Турист Sova Fir (Sova_Fir)
Sova Fir
была 26 мая 2023 17:07

Стамбул — Турция Февраль 2019

Иногда, нет-нет, да всколыхнется все внутри, накатит меланхолия, вспомнится Стамбул. Вообще-то я жизнерадостная и веселая, но бывает, сами знаете.

День 0.

Я так и не дочитала «Город воспоминаний» Орхана Памука, отложила. В Стамбул прилетела под вечер, отстояла длинную очередь на паспортном контроле, на метро с пересадками доехала до самого центра, где забронировала маленькую гостиничку. До чего удобые трамваи-метро в городе, ездить одно удовольствие.

Очаровательный город Востока

Пока заселилась, уже стемнело, поэтому просто вышла за угол, оглядеться и перекусить. Местные торговцы заманивали и предлагали угоститься восточными сладостями. В одном из магазинов владелец налил горячего чая и со словами «не бойся, сейчас я тебе буду просто продемонстрировать» вытащил откуда-то пахлаву и начал нарезать рахат-лукум. Так началось мое знакомство со Стамбулом.

День 1.

Проснувшись ни свет ни заря и плотно позавтракав в отеле, побежала в Археологический музей. Дело в том, что там продают музейные карты города. Сам музей тоже включен в список музеев по StambulPass, но меня интересовала не археология вовсе.

Зря ли смотрела «Великолепный век» все каникулы? Я направилась прямиком в Топкапы, уже у ворот мысленно пообещав себе никуда не спешить. Больше всего меня завлекал, конечно, гарем.

Очаровательный город Востока

Провела я во дворце несколько часов с аудиогидом.

Очаровательный город Востока

Вышла из музея, как модно говорить, наполненная. А попросту довольная и счастливая. Планов ломиться в Айя-София или что-то такое же грандиозное у меня не было. Поэтому я спокойно гуляла. Голубая мечеть была закрыта на перерыв. И чтобы скоротать время я направилась на местный базар, где меня напоили чаем, дали подышать какой-то невероятной кристалической мятой, показали паштемали.

Очаровательный город Востока

Были в этой прогулке уютные улочки, как будто и не в городе Востока я вовсе.

Очаровательный город Востока

И крохотные мечети, спрятанные во дворах, и смотровые площадки. И конечно, рыба в хлебе на пристани Каракей, и кофе с пахвалой на другой стороне города.

Очаровательный город Востока

И грандиозные исторические мечети.

Очаровательный город Востока

И много-много приятных мелочей, которые украшают любое путешествие, и из них потом складывается цельная картина поездки.

Очаровательный город Востока

День 2.

С утра пораньше пошла в Айю-Софию, начитавшись отзывов, что в очереди можно провести пол-дня. Кстати, обладателей музейной карты пропускают отдельно и гораздо быстрее.

Про этот храм столько всего написали, остается только цитировать: «Все церкви достойны удивления, однако святая София превосходит все во всех отношениях, своими мраморными стенами и колоннами всякого цвета, мозаикой, которая сияет, как солнце, скульптурой, весьма тонко изваянной на мраморе». (из книги Иониной «Стамбул. Истории. Легенды. Предания»).

Очаровательный город Востока

Дальше началось самое интересное, из Софии я решила пойти пешком в музеи Фетхие и Хора. Находятся они далеко от центра.

Очаровательный город Востока

По дороге зашла в мечеть, где, как выяснила уже на месте, захоронен кто-то из рода Сулеймана Великолепного (чуть ли не из детей). Поглядела на город, зашла внутрь. Ни одной живой души вокруг.

Очаровательный город Востока

Церковь Хора, которая в Византии была «сельским скитом вне стен города» и «монастырем в поле» оказалася закрыта на реконструкцию и огорожена глухой стеной. А в Фетхие от мозаики закружилась голова.

Очаровательный город Востока

3 день.

Был в этой поездке еще один марш-бросок. Посмотрев утром подземное водохранилище Константинополя, — Цистерну Базалика, которую турки называют «Еребатансерай», или «провалившийся дворец»,

Очаровательный город Востока

наметила увидеть дворец Йилдыз, что в переводе с турецкого «Звезда. Идти до него неблизко, но тем лучше, подумала я. Сверилась с расписанием работы в интернете (вот здесь сейчас важно), проложила маршрут и потопала около 5 километров в одну сторону.

На деле же Дворец, который при Османах был местом равлечения дворцовой знати, закрыт на реконструкцию, но информации об этом нигде нет. В сети висит старое расписание с часами работы.

Очаровательный город Востока

4 день. Еще была ведь церковь святой Ирины — «святыня православного мира и одна из древнейших в Константинополе».

И была я в ней абсолютно одна. Туристам почему-то она не очень интересна. И в полной тишине под потолком летали голуби, и создавали ощущение вне времени, невесомости. Как будто медуза горгона догнала меня, не могла пошевелиться, наблюдала за птицами, отчетливо слышала нервные взмахи крыльев и не хотела уходить.