Турист Юрий Ким-Серебряков (yurikim)

Стамбул — Турция Ноябрь 2019

Чайки на Галатском мосту, Стамбул

«Я назначу тебе встречу на Галатском мосту, там, где стоят рыбаки, под дождем они ловят кефаль и хамсу, из моря, не из реки. Мы будем вместе смотреть на Босфор, накрытый туманом зимы, на Галатском мосту ты найдешь меня, под зонтом от потоков воды. Ведь зимою в Стамбуле часто дожди, но я тебя буду ждать, на Галатском мосту ты найдешь меня, хотя можешь и опоздать…»
© Андрей Матвеев

Я не был в Стамбуле

Стамбул для меня всегда был одним из знаковых городов мира. Где-то в моем воображении он стоит в одном ряду с другими великими столицами человечества — Рим, Париж, Нью-Йорк, Афины, Рио-да-Жанейро, Лондон и прочие. Да, в этом ряду не все города — официальные столицы, да и сам Стамбул ныне не в том статусе, но это совершенно не отменяет.

Я не был в Стамбуле

Византий, Константинополь, Царьград: все его имена — сама история, от античности до наших дней.

Однако попасть в него мне долгое время никак не удавалось. Я неоднократно пересаживался там с рейса на рейс по дороге куда-нибудь в тропики, но все пересадки были в пределах двух-трех часов, когда ты выскакиваешь из самолета, быстро пробегаешь все рутинные проверки и контроли, и вот уже снова пора садиться в самолет.

В этот раз мы изначально искали такой билет, чтобы пересадка в Стамбуле оказалась достаточной для прогулки по городу. Нашли, даже с избытком: наш рейс прибывал из Мале в 6 утра, а следующий, на Москву, вылетал аж в пол-первого ночи.

У авиакомпании Turkish Airlines есть приятный бонус для транзитных пассажиров: если стыковка в Стамбуле занимает больше шести часов, вам на выбор предоставляется либо экскурсия по городу, либо отель.

Для этого надо в аэропорту, после прохождения всех паспортных и таможенных формальностей, выйти в зал прилета, повернуть направо и идти почти до конца. Там по правую руку будут стойки всяких туристических контор, и среди них — приметный красный штендер Turkish Airlines, вам туда.

Я не был в Стамбуле

На сайте авиакомпании не очень понятно указано расписание экскурсий, я сначала решил, что каждый день проводится только одна, по дням недели. На самом деле, ежедневно их отправляется несколько, в разное время, можно выбрать и записаться на ту из них, которая подходит для продолжительности вашей стыковки. Еще на сайте написано, что подходить к стойке надо за полчаса до экскурсии, это тоже неверно. Запись открывается в 6:45 утра и, начиная с этого времени, вы можете записаться на любую.

Мы, естественно, выбрали самую длинную, с 8:30 до 18:00, поскольку времени у нас было предостаточно, а экскурсия включает в себя не только осмотр достопримечательностей, но и бесплатное питание — завтрак и обед.

Честно признаться, я изначально догадывался, что для нас это будет главным пунктом нашей программы.

Я не был в Стамбуле

Все-таки все эти групповые экскурсии — они, может, и полезны с точки зрения информации, но только для тех, кому лень почитать википедию. А вот неудобств от них — куча. Вечно надо кого-то ждать, перемещения медленные, от маршрута не отвлекаемся, вокруг толпы… В общем, мы с группой доехали до центра, сходили на завтрак, вышли на Султанахмет — туристический район Стамбула — и благополоучно смылись от группы до самого обеда.

Это не возбраняется, можно подойти к гиду, подписать отказ от возвращения в аэропорт с группой, и все — ты свободен, можешь бродить где хочешь, не забудь только на обед прийти вовремя.

А любимое наше занятие в незнакомом городе — идти куда попало, рассматривая и фотографируя, останавливаться в интересных местах, заходить в маленькие магазины, сидеть за столиками маленьких кафе, не отвлекаясь на стандартные лекции экскурсовода.

Я не был в Стамбуле

Надо сказать, что Стамбул для этих целей подходит прекрасно. Конечно, один день на него — мало. Мы успели только обойти более-менее центр города, дойти до Галатского моста, побродить по рынку и посмотреть совсем уж известные достопримечательности, типа Голубой мечети и Айя-Софии. После ночного восьмичасового перелета в неудобном кресле, даже это было в какой-то мере подвигом.

В Стамбуле в ноябре тепло. Светило солнце, температура воздуха была по ощущениям в районе 12–15 градусов, а в парках на деревьях желтела осень.

