Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 23:10

Гурзуф — Россия Май 2019

Крым — это то место, где можно получить максимум впечатлений и от природных красот, и от рукотворных достопримечательностей. Конечно, за одну-две поездки невозможно увидеть и половины прекрасных мест этого полуострова, поэтому сюда надо приезжать еще и еще, каждый раз открывая для себя что-то новое.

Вот таким новым и поистине удивительным местом в прошлогоднее майское путешествие для меня стал Гурзуф — живописный поселок с уютными и очень красивыми улочками и шикарнейшим парком, расположенным прямо у моря.

Гурзуф по размерам на город не тянет, это поселок, расположенный на высоте около 60 метров над уровнем моря. Чтобы попасть из поселка к морю, придется спуститься под горку, что вообще-то совсем не трудно, ноги сами несут вниз. А вот если вы живете в поселке, то для того, чтобы вернуться в отель, придется взбираться вверх минут 10–15.

Но это не самое главное, главное то, что Гурзуф — очень колоритное место с необычной атмосферой, другого такого места, пожалуй, в Крыму не найти.

Этот удивительный Гурзуф

И все дело в том, что, Гурзуф — это маленькая крымская Италия. Узкие извилистые улочки, ажурные решетки, вымощенная в европейском стиле дорога, балкончики, уютные дворики — все это очень напоминает любимую Италию.

Этот удивительный Гурзуф

Приморская часть старого Гурзуфа, застроенная яркими домиками, сохранила особый неповторимый колорит. Эти домики, как привет из прошлого, из 19-го и начала 20-го веков, когда они были построены.

Домики как будто прилепились к скале. Свечки кипарисов, виднеющиеся вдали горы и домики, как из сказки — такие виды не оставят никого равнодушным.

Этот удивительный Гурзуф

К сожалению, времени у нас было в обрез, это был последний день нашего путешествия, и тем более, время перевалило уже за полдень, а мы еще очень хотели посетить знаменитый Гурзуфский парк, так что по поселку мы только пробежались, но и за это короткое время особый колорит места, его атмосфера нас покорили.

На южном берегу Крыма немало любопытных мест, созданных природой без участия человека. Бухты, необычные скалы, пляжи привлекают внимание во все времена года. И в Гурзуфе таких природных достопримечательностей немало.

Посреди Гурзуфской бухты, где-то в 300 метрах от берега, находятся две небольшие скалы. Называются они Адалары. Раньше их связывал с берегом перешеек, но со временем перешеек ушел под воду, может, и море размыло его, но так или иначе, скалы оказались среди моря, как два сказочных замка.

Этот удивительный Гурзуф

Скалы расположены относительно недалеко друг от друга, примерно 40 метров моря разделяют их. Издали они похожи друг на друга. Их так и называют — «Близнецы». Ну это на первый взгляд они одинаковые, а на самом деле разные, и по высоте они отличаются друг от друга, одна скала возвышается над морем на 38 метров, другая — на 45 метров.

Это так кажется, что скалы вот они, рядом, но нет, доплыть до них трудно, да и опасно, подводные течения, да и глубина моря здесь приличная, около 38 метров.

Этот удивительный Гурзуф

Говорят, что возле Адалар в давние времена были стоянки судов, и в шторм многие суда разбивались о скалы. На дне дайверы до сих пор находят остатки старинных судов, какие-то интересные предметы, а вот сокровища, которые якобы остались с затонувших судов, не находятся, хотя слухи о них ходят.

Один из символов Южного Крыма — гора Аю-Даг, или Медведь-гора, и с Гурзуфа прекрасно видно эту гору, очень напоминающую по форме огромного медведя, склонившегося к морю, чтобы испить водички. При это «голова» медведя полностью погружена в морские глубины, а «бока» поросли густым лесом.

Высота Аю-Дага — 570,8 метров, общая площадь — около 4 кв. километров, а в море гора выступает примерно на 2,5 километра, приличное расстояние. Склоны горы пологие, так что подняться на нее вполне реально, вот только для этого нужно еще один раз приехать в Крым.

Гора окружена множеством поверий и легенд. Мне вот понравилась одна, которая рассказывает о том, что медведя, злого хищника, настолько сразила красота Партенитской долины, что он решил здесь задержаться. Уставший зверь наклонился над водой, чтобы утолить жажду, и больше никогда не поднимался: по повелению морского бога он превратился в каменную глыбу. Действительно, здесь такая красота, что может покорить сердца всех, кто побывал тут, в том числе и того злого медведя.

