Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 19:49

Стамбул — Турция Апрель 2016

В один из отчаянно ненастных дней поздней московской осени, когда казалось, что никаких цветов уже не будет нигде и никогда, в голове возникло спасительное: Стамбул… апрель… ТЮЛЬПАНЫ!… А и правда, сколько можно откладывать?!

Видно и в самом деле время пришло, т. к. мигом у Туркишей нашлись удобные билетики — ранним утром туда, ночью обратно, получится три полных дня, очень даже неплохо! И отель Букинг моментально подсказал тот, что надо.

Жить на сей раз решила в районе Кадырга, отельчик звался Ottomman’s Perl (Жемчужина Османов! не что-нибудь))) отзыв об отеле здесь)

Дома в тех краях вид имеют… разный. Есть порядком обшарпанные, есть и новенькие, интересной архитектуры, изразцами отделанные.

Несмотря на местами не слишком презентабельный вид, здесь в любое время суток тихо-мирно-спокойно. И намека на неприятные эксцессы не возникло.

Приехала с утра пораньше, заселение в 14–00, попросили погулять до часа. Надо сказать, именно гулять в эти три дня я и собиралась, без всяких там списков «мест обязательных к посещению». И прежде всего заглянула в парк Кадырга, что через дорогу от отеля. По мне так это никакой не парк, а небольшой сквер с фонтаном, но надпись у входа уверяла, что парк))). Как бы то ни было сидеть на скамейке парка-сквера, наслаждаясь солнцем (в Москве было около нуля и дождь…), слушать шум воды, наблюдать за плавающими в чаше фонтана чайками — море рядом! — было сущим блаженством.

Но долго на одном месте я сидеть не умею, и вот уже шагаю по направлению к Султанахмет по совершенно провинциального вида улицам. Кадырга — это такой город в городе. Тишина, петухи поют, кажется, что тот, столичный Стамбул, с его огнями и суетой, где-то далеко-далеко….

Странно, что петухов слышала, а вот муэдзинов по утрам нет, хотя мечетей вокруг много, и азаны раздаются со всех сторон. (Всегда мурашки размером со слона по спине топают, когда начинается полифоническое звучание молитвенных призывов сразу с нескольких минаретов…).

Неожиданно быстро оказалась возле Кючюк Айя-Софии. Палантин и теплые носочки у меня, конечно же, припасены, захожу… Эта мечеть тоже была когда-то переделана из христианского храма, но в отличие от Софии «большой» никакого ощущения дисгармонии у меня здесь не возникает. Внутри светло и просторно — серо-голубой ковер, с минимальным вкраплением алого, такой же орнамент на стенах. По крутой-крутой лесенке поднимаюсь на верхнюю — женскую — галерею. Пусть женщинам чаще всего нельзя пройти в центр зала внизу, зато сверху обзор лучше! А в этой мечети с балкона можно в подробностях рассмотреть каменную резьбу колонн и фризов.

Улицы между Малой Айя-Софией и площадью Султанахмет мне еще в прошлый раз приглянулись, но тогда совершенно не было времени просто побродить, поглазеть на затейливые крылечки, фонари, окна с деревянным ставнями, вазоны с геранями… Теперь же старалась заглянуть в каждый переулок, и в каждом находилось что-то интересное. Наткнулась даже на ресторан «Марбелья», обещавший sea view! Правда, не на Средиземное море, а на Мраморное)).

Вход в другой ресторанчик был весь увит глицинией. Ох и насладилась я в эти дни ею! Берешь осторожно пышную цветочную гроздь, сантиметров так в 40 длиной, подносишь к лицу и погружаешься в упругую прохладу лепестков… Аромат божественный!… На причале водного трамвая в Эйюп мы с какой-то ханым вдвоем «приросли» к заборчику, с которого низвергался настоящий водопад глицинии, и, понимающе друг на друга глядя, медитировали в её цветках будто пчелки))).

Стамбул. Апрель. Lale devri

На собственно площадь Султанахмет я на сей раз вовсе не собиралась: была исхожена вдоль и поперек полгода назад. И не сказала бы, чтоб очень ею прониклась тогда. Однако же, ноги сами вывели меня к ней, и оказалось не зря: Султанахмет весной это что-то! Газоны радостно зеленеют, клумбы к сезону приведены в порядок, тут и там розовые облака миндаля, и, конечно же, тюльпаны. (Они в Стамбуле в апреле повсюду! Вдоль трамвайных путей по пути из аэропорта в том числе. И, кстати, решетки, обрамляющие эти самые пути, тоже сделаны в виде стилизованных тюльпанов). Вид у площади был прямо-таки светозарный! А я еще не хотела сюда идти!

