Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:04

Пенза — Россия Август 2017

Жители не каждого города входят в сокровищницу русских пословиц и поговорок. Пенза этим может похвастать, для того чтобы убедиться — достаточно открыть книгу В. И. Даля "Пословицы русского народа»: «Пензенцы (Пензяне) толстопятые. В Москве свою ворону узнали».

Есть вариант, где вместо вороны фигурирует корова, а вместо «пензенцы» — «пензяки». Сами жители Пензы устраивают горячие баталии по поводу — как же они должны называться. Интересная версия выдвинута краеведом и геральдистом Игорем Сергеевичем Шишкиным. Мол «пензяк» — это коренной житель города, уроженец здешних мест, а «пензенец» — это человек, который переехал в Пензу на постоянное место жительства из других мест.

А про толстопятых — существует легенда, что когда русские войска переходили через Альпы в 1799 году, у большинства солдат были натёрты ноги. Исключение составил пензенский полк. На вопрос Александра Васильевича Суворова пензенские солдаты показали ему свои носки с двойной пяткой, которые вязались только в Пензенской губернии. Суворов радостно провозгласил: «Ну и молодцы, Пензяки толстопятые!»

Суворов был одним из крупных землевладельцев в Пензенской губернии и порадовался за земляков. Потомки солдат-пензяков его помнили, но довольно-таки своеобразно. Улица Суворова, существовавшая до революции, в 1935 году была переименована в улицу Куйбышева. Существовавшая до революции улица Старокузнечная в феврале 1919 года улица была переименована в улицу Кропоткина, а 17 мая 1950 года была еще раз переименована, на этот раз в улицу Суворова.

Красивая легенда про Суворова, нет слов. Пензяки могли служить в армии Суворова. Вот только в период 1799–1801 годов большинство полков носило название своих руководителей. В этом можно убедиться если открыть книгу русского военного историка Модеста Ивановича Богдановича (1805- 1882) " Походы Суворова в Италии и Швейцарии», изданную в Санкт-Петербурге в 1846 году, и посмотреть Приложение № 1. «Список пехотным полкам, участвовавшим в походах Суворова, 1799 года». Есть егерский полк генерал-майора князя Багратиона или мушкетерский полк генерал-майора Милорадовича, а вот пензенского полка нет. Но слово -не воробей, пензяки толстопятые шагают по планете.

Это двойственность и своеобразная житейская хитрость местных жителей до сих пор живёт в Пензе, если внимательно присмотреться, и приводит к неожиданным результатам.

В последнее время стало модным у железнодорожников устраивать часовни в честь Николая Чудотворца. Я встречал их как на вокзале в отдельной комнатке, так и в специальном здании на перроне. В Пензе пошли до третьему пути, внутри вокзала была построена небольшая часовня.

Толстопятая Пенза

Рядом с ней — памятник Владимиру Ильичу Ленину.

Сначала приходит в голову мысль — сделано так, чтобы вандалы не потревожили память вождя мирового пролетариата. Но в этот же день встретил в Пензе еще два памятника Ленину, стоящие на открытых местах.

Пенза — место, где жил и работал учителем математики в Пензенском дворянском институте с 1855 по 1863 год отец Владимира Ильича — Илья Николаевич Ульянов. Здесь же он познакомился с Марией Александровной Бланк.

Толстопятая Пенза

Вот только дети родились уже за пределами Пензы. А то возможно Симбирск так бы и остался Симбирском, а Пенза стала бы Ульяновском.

Ведь славных людей, чья жизнь связана с Пензенской губернией, в Пензе любят. По несколько памятников Михаилу Юрьевичу Лермонтову, чьё детство прошло в Тарханах, и Виссариону Григорьеву Белинскому, учившемуся в Пензе. Поэтому есть улицы в их честь. Бывшая улица Садовая стала улицей Лермонтова, бывшая Линией присутственных мест в 1911 году стала улицей Белинского и в отличие от улицы Суворова её в советское время переименовывать не стали. Есть бюст Лермонтову в сквере имени Лермонтова, бюст Белинскому в Центральном парке культуры и отдыха имени В. Г. Белинского. Кстати, бюст критику стоит возле главного входа, который находится со стороны улицы Лермонтова.

