Турист Светлана Басманова (sbasman)
Светлана Басманова
была вчера 21:55

Женева — Швейцария Июнь 2019

Женева случилась кусочками, два часа здесь, полдня там. Сначало было утро на автобусной станции, потом вечер по приезду из Анси и, наконец, полдня перед отъездом. В результате получился один полный день. Казалось бы немного, однако и за такое время можно успеть познакомиться с городом.
Если вы задумали отправиться из Лозанны в Анси, миновать Женеву вряд ли удастся. Поезда вдоль озера идут один за одним. Сорок минут и уже выходите на вокзале Cornavin. От вокзала до автобусной станции минут пять ходу, а уж оттуда Flixbus за 50 минут доставит прямиком в Анси. Конечно, если повезёт. Нам повезло наполовину, но об этом позже.

Колыбель Реформации — Женева

Из Лозанны выехали пораньше, поэтому до отправления автобуса образовались свободные час-полтора. Чтобы не терять драгоценное время побежала к озеру. Посреди небольшого скверика на набережной заметила необычное сооружение похожее на беседку. Оказалось, что вовсе это не беседка, а совсем наоборот мавзолей Карла II Брауншвейгского. Герцог завещал всё своё состояние городу при условии, что на видном месте будет построена гробница в соответствии с его собственным дизайном.

В качестве модели была взята гробница Кансиньорио делла Скала в Вероне. Шестиугольня мраморная конструкция украшена рельефами с историей Брауншвейга. По углам установлены статуи знаменитых представителей семьи.

Колыбель Реформации — Женева

Памятник отражается в прямоуголных бассейнах с мраморными химерами, а вход охраняют два мраморных льва.

Первоначально планировалось увенчать верх мавзолея конной статуей самого герцога. Однако, статуя в парадной военной форме получилась тяжеловатой и было решено разместить её отдельно. Бронзовая с позолоченными вставками скульптура работы Огюста Каина опирается на гексагональный постамент украшенный фигурами двенадцати апостолов.

Колыбель Реформации — Женева

Автобусы останавливаются на исторической площади Альп. После того как разрушили крепостную стену, в 1850 году город решил безвозмездно передать территорию реформаторской церкви. Девятью годами позже на площади установили фонтан «времена года» автора Луи Дорсьера. В 1955 году город Женева решил превратить площадь в автовокзал. Однако Комиссия по памятникам не позволила снести фонтан. Так по сей день и ходят автобусы осторожно объезжая монумент. Пока зевала рассматривая бронзового орла, прилетел живой хищник — чёрное пятнышко справа.

Следующая встреча с Женевой произошла через три дня. На этот раз в силу разных обстоятельств путешествие из Анси заняло вместо обычных 50-ти минут три часа. Планы пришлось менять на ходу. Бегом в гостиницу, заселились, взяли проездной на городской транспорт. Уже упоминала в совете, что в Швейцарии гостиницы, как правило, дают бесплатные проездные. Очень удобно, особенно если время поджимает.
Вдоль набережной Роны отправились к остановке трамвая на мосту Bel-Air. Когда-то этот мост служил единственной переправой через Рону, соединяя Северную и Южную Европу. В 58 г. до н. э. Юлий Цезарь приказал разрушить мост, дабы остановить продвижение кельтского племени Гельветов.

Колыбель Реформации — Женева

Недалеко находится ещё один примечательный мост — Машинный (Pont de la Machine). Пешеходный мост является одной из самых старых городских построек. В 1709 году для того, чтобы доставлять воду к городским фонтанам, у реки была построена первая гидравлическая машина, в честь которой и назвали будущий мост.

Пока ждали трамвая обратила внимание на страринную башню с часами. Tour de l’le — единственное, что осталось от укрепленного замка XIII-го века. Замок был построен в 1219 году епископом Айме де Грэндсон для контроля над стратегическим переходом через Рону. Оригинальные часы 1538 года были созданы на средства собранные жителями Женевы. На циферблате можно прочитать девиз города «Post Tenebras Lux» (после мрака свет).

Колыбель Реформации — Женева

На трамвае доехали до Площади Наций. Однако, спешили мы не в штаб-квартиру ООН. Несмотря на задержку, была надежда ещё успеть посетить Музей Ариана.
Единственный в своем роде Швейцарский музей керамики и стекла является одним из самых важных в Европе. Посвященный истории керамики от средневековья до наших дней музей включает предметы изготовленные в Европе, Азии, на Ближнем и Дальнем Востоке.

