храма с широким применением белого камня на средства сестер Шараповых.

Очень многие здания и строения Кремля в советское время оказались снесены. В этом плане дворянскому особняку Луковникова (ул. Лазарева д.28) повезло. 16.07.1936 г. в Коломну приезжала Анна Ахматова.

Фото из интернета

Возможно именно поэтому особняк сохранился. Теперь фасад украшает памятная табличка, посвящённая поэтессе.

Напротив дома Луковникова, по другую сторону улицы, музей «Душистыя радости». Мне интересно было посмотреть. Усадьба была открыта, однако жизни внутри не наблюдалось. Что это за музей, сказать не могу, но, отмечу, таковой есть.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Улица Лазарева выводит к Пятницким воротам, и, возле Пятницкой башни, заканчивается.

Пятницкая башня — главные ворота Коломенского кремля. Каменное строительство крепости началось именно отсюда.

Высота башни 29 м, длина 23 м, ширина 13 м. В прежние времена вверху находился дозорный колокол, оповещавший об опасности. Своё название ворота и башня получили в честь покровительницы торговли святой Параскевы Пятницы.

Обычно на проездных воротах помещали тип иконы, которая называлась Одигитрия (Путеводительница), а на воротах Коломенского кремля была икона Елеуса (Милостивая). На Руси она получила наименование «Умиление». Это объясняется тем, что в Коломне особо чтилась Донская икона Богоматери, которая относится к последнему типу.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

К воротам с внешней стороны примыкает Пятницкая часовня. В 1830 — 1840-х гг. обветшавшая деревянная часовня была заменена кирпичной, с использованием белого камня.

В часовне были размещены две иконы: св. Параскевы Пятницы и св. Антипия. В эту часовню ходили избавляться от зубной боли. В конце 2008 года часовня во имя св. Параскевы Пятницы была передана общине храма Николы Гостиного.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Существует легенда, объясняющая, куда пропали створы Пятницких ворот. Перед тем, как бежать из Коломны в Астрахань, Марина Мнишек и атаман Заруцкии приказали снять створы Пятницких ворот, чтобы взять с собой.

Везти награбленное в Коломне было сложно и опасно. Поэтому часть богатств они решили схоронить верстах в двадцати пяти от города, недалеко от села Богородского, что в урочище Старцевский брод.

Ценности были сложены в яму, сверху их прикрыли коваными створами с ворот Пятницкой башни и засыпали землёй. На схорон было наложено страшное заклятье. Многие искали клад и не нашли, а только сгинули.

Возле Пятницкой башни заметное оживление. Здесь и гиды стоят, экскурсии предлагают, и музыканты внутри ворот на гитарах играют, и игрушки продают, и даже железно-деревянная корова детей развлекает.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Если пройти дальше, выйдя за территорию, попадёшь на улицу Зайцева. Слева на углу будет Калачная, мы же направимся к Москве-реке. Частный сектор здесь попроще. Если не знать, где ты находишься, можно подумать, что в обычной деревне.

По задумке архитекторов, Коломенский кремль с северной стороны подходил вплотную к реке.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

Москва-река за прошедшие века осталась верна своему руслу.

Неподалёку от нынешнего Бобриневского моста возвышалась Свиблова башня.

Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля

На её месте теперь обычные жилые дома.

Конечно я не являюсь краеведом Коломны. В Коломенском кремле мы видели лишь малую его часть. Но, гуляя по территории, меня не отпускала мысль, хотел бы я жить там, где каждый сантиметр напитан историей, и где в своём собственном огороде можно найти монету или наконечник стрелы?

С одной стороны да, это престижно, с другой… Коломна за свою историю многократно разорялась и тот же самый наконечник может иметь печальное прошлое.

В любом случае, кто захочет посетить Коломну, тот откроет много интересного!