В Стамбуле очень много людей. Вообще там живет в полтора раза больше народу, чем в Москве, а в центре еще и от туристов не протолкнуться, так что пока ты не сбежал в переулки — будешь толкаться плечами с толпой, никуда не деться. На рынках людей — вообще как в час пик в метро.

В Стамбуле огромное количество кошек и, на удивление, собак — страна-то мусульманская. Причем все животные сытые, довольные, с метками стерилизации на ухе, валяются вальяжно на теплых камнях, на туристов внимания не обращают, привыкли.

Я не был в Стамбуле

В Стамбуле каждый маленький отель, каждое кафе — образец индивидуального дизайна. Декоративные элементы, инсталляции, картинки и скульптуры, хитрая подсветка, барельефы и яркие краски сопровождают тебя по пути, меняясь в темпе калейдоскопа. Мимо не пройти — хочется все рассмотреть, так что темп прогулки поневоле получается неспешный.

Я не был в Стамбуле

В общем, будем считать, что мое постепенное приближение к Стамбулу еще продолжается: сначала пара часов в аэропорту, теперь вот день в центре, а когда-нибудь, возможно, я приеду сюда и на более долгий срок. Этот город заслуживает того, чтобы в нем пожить.

Обратный путь в аэропорт довольно прост. Прямо на площади, где находятся все основные достопримечательности, садитесь на автобус Havaist, остановку вам подскажет любой полицейский, которых там на удивление много.

Я не был в Стамбуле

Ходят они каждые полчаса, стоимость поездки — 18 лир, это примерно 3.5 доллара. Ехать часа полтора, в зависимости от пробок. Такси тоже можно взять, оно обойдется в 40–50 долларов. Главное — не перепутать аэропорты, их в Стамбуле два, старый и новый. Смотрите по GPS, куда вас везут, чтобы точно не перепутать.

Мы настолько насытились впечатлениями за день, что выдохлись уже часам к семи вечера. Ну, после практически бессонной ночи — неудивительно. Посидели в очередной кафешке, решая, что делать дальше, но в итоге поняли, что бродить более не в силах, уехали в аэропорт, завалились там на диванчики и даже поспали немного перед самолетом.

А в три часа ночи были уже в Москве — на час раньше расписания. Паспорт, багаж, такси — и вот мы уже дома. Очередное путешествие подошло к концу, можно начинать планировать следующее…

Я не был в Стамбуле

Никогда не понимал туров «5 городов за 5 дней!», «Вся Европа за две недели!», или еще чего-то подобного.

Любой город раскрывается не сразу. К нему нужно приехать, познакомиться, выпить чашечку кофе, проснуться с ним рядом, позавтракать утром в лучах бьющего в окно солнца, пройтись по улицам без спешки и суеты, заходя в парки и скверы, заглядывая в маленькие магазины и присаживаясь на лавочки, подышать его воздухом, поговорить с его жителями…

Я не был в Стамбуле

Города — как женщины. В них нужно вживаться и познавать. А вот так приехать на несколько часов и увидеть только основные достопримечательности — это как быстрый перепих после ночного клуба: коктейль-постель-душ-такси, ну пока, мне рано вставать, позвони как-нибудь. Вроде у вас что-то было, и телефон записан, и длинный волос на подушке остался, но ты ничего не понял, да и не пытался даже — некогда было.

В Стамбуле нужно пожить. Хотя бы несколько дней. Не просто увидеть его, но и почувствовать — ощутить его ритм, его дух, его сильные и слабые стороны. Он явно стоит того, его потенциал ощутим даже при беглом осмотре, даже спросонья, между утренним и вечерним рейсами, на бегу, второпях, поглядывая на часы.

Я не был в Стамбуле

Пока я всего лишь поставил метку на карте.

Голубая мечеть, Айя-София, Галатский мост, Золотой Рог, Босфор, Ипподром, Султанахмет, Топкапы, Гранд базар, парк Гюльхане, Эминёню — я был, я видел, я пробежал, щелкая фотоаппаратом, озираясь и спеша, я увез с собой пакет инжира и коробку халвы, я выпил кофе, я съел лукум…

Я не видел Стамбула.

Он еще ждет, я еще жду, мы уже виделись, мы наверняка еще встретимся, и вот тогда мы улыбнемся друг другу и наконец познакомимся нормально.

А пока пусть будет метка на карте, несколько фотографий и пустая коробка из-под фисташковой халвы.

Как залог будущей встречи.