Рядом с Айя-Софией наблюдалось оживление, народ поднимался на некие мостки, даже очередь была. Оказалось, с мостков можно полюбоваться самым большим в мире ковром из тюльпанов. Ковер, конечно, ничего себе, но меня куда сильнее впечатлило «тюльпанное» оформление кафешки возле хамама Хюррем-Султан. Так они здорово подобраны, такое солнечно-радужное настроение создают!

А еще апрель в Стамбуле это время цветения Иудина дерева — и не слышала про такое раньше! Прочитала о нем в журнальчике Туркишей на борту самолета. В самом деле: весь город в розовато-сиреневатой дымке! Именно возле Султанахмет я впервые это чудо увидала. Как это случается со многими южными деревьями — листьев еще почти нет, а ветви сплошь усыпаны цветами! Формой они напоминают цветки акации.

Стамбул. Апрель. Lale devri

От Султанахмет совсем недалеко до одного из самых известных парков Стамбула — Гюльхане. На мой взгляд, осенью в нем довольно скучно: ни единого цветочка и даже травы почти нет. То, что сейчас всё совсем другое, понимаешь еще у стены, ограждающей парк: накрывает аромат тюльпанов! Сколько же их там?!

Войдя, осознаешь, что главное вовсе не количество (хотя и оно впечатляет). Так интересно всё оформлено, так продумано-придумано! Очень мне понравилось, например, сочетание ярко-оранжевых тюльпанов с ромашками. А в тенистой части парка глаз не отвести от изысканных узоров, «нарисованных» линиями тюльпанов белых среди изумрудной травы… Кафе с видом на Босфор почему-то было закрыто — наверное, еще не сезон. Да и зачем оно сейчас? Век тюльпанов недолог, спешите насладиться ими! А чай можно круглый год пить))).

Стамбул. Апрель. Lale devri

Во второй половине дня решила восполнить сентябрьский пробел и добраться все же до смотровой площадки возле кафе Пьер Лоти в Эйюпе. В прошлый раз повезло мне «совпасть» с Курбан-Байрамом, народу в городе прибавилось и очередь на фуникулер, поднимающий на холм, к той самой площадке, была устрашающая. До Эйюпа ехала на кораблике. Причал, от которого отправляются кораблики в Эйюп самый-самый левый на Эминёню, почти напротив мечети Рюстем Паши. Водный транспорт в Стамбуле всегда предпочтительнее автобусов, т. к. здешние пробки настоящее испытание для нервов.

От пристани прежде всего отправилась на местный базарчик. Эйюп — район религиозный, и в местных лавках можно найти очень симпатичные платки по смешным ценам. От изобилия расцветок просто в ступор впадаешь)) Полчаса, наверное, выбирала!

На сей раз хвост очереди жаждущих посмотреть на Стамбул с высоты начинался у входа в само здание станции фуникулера. В кабинку я загрузилась через полчаса. С ужасом вспоминая очередь сентябрьскую, которая вилась ВОКРУГ здания — это сколько же времени люди тратили?! Мне и полчаса показались вечностью!

Тем более, что никакого восторга от видов города с этой точки я не ощутила. Ну, собственно, по фото примерно представляла, что это будет, но все же хотелось удостовериться. «Галочку» поставила, и слава богу. Вид налево — на небоскребы и какой-то заболоченный в этом месте Золотой рог — точно не моё, направо — на мосты через Халич и мечети вдали — приятнее, но все же не настолько хорош, чтоб терять время в бесконечных очередях.

Вниз шагала пешком, по дорожкам старинного кладбища. А вот тут было интересно! Не из-за кладбища как такового, (хотя и это тоже — ни разу мусульманского кладбища не видела раньше; исторические, у мечетей, не в счет) — очень уж хороши местные котяры! Такие выразительные зверюги попадаются! В таких картинных позах возлежат! И большинство совсем не возражают, когда их фоткают))).

День второй был отдан парку Эмирган. Совмещать его с чем-то смысла нет, т. к. во-первых, Эмирган очень далеко, а во-вторых, парк огромный. Чтобы просто обойти весь и то понадобится несколько часов. Добираться туда, к сожалению, приходится автобусом. Вернее из района Султанахмет на замечательном стамбульском скоростном трамвае нужно доехать до Кабаташа (конечная), а потом пересесть на автобус. В сторону парка идут 25Е, 22, 22RE. Заранее настраивайтесь на пробки, в том направлении они практически неизбежны. С пробками на дорогу уйдет почти час. Да к тому же никакого расписания у автобусов нет, я прождала один из трех возможных минут 25, не меньше.

