Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 16:09

Дамме, Брюгге — Бельгия Июль 2015

Моё первое самостоятельное путешествие в Европу состоялось летом 2015 года.
Именно в том году я открыла для себя сайт Туристер, увлеклась рассказами о путешествиях в разные страны и осознала, что можно и нужно путешествовать самостоятельно. Читала рассказы, смотрела фото, и очень мне захотелось побывать в Нидерландах и Бельгии. Средневековые города с готическими соборами манили своей суровостью и таинственностью, многочисленные каналы в этих городах очаровывали. Итак, мой выбор пал на Амстердам, Брюгге, Гент и Утрехт.

Гент

Утрехт

Приступила к деталям: что посмотреть, где жить, куда поехать и на чём. А может, всё-таки, воспользоваться услугами Туроператора? Посмотрела их предложения. Как насчёт Брюгге? Ну, только одним днём из Парижа, или какого-то другого города. Нет, так я не хочу! Как представила: опять бежать за гидом вместе с толпой по улицам города и немного времени на самостоятельный осмотр…

Брюгге

Мне же хотелось пожить в городе, переночевать в нём, увидеть его утром и вечером! И чтобы было хоть какое-то приключение!

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

Итак, еду одна, самостоятельно! Прилетаю в Амстердам (4 ночи), из Амстердама делаю вылазки на поезде в Харлем, Делфт, Зандфорт (посмотреть на море).
Из Амстердама переезжаю на автобусе в Брюгге (3 ночи), потом на поезде в Гент (2 ночи).
Из Гента на поезде приезжаю в Утрехт (1 ночь). Утром из Утрехта на поезде добираюсь до аэропорта Схипхол и улетаю в Москву.
Сразу скажу, что мой первый опыт самостоятельного путешествия был удачным! Всё получилось так, как я запланировала, никаких неприятностей не было. Только 10 дней мне показалось мало. Надо сказать, что тогда я и не помышляла писать отчёт на Туристере о своём путешествии, поэтому записи практически на вела, фотографировала мало. Выбирать сейчас не из чего, да и качество фото оставляет желать лучшего.
Не буду описывать все города, в которых я тогда побывала, а расскажу лишь о Брюгге и маленькой деревушке Дамме.

День первый (полдня) и второй
Ещё дома, предвкушая путешествие в Брюгге, мне было интересно, а как название города звучит на голландском? Переводчик Гугл выдал что-то типа Брюхе. Смешно… Водитель автобуса, когда мы приехали в Брюгге, выкрикивал два варианта: уже знакомое моему уху Брюхе и Брюж (я думаю, это французский вариант).
Автобус высадил туристов на привокзальной площади. До моего отеля надо было ехать на автобусе (№ автобуса и количество остановок указано на Букинге). Купив в киоске билетик, я села в нужный автобус и поехала, отсчитывая про себя остановки.
Забронированный мной отель De Pauw находится в историческом центре, но в глубине тихого квартала, на площади церкви Сент — Гиллис. Окна моего номера как раз и выходили на эту церковь, а утром я просыпалась под звон колоколов.

Заселившись в отель, я отправилась на осмотр города.
Что я знала о Брюгге? Когда-то город был богатейшим торговым центром Северной Европы. Пережив времена своего расцвета, Брюгге сохранил красоту и изящество. Многочисленные каналы, дома, построенные ещё в XV веке — здесь на каждом шагу ощущается дух средневековой Европы. Большинство старинных зданий и сооружений признаны объектами исторического и культурного наследия и находятся под охраной ЮНЕСКО.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

Путь из отеля в самый-самый центр города проходит вдоль канала.

А эта площадь с памятником была моим ориентиром: это тот канал, который ведёт к моему отелю. На площади установлен памятник Ян ван Эйку, художнику-новатору Северного Возрождения, дипломату, мастеру портрета, автору более ста картин на религиозные сюжеты.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

Двигаясь по направлению к площади Гроте Маркт, я углублялась в тихие улочки, переходила по изящным мостикам каналы.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

Разноэтажные кирпичные, прилепившиеся друг к другу дома, какие-то с неброским декором, а какие-то с яркими фасадами, у некоторых часть фасада деревянная, витрины магазинов и кафе — от них невозможно было оторвать взгляд! Они постоянно отвлекали меня от главной цели — центральной площади Брюгге.

