Турист Tatiana Dudarenko (Tatiana_Dudarenko)
Tatiana Dudarenko — была 13 июля 2023 14:25
Взяла тайм-аут.....

Сан-Педро-де-Атакама — Чили Январь 2020
Долина Эль Татио

Цепочка движущихся огоньков в кромешной темноте ползла вверх. Десятки автомобилей следовали друг за другом. Многим туристам пришлось встать в 4 утра, чтобы встретить рассвет на самой высокогорной долине гейзеров Эль Татио. До восхода солнца оставалось три часа, а нам ещё надо было подняться в Анды на высоту 4320 метров, преодолев перевал почти 4600 метров. В висках предательски пульсировало, но отказываться от этого популярного туристического маршрута не хотелось. В запасе были теплая одежда: куртки, перчатки, два термоса (традиционный презент гостям отеля) с заваренными листьями коки, а в багажнике автомобиля кислородный баллон.

Долина считается самым высокогорным гейзерным полем на планете. По площади занимает 3 место в мире, уступая первенство Йеллоустоун в США и долине гейзеров на Камчатке. «Эль-Татио», на языке индейцев означает «Плачущий старик». Так назвали ее племена инков, уверенные в том, что это плачут духи их предков.

В долине было теплее, чем обычно. И хотя в это утро температура не опустилась ниже ноля, но тёплые куртки все равно пригодились.

Места, где из-под земли вырывается горячий пар и кипящая вода, огорожены камнями. Держаться от этой условной линии лучше подальше, того и гляди гейзер окатит тебя фонтанчиком кипятка (Самый большой до 10 метров).

Плач духов. Чили. часть 4

Чем холоднее на улице, тем эффектнее смотрится долина, окутанная паром. А с первыми лучами солнца пар рассеивается и заметно снижается активность гейзеров. Именно поэтому было важно приехать в долину до рассвета.

На заметку фотографам: «Золотой час» — временной отрезок, когда солнце находится низко на небе, давая мягкий рассеянный свет, вы не застанете, так как долина окружена горами и холмами. И когда, солнечный диск появится над абрисом горы, он уже будет ослепляющий.

Плач духов. Чили. часть 4

И, конечно, не забудьте, что солнце на таких высотах, когда до неба «рукой подать» уж очень активное. Поэтому непременно возьмите солнцезащитный крем с фактором не ниже 50 и солнцезащитные очки. С появлением солнца, начинает повышаться и температура воздуха. Поэтому многослойность одежды приветствуется.

Температура воды, выходящей из-под земли разная, от почти кипятка до температур, позволяющих принимать SPA ванны. Не забывайте, что вы находитесь на высоте более 4000 метров над уровнем моря.

Плач духов. Чили. часть 4

Я, уже испытавшая горную болезнь, не стала дразнить судьбу и отказалась от качелей «холод — тепло — давление»», просто продолжила гулять по долине. Рассматривала яркие, где-то даже ядовитые краски долины и озер, причудливые купола, чашеобразные углубления, котлованчики и ямы, в которых все бурлило, кипело и выплескивалось.

Плач духов. Чили. часть 4

Особое удовольствие было позавтракать на импровизированном пикнике, разделив трапезу с аборигенами — андскими чайками и вновь отправиться в путь, чтобы исследовать эту далекую удивительно красивую страну.

Плач духов. Чили. часть 4

Мы постепенно начали спускаться с гор. Солнце освещало нам пейзажи с соляными озерами и долинами, где «кипела жизнь», несмотря на достаточно большие высоты. Мы постоянно останавливались, чтобы сделать снимки местных обитателей.

В интернете чаще всего можно найти фотографии самцов Рыжеспинной лессонии. Это черные птицы с рыжей спинкой, род воробьиных из семейства Тирановые. Но в мой объектив попалась самка. Не такая яркая, но не менее симпатичная пичуга. Сожалею, что не взяла с собой в поездку телеобъектив с большим фокусным расстоянием (многочисленные перелеты различными авиакомпаниями с ограничением веса ручной клади). Моих 70–200 мм явно не хватало для пернатых Чили, а для этой малышки размером с воробья тем более, но тем не менее буду с вами делиться «трофеями» моей чилийской фотоохоты.

А эту маленькую птичку, обитателя болотных или прибрежных озерных мест практически невозможно увидеть в России. Две достоверные встречи этого вида были зафиксированы только в 1986 и 2015 годах, а вот на севере Чили эта птица не редкость, самая маленькая из куликов, под названием Песочник — крошка

Плач духов. Чили. часть 4

Гиганская лысуха — крупная водоплавающая птица семейства пастушковых (родственница журавля) встретилась нам на живописном высокогорном озере. Птицы размером с индюка, хлопотали по-хозяйству. Время выращивать потомство.