К счастью удалось сесть, и хорошо, что большую часть дороги в окно смотреть интересно — справа Босфор, слева — симпатичные районы города. Очень мне понравился Бебек, если еще когда-нибудь окажусь в Стамбуле, непременно съезжу туда. Маяться в автобусе, глядя, как народ гуляет по набережным, было божеским наказанием. В конце-концов я не выдержала и выскочила на волю за одну остановку от Эмиргана. Пожалуй, стоило и вовсе выйти сразу за вторым мостом через Босфор и дальше идти пешком.

Эмирган считается средоточием тюльпанового стамбульского великолепия. Здесь даже имеется музей тюльпанов, но идти в музей в такую роскошную погоду — 23 градуса, на небе ни облачка — мне нисколечко не хотелось. Первым делом, вместо тюльпанов, обнаружила клумбу из низкорослых алых бугенвиллей, над ней красовались разноцветные «воздушные шарики», а возле стояла ажурная белоснежная карета, к которой, конечно же, была очередь из желающих сфоткаться.

Стамбул. Апрель. Lale devri

Народу вокруг было… МНОГО! Ну еще бы — чудесный день, сезон тюльпанов, и суббота к тому же! Правда, территория парка так велика, что как-то все рассредоточивались, и удручающей толкотни не было нигде. Свернув с центральных дорожек, можно оказаться почти в полном уединении. Тюльпаны и там есть.

Честно говоря, здешние тюльпановые композиции мне не показались какими-то невероятными. В Гюльхане оформление куда более креативное. Эмирган же берет количеством и масштабами.

А еще тут было интересно смотреть на народ. Особенно на свадебные фотосессии. Причем все свадьбы были мусульманскими. Невесты в белом, иногда — в кремовом, одна — в ярко-розовом. Открыты только руки и лицо. Подсмотрела, что почти все делают непременную фоточку с приподнятыми юбками — так чтоб, было видно ножки в нарядных туфельках. Причем, гуляли-то девушки все больше в балетках или кроссовках, а для этих фоток переобувались. Одной из невест попытался помочь жених, но напрочь запутался в бесчисленных оборках))).

Азаны, между прочим, звучали и здесь — гулянья-гуляньями, а намаз по расписанию!

В парке есть три павильона — белый, розовый и желтый. Наиболее живописно расположен желтый: почти на берегу водоема с водопадами. А сам он мне напомнил наши старинные дачи — деревянный, с ажурным балкончиком.

Белый павильон это что-то вроде ресторана. Я возле него оказалась в то время, когда работал он по системе шведский стол. Сначала даже не поняла, что бы это значило: граждане набирают целые тарелки разных вкусностей и просто выходят с ними на улицу. Потом заметила, что нигде нет ножей и вилок (ложки были!). Тут и дошло, что приборы выдают официанты, когда ты приземляешься за столик на улице. Им же и платишь потом. Т. е. если не заморачиваться насчет вилок, то можно наесться на халяву и еще как!))) В том числе вкуснющей клубники. Уж на что я к ней равнодушна, но в апреле, да такую красивую, не могла не попробовать! Конечно, «культурно», за столиком, под присмотром официанта))). А запаянных стаканчиков с водой вообще можно было набрать полную сумку — никто не смотрел, идете вы с ними за столик или дальше гулять.

Очень многие местные семейства приезжают в Эмирган на пикник. Располагаются на оборудованных площадках, со столами и лавками. Воду для чая набирают из чего-то вроде фонтанелл. И очень часто не в чайник, а в самоварчики. Вот чтобы кто-то пил эту воду прямо из кранов, сырую, не видела.

Время от времени, далеко внизу, в просветах между деревьями мелькал Босфор. Кое-где, там, где деревья расступались, прямо у края обрыва стояли скамейки — «ВИП-места» с панорамным видом! Хорошо было там посидеть, намотав солидный километраж по аллеям парка.

Стамбул. Апрель. Lale devri

И однако же, была у меня в этот день еще одна цель: Истинье — вторая по величине после Золотого Рога естественная гавань на Босфоре. Благо находится она совсем недалеко от Эмиргана. Да еще я случайно и очень удачно вышла из парка как раз там, откуда топать до Истинье всего ничего. Вскоре уже любовалась и самой гаванью, и симпатичным поселком на ее берегах, и конечно, красавицами-яхтами.