Колыбель Реформации — Женева

Коллекция размещается в неоклассическом дворце построенном в конце XIX века по планам архитектора Эмиля Гробети. В 1891 году владелец здания коллекционер и меценат Гюстав Ревийо передал здание вместе с коллекцией городу. Вместе со зданием был передан парк размером в 36 гектаров. Единственным условием было оставить парк открытым для публики.

Однако, в 1929 году на территории парка был построен Дворец Наций. Учреждение не только заблокировало великолепный вид на озеро и Альпы, но и изменило восприятие самого здания. Парадный вход закрыли, а посетители теперь пользуются чёрным ходом с обратной стороны.

Колыбель Реформации — Женева

Из соображений безопасности закрыли и большую часть парка, также названного в честь матери владельца — Ариан-де ла Рив.

Коллекция оставила неизгладимое впечатление. Ходили по залам до закрытия. Более 20,000 предметов — от керамики Изника до Севрского фарфора. Изделия из Японии, Китая, Архангельский фарфор из мастерской Юсупова.

Колыбель Реформации — Женева

Даже ваза в фойе наполена фруктами из стекла.

Колыбель Реформации — Женева

Посидели на веранде второго этажа. Музейное кафе было уже закрыто, но у нас с собой было.

Смотритель так впечатлился нашим интересом к коллекции, что принёс старинные ключи и открыл парадную дверь, за которой скрывалась чудесная мозаика.

Колыбель Реформации — Женева

Прогулялись по открытой части парка до японской беседки с колоколом Синагава. Kолокол, отлитый в 1657 году для храма Шингон Хонсен-дзи в Синагаве (Токио), был приобретен Гюставом Ревийо в 1873 году. В 1930 году оригинал был возвращен в Японию, а в парке поместили копию. 31 марта 2014 года в честь 150-летия установления дипломатических отношений между Швейцарией и Японией вокруг беседки посадили двадцать саженцев сакуры.

Дворец Наций был уже закрыт. Полюбовались на аллею флагов сквозь забор и отправились в Ботанический сад.

Колыбель Реформации — Женева

Ботанический сад также расположен на территории поместья Ариана. Сад очень интересно организован по климатическим зонам. Альпийский уголок рядом с китайскими лотосами. Однако самым приятным сюрпризом была огромная коллекция цветущих ирисов. Десятки сортов, всех цветов и оттенков. Тут уж я как пчёлка бегала от цветка к цветку, пытаясь запечатлеть каждый из них.

Колыбель Реформации — Женева

На Площади Наций дети и юные душой взрослые резвились между струями фонтана. Промокнуть в наши планы не входило, поэтому обошли фонтан стороной и на следующем автобусе уехали в Старый город.

На набережную Монблан вышли как-то сбоку. Немногочисленные туристки делали селфи у памятника Императрице Сиси. Бронзовая статуя элегантной жены императора Франца Иосифа украсила набережную к 100-летию её трагической гибели в 1998 году.

Колыбель Реформации — Женева

Белым парусом взметнулся над озером символ Женевы — фонтан Jet d’eau.

По мосту Монблан дошли до Английского сада. У входа в сад огромные цветочные часы, секундная стрелка длиной 2,5 метра, самая длинная в мире! Композиция из 12,000 растений меняется в зависимости от сезона. Часы не только красивы, они отсчитывают время со швейцарской точностью, сигнал передаётся со спутника.

Колыбель Реформации — Женева

Две бронзовые фигуры с мечом и щитом представляют Женеву и Гельвецию. Монумент символизирует интеграцию Женевы в Швейцарскую Конфедерацию.

С набережной неожиданно попали на широкий проспект Longemalle с выстроившимися в ряд роскошными отелями и традиционными швейцарскими фонтанами.

Колыбель Реформации — Женева

Проспект плавно перетёк в узкие улочки с длинными лестницами и крутыми ступенями. Город Женева оказался довольно холмистым.

Люксовые отели сменили старинные постройки. Maison Tavel — самый старый жилой дом в Женеве был построен в XII веке.

Колыбель Реформации — Женева

Старый арсенал — средневековый крытый рынок, в котором сейчас находится Государственный архив Женевы. На сером фасаде ярким пятном выделяется голубой циферблат солнечных часов.

В аркаде собраны старинные орудия. Стены украшены мозиками с ключевыми событиями в истории города: прибытие Юлия Цезаря в 58 г. до н. э., средневековая ярмарка и прием гугенотских беженцев после отмены нантского эдикта.