Этот удивительный Гурзуф

И еще одной природной достопримечательностью Гурзуфа является море необычного голубого цвета, ласковое и нежное, море, которым можно любоваться бесконечно!

Кроме того, Гурзуф богат и на достопримечательности, созданные рукой человека.

Конечно, все знают, что здесь в Гурзуфе находится известнейший лагерь «Артек», который занимает приличную территорию, от самой горы Аю-Даг и до Гурзуфа. Артек был мечтой всех пионеров из СССР. И если эта мечта воплощалась в реальность (что было крайне трудно), счастью не было предела. И сейчас Артек принимает детей круглый год.

Нельзя не обратить внимание на это красивое шестиэтажное здание, построенное на скале, возле старинной Генуэзской крепости. Это гостевой корпус Артека «Скальный». Здание необычной архитектуры, расположенное каскадом на краю обрыва, является еще одной визитной карточкой Гурзуфа.

Этот удивительный Гурзуф

Ну, а наиболее запоминающаяся достопримечательность, главное украшение Гурзуфа — это парк. Гурзуфский парк — один из самых старых парков на Южном берегу Крыма. Основан он был одним из первых в Южном Крыму еще в 1803 году герцогом Арманом Ришелье, одесским градостроителем.

На территории парка 2 санатория — «Пушкино» и «Гурзуфский», свободного входа в парк, к сожалению, нет, здесь могут гулять только отдыхающие в санаториях, ну и экскурсии, которые проводятся 2 раза в день. Мы забронировали экскурсию на 16.00, вот и спешили, чтобы не опоздать.

Парк изумительной красоты. На Южном берегу Крыма много парков, но Гурзуфский парк выделяется среди них каким-то особым изяществом, ухоженностью, живописностью.

Этот удивительный Гурзуф

Фонтаны, скульптуры, пышная зеленая растительность, необыкновенной красоты строения — в нем есть, что посмотреть, есть чем полюбоваться.

Этот удивительный Гурзуф

И надо сказать, всей этой своей красотой, почти в первозданном виде дошедшей до наших дней, парк обязан П. И. Губонину. В 1881 году он купил это имение, сделав его в короткое время роскошным и престижным местом отдыха для богатой публики. Губонин был очень неординарным человеком. Сын крепостного, начинавшего с простого каменщика, он смог стать купцом первой гильдии и дворянином. Такие случае в истории крайне редки.

Парк большой, он берет свое начало прямо с набережной и простирается на площади около 12 га.

Этот удивительный Гурзуф

В теннистых аллеях парка умиротворяющая красота, тихо журчит речушка, поют птицы… Несмотря на то, что в парке размещаются санатории, людей здесь очень немного. Можно сказать, что кроме нас (а на экскурсии было человек 15) здесь никого и не было.

В разные годы Гурзуф посетили многие известные люди. В память о них в парке установлены многочисленные памятники и бюсты.

В 1820 году в Гурзуфе побывал Пушкин, всего один раз и всего на две с половиной недели. Но какие это были дни! «Счастливейшие минуты жизни», как писал сам поэт. Сколько здесь родилось стихов и сколько еще написал поэт прекрасных строк, вспоминая этот чудесный уголок.

Этот удивительный Гурзуф

Один из самых уютных уголков парка — аллея памяти известных людей, посещавших Гурзуф и, конечно же, парк. Гурзуф привлекал многих знаменитых людей, вдохновляя их на создание прекрасных произведений. И вот эта аллея — напоминание о них.

На аллее установлены бюсты Маяковского и Горького, Чехова и Адама Мицкевича, Леси Украинки и других известных людей, все они были в Гурзуфе, кто-то совсем недолго, всего несколько дней, а кто-то провел здесь долгое время. Одни имели здесь свои дачи, а другие приезжали всего один раз в жизни, но Гурзуф оставался у всех в памяти навсегда.

Этот удивительный Гурзуф

И надо сказать, парк очень ухоженный. Прежде всего он восхищает своими топиарными творениями, которые удачно вписываются в парковый стиль. Мастера топиара придают различные формы вечнозеленым кустарникам. Созданные ими художественные композиции очень украшают парк, придавая ему особую прелесть. Видно, что здесь работают мастера своего дела.

В парке произрастает более 110 видов вечнозелёных растений, которые прекрасно себя чувствуют в условиях южного климата. Ещё в 19 веке здесь были посажены пирамидальные кипарисы, итальянские сосны, магнолии, кедры. Очень гармонично вписываются в общую картину самые различные кустарники.

