Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 6:36

Толедо — Испания Декабрь 2019

За время пребывания в Испании в Толедо ездили дважды, один раз на поезде, один на автобусе. Путешествие на поезде немного более комфортабельно и безусловно более эстетично. Скоростной поезд Мадрид — Толедо идет с очень симпатичного вокзала Аточа.

Аточа. Мадрид

В каждой стране по-разному относятся к старым конструкциям и сооружениям промышленного назначения. В Штатах их стараются как можно быстрее снести, в России чинят и эксплуатируют по возможности долго, в Европе часто используют третий путь, преобразуют конструктивно наиболее интересные объекты в места для прогулок и выставок. Мой самый любимый вокзал в мире — Де Орсе, его первое место никому не отобрать, но мадридский вокзал Аточа тоже не плох.

Старый вокзал Аточа дожил до того счастливого дня, когда преобразился в оранжерею. Представляете ему радость какая? Раньше все эти вонючие паровозы целый день, туда-сюда, а теперь в нем пальмы и орхидеи живут, кислород вырабатывают. Прямо рядом, с историческим, ботаническим вокзалом размещается современный, с которого комфортабельные и быстрые поезда бегут по всей Испании. Ни каких нареканий на работу испанских железных дорог нет, все удобно, разумно и вовремя. С красивого вокзала Мадрида поезд за полчаса приходит на красивый вокзал Толедо — эдакий милый изыск под мудехар.

Столица Мира

От вокзала минут за десять можно дойти до моста через реку Тахо. Здесь, на крутом берегу реки начинается старый город. Собственно мост — это уже старый город, может самый старый. Мост построили еще римляне, пока работает хорошо… Если вещь работает уже две тысячи лет, странно было бы ожидать, что теперь она вдруг неожиданно сломается.

Как и у многих других городов этого региона в Толедо по всему периметру выпирает Древний Рим. Центр застроен в несколько слоев. Каждый следующий завоеватель, он же освободитель, строил свой дворец на фундаменте дворца побежденного, там до Рима не докопаешься, он на самом донышке. Сами понимаете не ломать же кафедрал, который стоит поверх десяти, а то и больше культовых сооружений только для того, чтобы посмотреть, с чего это все начиналось. При этом сбоку с самого края холма можно чуть-чуть подкопать и взглянуть одним глазом на Древний Рим.

Столица Мира

Нет не так начал, «по всему периметру выпирает Древний Рим» это не существенная деталь, а начинать нужно с глобального, в информационный центр нужно гвоздь вбить, объяснить почему этот город другой, а он другой. Самое главное в образе Толедо тоже имеет отношение к Риму, точнее к Римской Империи. В Толедо жил император Священной Римской Империи, один из самых крутых императоров за всю ее историю Карл Филипович Габсбург он же Пятый, а кому и Первый, т. е. с определенными допущениями Толедо шестнадцатого века можно считать столицей мира.

Отсюда император, перечисление королевских, княжеских и герцогских титулов которого занимало целую страницу текста, правил империей, над которой никогда не заходило солнце. Я не ошибся, фраза не английская, англичане просто присвоили себе цитату из сочинений Карла. Сюда тащили все что можно было допереть из Мексики, Туниса и Филиппин. Вот здесь под нашим гербом и складировали.

Столица Мира

Как ни удивительно огромная империя Карла, по крайней мере в рамках Европы, не являлась результатом военных действия, это скорее продукт эффективных династических браков. Испания досталась, родившемуся в Генте, Карлу по наследству от Безумной матери. Жалко, никто из Романовых не сообразил жениться на мальдивской королеве.

Итак, вот она перед нами, еще одна столица мира, про величие которой люди успешно забыли. В общем пейзаже города доминируют два огромных здания Кафедрал и Алькасар, в последствии королевский дворец.

Мы с Эль Греко

Алькасар огромен и архитектурно бессодержателен. Хотя, конечно, дело вкуса, именно эту архитектурную идею Сталин взял за основу, когда украшал мою родную Москву. У каждого свое видение красоты и величия, тихо проклевывается мысль, что строил он не новый Рим, а новую Священную Римскую Империю.

