Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 23:22

Тверия — Израиль Февраль 2020

На первый взгляд сравнение израильского озера Кинерет с Байкалом не более как шутка, на самом деле на Земле мало мест настолько похожих друг на друга. Конечно, можно привести простой довод, отметающий сомнения — Байкал большой, а озеро Кинерет относительно невелико. Если возражение простое, то и отвечать нужно просто — нет они приблизительно одинакового размера, просто в Кинерете мало воды. Вода дело наживное, десять миллионов лет назад в Байкале воды было мало, а Кинерете много.

Еврейский Байкал

По ходу разговора, становится понятно, что речь идет не о самом озере Кинерет, а об огромной трещине (рифте), в которой находится и это озеро. Прямо по центру рифта в самом слабом его месте протекает река Иордан, в самом глубоком месте находится Мертвое море. Все это остатки огромного природного канала, который соединял Средиземное море с Красным.

Самая низкая точка рифта и вообще самая низкая точка на Земле

Такая систем существовала очень недолго. Предположительно канал заполнился морской водой где-то десять миллионов лет назад, но уже через миллион лет вход в него, со стороны Средиземного моря, закрылся. В этом месте сейчас Бейрутский порт. Канал — слово, которое не очень сюда подходит. Русские геологи, скорее всего, назовут всю эту систему Иорданской рифтовой долиной, но наиболее распространенное и принятое всеми названия — Гхор, слово хорошее на армянское похоже.

Устойчивое понижение, которое идет от Шарма до Бейрута, трудно не заметить

Продолжим с поиском аналогий, все, кто пишут про Кинерет, упоминают, что река Иордан впадет в озеро с севера и вытекает из него с юга. Те, кто пишет про Байкал никогда не говорят, что кроме Ангары, которая из Байкала вытекает, есть замечательная река Верхняя Ангара, которая в Байкал впадает, с противоположной стороны. Я точно знаю, что она там есть. Я на Верхней Ангаре поймал огромного тайменя, в следующий раз, когда будем в Москве встречаться, я попрошу Олега или Сергея показать, какой это был большой таймень.

Еврейский Байкал

Еще одна аналогия — печальная. В предыдущей заметке я ерничал по поводу исчезновения Содома и только теперь занявшись поиском геологических аналогов понял, что ерничать нехорошо. Уже в не в библейские, а в близкие к нам времена, в девятнадцатом веке, с берега Байкала исчезло десять бурятских улусов, как корова языком слизала. Произошло это после землетрясения, предположительно в десять балов, хотя особо никто не мерил. Значительная часть береговой линии Байкала опустилась сразу на большую глубину, да похоже еще как-то кувыркнулась, по крайней мере во многих местах не могут найти следов береговых отложений. В наши дни и тот и другой рифт потихоньку трясет практически без остановки. Это у специалистов по физике Земли считается явлением положительным. Мелкие землетрясения снимают нагрузку между и подземными структурами и предотвращают крупные землетрясения.

Кинерет был явлением всегда и десять миллионов лет назад и в наши дни. Город Кинерет одно из первых мест, упоминаемых в хрониках. В шестнадцатом веке до нашей эры фараон очень гордился тем, что взял штурмом этот город и записал это событие в свою книгу рекордов. Представьте себе это время, на Земле еще почти ничего человеческого не было, а здесь на этом месте был город.

Еврейский Байкал

Самые славные времена в истории Кинерета случились пятнадцать веков спустя, после первого его упоминания. Именно здесь произошло большинство событий описываемых в Евангелиях. С точки зрения еврейского оппозиционера первого века после своего собственного рождения, было совершенно разумно искать поддержку именно в этом регионе. Это был один из немногих районов Иудеи, где безусловно доминировало еврейское население. Район плохо контролировался римлянами, так как в их понимании не являлся ключевым. Здесь не было сосредоточения политической, религиозной или экономической власти. Христу любая концентрация посторонней силы была не нужна, ему были нужны простые люди с независимым мышлением. Он хотел научить рыбаков «ловить человеков» и озеро Кинерет было самым подходящим местом для его школы.

Фреска в храме Двенадцати Апостолов на берегу Кинерета

Христос крайне неохотно совершал чудеса, но именно здесь на берегу озера он вынужден был демонстрировать свою силу. Перефразируя скажем так — сила и проповедь действуют лучше, чем просто проповедь. Здесь он посоветовал Петру забросить сети поглубже… Здесь показал, что даже это не обязательно и накормил огромную толпу двумя рыбами и семью хлебами. Здесь он послал того же Петра поймать рыбу, у которой во рту будет статир (монета), чтобы заплатить храмовый сбор.