Между прочим, роскошный дом, в который авторы сериала «Тысяча и одна ночь» поселили главного героя, находится как раз здесь. Белоснежный ажурный красавец йалы (именно так называются прибрежные особняки на Босфоре) носит имя своего первого хозяина — Ферик Ахмеда Афифа-паши. Только, увы и ах, с берега можно увидеть разве что верхушки башенок на крыше, прячутся особняки за солидными заборами.

Я, правда, умудрилась все же выйти к Босфору, нырнув в узкий проулок, и оказавшись возле домиков куда проще, чем упомянутый, но тоже ничего себе, с террасами «у самого синего моря», с лесенками для спуска в воду. Водичку рукой попробовала — бодрящая! А такая красивая, что так и тянуло поплавать!

Домики сфоткала… после чего имела беседу с местным полицейским! Общались знатно — он почти ни слова по-английски, я ни бум-бум по-турецки… Ну, главное уяснила: фоткать частную собственность низзя! Клятвенно уверила дяденьку, что больше ни-ни… После чего решила, что ну их, эти йалы, буду уже выбираться отсюда в центр!

Кстати, распрекрасная жизнь прямо на берегу имеет, оказывается, свои риски да еще какие! В июле 15-го года среди бела дня, когда все обитатели одного из йалы в Бейкозе были дома, в него, потеряв управление, въехал 106-метровый сухогруз! К счастью обошлось без жертв…

Я же себя в тот день чувствовала жертвой стамбульских автобусов … Мало того пробки, так еще и ходят ой как редко! Правда, в Сарыйере отыскала пристань, с которой можно было уехать в Бейкоз (в Азию), но тогда еще не знала, что вот там как раз и пробки не такие страшные, и автобусы до Ускюдара ходят чаще, чем из Сарыйера до Кабаташа. Следующие до Бешикташа, появлялись куда чаще, и, конечно же, надо было ехать на одном из них, а там уж как-нибудь, но почему-то столбняк нашел, не сообразила. Где-то попадалась информация, о том, что вечером есть кораблик (единственный рейс!) от Истинье до Кабаташа, но причал его имел вид абсолютно необитаемый. Причем давно необитаемый.

Слава богу, день третий начался с путешествия от Эминёню до Ускюдара, из Европы в Азию, на новеньком красавце-пароме. Никаких автобусов!))) Очень мне этот маршрут понравился — микро-круиз по Босфору! Такие знакомые по прошлогоднему — большому! — круизу виды…

Плюс чайки! Почему-то в сентябре их вообще не было. Нахалки и виртуозки! Ловят булочки на лету! И даже чешутся на лету — вот это меня почему-то даже больше, чем ловля булочек удивило: летит себе пташка, потом «вынимает» из-под брюшка ласту, расправляет ее и чешется))).

Ускюдар, да после благодати Босфора, в первый момент оглушил — столпотворение! Кто с парома, кто на паром, кто на автостанцию, машины несутся, мотики откуда-то неожиданно выруливают!

Стамбул. Апрель. Lale devri

Совсем рядом с пристанью мечеть Михримах Султан. Первая из двух, возведенных гениальным Синаном в честь любимой дочери Сулеймана Великолепного. В сентябре та, что в Эдирнекапы, очаровала меня совершенно. Между этими двумя мечетями есть удивительная связь — наверное, единственная в своем роде! — как только солнце скрывается за мечетью Михримах в Эдирнекапы, луна появляется из-за мечети Михримах в Ускюдаре. (Михримах в переводе с персидского как раз и переводится Солнце и Луна…) Не представляю, как такое вообще могло в голову придти, уж не говоря о том, как это можно было рассчитать! Но — чего не сделаешь во имя любви? Как известно, великий архитектор был влюблен в прекрасную султаншу…

Внутри и эта мечеть такая же сказочная, радостная, пронизанная светом, вся в разноцветных зайчиках от витражей, как и та, что в европейской части города. Ковер здесь богатейшего красного цвета. Купол — легкий-легкий, в ажурной росписи. Витражи и вовсе чудо какое-то! Такие тонкие цветочные узоры! Даже если не знаешь, что мечеть посвящена женщине — догадаешься.

На позитиве после волшебной мечети, быстренько отыскала перрон автобуса, на котором собиралась ехать до Кючюксу-Касры. Очаровательный этот дворец в стиле барокко «присмотрела» еще во время прошлогоднего круиза по Босфору. Почитав о нем, загорелась там побывать.