Столица Мира

Надо сказать, что фотографии Толедского Алькасара, он скорее всего видел. Его друзья разнесли его в клочья, почти до основания. В тридцатые годы прошлого века здесь геройствовали сторонники Франко. Республиканцы при огромном численном превосходстве осаждали Алькасар семьдесят дней, обстреливали из артиллеристских орудий, взрывали с помощью подкопов, заливали горючей жидкостью и поджигали, отлавливали и публично расстреливали родственников защитников Алькасара. Каким-то невероятным образом сторонникам Франко удалось удержать свою святыню, но к концу осады от нее осталось совсем немножко. После окончания Гражданской Войны дворец был восстановлен. Во времена правления Франко толедский Алькасар работал образом испанского героизма и самоотречения. Сейчас там размещается неинтересный Музей Армии.

В отличии от Алькасара Кафедрал в Толедо полностью соответствует моим эстетическим требованиям. Он здесь самое главное — географический и культурный центр. В отличии от многих испанских церквей им не пытаются насмерть испугать посетителей и принудить их биться головой об пол, он просто красив и изящен. Толедский кафедрал является главным собором Испании, службу в нем ведет высшее испанское духовенство.

Столица Мира

Современное здание собора закончено строительством в пятнадцатом веке, но до этого, еще в шестом веке здесь была церковь, потом мечеть, потом опять церковь. Собор огромный, площадь перед ним маленькая, народа на этой площади тысяча, поэтому фотографию его смотрите на официальном сайте, я свою разместить постеснялся. В настоящее время работают два входа. Один за деньги, другой бесплатно. Если войти, в тот, что бесплатный, можно через решетку наблюдать как богатые смотрят великолепный интерьер. Это приводит к чувству собственной неполноценности, я бы все-таки советовал заплатить, там есть на что посмотреть.

Если серьезно, то Толедский Кафедрал можно смотреть целый день, чем мы, собственно, и занимались в наш первый приезд в Толедо, там есть все. Я и до этого видел много церквей, но тут был поражен в самое сердце, нет в голову. Это не просто роскошь и богатство, это Искусство. Не надо забывать, что Толедо — город Эль Греко, а если кто забыл, экспозиция в Соборе напомнит об этом. Пожалуй, это одна из лучших коллекций Эль Греко в мире.

Столица Мира

За время своей работы в Испании Эл Греко сделал несколько попыток перебраться в Мадрид и Эскориал, но сами понимаете как не просто иммигранту получить место при дворе. Как результат, возвращался в домой в Толедо и обслуживал местную аристократию и духовенство. Не подумайте, что в соборе только картины принадлежащие кисти Эль Греко, нет подбирали по-другому принципу, брали даже итальянские), лишь бы хорошие были.

Если просто прочитать перечень того, что есть в Соборе, может показаться, что это чрезвычайно эклектичная коллекция самых разноплановых произведений искусства, но в данном случае из-за огромных площадей и жесткого зонирования внутреннего пространства, ощущения диссонанса не возникает.

Столица Мира

Кроме традиционного церковного убранства: фресок, скульптуры, лепнины и фантастической коллекции живописи, есть произведения ювелирного искусства совершено неожиданного размера.

От Толедского Кафедрала у меня осталось впечатление очень важного места, одного из тех которые обязательно нужно посетить. В мире очень много красивых и интересных мест, все не посмотришь, но среди этой красоты можно выбрать ключевые точки, без которых ваше представление о Земле будет не совсем верным. Похоже кафедрал в Толедо одна из таких точек.

Столица Мира

Кроме достопримечательностей, которые видно издалека, в Толедо есть интересные объекты меньшего размера. В первую очередь — это церкви, монастыри и как не странно ворота. От былой мощной крепостной стены города осталось не так много, но ворота, к счастью, сохранились. Все ворота Толедо замечательно разные, по ним можно изучать историю Европы.