Этот удивительный Гурзуф

Посреди парка протекает река Авунда, когда-то ее русло было обложено камнями, но потом беега забетонировали и реку окружили вот такими современными металлическими ограждениями. Хоть река и не очень полноводная, но шум ее слышен издалека.

В парке повсеместно размещены изумительные фонтаны и скульптуры. Их можно увидеть на маленьких площадках, в укромных уголках парках, среди пышной южной растительности.

Этот удивительный Гурзуф

Интересен фонтан «Рахиль» — на высоком пьедестале стоит девушка, удерживая кувшин над головой. Из кувшина струи воды стекают в круглую чашу. А вокруг роскошная южная растительность. Очень красиво. Этот фонтан в 1890 году построен по инициативе и за денежки Губонина.

Но все-таки самым красивым скульптурным сооружением в парке, безусловно, является фонтан «Богиня ночи». В центре композиции богиня Ника с факелом в руке, по бокам боги Любви и Сна. Под ногами — знаки зодиака. А держат всю эту сложную композицию атланты с рыбами в руках, из которых бьют струи воды.

Этот удивительный Гурзуф

Появился этот фонтан в парке благодаря тому же Губонину. Есть две версиии появления этого памятника здесь. Говорят, что на выставке в Вене Губонину понравился этот экспонат, и он купил его для Гурзуфского парка, по другой версии, экспонат был уже продан, и тогда Губонин заказал точную копию этой скульптуры, которая оказалась даже красивее, чем оригинал. Как бы там не было, прекрасная скульптура стоит в парке и по сей день.

Этот удивительный Гурзуф

Среди высоких стройных деревьев с густой кроной расположены прекрасные здания в восточном стиле. Сочетание камня, увитого плющом, ажурных решеток, резьбы по дереву придает этим постройкам особое очарование.

Этот удивительный Гурзуф

Построены эти прекрасные домики Губониным, вернее проекты гостиниц разработал ялтинский архитектор Теребнев, но все расходы по строительству легли на плечи Губонина. Все было построено на совесть и все практически сохранилось до наших дней в таком виде, как и было в 19 веке.

Эти домики строились как гостиницы для желающих отдохнуть в Гурзуфе, сейчас же это корпуса санатория.

Этот удивительный Гурзуф

Корпуса хоть и в едином стиле, но ничего и нигде не повторяется. Это настоящий архитектурный шедевр. Дома, как будто из сказки — навесные деревянные террасы, балкончики, все такое легкое, воздушое, светлое.

Этот удивительный Гурзуф

Каждый корпус санатория имеет свое название. Это корпус «Гагаринский». У здания очень интересная архитектура.

Этот удивительный Гурзуф

А называется этот корпус так, потому что здесь проходили реабилитацию члены первого отряда космонавтов, в том числе и Юрий Гагарин. И потом Гагарин приезжал в санаторий еще не раз.

Возле корпуса сидит бронзовый Ленин. Что можно сказать, памятник действительно впечатляет, и размерами, и тем, как он вписался в окружающую обстановку.

Этот удивительный Гурзуф

За фонтаном «Богиня ночи» расположена старинная гостиница постройки 1884 года. Теперь это корпус «Парк».

Очень красиво здание корпуса под названием «Альянс». Эх, пожить бы в таком изящном, по-настоящему красивом сооружении, окруженном буйной растительностью.

Этот удивительный Гурзуф

Вот такой удивительный Гурзуф — тихий, колоритный, с живописными видами, весь утопающий в зелени, окруженный горами.

И вот что хочу сказать в заключении: из всех посещенных мест на Южном берегу Крыма именно Гурзуф занял особое положение в моем личном рейтинге крымских мест. И я мечтаю о том, чтобы приехать в него не набегом, не наскоком, а так на недельку, не меньше, вместе с внуком, отдохнуть в санатории, расположенном в парке «Гурзуфском», не спеша погулять по городу, полюбоваться морскими пейзажами, посетить те места, в которые нам не удалось попасть — Пушкинский музей, дачу Чехова, дом-музей Коровина (да-да, и такие музеи в Гурзуфе есть), исследовать окрестности, богатые на достопримечательности. Честно сказать, не очень-то часто у меня возникают вот такие желания посетить еще раз место, в котором был. А вот с Гурзуфом это случилось.

И несмотря на то, что сейчас вот было заявлено, что туристический сезон в 2020 году в Крыму вряд ли состоится, я все-таки верю, наступит время, и мечта моя сбудется.