Как же приятно по ним бродить! А какие уютные дворики-садики на воде мне встречались!

По углам многих домов располагаются небольшие скульптуры святых.

На одном из каналов установлены мостки для купания.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

И вот, наконец-то, я пришла на центральную площадь Гроте Маркт (рыночная) со знаменитой башней Белфорт.

Название площади говорит само за себя. Здесь и сейчас работают крытые рынки, а по периметру — многочисленные кафе и рестораны. Вокруг площади — архитектурный ансамбль зданий разных стилей и эпох.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

Башня Белфорт — главный исторический символ города, была построена в конце 13 века. Её высота 83 метра. На верхнюю площадку башни Белфорт ведут 366 ступеней.
Днем каждый час над городом раздается звон карильона, который состоит из 47 колоколов и каждый раз исполняются разные мелодии.
В первый день мне не удалось совершить восхождение на Белфорт, так как дело было уже к вечеру, а впускают на башню до определённого часа (я уже точно не помню, но до 5 или 6 вечера) и по системе: сколько человек вышли, столько же зашли.
На второй день, отстояв очередь, я преодолела эти 366 ступеней и поднялась на смотровую площадку. ЗдОрово! Но, хочу сказать, подъём на башню не из лёгких! Насколько я помню, узкая винтовая лестница с деревянными ступеньками.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

От площади Гроте Маркт я перешла на соседнюю площадь Бург. Здесь находится ратуша Брюгге — ажурное готическое здание, едва ли не самое красивое во Фландрии. Его возвели в 1376 году. На фасаде — шесть овальных окон и 48 ниш для статуй библейских персонажей и фламандских правителей. В ратуше и сейчас проходят заседания Городского совета.

В углу — Базилика Святой Крови Христовой. Почему-то в неё я не зашла. А посетить её надо было обязательно! Знаковое место для Брюгге (как я потом узнала).

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

От Рыночной площади, по улице Wollestraat я вышла к мосту Яна Непомуцкого.

Мне непременно хотелось увидеть самый открыточный вид Брюгге — иву, со спущенными в воду канала ветвями. Иву видно с моста, а если перейти по нему на набережную Роз (Rozenhoedkaai) — вид будет ещё лучше.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

На мосту установлена статуя Чешского святого Яна Непомуцкого, который считается покровителем мостов и легко узнаваем по пяти звёздочкам на нимбе.

В этот же день я успела ещё совершить прогулку по каналам и осмотреть Брюгге с воды.

Небольшие лодки шустро плавают по каналам и умело расходятся под небольшими низкими проёмами мостов.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

На следующий день, в 10 утра, у мня была запланирована встреча с гидом Ольгой и экскурсия по городу. Тогда, в своём первом самостоятельном путешествии, мне, неопытной, ещё нужен был поводырь, казалось, что город непременно должен показать знающий человек. С Ольгой мы встретились возле моего отеля и отправились на экскурсию.
Она очень удивилась, узнав, что накануне, я уже много чего посмотрела самостоятельно. Я тоже удивилась: а как же я могла усидеть на месте, прибыв в город вчера, во второй половине дня? Но, надо сказать, что Ольга провела экскурсию на все 100%! Провела и показала потаённые уголки Брюгге, рассказала много интересного (правда, всё это почти сразу забылось). И, что немаловажно для одинокопутешествующего туриста — сделала много фотографий со мной в интерьерах Брюгге.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

Но как же дороги услуги экскурсовода на одного человека — 120 евро за 3 часа! К счастью каждый опыт, даже если он отрицательный, даёт положительный результат. В последующие поездки я уже и не помышляла о гидах, а готовила путеводители самостоятельно.
Во время экскурсии разговорились о фильме «Залечь на дно в Брюгге». Ещё до поездки, моя московская кузина, узнав, что я отправляюсь в Брюгге, предложила посмотреть этот фильм. Я посмотрела, и, честно говоря, не очень-то впечатлилась.
Ольга поводила меня по местам, где происходили события фильма, показала фасад гостиницы (его как раз очень хорошо видно с набережной Роз (Rozenhoedkaai), из окна которой герой удачно выпрыгнул в лодку, как раз проплывающую по каналу.
Вернувшись домой, я пересмотрела (и не раз!) этот фильм и он мне понравился! Всё встало на свои места, было хорошо узнаваемо и я смотрела этот фильм уже совсем другими глазами.
Возвращаюсь к экскурсии. Есть в Брюгге и свой Бегинаж (Begijnhof), построенный как общежитие для религиозной общины бегинок. Последняя бегинка в Бельгии уже умерла, но бегинаж до сих пор используется под жильё. Вход в него (кроме музея) бесплатный.

