Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 18:19

Будва — Черногория Октябрь 2019

Бывают города, густо насыщенные скульптурами и различными арт-объектами. Будва к таковым не относится.

Самой известной скульптурой является скульптура, расположенная между Старым городом и пляжем Могрен-1 Четырнадцатилетняя бегунья. Подлинная история символа Будвы. Но, даже зная о ней, нашёл её не сразу, а лишь через несколько дней.

Первой же скульптурой, что попалась мне на глаза в первый день пребывания в Будве, был «Парус».

Золотой колокол, кошечки и прочие фигуры Будвы

Хотя вначале я принял её за элемент оформления автомобильной стоянки. Но ошибся, понял это — когда подошёл поближе и прочитал, что это скульптура «Jedro» (Парус).

Появился «Парус» в Будве в 2007 году как подарок из тогдашней столицы -Белграда. Автор — Александр Джурич. Неподалёку от «Паруса» постречалась фигурка с претензией на античность.

Золотой колокол, кошечки и прочие фигуры Будвы

Но большинство скульптур находится в районе Старого города. Чуть выше его на ступеньках, ведущих к проезжей части, что идёт параллельно набержной, увидел скульптуру еще одной купальщицы.

По крайней мере, так я её для себя определил.

Золотой колокол, кошечки и прочие фигуры Будвы

Женщина сидит обнаженная, склонив голову.

А вот таблички на скульптуре с точным названием нет, зато есть автографы вандалов.

В сквере возле набережной есть два памятника реальным людям.

Степан Митров Любиша (серб. Стјепан Митров Љубиша, 1824–1878) родился и долгое время жил и работал в Будве.

Золотой колокол, кошечки и прочие фигуры Будвы

Несмотря на то, что умер в Вене — он был похоронен в Будве, возле церкви Святой Троицы. Честно говоря, могилы мы его не видели, да и не ставили такой задачи — отыскать её. Зато нашли в Старом городе Будвы дом, где он жил Мемориальный дом Стефана Митрова Любиши. А уже после долгой прогулки, выйдя из Старого города, в нескольких метрах от моря нашли памятник Степану Митрову Любише.

Еще один памятник встретился нам на обратном пути из Старого города.

Установлен памятник был в 1985 году, автор — скульптор Стеван Лукетич (Stevan Luketić). На постаменте надпись: «Народни хероj Марко Ф. Станишић 1919 — 1983.» Родился он в Будве, трудился рабочим, в 1940 году вступил в ряды компартии Югославии. После оккупации Королевства Югославии в 1941 году он активно занимался подготовкой вооруженного восстания в своем районе. Когда вспыхнуло Восстание 13 июля (Trinaestojulski ustanak — крупнейшее антифашистское и антинацистское восстание 1941 года в Черногории, организованное черногорскими антифашистами и коммунистами), он был одним из первых повстанцев на черногорском побережье. Затем принимал участие во многих боевых операциях партизан по всей Югославии. С конца 1944 года до конца войны Марко был офицером разведки Первой пролетарской дивизии. После освобождения Югославии он продолжил свою военную карьеру в Югославской народной армии (ЮНА). Окончил Высшую военную академию ЮНА и отвечал за командование полком, а также за различные обязанности в корпусе. Ушел в отставку в звании полковника. 10 июля 1953 года ему было присвоено звание Народного героя Югославии.

Когда мы шли к Старому городу Будвы, то увидели красивый колокол и большой якорь.

Золотой колокол, кошечки и прочие фигуры Будвы

Подошли поближе. На колоколе не было ни надписей, ни табличек.

Подумалось: «Видимо, это что-то связанное с историей города».

На самом деле колокол связан с историей, но только не города. Позже мы побывали на пляже Ричардова глава, вот между собой колокол и пляж были связаны.

В 1963 году был снят англо-югославский приключенческий фильм «Корабли викингов»(англ. The Long Ships) .

(Из Интернета)

Съёмки проводились в окрестностях Будвы. Роль храброго скандинавского воина Рольфа в нём сыграл американский актёр Ричард Уидмарк (англ. Richard Widmark, 1914 -2008). Одна из версий происхождения названия пляжа ссылается на него.

В фильме помимо людей большую роль сыграл колокол. Храбрый скандинавский викинг Рольф узнаёт от мавританского принца Али Мансуха легенду, рассказанную египетской рабыней, о том, что в дальних землях есть огромный золотой колокол, который все называют «мать всех голосов». Принц Али Мансух хочет обладать этим чудом и готов заплатить за него сколь угодно большую цену. Рольф отправляется на поиски чудо-колокола в дальние страны вместе со своим братом Ормом на большом корабле, полном воинов. Множество приключений и опасностей встречают викинги на своём пути, в результате они находят колокол, замурованный в купол башни на одном из скалистых островов.

(Из Интернета)

Колокол доставляют в город Али Мансуха,

но город уже захватили викинги вместе с их королём, приплывшим в поисках своей дочери.

После съёмок колокол остался в Будве. Хотя по фильму — колокол золотой, но на самом деле он сделан из пенопласта. Пенопласт был изобретен в Берлине в 1839 году немецким аптекарем Эдуардом Симоном. В 1931 году в Людвигсхафене компания IG Farben начала производство пенопласта. В результате был получен такой же прочный материал, как чистый алюминий, но намного более гибкий. А колокол в Будве стал излюбленным местом для фотосессий.

В Старом городе чуть в стороне от туристических троп обнаружили вот таких милых кошачьих созданий.

Золотой колокол, кошечки и прочие фигуры Будвы

В скверике возле дороги увидели бетонные украшения

различной формы.

На обратном пути из Бечичи, куда мы ходили пешком, невдалеке от пляжа «Словенска плажа» встретилась прикольная скульптурная группа — парочка курортников, получающих солнечные ванны.

Золотой колокол, кошечки и прочие фигуры Будвы

Когда я увидел эту скульптуру, то она вызвала у меня улыбку. Стандартная картинка для многих пляжей мира. Парочка лежит и нежится под солнышком. Вот только загорающие — не живые люди, а их гипсовые копии.

Видимо есть другие скульптуры в городе, но мне на глаза они не попались.