Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 23:39
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Белград — Сербия Май 2014

Земун стал самым первым местом в обзорной экскурсии по городу, куда нас привезла гид Лилиана. Земун это один из районов Белграда, он имеет древнюю историю. Земун находится на правом (более высоком) берегу Дуная и на левом берегу Савы.

Земун

Выходим из машины, и движемся по старинной улочке вверх,

проходя мимо старинных домиков.

Земун

Архитектура Земуна отличается от Белграда.

Стиль зданий близок к архитектурному стилю Чехии или Венгрии.

Земун

И это неудивительно, в средние века Земун был отдельным городом на южной границе венгерского государства. Медленно и не спеша достигаем самой высокой точки холма под названием Градош.

Во времена Римской империи на этом месте находилось селение Таврун, основанное фракийскими и дакийскими племенами в 3 веке до н. э. В 15 году н. э. римляне включили Таврун в провинцию Панония.

Городок имел крепость и свой флот, но всё это было разрушено и сожжено под напором гуннов. Позже сюда пришли славяне, о чём собственно и говорят названия Градош (город), Земун (Земля).

Примерно в 900 году славян потеснили венгры, которые сумели закрепится надолго. В Земуне родился известный венгерский король Иштван (Стефан) 4-ый, который во всём полностью подчинялся Византии, став позже обычным губернатором крепости.

Холм напитан историей. Однако археологические работы как таковые здесь не проводились. На вершине стоит множество зданий и строений.

Земун

Учёные не могут вторгаться в частную собственность, однако они чётко определили на вершине холма имеются остатки старинных зданий и крепостной стены.

В 1521 году Белград и Земун осадили войска Сулеймана Великолепного. Оба города отчаяно сопротивлялись, но были взяты, и далее вошли в состав Великой Порты. Судьба их в дальнейшем была разной.

Позже с 1541 по 1718 г., когда нынешняя Сербия входила в состав Османской империи, город Земун выполнял пограничные и таможенные функции, находясь в составе Австро-Венгрии. В то время как в Белграде хозяйничали турки. По реке Дунай проходила граница.

В 1918 г. Земун вошёл в состав Королевства Югославия, и далее с 1934 г. он стал частью Белграда. Правда с 1941 по 1944 г. хорваты присоединяли его в своё государство, но после войны он вновь стал районом югославской столицы.

Главная достопримечательность Земуна — башня Янко Сибиньянина, она как раз стоит на холме Градош. Башня построена в 1896 г. Она символизирует 1000-летнее присутствие венгров в Панонской низменности, чаще её так и называют башней тысячелетия.

Земун

Осмотреть башню изнутри, поднявшись по её винтовой лестнице, не удалось. Пришлось просто довольствоваться видами на Земун и на Дунай с холма Градош.

Здесь можно посидеть в кафе, хозяин которого соорудил бассейн и запустил туда различных рыбок.

Земун

Однако время поджимает, спускаемся за гидом по узкой старинной лестнице. Здесь на этих ступенях находится так называемая душа Земуна, его вековая история.

Дорожка выводит к Никольской церкви (1721—1731 гг.) — это самая старая церковь Белграда.

Земун

В 18 веке сербы безнадёжно находились под турками, соответственно османы не разрешали строить храмы.

В Австро-Венгрии для сербов ситуация складывалась несколько лучше.

Земун

На окраине империи, с трудом, но всё же появлялись православные церкви.

В наше время, посещая сербские храмы, иногда складывается впечатление, что турки ушли лишь вчера.

Земун

Денег на восстановление церквей у сербов не хватает,

интерьер довольно бедный и самое главное не видно перспектив, что ситуация изменится.

Земун

Интересно, что в средние века селиться в Земуне ниже Никольской церкви люди не хотели, ибо наводнения были страшными, вода Дуная иногда даже затапливала церковь, хотя она стоит достаточно высоко. В наши дни здесь отстроено множество зданий.

Можно видеть старый колодец.

Земун

Один человек собрал какие-то сантехнические трубы,

разнообразив таким образом дизайн своего кафе.

Мы на набережной.

Здесь множество лодок, и можно заказать экскурсию, дабы осмотреть город с воды.

Земун

А можно сесть в одном из кафе, дабы попробовать Дунайскую рыбу.

Очень сомневаюсь, что в реке что-либо водится. В любом случае, Земун место вполне зачётное.

Земун

Никольская церковь и Башня Тысячелетия — это визитная карточка Белграда.

Кто посетит Белград — Земун для посещения обязателен!