Через какую-то улочку и потаённую дверку мы прошли в уютные дворики бегинок. Как там всё ухожено и уютно!

В конце экскурсии, Ольга привела меня к пивоварне De Halve Maan Brewery, которая была основана в XVI веке.
После небольшой информации об этом предприятии, она посоветовала мне здесь пообедать, подсказала, какое пиво и блюдо лучше выбрать. Может, у неё и есть некая договорённость с этой пивоварней: отводить туристов именно сюда, но обед и пиво были вкусными и я осталась довольна. А это — главное!

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

Во время экскурсии, я обратила внимание, что на обеих площадях устанавливались сцены, места для зрителей. Ольга объяснила, что 21 июля (а моё пребывание в Брюгге удачно выпало на этот день) — национальный день Бельгии и по всей стране проводится Национальный бельгийский фестиваль. Город готовился к празднованию.

И действительно, но Рыночной площади, ближе к вечеру, выступали местные музыкальные группы. Народу было очень много. Зрители подпевали, танцевали, пиво лилось рекой. На страже происходящего повсюду были полицейские.
На 6 часов вечера у меня был куплен билет на концерт органной музыки в церкви Богоматери.

Немного информации: Церковь Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekerk) — самый главный храм города. Ее еще называют Нотр-Дам. Это самый высокий храм Брюгге, шпиль его башни имеет высоту 122 м. В храме находится уникальное сокровище — статуя Богоматери с младенцем на руках (Мадонна Брюгге). Автор этого творения — Микеланджело создал ее в начале XVI века.
Концерт был потрясающим! Длился он около часа. После него я, переполненная впечатлениями вернулась на площадь Маркт. А там уже изменения: центр площади со сценой огорожены и впускают по билетам. Оказывается, шёл концерт Boney M! Неслась знакомая музыка, давно надоевшая. Я постояла немного за решёткой, поглазела на действие и пошла в отель.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

Уже смеркалось, зажигались неяркие уличные фонари. И вот тут-то и случилось со мной приключение. Я заблудилась! Боже мой! Вышла с площади не по той улице, которая привела меня не к тому каналу. И я, как-то пропустила момент, что не попалась на моём пути площадь в памятником (помните, я выше писала о главном ориентире). Иду я себе вдоль канала и замечаю, что дома не те, и канал совсем не «мой». Уже 9, совсем стемнело, людей вокруг нет. Это не итальянская Апулья, где возле каждого входа в дом по вечерам тусуются местные. Я в панике: телефон почти сел и Maps. Me, естественно, не работал. И тут, я встречаю молодого человека на велосипеде. Ехал он неспешно, и я обратилась к нему с просьбой помочь мне найти дорогу. Хорошо, что у меня была с собой карточка отеля с указанием местонахождения. Разговаривая по пути о том о сём (по- английски), он вывел меня на нужную мне площадь к «моему» каналу. Очень положительный опыт в путешествии!

Вернусь опять к гиду Ольге. Узнав, что у меня ещё один день в Брюгге, и я уже почти всё посмотрела (не посещала только музеи), она посоветовала мне прокатиться на кораблике в деревушку Дамме. Туда можно съездить и на экскурсионном автобусе, который, по-моему, отправляется с площади Маркт. Но это будет и дороже, и только туда и назад. Мне же лучше добраться туда самостоятельно на колёсном пароходе, тем более порт Дамме (очень громко сказано! На самом деле только маленький причал на канале) находится примерно в 20 минутах ходьбы от моего отеля. Идти надо вдоль канала, только в противоположную от центра сторону. Я нашла этот порт на карте бумажной и Maps. Me, сделала метку (чтобы, не дай бог, не потеряться), и на следующий день с утра отправилась туда.

