Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Тегеран — Иран Январь 2020

В 90 км к югу от побережья Каспийского моря, у подножия горного хребта Эльбурс находится столица Ирана — многомиллионный город Тегеран.

Существуют разные версии, что же обозначает его название. Согласно одной из них, сочетание слогов «тех» и «ран» переводится как подножие горы, что соответствует действительности. По другой версии — столица Ирана названа в честь древнего парфянского города Тирана. Третья склоняется к тому, что Тегеран переводится, как «теплое место».

К встрече с Тегераном я серьёзно готовилась, потому что это был первый город в моем рождественском путешествии по Ирану — стране с противоречивой репутацией. С одной стороны, Иран является одним из передовых государств исламского мира, что обеспечивает его значительное политическое влияние, с другой стороны, по мнению США, страна представляет угрозу международной безопасности, её считают, чуть ли не «обителью зла».

Тегеран — древний город. Раскопки показывают, что поселение людей на месте современного Тегерана существовало уже в 6 тысячелетии до нашей эры. Конечно, за свою многовековую историю город пережил много взлетов и падений.

С Тегераном связано минимум два события, тесно связанных с историей России и до сих пор вызывающих большой интерес.

Первое — трагическая гибель выдающегося русского дипломата, поэта, драматурга, пианиста и композитора, дворянина — Александра Сергеевича Грибоедова, бессмертие которому принесли комедия «Горе от ума» и нескольких фортепианных пьес. 11 февраля 1829 года исламские фанатики напали на дипломатическую миссию Российской империи в Тегеране, жестоко убив всех сотрудников и конвой, всего 56 человек. Среди погибших оказался посол Александр Грибоедов, который отстреливался до последнего. Ему было всего 34 года. Резня в тегеранском посольстве вызвала дипломатический скандал. Улаживать отношения с Россией шах послал в Санкт-Петербург своего внука. В его задачу входило добиться принятия извинений за убийство посла и смягчения бремени контрибуции. В числе богатых даров, преподнесённых российскому императору Николаю I, был и знаменитый алмаз Шах.

Иллюстрация из Интернета

Второе событие связано со Второй Мировой войной.

В 1943 году состоялась Тегеранская конференция руководителей трех союзных государств антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритания). Конференция была призвана разработать стратегию борьбы против Германии и её союзников. На Конференции были также объявлены гарантии независимости и территориальной целостности Ирана после окончания войны.

Фото из открытых источников Интернета

В 1981 году на экраны вышла детективная картина совместного производства СССР, Франции и Швейцарии — фильм «Тегеран-43». Из-за невозможности вести съёмки в Тегеране, часть съёмок прошли на «Мосфильме», а часть в Баку, где старинные здания похожи на дома Тегерана. Участие в фильме, хоть и во второстепенной роли, Алена Делона подогрело интерес советских зрителей. А Шарль Азнавур написал для фильма песню «Une vie d’amour» («Вечная любовь»), очарованный Натальей Белохвостиковой, после встречи с ней на съемочной площадке.

Еще не прошло и пятидесяти лет с момента Исламской революции, когда Шах Мохаммед Реза Пехлеви, долгое время правивший страной, в январе 1979 года покинул Иран, а в феврале того же года в Тегеран из парижского изгнания вернулся 80-летний лидер революции Рухолла Хомейни.

Сейчас трудно поверить, но до Исламской революции Иран считался самым светским государством на Ближнем Востоке.

Потом разразилась Ирано-Иракская война 1980–1988 годов за юго-западные нефтеносные провинции Ирана. Пик обстрела Тегерана был достигнут весной 1988 года, когда только за 6 недель иракские войска выпустили по городу 190 ракет.

Из-за военных операций США в Афганистане и Ираке Тегеран стал основным пунктом назначения огромного количества беженцев из этих стран.

Все эти события сильно повлияли на облик города и на его этнический состав.

В Музейном квартале

В Тегеране я провела всего один день, ближе к ночи у нас был вылет в Шираз.

Два моих удивления. 1. Поменяв 300 долларов, я стала «риаловым» миллионером. 2. Теперь везде и всюду на людях появляться надо было только в платке.

Драгоценное время было потрачено на знакомство с главными достопримечательностями столицы — прежде всего, музеями, которых здесь много, все они содержатся в образцовом состоянии и обладают фантастическими коллекциями.

Дворец Голестан

Знакомство с Тегераном началось с посещения дворца шахов Голестан. Дворец Голестан был построен во времена правителей из династии Каджаров.

Здания дворцового комплекса украшены великолепными изразцами.
Тегеран. Зеркальные залы Голестана и не только...

Во внутреннем дворе дворца разбит великолепный сад.

А может это и не январь вовсе?

Во дворце находится несколько музеев, лучшими из которых считаются музей мраморного трона, находящийся в огромном церемониальном зале, в котором можно увидеть огромный алебастровый трон; музей Негар Хан, в этом музее выставлена коллекция художественных работ эпохи Каджаров и украшенный большим количеством зеркал музей Шам-аль Эмарат (дворец солнца), некогда это было самое высокое здание в Тегеране, оно было выстроено в смешанном стиле, сочетающем черты европейского и персидского зодчества.