Есть римские, есть арабские, есть и такие, что можно подумать, что ты попал в Австрию, просто испанские тоже есть, хотя что такое испанские, наверно это если все вышеперечисленное смешать вместе.

Столица Мира

Когда я учил географию, Испанией правил суровый Франко, видимо поэтому у меня сложилось ощущение единой мощной страны, которая была всегда. Позже выяснились подробности и стало понятно, что Испания — это во многом искусственная федерация, сформировавшаяся в средневековье. Причем возникла она благодаря природной агрессивности кастильской знати, вовсе не самой умной и не самой образованной в округе и однозначной поддержке, которую ей оказала католическая церковь.

Мы говорим реконкиста — подразумеваем освобождение, а кто от кого и что освободил? Кастильцы побили мавров, а освободили то они кого? Вестготов, про которых за время господства арабов все забыть успели? Скорее реконкиста — это не освобождение какого-то народа или социальной группы, а освобождение земель от прежних владельцев. Правда, на стенах монастыря Сан-Хуан-де-лос-Рейес висят цепи, в которых арабы держали христианских узников.

Столица Мира

То ли узники христианские были размером со слона, толи мавры железа на них не жалели. Обычно такие цепи используют в конструкции подвесных мостов. Я вовсе не утверждаю, что мавры были добры к христианам, просто цепи они использовали смешные. Зато в доброте христиан сомневаться не приходится. Достаточно только вспомнить имя лидера — Торквемада. Тут уж все повеселились и мавры, и евреи, и ацтеки, да и среди самих христиан много сомнительных было. Вам самим женщина, которая весит меньше пятидесяти килограммов не кажется подозрительной?

Он, между прочим, не самодеятельностью занимался, Торквемада был духовником основательницы Великой Испании — Изабеллы Кастильской, его на должность великого Инквизитора Папа назначил. И королева, и ее духовник постоянно получали от Папы награды и почетные грамоты.

Столица Мира

Люди других вероисповеданий вынуждены были бежать из этих мест, с альтернативой умереть. Страшно ведь, даже когда мы говорим о злобности турок, которые действительно не были добры к христианам, мы должны признать, что христианские народы подвергались полному уничтожению в частных случаях. Армяне, греки, болгары, … плохо относятся к туркам и имеют на это все основания, но часть из них выжила на оккупированных территориях. Здесь истребление любых инакомыслящих было возведено в основу государственной идеологии. Люди с иными религиозными убеждениями в Толедо просто больше не жили. Храмы их остались, но были перепрофилированы и переименованы, они получили имена людей и богов, призывавших к доброте и милосердию.

Толедо, умиляясь, называют городом трех религий, может поэтому здесь особенно четко видно насколько исходная религиозная идея может быть извращена в угоду требованиям правящей верхушки. Подтащить под массовые зверские убийства христианскую идеологию даже труднее чем идею равенства.

Столица Мира

Наверно не надо было про это писать, лучше про ужин, который действительно было хорош, но именно в Толедо вопрос бессовестности как особенно сильно начинает волновать. Да ладно Бог с ними, значить так, были мы в Толедо два раза, в сумме часов двенадцать на осмотр достопримечательностей потратили. Может и пропустили что важное, но только если это «что» не очень большое и хорошо спрятанное. Наверно все правильно спланировали, если есть больше времени не пропадет, меньше не успеете посмотреть, там действительно много интересного.

Туристический паровозик, который ходит по городу полезен. Он проезжает мимо основных объектов, которые в дальнейшем следует посмотреть, это помогает правильно спланировать осмотр города. Самое главное паровозик отвозит на обзорную площадку «имени Эль Греко». Туда довольно далеко шлепать пешком.

Столица Мира

Город очень понравился, он умный, интересный, содержательный, общеобразовательный. Как ни странно, в нем есть некоторый надрыв, нервная напряжённость, но может — это мое личное ощущение. В любом случае, настойчиво рекомендую посмотреть.