К счастью, в направлении к Кючюксу от Ускюдара автобусов идет предостаточно — 15, 15H, 15KC, 15M, 15N, 15P, 15T, 15Y, 15SN, и еще больше порадовало то, что хоть и потолкались немного в пробках, но это было ничто, по сравнению со вчерашним «великим стоянием» на пути к Эмиргану. Через полчаса уже выходила на нужной остановке. Автобусы здесь снабжены табло, на котором высвечивается весь маршрут. Да и вообще проехать сложно, т. к. дворец слева по ходу движения видно. Кстати, вот как увидали, можно и выходить. Т. е. за одну остановку до одноименной. Мне кажется, от нее до дворца даже чуть ближе. Вот эта интересная штуковина тоже может служить ориентиром.

Стамбул. Апрель. Lale devri

Входной билет стоит 5 лир. Во дворец можно зайти только с экскурсоводом.

Группы вроде бы «запускают» каждые полчаса, не вникла в этот момент, т. к. примкнула к какой-то организованной компании, прибывшей на кораблике. Фоткать внутри запрещено. В комнатах, правда, можно исхитриться, но вот великолепную лестницу, холл и самую роскошную люстру — не получится. Т. к. как раз на лестнице и ожидают народ гид и музейный смотритель.

Дворец этот был построен как охотничий домик султанов, исключительно для того, чтобы привести себя в порядок после дня в местных горах (душевой можно полюбоваться), выпить чаю, отдохнуть. Здесь никто и никогда не ночевал, поэтому спален нет. На каждом этаже по четыре комнаты-гостиные, с диванами, креслами, и люстрами чешского хрусталя, одна лучше другой.

Крохотный парк возле Кючюксу ничем особо не славен, но тем не менее зависаешь в нем надолго: очень хорош вид из парка на окрестные холмы и головокружительна панорама Босфора с крепостью Румели Хисары на противоположном берегу. В это время года старинные башни и стены крепости смотрятся необыкновенно поэтично, благодаря пышному цветению Иудина дерева.

Стамбул. Апрель. Lale devri

Рядом с дворцом есть очень симпатичный ресторанчик, где можно посидеть за столиком прямо на берегу Босфора. И цветники тут красивые: пышные садовые лютики, герани, грозди глициний. Розы еще только набирали бутоны…

На обратном пути к Ускюдару заскочила в парк дворца Бейлербей. Именно в парк (вход 1 лира), музейных залов не хотелось. Конечно, по сравнению с Долмабахче — так себе, но прямо над парком нависает первый босфорский мост. Вид получается весьма необычный! И именно здесь встретилась я с первой в этом году сиренью! Сразу же попался цветок с пятью лепестками… Правда, потом обнаружила, что видимо это сорт такой))) Пятилепестковых цветочков было немало!

А еще в этот день я все же дошагала до знаменитой Девичьей башни, вернее до того места на набережной, что ближе всего к островку, на котором она расположена.

Стамбул. Апрель. Lale devri

Вот уж где были толпы! Местами чуть не проталкиваться приходилось. Вечер воскресенья! Наверное утром в понедельник все совсем по-другому… По пути к башне есть замечательно обустроенные прямо на берегу места для «посидеть-полежать — да еще и чаю выпить»: на бетонных ступенях разложены «ковровые» подушки, располагайтесь! И даже, несмотря на дикое количество народа, свободную подушку для отдыха с видом на один из самых известных символов Стамбула вполне можно было найти.

Завершился день в мечети Нуруосмание. Находится она на территории Капалы Чарши, Большого базара, неподалеку от «моей» остановки Чемберлиташ. Мечеть — невероятно светлая (удивительно соответствует своему названию, которое в переводе означает «священный свет Османа»), необыкновенно (при таком-то объеме! высота купола 26 метров!) легкая, и даже к вечеру казалась наполненной утренней свежестью — наверное, благодаря серо-голубому ковру с гигантской розеткой в центре. Декор очень спокойный, но тем более притягивает взгляд широкий резной фриз по всему периметру зала с каллиграфическим изображением первой суры Корана и великолепная резьба полукупола в нише над михрабом. После яркого и шумного Ускюдара очутиться тут было отдохновением для души…

Кроме меня был один только посетитель, а вскоре и он ушел… Тихонечко сидела на ковре, вспоминая все увиденное за три — снова чудесных! — дня …

Стамбул, конечно же, хорош в любое время года, но побывать здесь хотя бы раз именно во время цветения тюльпанов стоит непременно! Между прочим, именно под названием «lale devri» — эпоха тюльпанов — вошло в историю время правления султана Ахмеда III, когда в том числе стали весьма популярны праздники цветов, а тюльпан в Турции стал считаться воплощением совершенства и красоты.

Всем, кто влюблен в Стамбул, новых встреч с ним! И с его котиками, которые, мне кажется, именно себя считают истинными хозяевами города.)))