День третий

По дороге в порт мне встретился вот такой разводной мостик, свидетельство того, что канал уж точно когда-то был судоходным. А может и сейчас мостик иногда поднимают, чтобы пропустить какой-нибудь кораблик.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

О Дамме я не знала ничего, только уже после поездки туда, мне стало любопытно и я прочитала о нём.
Городок расположен в 6 км от Брюгге.
Добраться до него можно пешком вдоль канала (для любителей прогулок), на велосипеде, на машине, естественно, или на очаровательном колёсном пароходе.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

На пароходе две палубы: верхняя, открытая и нижняя, закрытая. По дороге туда я расположилась на открытой палубе: солнышко пригревала и очень приятно было созерцать окрестности. А вот когда я возвращалась, подул ветер, стало прохладно и все пассажиры устремились на нижнюю палубу.

Немного истории. До середины XI века город являлся портовым. Когда канал обмелел, он потерял выход к морю и в точности повторил судьбу Брюгге — пришёл в упадок. Но, в отличие от поднявшегося Брюгге, Дамме больше не суждено было играть какую-либо значительную роль в судьбе Фландрии.
Почему же Дамме так популярен у туристов? Старинный, маленький, в общем-то ничем непримечательный городок, которых тысячи по всей Европе. А всё дело в Тиле Уленшпигеле. Именно этот мятежный персонаж писателя Шарля де Костера «спас» город от забвения. Город стал популярен у туристов, так как именно в Дамме разворачивалось действие его романа «Легенда об Уленшпигеле». Сейчас Дамме знаменит также своими книжными магазинами и книжными ярмарками.
Живописный узкий канал связывает Брюгге и Дамме.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

На канале, ближе к Дамме, расположена одна из достопримечательностей города — старинная Ветряная мельница.

Буквально в двух минутах от причала находится площадь с ратушей — готическим сооружением середины XV века.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

Более чем любопытная постройка в Дамме — церковь Нотр-Дам или по фламандски Онзе-Ливе-Враукерк. Этот храм — памятник расцвету и упадку города. Церковь возвели в 1230 году. Но то, что мы видим сейчас — результат позднейшей перестройки. Такая массивная и величественная церковь оказалась слишком большой для пришедшего в упадок Дамме. Её уменьшили, с годами и башня лишилась своего завершия.

Когда я подошла ближе к церкви, мне показалась, что она заброшена. Оказалось — нет, очень даже действующая. Внутри всё просто. За какие-то евро можно подняться на башню, но я не стала этого делать, а погуляла вокруг. За церковью, как водится, находится кладбище и сразу за ним — сельская идиллия: поля, лес, тишина и спокойствие.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

Прогулялась по улицам, вкусно пообедала в ресторанчике недалеко от ратуши.

Дамме располагается по обеим сторонам канала, на другую сторону можно пройти по мосту. Но я не пошла туда, издали эта часть городка мне не приглянулась. А может и зря?…
Я уже не помню, какой интервал между рейсами парохода, но времени на осмотр вполне достаточно.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

Вернувшись в Брюгге, я немного отдохнула в отеле и отправилась на прощальную прогулку по городу. Побродив по лабиринтам средневекоых улиц, я зашла отведать пива в знаменитой пивной (название не помню) недалеко от башни Белфорт. Эту пивную мне показала Ольга и посоветовала попробовать вишнёвое пиво. В застеклённых стеллажах представлены все сорта бельгийского пива, к каждому сорту полагается свой бокал. В Бельгии настоящий культ пива, и надписи подтверждают это. Уж не знаю, действительно ли эти цитаты принадлежат этим людям (Платону, Б. Франклину) или это выдумка бельгийцев, но очень забавные высказывания, утверждающие, что пиво — это наше всё!

Тот, кто изобрёл пиво - был мудрым человеком - Платон, 428 год до нашей эры

Отстояв небольшую очередь, я взяла бокальчик вишнёвого пива и вышла на небольшую террасу с видом на канал. Устроилась на высоком табурете за малюсеньким столиком, прикреплённому к стене.

Брюгге и Дамме. Вспоминая своё первое самостоятельное путешествие

Попивая пиво, наблюдала за разноязычной публикой.

Хотя я совсем не знаток пива и пью его, скорее из интереса и только в тех местах, которые им славятся, вишнёвое пиво мне не очень понравилось. Смахивало на морс.

Вот так прошли мои два с половиной дня в чудесном бельгийском городе Брюгге. Я осматривала город неспеша, без суеты проникалась его атмосферой. А впереди был не менее интересный бельгийский город Гент.