Плач духов. Чили. часть 4

Гиганская лысуха строит огромные гнёзда из водной растительности. Такой плавучий «плот» может достигать 4 метра в диаметре, 60 см в высоту и выдерживает даже вес человека. Заботливый папаша приносил то веточку, то крупный пучок водорослей. Самка озабоченно приглядывала за малышами — черными пушистыми комочками. Удивительно, что птица спокойно ходила по глубокому озеру, перешагивая с растения на растение и только чистые участки воды проплывала.

Плач духов. Чили. часть 4

Взрослые птицы нелетающие. Разбегаются, хлопают крыльями, словно давая понять: «Я же птица, захочу и взлечу» Так и бегают по озеру, оставляя за собой длинную дорожку из брызг. И только самые молодые особи могут совершать небольшие перелёты к низинным озёрам, но всегда возвращаются назад, в горы.

Плач духов. Чили. часть 4

Озера были заполнены многочисленным количеством водоплавающих пернатых, в том числе и уток. Но больше всего меня привлек Чирок пуны — птица с голубым клювом. Не замечала раньше такой примечательной детали, но это и не удивительно, потому что ареал обитания этих речных уток северо-запад Аргентины, Перу и, конечно, север Чили.

Андский фламинго самый крупный из трёх южноамериканских видов, что нам повстречались в Чили. На расстоянии может показаться, что они окрашены равномерно, но на самом деле их оперение крапчатое. А желтые ноги и светло-желтый клюв у основания с чёрным кончиком обычно используют для идентификации видов.

Плач духов. Чили. часть 4

Удивительные места, где обитают эти изящные птицы. Солончаки высоко в горах более чем в два раза превышают солёность океана. Но для фламинго это комфортные условия и благоприятная кормовая среда из креветок и диатомовых водорослей.

Плач духов. Чили. часть 4

Горная каракара — является одним из видов хищных птиц в соколиной семье и эндемиком для Южной Америки. Чаще ее можно увидеть, идущей по земле, поэтому и латинское название рода — «сокол-пешеход». Она питается как падалью, так и практически любым мелким животным, которого может поймать, а также овощами, фруктами, зерном. А еще птицы могут царапать землю, топать, бросать грязью, переворачивать камни, всё для того, чтобы найти больше членистоногих и спугнуть грызунов.

Плач духов. Чили. часть 4

И, конечно, как не встретить самых древних коренных обитателей Южноамериканского континента. Викунья — самое мелкое животное из рода лам, семейства верблюдовых. История их возникновения уходит, аж в эпоху ледникового периода.

Так же ученые утверждают, что за это колоссальное время они практически не изменились, и именно викуньи являются прародителями ламы и альпака.

Плач духов. Чили. часть 4

Вернуться из долины гейзеров мы успели к полудню и оставшуюся часть дня до авиарейса решили посвятить осмотру Сан-Педро-де-Атакама, небольшому поселку, который приютил нас на три дня нашего чилийского путешествия по пустыне.

Плач духов. Чили. часть 4

Сын владельца отеля, с которым мы случайно познакомились вечером в баре, любезно позволил продлить нам номер до времени рейса. И мы отправились осматривать достопримечательности, не заботясь, где оставить вещи. Хотя, я очень преувеличила, используя множественное число. Достопримечательность одна — старинная церковь Сан-Педро-де-Атакама расположена на главной площади.

И не было бы в ней ничего такого примечательного, если бы не исторические хроники. Есть документы, свидетельствующие, что в 1557 году на этом месте была часовня, а позже уже в 1745 году здесь встала церковь, где местные индейцы постигали каноны христианства. На протяжении времени церковь претерпевала реконструкции. Например, в 1964 году возведена каменная колокольня. И сегодня церковь в очередной раз на реконструкции, поэтому попасть внутрь и посмотреть внутреннее убранство не представилось возможным.

Плач духов. Чили. часть 4

Здесь же на площади, где сосредоточены муниципальные учреждения, расположен и археологический музей, в который мы тоже не попали. Причину закрытых дверей, не выясняли, а проследовали на самую шумную и многолюдную и, похоже, главную улицу поселка.

На ней работают многочисленные лавки «handmade», туристические агентства, магазинчики, рынок.

Плач духов. Чили. часть 4

В это трудно поверить, но мы прогуливаясь по улочке, стали свидетелями самой редкой достопримечательности Атакамы — дождя. Это было совершенно неожиданно. Поднялся сильный ветер, закручивая вверх взвесь пыли и песка, а потом крупные редкие капли стали «раскрашивать» в горох песочно-глиняное полотно дороги. Мы успели заскочить под навес рынка и наблюдать, как местные скачут под дождем, хватая ртом капли дождя.

Дождь, так же неожиданно закончился, как и начался, что я и не успела сообразить снять на камеру это редкое атмосферное явление.

На жаре нас разморило, закружилась голова, поэтому посещение небольшого частного музея метеоритов мы пропустили, а направились в отель, чтобы немного отдохнуть и вылететь на Юг, в чилийскую Патагонию.