Колыбель Реформации — Женева

Бронзовый герб напоминает, что мы в Женеве.

Заглянула в соседний двор. Здание наполовину закрытое строительными лесами оказалось мэрией. Отель De Ville XV-го века до сих пор является резиденцией правительства Женевы. Именно здесь в 1864 году обсуждалась Женевская конвенция, а в 1920 была основана Лига Наций.
Любопытна большая мощеная рампа. Построенная между 1555 и 1578 годами Питером Дефоссом, конструкция обеспечивала прямой доступ к верхним этажам пешком или на лошади.

Колыбель Реформации — Женева

От мэрии до парка Бастиона казалось рукой подать. Как же обманчивы порой бывают карты. Вышли на Променад-де-ла-Трейль. Парк-то вот он, да на другом уровне. Пришлось искать спуск, ноги уже были на втором дыхании.
Вдоль старых крепостных стен на несколько сотен метров простирается монумент Стена Реформации. В центре фигуры четырех лидеров протестантского движения: Жан Кальвин, Гильом Фарель, Теодор Беза и Джон Нокс. Памятник был установлен в 1909 году к 400-летию со дня рождения Кальвина.

Колыбель Реформации — Женева

На наше счастье обратно наверх лезть не пришлось. Вышли из парка через парадные ворота на Площадь Нев к Оперному театру. Кроме театра на той же площади находится Консерватория и Музей Искусств. В центре конная статуя генерала Дюфура, национального героя Швейцарии и, по совместительству, картографа первым отметившего страну на карте. Всего два дня назад со смотровой площадки в Шамони мы любовались Пиком Дюфура.

В отель вернулись на трамвае. Ещё хватило сил запечатлеть вид из окна.

Колыбель Реформации — Женева

Наш самолёт улетал в 6 вечера, поэтому с утра отправились к Собору Св. Петра. Вчерашний крутой подъём решили не повторять, нашли путь хоть и длинный, но пологий.

Готический собор Святого Петра был построен между 1160 — 1252 годами на месте базилики VI-го века.

Колыбель Реформации — Женева

Неоклассический главный фасад был добавлен в XVIII веке.

Печальна история собора. 8 августа 1535 года, несмотря на запрет магистрата, Гильом Фарель перед огромной толпой провозгласил Реформацию. В тот же день реформаторы ринулись разрушать собор. Они ломали алтари, разбивали статуи, уничтожали картины. К счастью кафедра и некоторые росписи уцелели. Сохранилось и множество венчающих колонны романских и готических капителей.

Колыбель Реформации — Женева

О пышном убранстве собора свидетельствуют и остатки хор XV века.

Колыбель Реформации — Женева

Огромный орган выглядит как огромная сияющая корона.

Главное сокровище собора Часовню Маккавеев нам посетить не удалось. Закрыли на репетицию.

Колыбель Реформации — Женева

С востока к Собору примыкает терраса Агриппа-д’Обинье, с которой открывается великолепный вид на старый город и церковь-де ла Мадлен. Храм-де ла Мадлен является одной из старейших церквей в Женеве. Готическая церковь была построена в 1430 году после того, как пожар уничтожил часть старого города. Только романская колокольня пережила пожар. В башне церкви висит самый старый колокол в Женеве, датируемый 1420 годом.

Колыбель Реформации — Женева

С террасы можно спуститься по стариной крытой лестнице. Пассаж des Degrés-de-Poules был построен в 1554 году. В то время это был кратчайший путь между Дворцом правосудия и тюрьмой. Осужденные поднимались по 67 ступеням прямо в тюремную камеру.

Хочу поделиться ещё одним объектом, который часто остаётся незамеченным. В пассаже Malbuisson рядом с Макдональдсом можно увидеть настоящее технологическое чудо — часы с карильоном из 16 колоколов. Каждый час на фоне старого города 42 бронзовых фигурки и 13 колесниц проходят процессией демонстрируя битву Эскалада. Эскалада произошла 11—12 декабря 1602 года, когда войска герцога Савойского попытались взять штурмом крепостные стены вольного кальвинистского города Женевы, но женевцы отбили коварное ночное нападение католиков.

Колыбель Реформации — Женева

Город, в котором находится больше международных организаций, чем где-либо в мире, безусловно не лишён своего шарма. В то же время он яркое свидетельство того, что Швейцария привлекает скорее своими природными красотами, чем городами.