Еврейский Байкал

Рыбаки и теологи имеют разные взгляды на жизнь. Обычно теологи лучше трактуют Библию чем рыбаки, но в истории той знаменитой рыбалки Петра, мнение рыбака любителя может быть не менее важно чем теолога профессионала. С точки зрения теологов, Петр поймал тиляпию, которая с тех времен называется рыбой святого Петра. Я как рыбак осмелюсь утверждать, что это маловероятно. Отбросим даже то, что тиляпия очень плохо берет на наживку, остановимся на монете, которая была у нее во рту. Один статир равен двум дидрахмам — плате за двоих, Иисуса и Петра. Это довольно дорогая монета, весит один статир 12–13 г, для сравнения пять рублей -6 грамм. Даже при всем желании невозможно запихать такую здоровую монету в тиляпии в рот. Да, конечно, если ты Бог, можно сунуть золотой запас России креветке под хвост, но зачем, Христу не нужны были шоу, кругом плавает множество сомов, у тех статир во рту размещается легко и элегантно, не стал бы Христос над тиляпией издеваться.

Вы не подумайте, это сом не техасский, я его действительно в Израиле сфотографировал. Возможность путешествовать удивительная вещь, здесь в Израиле мы можем своими глазами видеть то, во что миллионы людей просто верят. На фотографии ниже видно какой крутой берег у Кинерета. Помните, Иисус перешел на другой берег моря Галилейского туда, где жили язычники, тот самый что на фотографии. Во время этого похода он изгнал бесов из людей, которые жили в гробах и разрешил бесам поселиться в свиньях (евреям свиней не жалко), но свиньи сами прыгнули в озеро, вот отсюда, с крутого берега.

Еврейский Байкал

На берегу Кинерета ненадолго заехали в православный храм Двенадцати Апостолов, который похвалила Лена Хороший рассказ про Израиль. Я вообще стараюсь смотреть все что она хвалит, уж больно у нее вкус хороший. Настроение после посещения этой церкви осталось легкое и радостное, как и обещали. Мне показалось что храм посвященный Христу должен быть такой — веселый и радостный. Ведь самое главное не в том, что Христа распяли, римляне вообще много кого распяли, а в том, что он воскрес, значить у нас есть все основания радоваться.

Там у ребят хорошо, вид с крутого берега замечательный петухи бегают, павлины, настоятель симпатичный. Ириша меня правда после короткого общения с ним с сомнением спросила: Он типа монах? Я сказал, что греческие монахи, приравниваются к армянским, а с армянскими она часто общается.

Еврейский Байкал

Шучу, там действительно хорошо и человек, который сделал это «хорошо» заслуживает слов искренней благодарности. Трудно даже для себя сделать хороший дом, а для других — это только по-настоящему талантливый человек может.

От Храм Двенадцати Апостолов поехали на реку Иордан. Христианских нерукотворных святынь мало, Иордан безусловно одна из них. Внешний вид реки ее историческому величию совершено не соответствует. Так уровень подмосковных переплюек типа Пахры или Нары, по которым я в детстве ходил на оцинкованном корыте.

Еврейский Байкал

Можно, конечно, настроиться посерьезнее и решить для себя, что не в размере счастье, а можно и не настраиваться. Достаточно просто вспомнить, что здесь происходило. Каждой религии нужна атрибутика, обряд посвящения чрезвычайно важен, а может и самый важный среди церковных действий. Здесь, на этом месте, Христос одобрил обряд крещения, т. е., по сути, отделил новую религию от старой иудейской.

Я бы хотел обратить ваше внимание на то, что это вообще единственный обряд, одобренный Христом. Все остальное люди придумали позже. Мы не можем с уверенностью сказать, что Богу нравиться, например, то, что мы осеняем себя крестным знамением, ни Христос, ни Богоматерь, ни апостолы нам этого не завещали. Может Христу неприятно постоянное напоминание о его мучениях на кресте.

Еврейский Байкал

Похоже, что Христос вообще пытался минимизировать всякого рода религиозную атрибутику и, если разобраться крещение — один из элементов упрощения формы поклонения. Заменяя обрезание крещением, Христос и Иоанн упрощают форму религиозной службы. Вот здесь хорошо на берегу посидеть и подумать, ну ничего он не говорил про то, что нужно поклоны бить, на коленях стоять, одеваться определенным образом и про другие формальности принадлежности к основанной им религии. Он говорил о том, что нужно быть добрым. Хорошо поехать на маленькую речку и вспомнить что хороший христианин — это тот, кто добрый, у него не обязательно должна быть золотая ряса или большая шишка на лбу от земных поклонов.

Наверно в этом разница между Нарой и Иорданом. Не припомню, что бы во время моих многочисленных путешествий по Наре у меня возникали мысли о религиозной атрибутике, а вот на Иордане, как только так сразу. Всему свое время и свое место.

Еврейский Байкал

В заключении хочу посоветовать вам поехать на озеро Кинерет и реку Иордан если вы соберетесь путешествовать по Израилю. Это только кажется, что в этих местах нет ничего существенного, что бы стоило посмотреть. На мой взгляд одно то, что здесь когда-то сформировалась новая идеология человечества, которая уже две тысячи лет является доминирующей, достаточное основание, чтоб сюда приехать.