Тегеран. Зеркальные залы Голестана и не только...

Самое сильное впечатление произвели зеркальные залы дворца.

В коронационном зале
Коронационный зал

Тысячи маленьких зеркал и элементов из резного хрусталя мерцали и переливались на свету, казалось, еще чуть-чуть и откроется потаённая дверь в волшебную страну Зазеркалья…

Тронный зал во дворце Голестан
Зеркальный потолок

Да, персидские шахи знали толк в красоте и любили жить в невероятной роскоши!

Зеркальный зал
Зеркальный потолок и люстра

Я очень удивилась, что во всех залах дворца можно было беспрепятственно фотографировать, конечно, без вспышки.

Наш гид рассказывал много интересных историй из жизни шахов, но все они, шахи, быстро перемешались в моей голове. И, более менее, запомнилась информация о двух: Аббасе I Великом и Насер-ад-Дине.

Корона шаха - экспонат на выставке

Аббас I Великий — шах Персии из династии Сефевидов, правивший в 1587–1629 годах. Крупный реформатор и полководец. При Аббасе Сефевидское государство достигло наибольшего расцвета и могущества, простираясь от реки Тигр на западе до города Кандагар (Афганистан) на востоке.

Аббас I Великий

Иранский шах Насер ад-Дин, взошедший на престол в 1848 году и правивший страной на протяжении последующих 47 лет, был весьма образованным для своего времени человеком и великим ценителем искусства.

Шах Насер-ад-Дин

По приглашению российского императора Александра II в. 1873 году шах побывал в Санкт-Петербурге, где посетил Мариинский театр и впервые в жизни увидел балет.

Вернувшись домой, шах велел сшить всем своим наложницам, а их было около 100, юбки подобные балетным пачкам. Жены шаха облачились в короткие пышные юбки поверх цветастых панталон. Костюм дополняли жилетки, белые или черные носки и атласные туфли. Правда, девушки не захотели отказываться от покрывавших голову платков — это было уже слишком большой жертвой во имя любви к шаху.

Одной из многочисленных страстей шаха была фотография. Он создал у себя во дворце первую официальную фотостудию и нанял придворного фотографа — Антона Севрюгина, русского по происхождению. Севрюгину дозволялось снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Насер ад-Дин оставил право снимать свой гарем. Говорят, что он лично проявлял снимки в дворцовой лаборатории и хранил их в своих покоях, никому не показывая, но никаких доказательств этого нет.

Согласно шиитским законам, в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.

По Сети уже долгое время гуляет подборка фотографий из гарема Насер ад-Дина, и всякий раз эта подборка вызывает серьезные споры: неужели восточные красавицы выглядели именно так? Почему женщины на этих фотографиях так разительно отличаются от эталонных красоток?

Фото иранской принцессы из открытых источников Интернета
Фото "иранской принцессы" из открытых источников Интернета

На эти вопросы есть два ответа, противоречащих друг другу. Возможно, шах действительно был любителем специфической женской красоты, был человеком во всех отношениях неординарным. А может быть это и не жены шаха и вообще не женщины, а актеры первого государственного театра. В пьесах того времени играли только мужчины. Вот и весь секрет «иранских принцесс»: да, это гарем шаха, но в театральной постановке.

Национальная сокровищница в Тегеране — это место, где хранятся несметные сокровища: короны, декоративные троны, тиары, инкрустированные драгоценностями мечи и щиты, а также огромное количество украшений и драгоценных камней. Здесь можно увидеть и более редкие вещи — блюда и сосуды из драгоценных металлов, огромный золотой глобус с океанами, выложенными изумрудами, и меридианами, размеченными бриллиантами, один из самых больших алмазов в мире «Море света» весом 182 карата и бледно-розоватым цветом — самым редким для бриллиантов.

Сокровищница находится внутри Центрального банка, на авеню Фирдоуси. Коллекция выставленных здесь драгоценностей считается самой большой в мире.

Перед входом в сокровищницу производится строгий личный досмотр. В камеру хранения необходимо было сдать все фото-видео устройства, сумки. К сожалению, не было никакой возможности запечатлеть на память это великолепие.

Иранский национальный музей служит хранилищем для бесценных древних памятников античной Персии. Коллекции музея разделены тематически: в одном здании музея находятся экспонаты доисламского периода, в другом — исламской эры.

Старейшие предметы коллекции музея датируются шестым тысячелетием до н. э. Экспозиция музея состоит из артефактов, сделанных из керамики и глины, каменных и резных фигурок, найденных в основном на раскопках в Персеполисе, Исмаилабаде, Шуше, Рее и Туранг-тапе. В музее хранится мумия человека, прекрасно сохранившегося с 3 или 4 века н. э., из-за раствора соли, в котором он был похоронен.

Тегеран. Зеркальные залы Голестана и не только...

В музее создается впечатление, что листаешь страницы учебника истории.

Современный Тегеран — большой, шумный и пыльный мегаполис с постоянными пробками на автодорогах и мотоциклистами, ездящими по тротуарам.

Столичный ритм жизни может показаться не очень комфортным для путешественника, но у Тегерана есть огромный потенциал для развития и уж точно найдется, чем удивить искушенного туриста.