Центральный парк — огромен. Рядом с ним находится лес в овраге. Очень удобно, если нужно будет расширить парк, то сажать деревья не потребуется. Ставь себе аттракционы и увеличивай его в размерах. Я через этот лес проскочил, когда последовал совету добрых людей, как добраться до старого Мироносицкого кладбища. В результате оказался за несколько километров от нужного места. Время поджимало, электричка меня бы ждать не стала. На последнем издыхании дополз до кладбища, полюбовался собором и дальше пополз. А ведь даже за границей местные люди, несмотря на языковые различия, дают более действенные советы. В лесу встретил влюбленную пару, сидевшую на поваленном дереве. На мои вопросы они ответить не могли, считая, что еще находятся в парке.

Фантазия горожан породила также светофорное дерево недалеко от вокзала. 36 светофоров и ни один из них не работает — это круто!

Толстопятая Пенза

Хотя в Пензе есть большая Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого со множеством картин, размещающаяся в двух зданиях, здесь создали необычный формат картинной галереи — Музей одной картины имени Г. В. Мясникова.

Впрочем музей является филиалом большой картинной галереи.

Рядом с Музеем одной картины находится самый узнаваемый символ города — скульптурная композиция «Первопоселенец».

Толстопятая Пенза

Но вспомним принцип двойной пятки… Этот памятник появился в 1980 году, а в 2013 году в сквере имени Белинского был установлен «Памятный камень казакам — основателям крепости Пенза, сынам доблести и чести прошлого, настоящего и будущего».

Возле памятника «Первопоселенцу» находится смотровая площадка, с которой можно взглянуть на Пензу с высоты.

Толстопятая Пенза

Если же бросить взгляд вправо, то с неожиданностью увидите и поймете, что храмы раньше возводились не только на возвышенностях, но и в низинах.

Вниз к Спасо-Преображенскому храму ведёт лестница с каменными ступенями.

А чтобы убедиться, что тяжела дорога к храму — требуется пройтись по пешеходной зоне Пензы — улице Московская.

В отличие от многочисленных «Арбатов», раскиданных тут и там на просторах бывшего СССР, местный «Арбат» карабкается в гору к грандиозному храму.

Но не забудьте, что Вы в Пензе. Храм, хотя и сверкает издалека золотым куполом, но Спасский кафедральный собор еще только строится, если быть точнее — восстанавливается. И поэтому огорожен забором Прогулка вокруг Спасского кафедрального собора во времени и пространстве.

Толстопятая Пенза

Пензяки любят свой город, но тоже своеобразно. Мы уже привыкли к обилию арт-объектов «Я люблю…», где вместо трёх точек стоит название любимого города. На улице Московской, возле пассажа арт-объект выполняет функцию двойной любви: к городу,

а с обратной стороны — к торговому предприятию.

Практически двуликий Янус.

Пенза — зеленый город. Помимо деревьев много цветочных клумб, из композиции на которых

Толстопятая Пенза

мы узнаём о знаменательных датах из жизни города Пензы.

Правда страсть к экономии и утилитарном использовании обычных предметов может подвести. Ведь размещенную информацию на скамейках и урнах никто не собирается каждый год обновлять. Поэтому будьте в этом плане осторожны.

Толстопятая Пенза

В Пензе любят историю и не собираются просто так расставаться со старыми символами.

Хотя не все исторически важные с архитектурной, а не исторически-политической точки зрения, здания снабжены табличками, но город лояльно относится к приезжим туристам. Откуда бы я узнал, что в Пензе существует мост с трудно произносимым названием — мост имени ФУ БХУХО, которое расшифровывается как мост имени Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия.

Если бы не памятный знак, об этом рассказывающий.

Толстопятая Пенза

Как всегда — мне не повезло с фонтанами. Это уже как злой рок, меня преследующий. Поэтому красочную вывеску на остановке транспорта видел,

а работающий фонтан на площади Фонтанов- увы нет. Не функционировал он. А может не надо в сентябре пытаться работающий фонтан выискивать…

В общем однодневная поездка в Пензу удалась.

А эта фотография символизирует, как переплетаются в современной жизни города прошлое и настоящее.

Толстопятая Пенза
Маленькое старое здание, за которым строятся новые высотные дома. Город не стоит на месте, развивается и становится краше.